Навигационные ворота

Баха «Золотые ворота» – III этап Кубка России. Муром

Что нужно для проведения по-настоящему интересного ралли-рейда? Первое, что приходит на ум, – это проложить многосоткилометровые трассы в живописной местности с интересным рельефом и предусмотреть там множество грейдеров и бродов. Так вот, практически ничего из вышеперечисленного на третьем этапе Кубка России, бахе, носящей в каком-то смысле романтическое название «Золотые ворота», не было. Но не спешите делать выводы: былинная Земля Муромская приготовила участникам немало сюрпризов, и в результате гонка получилась как минимум неожиданной.

Итогом предыдущего, второго, этапа Кубка в Бологом стало то, что турнирная таблица оказалась изрядно «перетасована»: в то время как фавориты сходили с дистанции из-за поломок, в лидеры выходили дебютанты ралли-рейдов (см.: «Перекрестное опыление». ORD. 2008. №5). Так вот, проводимый клубом Partisan Extreme муромский этап вновь перемешал результаты. Но давайте обо всем по порядку. 37 экипажей из Владимира, Москвы, Перми, Ульяновска,Шлиссельбурга и других городов России торжественно стартовали с главной площади города (35 из них участвовало в Кубке России, а 13 – в Трофее РАФ). В принципе участникам предстояло пройти четыре пятидесятикилометровых круга, но, возможно, некоторые из них проехали значительно большее расстояние…

Виной всему дождь

Зарядивший с утра дождь грозил сделать глинистые колеи практически непроходимыми. Во время административных и технических проверок в Муроме даже высказывались опасения, что если ктонибудь из гонщиков особенно плотно сядет, то все соревнование может оказаться под угрозой срыва. К счастью, уже к моменту старта первого участника (открывал гонку Nissan Pick Up Павла Логинова и Кирилла Шубина) выглянуло долгожданное солнце, а дождем только прибило пыль, при этом не слишком сильно промочив грунт. То есть воды на трассу пролилось ровно столько, чтобы набухший песок, под которым оставался слой сухого грунта, превратился в некое подобие мыла. И действительно, уже в ближайшем от старта овраге на глазах у собравшихся здесь многочисленных зрителей началась отчаянная борьба со ставшей необычайно скользкой трассой.

В общем, неудивительно, что первый круг «Золотых ворот» был отмечен многочисленными «уходами» с трассы. Более того, экипаж Артема Варенцова и Романа Елагина даже снес довольно крепенькую сосенку (ребята продолжили борьбу, но пройти им удалось лишь первый круг). Ну а буквально в паре километров от старта встал УАЗ Сергея Скрипкина и Дениса Вуколова. Экипажу удалось починить автомобиль и продолжить борьбу, однако время было потеряно, и о высоких результатах речи уже и быть не могло.

Кто так строит?..

С момента старта лидера гонки прошло уже сорок пять минут, а Nissan Павла Логинова все еще не показывался на втором круге. Стартовавших следом тоже не было видно. Неужели и впрямь все гдето намертво сели?! В моей голове возникло два взаимоисключающих плана действий. Первый: рискуя пропустить хоть что-то интересное в живописном овраге, возвратиться на финиш и, выяснив там все обстоятельства происходящего, попытаться добраться к месту событий. А второй: тупо ждать, оставаясь на месте. И тут сонную летнюю тишину нарушил нарастающий рев моторов. По мере того, как звук, становясь все громче, приближался, становилось ясно, что здесь борются не один и даже не два автомобиля. Еще до того, как первая машина показалась на почти километровом прямике, послышались настойчивые требования уступить дорогу. Каково же было удивление публики, когда первым пронесся мимо отнюдь не Логинов, а экипаж Ильи Кузнецова и Андрея Нешина (правда, после третьего круга ребята сошли), а позади них буквально друг за другом летели все остальные. Что же до задержки, то, как выяснилось, в том виноваты отнюдь не козни бездорожья, просто участники заблудились…

Дело в том, что на трассе имелось несколько мест, где когда-то, вероятно, проходили дороги, но теперь они совершенно заросли. То есть по треку уходил лишь след организаторского автомобиля. А теперь представьте: экипаж идет строго по легенде (в регламенте не было заявлено навигационных участков), и там указано, что за лесом – направо. А «направо» – поле, и после дождя трава там поднялась, сделав путеводный «организаторский» след еще более незаметным. Правда, трасса была размечена еще и ленточками, но то ли их не замечали на скорости, то ли после дождя они куда-то исчезли… В любом случае «поймать» такой «секретный» поворот на скорости оказывалось действительно непростой задачей.

На деле же это вылилось в следующее: пока первые девять экипажей минут двадцать блуждали в полях, их догнали стартовавшие десятыми Владимир Фролов и Денис Царев.Штурман так описывает события: «Едешь, а тебе навстречу – кавалькада машин! Ты понимаешь, что дальше ехать не надо, потому что легенда там, вероятно, не «бьется», надо искать поворот. А как это место найти – не очень понятно». В общем, в какой-то момент гонка превратилась в состязание штурманов на манер внедорожного навигационного ралли, и дальше вперед вырвался Илья Кузнецов. В итоге лучше других справиться с задачей поиска практически незаметных в поле дорог удалось экипажу Алексея Денисова и Алексея Тимшина (первое место в категории Production). Не плутали, пожалуй, только мотоциклисты, поскольку они ехали последними, с успехом ориентируясь по уже накатанным дорогам.

Опасная колея

И в завершение рассказа о «Золотых воротах» хотелось бы отметить: трасса гонки получилась жесткой. На ней были и глубокие колеи, и «засадные» места, и просто опасные участки. На одном из последних и перевернулся автомобиль Алексея Кузнецова. Он шел первым, с десятиминутным отрывом, но его нагонял экипаж Алексея Денисова (он стартовал на 15 минут позже). Кузнецов ускорился, но… попав в глубокую колею, не удержал машину и несколько раз перевернулся. Опасно ехали и стартовавшие в конце гонки мотоциклисты. Один круг они вообще шли параллельно с участниками на автомобилях. Во время обгонов пилоты не видели мотогонщиков, а те же не понимали, почему им не уступают дорогу, и, улучив момент, проскакивали вперед. К счастью, на этот раз все закончилось благополучно. Но ведь известны и другие примеры развития событий (см. вставку «Смерть мотоциклиста». С.130).

Андрей СЛЕПУШКИН
Руководитель гонки

ПУСТЬ УЧАТСЯ ЕЗДИТЬ

У меня очень противоречивые ощущения. Мне кажется, на «четыре с минусом» удалось, но я не могу сам себя судить. Люди ждут от ралли-рейда, наверно, больше классического ралли. То есть всем хочется «педалировать», ездить в управляемых заносах. Я же абсолютно уверен, что ралли-рейды – это внедорожная дисциплина: там могут быть и колеи по пояс, и грейдеры, и грязь. Я считаю, и, наверное, я не сильно заблуждаюсь, что между классическим ралли и ралли-рейдом ничего общего быть не должно: классическая раллийная машина по ралли-рейдовой трассе проехать в принципе не может. Грань должна быть очень четкой между ралли-рейдом и трофи-рейдом. На ралли-рейдовой трассе совершенно не должно подразумеваться, даже приблизительно, лебедки. Но это не значит, что там не должно быть грязи. Я считаю, что в ралли-рейдах надо знать бездорожье, уметь ориентироваться и только в третью очередь – овладевать навыками скоростного вождения. Вот с этой позиции я все свои ралли-рейды и делаю. По поводу плутания… Ошибкой с моей стороны было то, что я не напомнил на брифинге о том, что дорога заросшая. Но, честно говоря, я не думал, что трава не ляжет после первого круга. Кроме того, вся трасса была размечена: там висели ленты, дальше стояли мои люди. Машины ездили куда-то, разворачивались, возвращались назад.

В общем, могу сказать, что стилистику свою подправлю чуть-чуть. Уделю внимание тому, чтобы не попадалось сухих жестких участков, где у людей убивается спина, а у машин – подвеска. Это неприятно и для скоростного соревнования не нужно. Но совершенно не собираюсь обращать внимание на грязь, потому что люди ее проезжают. Пусть таскают друг друга веревками, пусть учатся ездить. Моя задача – делать спектакль, и чтобы на него ходили.


«Золотые ворота» – III этап Кубка России по ралли-рейдам
МестоЭкипажАвтомобиль
Super Production (Т1)
1МАРЗАЛЮК Владимир / ПЛЕТЕНЕВ Антон Mitsubishi Pajero
2 САВЕНКО Сергей / ШУХНОВ ВалерийГАЗ-3110
3ЛОГИНОВ Павел / ШУБИН Кирилл Nissan PickUp
Production (Т2)
1ДЕНИСОВ Алексей / ТИМШИН Алексей Mitsubishi Pajero
2НОВИКОВ Андрей / СОЛОВЬЕВ Александр Toyota LC 80
3ФРОЛОВ Владимир / ЦАРЕВ Денис Mitsubishi Pajero
National (N)
1ДЖЕПАЕВ Биньямин / ЕРШОВ Олег УАЗ Hunter
2ГОРБАЧЕВИЧ Владимир / ЮСИПОВ Марат УАЗ-3151
3ВОЛКОВ Сергей / ЗАВЕРШИНСКАЯ Анна УАЗ-31514
Raid (R)
1ЯСЬКОВ Алексей / КОЗЛОВ Сергей Toyota LC 80
2СЕЛИВАНОВ Андрей / НИКОНОВ КириллВАЗ-21230
3ФЕДОТОВ Вадим / САЧКОВ Юрий УАЗ-469

текст и фото: Елена Ольховская

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты