Через линию фронта

Марш-бросок по местам сражений Ржевско-Вяземской операции с посещением «Линии Сталина» в Белоруссии

Этот номер нашего журнала выходит в свет как раз посередине между двумя основными датами Великой Отечественной войны — 9 Мая, Днем нашей Победы в этой войне, и 22 июня, днем ее начала. Память наших дедов, вернувшихся и не вернувшихся с войны, захотелось почтить и словом, и делом

Вместо того чтобы погрузиться в пучину всеобщего безумия с привязыванием ленточек к антеннам, мы решили без особой помпы просто сесть в машину и посетить хотя бы небольшую часть мест, где в годы войны велись кровопролитнейшие бои. Было решено двигаться на запад, по пути нашего победоносного освобождения. Кроме того, именно в той стороне находится и главная цель нашей поездки — военно-исторический музей «Линия Сталина» неподалеку от города-героя Минска. Просто лететь по прямому, как стрела, полотну трассы М1 нам было неинтересно, потому задачу усложнили. Мы решили проехать по местам сражений одной из самых затяжных операций Великой Отечественной войны — Ржевско-Вяземской. Пусть эта кампания и не столь на слуху, как Курская или Сталинградская битвы, однако именно благодаря ей долгое время сдерживалось наступление немецких войск. Оттягивая на себя ресурсы фашистской армии, наши войска подо Ржевом помогли победить в Сталинградской битве, хотя и ценой огромных людских потерь.

Мы выдвинулись из Москвы по Новорижскому шоссе, и первое время нам пришлось смириться с монотонной ездой по автобану, который превосходит по качеству покрытия даже трассу М1. Впрочем, «мучились» мы недолго, чуть больше ста километров, а за Волоколамском почти европейская автострада как-то довольно быстро превратилась в среднестатистическую российскую дорогу. По обочинам начинают встречаться первые памятники в честь событий Великой Отечественной войны.

Бытовые наблюдения

Стоит отъехать от Москвы, как цены начинают стремительно катиться вниз. На все, но в первую очередь на горючее и на еду. В Смоленске во вполне приличном заведении (не привокзальная кафешка) сытный обед с внушительным куском мяса на второе обошелся всего в 400 рублей. В Минске цены даже ниже — не менее сытный ужин, да еще с бокалом пива, в пересчете на наши деньги — все те же 400 рублей, даже чуть меньше. Хотя местные жалуются, что с начала кризиса цены на продукты взлетели раза в полтора.

А вот что в Белоруссии действительно дорого — это проживание и горючее. Литр дизельного топлива в пересчете на российские рубли — 24 рубля. И еще пример дороговизны: стандартный сувенир, магнит на холодильник, который в России стоит 30–50 рублей, здесь обойдется в целую сотню.

Мы остановились в гостинице «Турист», которую еще по прошлым поездкам знаем как одну из самых дешевых. Это стандартная панельная постройка конца 70-х годов, какие есть в каждом более-менее крупном городе. Так вот, за тесный номер, где из удобств лишь душ да телевизор, пришлось заплатить по 70 долларов США за сутки! Правда,все чистенько, комнату убирают каждый день, а завтрак организован в виде «шведского стола», где есть даже жареное мясо. Так что, если вам не требуется ничего, кроме койки на ночлег, то это вполне достойный вариант.

Платить везде можно лишь белорусскими рублями. Раньше обменников было много, во всех ресторанах. Теперь деньги поменять можно лишь в отделениях банков, которые закрываются в шесть часов вечера, или в обменных пунктах при гостиницах — там круглосуточно. Курс одного рубля к другому везде одинаковый, и, как сразу сказали местные, кассиры здесь не обманывают, не принято.

Интересная особенность трассы М1 в Белоруссии: если по пути из России с нас не взяли ни копейки, то на обратной дороге заплатить пришлось дважды — при въезде на платную дорогу и при съезде с нее. Вот уж действительно: «Вход рубль, выход — два». Еще из наблюдений: более образцовых водителей, чем белорусские, свет не видывал. Хотя местных инспекторов на дороге мы встретили лишь однажды. Как рассказывают сами белорусы, российские гаишники на них обижаются — трезвые, пристегнутые и скорость не превышают. Хочется наказать, а не за что.

Причуды нашей памяти

Правда, складывается ощущение, будто люди, которые их ставили, либо совсем не разбирались в военной технике, либо им главное было «отметиться», а уж какую машину поставить на постамент — дело десятое: что было под рукой, то и поставили. Иначе кто сможет объяснить, каким образом машина реактивной артиллерии на шасси ЗИС-151 пятидесятых годов прошлого века может символизировать победу в войне? К сожалению, это не какойто единичный случай — подобные памятники «для галочки» нам попадались очень часто. Загипнотизированные монотонностью пейзажа, мы не заметили, как проскочили сам Ржев, хотя первоначально собирались свернуть с трассы чуть раньше, в городке под названием Зубцов. «Возвращаться — плохая примета, да еще и в самом начале путешествия», — подумали мы и решили уйти с трассы чуть дальше, в направлении Нелидово. Перебраться с магистрали М9, по которой мы ехали, на минскую М1 можно массой способов: пространство между ними изрезано довольно плотной дорожной сетью, и вся разница в выборе маршрута будет заключаться лишь в качестве самой дороги. Но так как мы отправились в путешествие, конечно же, на внедорожнике, французском Citroen C-Crosser, то состояние дорожного полотна под колесами нас особо не волновало.

Судя по дорожной карте, если бы мы свернули чуть раньше, в Зубцове, нам пришлось бы ехать по более-менее приличному покрытию, а так, двигаясь в направлении минской трассы проселочными «тропами», удалось внести легкую внедорожную составляющую в наш маршрут. Легкой она была лишь благодаря стоявшей сухой погоде — попади мы в дождь на те дороги, по которым неслись сквозь клубы пыли, испытание выпало бы серьезное. Лишь попав на трассу М1, мы в полной мере смогли осознать масштаб проходивших в годы войны сражений — проехав почти 700 километров и проведя в дороге полдня, большую часть времени мы двигались сплошь по местам боев.

Еще минут через 15 появился указатель на Смоленск, город, ставший свидетелем всех больших войн последних 200 лет — от войны с Наполеоном до Великой Отечественной. Еще сотня километров — и граница с Белоруссией. В отличие от большегрузных фур, для владельцев легковых машин эта линия на самом деле условная, надо только не забыть перед ее пересечением купить «грин-кард» — международный аналог нашего ОСАГО.

Партизанскими тропами

Перейдя границу, мы остановились, чтобы вручную перевести навигатор с российской карты на белорусскую, которая, кстати, большая редкость: нам удалось найти лишь одну. Похоже, что здесь изготовление карт — прерогатива государства, авторство нашей принадлежит некоему РУП «Белгеодезия». Казенные творцы постарались на славу: с улицами прорисована лишь столица, а все остальные города обозначены только контуром, да и то если населенный пункт находится в границах Минской области. На остальной территории страны обозначены лишь федеральные трассы, и нет даже таких крупных городов, как Витебск или Орша, в которую мы собирались заехать. Более того, даже в окрестностях Минска информация о дорогах изрядно устарела. Доверившись поначалу советам навигатора, мы то крутились по кругу внутри населенного пункта, то попали внутрь какого-то дачного поселка, где уткнулись в забор — дороги там просто не существовало. Пришлось нам покупать на бензоколонке подробный атлас Белоруссии, и все советы навигатора сверять с ним.

По пути в Минск мы свернули в Оршу, где как раз в годы войны и состоялся первый бой с участием легендарных «катюш». В честь этого сражения на берегу Днепра установлен монумент, представляющий собой ряд стилизованных направляющих «катюш», отлитых из бетона, перед которыми красуется какая-то чудовищная машина, сваренная из листовой стали. Судя по общим контурам, она должна изображать как раз носитель ЗИС-6, но при взгляде на нее мы пожалели о своих придирках к исторически недостоверным машинам на постаментах. Пусть уж лучше ЗИС-151, чем такое чудовище.

Памятники бывают разными

Трасса М1 идет прямиком к западной границе, огибая Минск на довольно большом удалении. Чтобы попасть в столицу Белоруссии, нужно заранее Памятники бывают разными Трасса М1 идет прямиком к западной границе, огибая Минск на довольно большом удалении. Чтобы попасть в столицу Белоруссии, нужно заранее

На собственной шкуре

Переночевав в Минске, на следующее утро мы отправились в Военно-исторический музей «Линия Сталина», что в 30 километрах от столицы, неподалеку от деревни Лошаны, в 6 километрах после города Заславль. Молодцы белорусы! В нашей стране нет ничего похожего — это не мертвый памятник, к которому лишь возлагают венки, а полностью восстановленный один из участков Минского укрепрайона. Причем экспозиция полностью интерактивна — можно все потрогать руками, сесть на место пулеметчика или артиллериста, поводить стволом туда-сюда, покрутить ручки наводки… Внутри дота с низкими потолками и в тихий солнечный денек чувствуешь себя неуютно, а если представить грохот боя снаружи, крики и пороховой дым вокруг, то понимаешь всю степень самоотверженности наших солдат. Вокруг прорыты ходы сообщения, в укрытиях стоят настоящие орудия, воссоздан участок государственной границы с вышкой, проволочными ограждениями и «секретом» в виде полого пенька с прорезанной смотровой щелью.

На одном из участков экспозиции организаторы попытались реконструировать сцену боя на лесной дороге: по обочинам разбросаны подбитые танки и сгоревшие машины. Есть и довольно обширная коллекция военной техники, уже более современной. На отдельных площадках собраны самолеты, средства ПВО, танки, артиллерия, инженерные машины; одна из самых интересных — с разного рода инженерными убежищами. Снаружи выглядит это неказисто, но где еще взглянешь на то, что обычно зарыто в землю. Есть даже возможность пострелять холостыми патронами из разного оружия, стоявшего на вооружении как нашей, так и немецкой армий — по цене 3 тысячи белорусских рублей за выстрел. От этого погружения в военные будни захватывало дух даже у нас, взрослых мужиков. Что уж говорить о мальчишках! Сбросить бы лет тридцать, и восторгов от посещения такого музея нам хватило бы на несколько месяцев!

Линия Сталина

Военно-исторический музей «Линия Сталина» создан на основе 134-го артиллерийского полукапонира и расположенных рядом пулеметных дотов номер 132 и 292, которые являлись частью системы Минского укрепрайона. Особенность именно этих огневых позиций в том, что они находятся в полутора километрах от высохшего русла реки, по которой проходила советско-польская граница 1939 года. Всего Минский укрепрайон должен был состоять из 259 долговременных сооружений, которые возводились главным образом по склонам господствующих высот. Протяженность линии обороны — 128 километров. К 1938 году было построено 294 дота (по другим данным — 305) и 242 пулеметные огневые точки. Минский укрепрайон входил в «Линию Сталина» — цепь оборонительных сооружений вдоль старой государственной границы СССР от Карельского перешейка до берегов Черного моря. Протяженность ее составляла около 1200 километров и состояла она из 21 укрепрайона общей численностью более четырех тысяч дотов. Возводилась вся линия с 1928 по 1939 годы. Существовала еще «Линия Молотова», строительство которой началось вдоль новой государственной границы СССР в 1939 году, вскоре после подписания пакта Молотова — Риббентропа. Она создавалась открыто и с самого начала не была секретным объектом в отличие от «Линии Сталина». По состоянию на 1 июня 1941 года линия обороны Западного военного округа включала в себя 193 дота, 909 сооружений полевого типа и 193 закопанных танка с 45миллиметровыми пушками, что составляло плотность около трех огневых точек на километр фронта.

Требуется точный расчет

Путь домой почти полностью повторял дорогу в Минск. А вот поленившись заправиться на выезде из города, мы чуть было не стали с пустым баком на трассе. Хоть трасса М1 и связывает Россию с Европой, бензоколонки на ней встречаются нечасто, и никогда не понятно, далеко ли до следующей. Во всяком случае нам в поисках горючего пришлось проехать 50 километров из 80, отведенных нам борткомпьютером до полной остановки. Заодно выяснилась интересная особенность дизельного мотора Citroen C-Crosser: если ехать с разрешенной скоростью 120 км/ч, то расход горючего составит 8 литров на 100 километров, но стоит разогнаться хотя бы до 140 км/ч, как средний расход переваливает за 10 литров на «сотню». Так что соблюдать ПДД автомобиль учит самым доходчивым методом — ударом по кошельку.

Проехав Смоленск, мы решили завершить наше путешествие по местам Ржевско-Вяземской операции и свернули на Вязьму, а затем продолжили свой путь по трассе Р132, через какое-то время выехав на Киевское шоссе, трассу М3. О масштабе боев красноречиво говорило количество памятников вдоль дороги, причем здесь мы встретили еще более изумительный монумент. В деревне Красный Холм не нашлось даже ЗИС-151, поэтому монумент погибшим воинам почему-то увенчали послевоенным гусеничным трактором, покрашенным в серый цвет.

В это время неподалеку

В процессе нашего путешествия мы сделали небольшой крюк и заглянули на этап Кубка России по ралли под названием «Голубые озера — 2009». Мероприятие проходило в окрестностях города Невель, что в Псковской области.

Отклонение от основного маршрута было незначительным, зато эмоции, полученные от наблюдения за гонками, едва ли передашь в словах. Погода выдалась образцовая. Гравийная трасса иссыхала под парящим солнцем, превращаясь в коварный генератор пыли. Вроде бы стоишь достаточно далеко от проносящихся с безумной скоростью болидов, а облако из мелких песчинок все равно долетает.

А ведь надо еще и успеть сделать красивый кадр автомобиля, проходящего поворот в хулиганском заносе. Так и бегаешь к кромке «зрительской ложи» и обратно.

В ходе третьего спецучастка один из пилотов не удержался в связке быстрых поворотов и сбил столб линии электропередачи. Бетонная мачта развалилась на две половинки, машина превратилась в груду металла, однако пилот со штурманом остались целы. Свое отработал каркас безопасности. В перерыве между СУ свои способности на гравийке с образовавшейся за пару часов добротной колеей продемонстрировал и C-Crosser. Конечно, это был скорее элемент развлечения, но «француз» об этом знать не мог и пресекал водительские шалости даже с приглушенной системой стабилизации. О том, что хорошо бы сбросить газ, напоминал лишь полязгивающий в багажнике мангал. Вместе с ним, кстати, отлично разместились мешок с углем, несколько рюкзаков и куча всякой мелочевки.

Досматривать, что было на ралли дальше, мы не стали и, насытившись добротным шашлыком, помчались в сторону дома.

GPS-координаты точек привязки
NШиротаДолготаОписание
1N55.48’15”E37.21’31”Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе
2N56.08’53”E34.53’44”Монумент «катюша» на шасси ЗИС-151
3N56.16’01”E33.0’49”Поворот налево, на Нелидово
4N56.13’44”E32.56’19”Поворот направо, по главной дороге, на Нелидово
5N56.13’13”E32.46’20”Нелидово, поворот налево, выезд на Р136
6N55.00’51”E32.17’41”Поворот на М1, направо, в сторону Минска
7N54.52’22”E32.01’39”Пост ДПС, поворот на Смоленск
8N54.47’56”E32.02’36”Поворот налево, на Старосмоленскую дорогу
9N54.41’28”E31.00’42”Граница России и Белоруссии, пограничный переход
10N54.37’25”E30.26’25”Поворот на Оршу
11N54.30’23”E30.25’22”Орша, монумент в честь первого боя «катюш»
12N54.10’47”E28.34’40”Поворот с трассы М1 направо, на Борисов
13N54.13’50”E28.30’24”Борисов, монумент танку ИС-2
14N54.12’10”E28.28’54”Борисов, поворот налево, на трассу Р53 в сторону Минска
15N54.05’56”E28.18’29”Жодино, завод БелАЗ
16N53.56’26”E27.40’22”Минск, съезд на Минскую кольцевую дорогу
17N53.52’31”E27.37’39”Минск, гостиница «Турист»
18N53.56’38”E27.26’11”Съезд с Минской кольцевой дороги на Заславль, в сторону «Линии Сталина»
19N54.03’28”E27.17’54”«Линия Сталина»
20N53.30’36”E28.08’37”Марьина Горка, монумент СУ-100
21N55.13’42”E34.15’31”Поворот с трассы М1 направо, в направлении Вязьмы на дорогу Р132. Пост ДПС, монумент Т-34
22N55.05’32”E34.19’40”Деревня Красный Холм, монумент с трактором
23N54.43’48”E35.11’01”Поворот налево с дороги Р132 на трассу А101
24N54.44’41”E35.14’26”Юхнов, монумент ИС-2
25N54.58’33”E36.10’09”Сергеевка, монумент «Ильинские рубежи»
26N55.00’01”E36.23’36”Поворот направо с трассы А101в сторону М3
27N54.58’43”E36.29’28”Выезд на трассу М3

Автомобиль Citroen C-Crosser был предоставлен компанией ООО «Пежо Ситроен Рус».
GPS-навигатор PocketNavigator PN-7050 был предоставлен компанией «МакЦентр».
Благодарим компанию «Эксперты приключений» за помощь в подготовке материала.


текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Алексей ХРЕСИН
Роман ТАРАСЕНКО
Антонио ТУШЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты