Последовательно или паралельно

Офф-роуд, лес, спорт, водка и что из этого получается и может получиться…

В этой статье не будет обличающих пассажей на тему езды в нетрезвом виде. Это всего лишь взгляд автора на чисто российскую проблему совмещения любого занятия с безудержным пьянством. К этой проблеме можно относиться по-разному, но совсем не замечать ее нельзя

Собрались как-то несколько джиперов и поехали в Карелию поохотиться. Как только закончилась наезженная дорога, народ начал «квасить». А чего такого? Все же взрослые люди… И каждый свою норму знает… К тому же лес, природа, птички поют… Как тут не выпить?! Закончилось все трагично. Водитель не справился с управлением, и «уазик» на полном ходу вошел в дерево. Пострадали все. Окровавленные люди лежали вокруг машины, а помощи ждать было неоткуда. Слава Богу, эта история закончилась относительно благополучно, и никто не погиб.

Самое страшное, что это не придуманная пропагандистская страшилка, а случай из жизни, произошедший с моими хорошими знакомыми. И такие истории случаются сплошь и рядом. Казалось бы, что в этом такого уж страшного? Ну выпили, ну попали в аварию. Ведь не на дороге общего пользования, а в дремучем лесу, где и нетто никого. Так, да не так. В последние годы офф-роуд-движение в России приобрело колоссальную популярность. Огромное количество внедорожных клубов, спортивных мероприятий, путешествий. И почти всегда езда по бездорожью совмещается с потреблением спиртных напитков. Далее, не делая никаких сколь-нибудь серьезных выводов, рассмотрим ситуации, в которых водка и офф-роуд идут рука об руку с заметными потерями для последнего.

Все свои

Для подавляющего большинства оффроуд — это поездка с друзьями на природу в выходные. А раз сегодня встречи с гаишниками не предвидится, то и нет смысла откладывать удовольствие на вечер. Поэтому банка пива в руке водителя зачастую является таким же привычным атрибутом, как и сигарета в зубах. Потом еще одна банка. И еще одна. А далее с аргументом «пивом голову не обманешь» коллектив переходит на крепкие напитки. А до места ночевки еще ехать и ехать. Пилоты начинают чаще ошибаться, и как следствие борьба с бездорожьем затягивается до глубокой ночи. А поскольку пить уже начали, процесс этот постепенно выходит из-под контроля. И до места ночевки добираются уже под утро пьяные вдребадан, на сломанных машинах, а иногда не добираются вовсе. У них это называется «отлично отдохнуть».

Наверное, такой «отдых» тоже имеет право на жизнь. Вот только мне кажется, что нормальному человеку вряд ли понравится отдыхать в такой компании, подвергая опасности не только свою жизнь, но и жизни своих близких. Поэтому компании, в которых езда по бездорожью и вечерние посиделки у костра не перетекают одно в другое, а идут по порядку, имеют гораздо больше шансов пройти проверку временем и избежать массы досадных случайностей. Но, к сожалению, таких коллективов немного, потому как для поддержания порядка требуется дисциплина, а вот ее-то во внедорожном движении никогда и не было. Офф-роуд — это свобода, а ее каждый понимает по-своему. Для большинства свобода — это возможность как можно быстрее напиться до розовых слонов.

Спорт и водка

Подавляющее большинство внедорожных клубов (коих сейчас легион) проводит спортивные мероприятия. Их отличают друг от друга место проведения, формат и количество участников. А объединяет абсолютное отсутствие контроля за состоянием пилота, не говоря уж о штурмане. То есть совершенно никого не волнует адекватность выходящего на старт экипажа. Главное, чтобы изза руля не падали под ноги судьям. Да и сами организаторы зачастую не многим отличаются от завсегдатаев вытрезвителя. В результате мы имеем несколько десятков автомобилей с пьяными водителями, на огромной скорости несущихся по лесным дорогам.

И как обязательное приложение — пьяных сочувствующих, приехавших в лагерь на своих городских вседорожниках и разъезжающих по лагерю туда-сюда все в том же состоянии сильного алкогольного опьянения. Бывает, что обходится без последствий. Бывает, что не обходится.

Но стоит заметить, что не на всех соревнованиях все так плохо. На статусных мероприятиях, где выступают настоящие спортсмены, встретить пьяный экипаж практически невозможно. И основной причиной является не тотальный контроль со стороны организаторов, а принципиально иной подход самих участников. Они приезжают для того, чтобы принять участие в гонке и показать хорошие результаты. Этому предшествуют недели кропотливой работы по подготовке автомобилей, закупка запчастей и снаряжения, и ребятам в последнюю очередь нужно «слить» гонку из-за пьяных ошибок. Но это совсем не значит, что на статусное мероприятие ездят аскеты и ханжи. Вечером, после финиша, они точно так же, как все, сидят у костра, выпивают и поют песни под гитару. Просто в отличие от участников пьянок под открытым небом, называемых клубными мероприятиями, сюда люди приезжают для того, чтобы заниматься оффроудом, а не пить за него.

Я пьяный еще лучше вожу

Когда я только увлекся внедорожным отдыхом, как-то само собой пришло решение, что пить за рулем я не буду. Дальше — больше. Пересев на штурманское кресло экспедиционного автомобиля, я решил не менять установившиеся традиции, и на всем пути следования никогда не позволял себе прикладываться к бутылке. Что совершенно не мешало мне выпить за ужином рюмку-другую, но при этом помогало сохранять контроль над собой и легче переносить тяготы дальнего пути. Я искренне убежден, что водка и экстремальный отдых несовместимы, что-то одно обязательно возьмет верх. Поэтому в моем внедорожном клубе во время движения колонны выпивать нельзя никому: ни пилотам, ни штурманам, ни пассажирам. Это — правило, и оно не обсуждается. Те, кто не смог его принять, ушли… Оставшиеся от этого только выиграли. И на сегодняшний момент у нас замечательный семейный внедорожный клуб, куда приезжают с женами и детьми, и ни у кого не возникает мысли, что вечером нужно будет пораньше уехать, пока все не напились и не начали носиться на машинах по лагерю.

Приезжая на внедорожные мероприятия других клубов и видя, как находящиеся в сильном опьянении люди садятся за руль и собираются куда-то ехать, я стараюсь остановить их, и иногда мне это удается. Но чаще я слышу в ответ: «Да ладно, чего тут ехать?» или: «Я пьяный еще лучше вожу».

Комментарий специалиста

По официальной статистике в России в среднем употребляют 14,5 литра абсолютного алкоголя на душу населения. В начале прошлого века эта цифра составляла всего 0,2 л. Во всемирной наркологии смертельным объемом считается 9 литров на человека. Масштабы катастрофы налицо, судите сами…

Наиболее часто спиртные напитки употребляют мужчины в возрасте 25–40 лет. Полностью воздерживающихся от спиртных напитков мужчин всего 2,4%, случайно употребляющих (2–4 раза в год не более 100 мл) — всего 4,9%, умеренно потребляющих (1–2 раза в месяц) — 29,4 %, а 28,8% мужчин употребляют спиртные напитки систематически (1–2 раза в неделю). Вот последние находятся в группе риска по возникновению алкогольной болезни. Причем именно регулярность употребления, а не количество есть признак зависимости. Чем более стойкой становится привычка употреблять алкоголь, тем менее она осознается.

Алкоголь меняет личность, разрушает психологические связи с миром, сужает круг других потребностей, меняет ценности. Чтобы усилить то, что утеряно по причине постоянной интоксикации, выпивают снова, круг замыкается, и возникает болезнь.

Все «против», но не «за»

Все сказанное мною выше на первый взгляд просто и понятно. Из года в год этот вопрос в том или ином виде обсуждается на внедорожных форумах и в интернет-конференциях. В роли катализатора подобных обсуждений обычно выступает очередной несчастный случай на соревнованиях или «покатушках», произошедший по вине пьяного водителя. При этом все высказавшиеся согласны с тем, что пить за рулем нельзя. Все как один на словах выступают против совмещения пьянки и офф-роуда. Но это совершенно не мешает большинству из них продолжать колесить по лесам, плотно сжав в руке все ту же пресловутую банку пива. Старинная поговорка про «соринку в чужом глазу» в действии. То есть пить за рулем, конечно же, нельзя, но нельзя тем, другим, которые и пить-то не умеют. Другое дело — я. Мне что банка пива, что бутылка водки — все ни по чем, а если нельзя выпить, зачем тогда вообще в лес ехать?!

Как говорил профессор Преображенский, разруха в умах. Можно сколь угодно долго на просторах интернет-ресурсов осуждать «Вась» и «Коль», которые пили, как и все остальные, но в отличие от прочих оказались менее везучими, и при этом самому продолжать подвергать опасности себя и окружающих, садясь за руль пьяным.


текст: Леня НЕМОДНЫЙ


№6 июнь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты