Круглая дата

Обозреватель ORD принял участие в десятом сезоне трофи-рейда «Весенняя распутица»

Соревнование «Весенняя распутица», проводимое тверским джип-клубом «Лебедушка», в 2009 году стартовало в десятый раз. Чтобы увидеть ход гонки изнутри, обозреватель журнала ORD принял в ней участие в качестве штурмана экипажа категории ТР2

Зимой далекого 2000 года три энтузиаста из города Твери — братья Павловы и Юрий Феоктистов — выехали покататься на внедорожниках в пригородный карьер. И здесь было принято решение об образовании клуба любителей офф-роуда «Лебедушка». Чтобы привлечь новых людей, президент тогда еще только возникшего клуба Евгений Павлов решил провести небольшое соревнование, на которое приехало порядка 30 экипажей из Твери и Москвы. Организация мероприятия настолько понравилась всем участникам, что они просто потребовали повторения. И весной того же года состоялась первая в истории гонка под названием «Весенняя распутица». А спустя девять лет состязание собирает больше 150 автомобилей. Кстати, среди них оказался человек, который выходил на трассы всех десяти гонок. Это тверчанин Александр Крючков.

За десять проведенных «Распутиц» суть мероприятия осталась неизменной: в масштабе одного соревнования вмещались ориентирование, рейд и триал. Правда, иногда для разнообразия программы вводили этапы «слепое вождение» (пилот с завязанными глазами управляет машиной) или «командный дух» (машины связаны короткой ленточкой и должны проехать дистанцию «в сцепке»), но со временем гонки приняли вид классического оффроудного троеборья.

Маленький кусочек вселенной

Первый этап соревнований — ночное ориентирование — проходил в пятницу вечером довольно далеко от базового лагеря, на другом берегу Волги.

Сразу после старта наш экипаж оказался отрезанным от окружающего мира. Где-то сзади в кромешной тьме потерялись огни машин судей и соперников, фары высвечивают только небольшое пространство возле машины, а все то, что находится за освещенным кругом, слито в сплошной темный фон. Штурманская лампочка подсвечивает дорожную книгу, в которой обозначены все повороты трассы и расстояния между ними. В этом и заключается суть ночных гонок: ориентируясь только на сменяющиеся цифры на одометре, высчитать из всех дорожек на лесных перекрестках нужную только нам и найти единственный правильный путь.

Иногда в этом хитросплетении тропинок наше направление движения пересекают машины других участников, при этом угадать, кто из них заблудился, а кто следует правильным курсом, практически невозможно. Но всегда надо помнить одно из первых правил, которому учат новичков на ориентировании: не обращать внимания на соперников, а верить только в собственную прокладку маршрута.

Мне очень нравятся ночные ориентирования, проводимые джип-клубом «Лебедушка», это всегда очень точная «легенда» и требующие внимания переплетения трассы. На десятой «Весенней распутице» все было на высшем уровне — интересный маршрут, захватывающие «ребусы» организаторов, живописная местность, насколько это было видно в свете фар.

Весна, зима и снова весна

Ночью по крыше палатки застучали капли дождя. Ближе к рассвету в дождевой шум вплелось странное шуршание. Выглянув на улицу, я увидел, что бушует настоящая метель, а сосновый лес и окружающие поля засыпаны свежим снегом.

Именно такой погодой встретил невыспавшиеся и продрогшие после ночевки на свежем воздухе экипажи старт следующего этапа — ориентирования по точкам GPS. Для того чтобы участникам засчитали результат рейда (а определяется он по снимкам на цифровом фотоаппарате: в кадр должны попасть установленная в труднодоступном месте «точка» и кто-то из экипажа, держащийся одной рукой за точку, а другой — за свою машину), на автомобиль наклеена дополнительная буква. На этот раз ею стала «Ё»: джип-клуб «Лебедушка» борется за сохранение этой буквы в русском языке.

Контрольные пункты разбросаны по большой территории, задача экипажа — собрать точек как можно больше. Чтобы успешно выполнить все требования этапа, необходимо выработать наиболее оптимальный маршрут прохождения спрятанных точек. Сложность КП отображена на карте цветом: простые выделены желтым, а сложные — красным. На просеке со старой лесовозной колеей организаторами расставлены несколько «точек» разной сложности. Наш экипаж сразу направился на «красную точку». Я не буду описывать, как мы штурмовали заболоченный лес, как разматывали лебедочный трос и подкладывали под колеса сэндтраки, как форсировали ручьи и напоследок, выбрав оптимальное давление в колесах, подъехали к раскопанной другими участниками сложной точке без лебедки. Меня порадовало сочетание на небольшой территории разнообразных по характеру препятствий, тут нам встретились песчаные карьеры, каменные россыпи, болота и колеи.

Днем небо очистилось от облаков, и засияло солнце, растопившее свежевыпавший снежок. Однако время от времени налетали снежные «заряды», и с буквально за минуту до этого ясного неба начинала сыпать «грибная метель» — солнечные лучи светили сквозь падающие на землю хлопья.

Для зрителей — самое интересное

Последний день соревнований, воскресенье, организаторы предложили посвятить джип-спринту и триалу на крутых склонах Гришкиной горы. Триал — одна из самых зрелищных дисциплин внедорожного спорта, и посмотреть на то, какими немыслимыми маневрами автомобили преодолевают крутые подъемы и спуски, собралось несколько тысяч зрителей. Вроде бы нехитрое дело: проехать между двумя вешками на склоне холма. Но трасса была такой, что даже признанный фаворит грунтовых триалов — чемпион и победитель всевозможных внедорожных соревнований Олег Романов не смог идеально «взять» все ворота.

Страсти кипели нешуточные: на трассе бились стандартные «уазики», длиннобазные Jeep Cherokee и короткие Mitsubishi Pajero. Самые зажигательные выступления Владимира Казака, Олега Романова и Павла Смирнова вызывали бурю оваций зрителей.

Соревнования «Лебедушки» постоянно привлекают большое количество экипажей из разных регионов России. Успех мероприятий этого клуба заключается не только в интересных и продуманных трассах, хорошей организации и ценных сувенирах, но и в гостеприимной атмосфере, которую на своих мероприятиях создают ребята из Твери.

Итоги соревнований
Ночное ориентирование
Стандарт:ГРИГОРЕНКО Дмитрий — ВАСЯГИНА Анастасия (Москва)
Профи:ЛИТВЯК Дмитрий — ВОРОБЬЕВ Дмитрий (Москва)
Трофи-рейд
Стандарт:ТИТОВ Алексей — ВИНОГРАДОВ Илья (Тверь)
Туризм:ПАВЛОВ Борис — БРЫСКИН Анатолий (Тверь)
Супертуризм:ЗИНЦОВ Денис — ШАНДАРОВ Егор (Тверь)
Профи:КРЫЛОВ Алексей — МИРОНОВ Сергей (Тверь)
ATV:РУДАСЬ Алексей — ДАВЫДОВ Кирилл — КОРЯКИН Сергей (Солнечногорск)
Команда: Диверсанты (Тверь)
ТР1:ПАВЛОВ Борис — БРЫСКИН Анатолий (Тверь)
ТР2:БУЛАТОВ Олег — ИГНАТЬЕВ Максим (Тверь)
ТР3:РУМЯНЦЕВ Игорь — СТЕЦ Сергей (Тверь)
Джип-спринт:
ВОЛИКОВЫ Виктор и Анатолий (Москва)
Триал:
КАЗАК Владимир — КИВШАР Владимир (Тверь)


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН
Руслан САФАРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты