С днем рождения, Геля!

История появления легендарного внедорожника Mercedes-Benz Gelaеndewagen

Легендарному Gelаеndewagen этим летом исполняется тридцать. Вряд ли в далеком 1979 году кто-то из его создателей мог представить себе, во что превратится их автомобиль в нашей стране спустя каких-то десять лет

Будущим историкам Mercedes-Benz, видимо, придется писать две совершенно разные истории G-Klasse уже хотя бы потому, что в России Gelаеndewagen — это ужас, летящий на литых дисках по Кутузовскому проспекту, а во всем мире — удобный, практичный внедорожник для людей, выбирающих в качестве дорог не только асфальт. Причем там имидж машины не менялся в течение всех тридцати лет производства, невзирая на изменения политического строя.

Внедорожников с таким конвейерным стажем в мире не так уж и много, и эти собратья-долгожители G-Klasse являют собой примеры скорее крайностей национального характера. Это либо представители государств с сильно развитыми традициями и духом консерватизма — такие, как британский Land Rover, берущий свое начало аж в 1948 году, или Jeep Wrangler, имеющий еще большую историю, либо автомобили не самых передовых в плане автомобилестроения стран, например, российский УАЗ-469, прописавшийся на конвейере в 1972-м.

Поэтому машины, подобные Gelаеndewagen, среди внедорожников — поистине уникальное явление. Сегодня для повторения их успеха и популярности нужен табун маркетологов, целеустремленных и уверенных в себе. Удивительно, но создатели внедорожного Mercedes-Benz задумывались о будущих показателях продаж куда меньше своих нынешних коллег, и, возможно, поэтому у них получился автомобиль, актуальность которого сохраняется и сегодня. Но обо всем по порядку.

Поэтому машины, подобные Gelаеndewagen, среди внедорожников — поистине уникальное явление. Сегодня для повторения их успеха и популярности нужен табун маркетологов, целеустремленных и уверенных в себе. Удивительно, но создатели внедорожного Mercedes-Benz задумывались о будущих показателях продаж куда меньше своих нынешних коллег, и, возможно, поэтому у них получился автомобиль, актуальность которого сохраняется и сегодня. Но обо всем по порядку.

Международная панорама

«Шах расписался в полном неумении, вот тут его возьми и замени», — пел Высоцкий от лица своего лирического героя-алкаша, посаженного на пятнадцать суток за мелкое хулиганство и читающего сокамерникам лекцию о международном положении. Если немного пофантазировать и продолжить рассказ про шаха, то вряд ли можно обойтись без упоминания автомобиля Mercedes-Benz Gelаеndewagen. Именно иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви в начале 70-х являлся держателем большого пакета акций DaimlerBenz, и именно он может по праву считаться «крестным отцом» G-Klasse.

В 1975-м монарх решил оснастить иранскую армию внедорожниками в количестве 20 тыс. экз., а заказ на них, естественно, разместил безо всяких тендеров сразу на «своем» предприятии. Впрочем, зерно упало не в дикое поле, а в подготовленную поч ву: за два года до этого стартовал совместный проект Daimler-Benz и австрийской компании Steyr-Puch, целью которого являлось создание легкого полноприводного внедорожника, одинаково пригодного и для армейской службы, и для простых автолюбителей. Кстати, проект имел внутренний индекс H2 (привет маркетологам компании Hummer!), но для серийной машины было выбрано другое название. К тому же создателям в то время было не до маркетинга. Популярность автомобилей такого типа в те годы была невысока, а перспективы рынка сбыта вообще казались туманными.

Тем не менее в апреле 1973 года в штабквартире проекта в австрийском Граце уже стоял полноразмерный деревянный макет, а годом позже был готов и ходовой прототип. Для снижения себестоимости многие узлы и агрегаты позаимствовали с выпускавшихся автомобилей и микроавтобусов MercedesBenz. Еще через год был выполнен уже упоминавшийся заказ из Ирана, окончательно развеявший все сомнения. Последующие несколько лет ушли на доводку конструкции до ума и испытаний Gelаеndewagen буквально по всему миру — от «близлежащих» альпийских гор и угольного карьера неподалеку от Кельна до песков Сахары и заполярных снегов. Надежность и проходимость вбивались в этот автомобиль буквально с рождения, ведь к созданию будущей легенды немцы и австрийцы подошли с традиционным трудолюбием и педантизмом. Наконец к 1979 году к производству было готово все: и автомобиль, и конвейер.

Однако вмешалась политика. В феврале 1979-го шах Пехлеви лишился трона — его режим был сметен ураганом исламской «революции мулл» во главе с аятоллой Хомейни. Многочисленную автомобильную коллекцию (более трех тысяч машин) персидского монарха национализировали, и дополнительная партия новых Mercedes-Benz исламским фундаменталистам уже была не нужна. Но куда девать уже готовые машины и работающий сборочный конвейер!? Эксперимента ради несколько сотен машин отправили на службу в таможню и полицию ФРГ, а также в австрийскую армию. Затем немецкий бундесвер и аргентинская армия заключили контракт на поставку партии внедорожников. За ними последовали заказы от вооруженных сил Норвегии, Швейцарии и Индонезии. Испытания по всему свету, видимо, не прошли даром.

Фарш из свинины

В Советском Союзе Gelаеndewagen по известным причинам не испытывали, поэтому наши сограждане вряд ли имеют представление о базовой его модификации образца 1979 года. Покажи владельцу G-Klasse нормальный вариант машины, и он только усмехнется в ответ.

Вначале все было более чем скромно: четырехцилиндровые моторчики в 90 и 102 л.с. на модификациях 230G, два дизеля 72 и 88 л.с. — на 240GD и 300GD соответственно. Верхом шика был шестицилиндровый мотор мощностью 156 л.с. на 280G, однако его поставки задерживались до 1980 года из-за проблем, связанных с производством. К слову, именно на этой «чахлой» для современного российского владельца AMG или Brabus модификации в 1983 году гонщики Жаки Икс и Клод Броссер выиграли ралли Париж — Дакар.

Изготавливалось два варианта шасси: длинное — для закрытого четырехдверного кузова и короткое — для двухдверного универсала и кабриолета. Армейские варианты (и длинные, и короткие) делались только с тентованными крышами. Гидроусилитель руля и АКП на неармейских Gelаеndewagen были дополнительной опцией, цветовая гамма состояла всего лишь из пяти цветов. Военные машины красились только в защитный цвет, а комплектация у них была самой спартанской: КП — механика, ручные стеклоподъемники, сиденья из грубой ткани, самый простой руль, штампованные диски и никаких кондиционеров, магнитол и навигаторов. Даже на месте тахометра — пластиковая заглушка. В общем, такая комплектация «ручка-весла-тряпка» вряд ли бы прижилась на 1/6 части суши, обитатели которой твердо вбили себе в голову, что у джипа Mercedes-Benz обязательно должны быть «хром», «люстра», «литье», «свинина» с «дровами» и вообще «полный фарш»!

И если расчетливый и экономный западный заказчик будет долго выбирать опции из списка (все машины собираются вручную), то нашему человеку «понты дороже денег». Единственное, что смогло бы порадовать российских владельцев — это название армейской модификации Gelаеndewagen.

Во многих армиях мира есть традиция давать технике собственные имена. Например, в Советской армии «469-й» УАЗ — «козел», а вот в бундесвере Gelаеndewagen — «волк», или в оригинале — Wolf. Кстати, купить эксармейский Wolf в состоянии нового в Европе невозможно, потому как все машины списываются из бундесвера и продаются в частные руки только после полной выработки положенного ресурса. Причем ресурс этот определяется цифрами не на одометре, а в бухгалтерии: «Вольф» будет «демобилизован» только после того, как на его обслуживание и ремонт будет затрачена определенная сумма денег, а его дальнейшая эксплуатация просто станет нерентабельной.

Просто Геля

Но вернемся к именам. «Gelаеnde» в переводе с немецкого — местность, земля, территория, «Wagen» — автомобиль. Все вместе переводится как «внедорожник», так как слово «Gelаеnde» не подразумевает наличие на местности дороги как приспособленной для движения транспорта полосы земли. Вообще в немецкоязычной Европе Gelаеndewagen — это не конкретная модель, а термин, обозначающий внедорожник. Этим словом там назовут любой джип, будь то Toyota Land Cruiser или те же Land Rover с «уазиком». Последний, кстати, в одном из объявлений о продаже значился как Chapaev Gelаеndewagen, но это так, отступление.

В России «гелендевагеном» именуют исключительно одну конкретную модель концерна Daimler-Benz. Причем именуют не только этим словом, и, если бы проводился конкурс на максимальное количество прозвищ, то Gelаеndewagen оказался бы бесспорным лидером. Самое распространенное из всех — это легкое для произношения «гелентваген». Более упрощенными вариантами стали «гелент» и «гелен», фамильярное «Гелик» и уважительное «Гелич».

Множество кличек автомобиль получил благодаря своей утилитарно-угловатой внешности. Наши граждане с развитым образным мышлением придумали для немецкого «проходимца» немало эпитетов, среди которых «кубик», «ларек», «киоск», «ящик», «кирпич», «телевизор» и «холодильник». Впрочем, последнее относится скорее к редким экземплярам, окрашенным в белый цвет.

И, конечно же, каждое из этих имен обросло многочисленными производными. Так, коллеги-журналисты, пишущие про тюнингованно-заряженные версии G-Klasse, радуют своих читателей заголовками типа «Низкопарящий кирпич» или «Летающий киоск». А завистники (наверняка это обладатели каких-нибудь паркетников) обидно обзывают Gelаеndewagen словечками «гробик» и «кирпичик», а то и совсем оскорбительно — «гелендос». Не вылезающим из трофи-рейдов джиперам наверняка больше по душе прозвище «грязенваген». Дамы-владелицы G-Klasse — есть женщины в русских селеньях! — именуют свои транспортные средства ласково, как любимого мужчину, «Геля» или «Гоша». Господа с утонченным художественным вкусом величают этот немецкий продукт «черным квадратом» или даже «Малевичем».

Личности, у которых в отбитой бейсбольными битами памяти еще свежи воспоминания о лихих 90-х, называют G-Klasse «гробенваген», а те, у кого все черное и немецкое прочно ассоциируется с красно-коричневым из тридцатых, — «газенваген», «гитлерваген» и даже «гитлермашинен». Одному из владельцев Gelaendewagen бабуся с лавочки у подъезда так и сказала: «Милок, да у тебя машина, прямо как у Гитлера!».

Сарай на колесах

Впрочем, в Западной Европе свои ориентиры в личностях, и самым известным владельцем Gelаеndewagen стал папа римский Иоанн Павел Второй, получивший в свое распоряжение этот автомобиль еще в 1980 году. Машина для понтифика оборудовалась специальным креслом-троном и высоким куполом из прозрачного стекла. Естественно, машина снабжена и спецсигналами, однако нужны они вовсе не для того, чтобы, сверкая ксеноном, горя синим пламенем и крякая, сгонять всех с левого ряда, а то и мчаться по встречке или по разделительной. На самом деле наличие маячков и сирен есть признак некого статуса или, проще говоря, все те же понты. Среди всемирно известных владельцев G-Klasse были замечены губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, режиссер Стэнли Кубрик, актеры Брэд Питт и Дженнифер Энистон. Автомобиль выступал и в качестве киногероя — Gelаеndewagen эпизодически мелькал в ленте «Превосходство Борна» и даже в сериале «Секс в большом городе».

Но у нас опять-таки свои герои и наша эпоха становления капитализма, запечатленная в незамысловатых по стилю детективах в мягкой обложке, издающихся массовыми тиражами. Достаточно заглянуть в парочку из этих образцов современной беллетристики. «Одновременно все окна «гелендевагенов» открылись. За каждым из них сидел человек в бронированном костюме со странным, массивным и от этого очень внушающим уважение прибором в руках». Или: «Охрана запрыгнула в «гелендеваген», больше похожий на сарай на колесах, и помчалась следом.

Многие из героев этих романов давно лежат на Котляковском кладбище под могильными плитами, на которых в полный рост красуется изображение покойного с брелоком и ключами от Mercedes-Benz в руках. Кстати, Gelаеndewagen выпускался не только под этой маркой. В родной Австрии и в странах Восточной Европы он продавался как Puch, а во Франции — как Peugeot — на этом заводе из машинокомплектов собирались дизельные внедорожники. В России, до сих пор пребывающей в экстазе от «мерседесовской» трехлучевой звезды, таких «беспонтовых» маркетинговых ходов просто бы не поняли и тем более не приняли.

Но на счастье россиян с 2000 года G-Klasse продается во всем мире исключительно как Mercedes-Benz. Кстати, в России из публичных людей в числе владельцев машин этой марки фигурирует только писатель-сатирик Михаил Жванецкий, который по данным купленной с рук базы ГИБДД за последние годы сменил несколько «Геликов». Секрет такой скрытности прост — многие обладатели Gelаеndewagen предпочитают лишний раз не светиться.

Купи легенду

Но время привычно расставляет все по своим местам, и бывшие криминальные авторитеты, переквалифицировавшиеся в авторитетных бизнесменов, перестали быть основной массой пользователей G-Klasse. Нарождение среднего класса в России добавило в ряды обладателей Gelаеndewagen обычных менеджеров, делящихся в интернет-форумах сообщениями о покупке запчастей по бюджетным ценам. Не обходится и без традиционной «подковки блох»: кое-кто обнаружил, что у немецкого джипа крестовины кардана взаимозаменяемы с аналогичными деталями от «Газели». Но все же не стоит ставить таких экспериментов на своей машине! Ведь при качественном и своевременном техническом обслуживании этот автомобиль практически вечен — проверено временем.

По данным фирмы-производителя больше половины из всех когда-либо выпущенных экземпляров несмотря на возраст находятся в отличном состоянии, а цена двадцатилетней машины с пробегом в полмиллиона километров сопоставима со стоимостью нового азиатского джипа. По сравнению с другой «мерседесовской» легендой 90-х — седаном W140 — Gelаеndewagen редко встретишь на разборках, разве что совсем уже невосстановимый экземпляр после аварии.

Концерн Daimler по-прежнему выпускает эту модель, которую с охотой тюнингуют AMG и Brabus, по-нашему — «барбос». Мощность их моторов уже подобралась к пятьюстам «лошадям», а динамика разгона сократилась до нескольких секунд: есть ли предел совершенству?

И хотя в модельном ряду MercedesBenz присутствуют и другие внедорожники, однако ни ML, ни GL не могут похвастать и толикой популярности настоящего Gelаеndewagen.

Трансмиссия и подвеска

Конфигурации трансмиссии и подвески G-Klasse обеспечивают этому автомобилю не только замечательные свойства на бездорожье, но и неплохую относительно машинаналогов управляемость. Несущий элемент G-Klasse — рама, силовой агрегат размещен спереди, продольно.

Между мостами момент распределяет простой симметричный дифференциал (полуосевые шестерни и сателлиты конические). Такие же дифференциалы установлены в переднем и заднем мостах. Выбор типа конструкции этого узла объясняется простотой, надежностью и безотказностью механизма. Водитель G-Klasse имеет возможность изменять распределение момента в трансмиссии: он может заблокировать принудительно все три (независимо друг от друга) дифференциала. Для этого в салон выведены кнопки сервоприводов.

Даже если три колеса G-Кlasse потеряют сцепление с дорогой, машина сможет выбраться на одном колесе, через которое и будет реализован весь крутящий момент.

Раздаточная коробка (РК) и коробка передач (КП) разнесены. Сделано это для оптимизации развесовки автомобиля. Мощность от КП к РК и от РК к мостам передается с помощью валов, в состав которых входит по два карданных шарнира неравных угловых скоростей. Карданы призваны компенсировать несоосность валов соединяемых ими агрегатов, а также нивелировать взаимное перемещение этих агрегатов при движении автомобиля. В раздаточной коробке предусмотрена понижающая передача, задача которой состоит в увеличении крутящего момента на участке «коробка передач — главная передача». Понижающая пара улучшает свойства G-Кlasse на бездорожье.

Приводные валы передних колес включают карданные шарниры равных угловых скоростей.

Передняя и задняя подвески легендарного внедорожника сконструированы по классической схеме. Неразрезные балки мостов подвешены на пружинах. И спереди и сзади установлены стабилизаторы поперечной устойчивости, увеличивающие угловую жесткость подвески. Конструкция ходовой части обеспечивает большие хода колес, что крайне важно при движении по труднопроходимой местности.

Сегодня все модификации G-Кlasse оснащаются семиступенчатыми автоматическими коробками классической конструкции: гидротрансформатор и планетарные ряды. Исключение составляет доработанная модификация AMG, на вооружении которой пятиступенчатый агрегат такой же конструкции.


текст: Иван БАРАНЦЕВ
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты