На сцену приглашаются

«Тверская земля» – III этап Чемпионата России

Не секрет, что в мире внедорожного спорта уже достаточно давно и вполне небезосновательно бытует мнение, будто в силу объективной удаленности и очевидной труднодосягаемости внедорожных трасс сделать трофи-рейд событием по-настоящему зрелищным и доступным практически невозможно. Так вот, похоже, что третий этап Чемпионата России по трофи-рейдам опроверг сию досужую выдумку. Шутка ли: посмотреть на прохождение спецучастка последнего дня собралась не одна тысяча поклонников этого по определению грязного вида спорта. Выходит, организаторам гонки – тверскому клубу «Лебедушка» – удалось-таки отыскать путь к сердцам зрителей…

Свой рассказ о «Тверской земле» я начну с нескольких достаточно показательных цифр и одного любопытного факта. Из 23 экипажей – участников Чемпионата России (тринадцать из них стартовали в ТР3, а десять – в ТР2) до заключительно-показательного СУ добралось семнадцать (для этапа ЧР цифра просто огромная). Но что самое удивительное, к началу последнего спецучастка лидером тверской гонки в абсолютном зачете значился…автомобиль класса ТР2!

Линейновыраженное ориентирование

«Тверскую землю» сложно отнести к ориентированию или «линейке» в чистом виде. То есть за исключением СУ-5, где коридор прохождения был дополнительно огражден лентами,формально гонка являлась ориентированием. Двигаться можно было в любом направлении, точки «брать» в совершенно произвольном порядке, а если чувствуешь, что не успеваешь вернуться до окончания отпущенного лимита времени, то не «брать» вовсе. Но при этом сам район соревнований и характер размещения в нем КП, как правило, предполагали достаточно жесткий порядок их взятия. Стартовав на СУ-1, спортсмены сначала попадали на первые две точки. Как «берется» следующий куст из четырех КП, казалось тоже очевидным. Но не тут-то было, поскольку подъезд к нему был указан по дорогам, но при этом на карте дороги эти не значились. В итоге гонщики шли к цели, мягко говоря, разными путями: одни всетаки двигались по дорогам, другие бились по залитым водой глинистым колеям, третьи петляли вдоль ручьев по луговине, а четвертые ломились напрямую сквозь лес (зачастую он действительно оказывался сухим и легкопроходимым). В результате всего этого оффроудного «землепроходчества» образовалась хорошо развитая «дорожная сеть», соединившая все КП. Правильней всех эту сложную навигационно-точечную задачу решил опытный экипаж Сергея Савенко и ДенисаМальцева, что и вывело их в лидеры, позволив обойти, например, петербуржцев Алексея Голубева и Дмитрия Овчинникова (к слову, этот экипаж пришел к финишу только на седьмой позиции).

160 метров между двумя точками

Обширное молодое болото, в котором расположился СУ-2, вновь перемешало результаты участников. По разным концам этой топи находилось несколько точек, и тут снова можно было применить разную тактику, которая зависела от качества разведки местности и возможностей автомобиля. Большинство участников предпочитало траекторию с наименьшим риском по краю леса (здесь было посуше, да и в случае чего лебедку зацепить можно). Но крюк при этом получался двойной: сначала нужно было ехать за дальней точкой, а потом возвращались, чтобы по другому краю болота добраться к КП, находившемуся напротив только что взятого. И тут развернулась ожесточенная борьба. Вот скажите, часто ли можно увидеть в трофи, как сразу несколько автомобилей, стартовавших в разное время, рвутся к одной точке? Да еще когда на топком мху один из двух идущих рядом экипажей, улучив момент, подрезает другой, да так, что тот врезается в его заднее колесо?!

Но на этом сюрпризы не закончились: весьма рискованный и, прямо скажем, неожиданный шаг предпринял экипаж Алексея Голубева и Дмитрия Овчинникова. Они решили пройти по кратчайшему пути между точками. 160 метров, но по моховому болоту… И это сработало! А вот последовавшему тем же путем, но в обратном направлении саратовскому экипажу Дмитрия Деркача и Алексея Шохина это не удалось. Еще в начале пути через топь у них разбортировалось переднее левое колесо, и через все болото спортсмены мучительно тянулись на многократно удлиненном тросе лебедки, регулярно подкладывая под колеса сенд-траки и периодически выуживая машину хай-джеком.

В то же время обошедший болото лесом Сергей Савенко выехал лишь на самый край, взял точку, подтянулся за ближайшее дерево и благополучно укатил дальше. А следующий экипаж – им оказались москвичи Константин Михайлов и Игорь Дементьев – вообще нашел траекторию, по которой к стоявшему аккурат посреди промоины пню можно было подъехать ходом. Но, пожалуй, самым трагичным образом закончилась болотная эпопея для Юрия Зуева: досадная поломка заставила экипаж отказаться от дальнейшего участия в соревновании. Неисправность была не слишком серьезной, но, видимо, они посчитали, что призовых мест им уже не видать…

«Мяса», глины и зрелищ!

А теперь я расскажу вам об оффроуд шоу, увидеть которое собрались зрители чуть ли не со всей Тверской области. На самом деле все это «удивительное представление» было не чем иным, как СУ5 Чемпионата России по трофирейдам, и являло собой ограниченную лентами линейную трассу длиной около 2,5 км. Спортсмены последовательно должны были преодолеть три элемента: илистое болото, песчаный карьер и карьер глинистый. Но чтобы не только видеть эффектную борьбу и игру на публику (Денис Мальцев, например, традиционно полез в болото в белоснежном кимоно), но и понимать всю закрутившуюся здесь интригу, надо знать ситуацию, сложившуюся к тому моменту. А она была такова: по итогам четырех СУ лидером гонки являлся экипаж класса ТР2 (Сергей Савенко и ДенисМальцев). Чтобы удержать «золото» в своем классе, Савенко было достаточно просто финишировать в отведенное для этого время. Но не все так просто – дабы завоевать еще и первенство в «Абсолюте», им нужно было не пропустить вперед лидеров в ТР3. Но и в этой категории тоже разворачивалась острая борьба: разрыв в очках был таков, что все решал именно этот спецучасток.

Первым к старту вышел экипаж Савенко. Но легко преодолимое для ТР3 болотце далось Сергею непросто, и уже через несколько минут его обошел сначала Голубев на своем прото, потом экипаж из Нижнего. Ну а к тому моменту, когда Савенко добрался до «берега», в песчаном карьере развернулась настоящая схватка. От участников требовалось заехать на почти отвесный песчаный обрыв пятнадцатиметровой высоты. Экипажу Алексея Голубева удалось это лишь с пятой или шестой попытки. Зато два шедших следом прототипа запрыгнули сразу (тем самым обойдя петербуржцев). На этом преодоление склона «ходом» завершилось. Порядком изрыв песок колесами, машины у самой вершины упирались в стенку. После множества безуспешных попыток пришлось менять тактику. Теперь, забросив машину повыше, экипаж начинал срывать верхушку обрыва всем, что подворачивалось под руку (в ход шли и лопаты, и сендтраки), а потом – выезжать на лебедке. Поскольку цеплять трос было просто не за что, спортсменам снова приходилось изобретать: одни закапывали в грунт сенд-траки, а у других нашелся якорь. В конце концов участники просто принялись вытаскивать друг друга. Финальное сражение было еще впереди...

В очередь, сукины дети!..

В глиняный карьер вело несколько путей, но какой из них окажется быстрее, просчитать заранее было совсем непросто. Первые три машины показались почти одновременно. Пока экипажи Евгения Кузьмина и Владимира Амельченко боролись друг с другом, Алексей Голубев вновь решил рискнуть. И снова удача: объехав основную дорогу по узким перешейкам между луж, он снова выигрывает.

А вот, в общем-то, оправданный риск экипажа Александра Николаева и Дмитрия Калинина (ТР2) к успеху, увы, не привел. Когда перед последним бродом собралась очередь из пяти машин, стало ясно: ее, а заодно и экипаж Сергея Хальзева можно попробовать обойти… Требовалось лишь спуститься с холма на пару десятков метров правее и пройти по воде. Машина утонет по капот, но рискнуть стоит! Не удалось... Пожалуй, здесь никуда не спешил только Сергей Савенко. Выбравшись из последнего озерца, он вместо того, чтобы сломя голову мчаться на финиш, остался вытаскивать из брода соперников. И то правда: куда ему было спешить? Гонку-то он уже выиграл!..

«Тверская земля – 2008» – III этап ЧР по трофи-рейдам
ТР3
1ГОЛУБЕВ Алексей / ОВЧИННИКОВ ДмитрийС.-ПетербургПрототип
2КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ Александр Н. Новгород Toyota LC 73
3АМЕЛЬЧЕНКО Владимир / НЕЖНОВ ОлегН. НовгородChrysler Wrangler
ТР2
1САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ ДенисМосква / Дубна Toyota LC
2ХАЛЬЗЕВ Сергей / МАКАРОВ ВладимирЛипецк Land Rover Defender 90
3НИКОЛАЕВ Александр / КАЛИНИН ДмитрийМосква Toyota LC 70
Абсолют
1ГОЛУБЕВ Алексей / ОВЧИННИКОВ ДмитрийС.-ПетербургПрототип
2КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ АлександрН. Новгород Toyota LC 73
3САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ ДенисМосква / Дубна Toyota LC
Командный зачет
1RR-Вульф
2НИМАЛ-RR
3Lipetsk Тrophy Сlub

текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты