Все короче маршрут

«Маршрут-1000». IV этап Чемпионата России по ралли-рейдам. Волгоградская область. Плохо, когда в гонке отсутствует мотивация

Первоначально в календаре Чемпионата России по ралли-рейдам значилось шесть гонок. Однако после бахи в Карелии пауза затянулась, и только в конце июля комитет Российской автомобильной федерации, отвечающий за вышеупомянутую дисциплину, утвердил регламент четвертого этапа. Можно было вздохнуть с облегчением: многострадальный национальный чемпионат, кажется, состоится.

Еще в начале июня просочилась информация о заседании внедорожного комитета, на котором были рассмотрены вопросы о ходе подготовки четвертого и даже о проведении пятого этапа чемпионата. Правда, о том, где именно последний будет проходить, обещали сообщить позже. Также можно было догадаться, что гонка, запланированная в Калмыкии, не только уступила свои даты ралли-рейду «Маршрут-1000» в Волгоградской области, но и вряд ли вообще состоится в этом году. Тогда же стало ясно, что протяженность волгоградского этапа заметно сократится. И, наконец, ближе к концу июня была предана гласности программа соревнования, оповещавшая о начале приема заявок на участие и о протяженности маршрута. Причем, если размер заявочных взносов вырос незначительно, то протяженность маршрута уменьшилась почти наполовину. Более того, в окончательно утвержденном регламенте общую дистанцию специальных участков урезали почти до 700 км.

Здесь мчатся по белым дорогам

Хотя нельзя сказать, чтобы гонщики совсем уж не интересовались своими достижениями. Напротив, вполне реально предположить, что Борис Гадасин в этом году поставил перед собой две важные задачи: во-первых, выиграть Кубок FIA по бахам (в котором он, заняв второе место в Англии, кстати сказать, лидирует), а во-вторых, стать чемпионом России. Причем помешать ему выполнить задачу номер два мог только Леонид Новицкий. Впрочем, и у остальных 29 экипажей наверняка были свои виды на волгоградский маршрут, хотя представить себе, что ждет их на трассе, участники (особенно дебютанты) могли только из предстартовой речи. Не могу не процитировать: «Только здесь спортивные болиды мчатся по белоснежной дороге, это меловые горы. Здесь они преодолевают жгучие пески, в этом году глобальное потепление климата привело к тому, что главврач соревнования разрешил спортсменам ехать без нижнего белья, закипают моторы и мозги...». Кстати непосредственно на старте выяснилось, что выступать нужно все же в омологированных комбинезонах.

Арчедино-донские пески

Встав на бивуак вокруг туристической базы, вмещающей весьма ограниченное количество гостей (по непонятным мне причинам организаторы каждый раз выбирают новые турбазы), спортсмены отправились за добрую сотню километров в Волгоград на торжественную церемонию старта и короткий пролог. В городе-герое к участникам гонки, посвященной, как выяснилось, 65-летию победы в Сталинградской битве, обратилась заместитель главы администрации области Галина Хороше-ва. Причем обратилась со знанием дела, сказав буквально следующее: «Дороги, по которым вам предстоит проехать, напоминают трассу «Дакара».

Затем в пойме реки Царицы был дан старт километровому прологу, и «поул-позишн» выиграл экипаж Бориса Гадасина и Александра Мироненко. Соответственно им и пришлось на следующий день открывать трассу, проложенную через бугристые арчедино-донские пески, представляющие собой маленький кусочек пустыни (а не полупустыни, как принято считать) площадью около 200 тыс. гектаров. Судя по всему, организаторы действовали по принципу «от добра добра не ищут» и воспроизвели на первом этапе маршрут 2003 года. А недостающую изюминку добавила природная аномалия, ведь 420-километровый специальный участок пришлось преодолевать при температуре воздуха, зашкаливавшей за 40 °С. А это, как вы понимаете, непростое испытание не только для человеческого организма, но и для техники. И тем не менее недавно вернувшийся из казахстанского пекла (см.: «Мечтая о Розовом озере». 0RD. 2007. №9) Леонид Новицкий с самого начала заявил о серьезности своих намерений. Стартовав на две минуты позже Га-дасина, он уже на первых километрах догнал, а затем и обошел соперника. Его преимущество составило шесть минут, когда на прототипе Mitsubishi закапризничала электрика и выигранные минуты стали таять. Дальше - хуже: на подъ-ездах к финишу автомобиль встал окончательно. Завести заглохший двигатель Новицкому помог стартовавший с девятой позиции Павел Логинов. В итоге он завершил этап на четвертой позиции, но при этом уступил вырвавшемуся в лидеры Гадасину более 35 минут. Второй результат показал на арендованном багги Honda Ярослав Соловьев. Тем самым он подтвердил, что эти создававшиеся в первую очередь для песчаных трасс болиды полностью соответствуют своему назначению.

Отыграть практически нереально

Кстати говоря, несмотря на очень вязкие местами пески, средняя скорость прохождения трассы была скорее высокой: так, у Алексея Беркута, приехавшего третьим (с четвертьчасовым отставанием от лидера), она составила более 75 км/ч. Пожалуй, гораздо медленнее своих возможностей передвигался разве что единственный в грузовом зачете КамАЗ. Правда, это был всего лишь грузовик, не так давно приобретенный для технического сопровождения «вазовского» болида на «Дакаре-2007». Однако после смены руководства автогиганта проект был заморожен. И даже ехавший на КамАЗе в качестве штурмана ветеран «Лада-спорт» Рубен Агикьян был настроен не слишком оптимистично относительно будущего заводской внедорожной программы. И все же хочется надеяться, что грузовик в боевой раскраске LADA Sport Raid оказался на трассе не случайно.

В заключительный день гонщикам было предложено два круга общей протяженностью 290 км по быстрым, достаточно ровным, но очень пыльным дорогам. К тому же не обошлось без виражей и бродов. А солнце по-прежнему пекло немилосердно. Отыграть в таких условиях более получаса представлялось малореальным, но, переправившись через Дон, Новицкий взвинтил темп и к середине дистанции сократил отставание от Гадасина почти на восемь минут! Но этим дело и ограничилось: считающийся теперь уже опытным «дакаровцем» пилот выиграл СУ с преимуществом в 7 минут 11 секунд, которого хватило, чтобы подняться на... третью ступеньку подиума.

На хвосте у Гадасина (разница составила 33 секунды) финишировал Соловьев, показавший третий результат и занявший второе место в гонке, во многом определившей итоги сезона. Но если в зачетной группе Т1 (Super Production) накануне последнего, пятого, этапа еще теплится какая-то надежда на интригу, то в Т2 (Production) и N («Национальная») были расставлены точки над i, а следовательно, можно было досрочно поздравить с победой экипажи команды Nart Time - соответственно Константина Жильцова - Константина Мещерякова и Юрия Боровикова - Анатолия Семенова.

P.S. Пыль «Маршрута-!000»улеглась, над ковылем воспарили соколы-балобаны, а спортсмены получили памятные кубки под лихие песни народного казачьего хора. Не был обойден вниманием и впервые выступавший на волгоградской трассе экипаж Игоря Садовского и Андрея Чернова. Конечно, у них не было соперников в зачете «Рейд», но результат, показанный на Chevrolet Niva, соответствовал шестому месту в национальном классе. Нам же остается надеяться, что, следуя их примеру, в отечественную внедорожную дисциплину вольются свежие силы.

Маршрут-1000» - IV этап Чемпионата России по ралли-рейдам
Место ЭкипажВремяОтставание
Super Production
1ГАДАСИН Борис / МИР0НЕНК0 Александр07:51'28"00:00'00"
2СОЛОВЬЕВ Ярослав / КОРОЛЕВ Владимир08:04'27"00:12'59"
3НОВИЦКИЙ Леонид / ТЮПЕНКИН Олег08:21'28"00:30'00"
4БЕРКУТ Алексей / НИКОЛАЕВ Антон08:25'07" 00:33'39"
5ЛОГИНОВ Павел / ШУБИН Кирилл08:33'01"00:41'33"
Production
1ЖИЛЬЦОВ Константин / МЕЩЕРЯКОВ Константин08:50'2000:00'00"
2ПАВЛОВ Дмитрий / БОСЬКО Сергей09:0246"00:12'26"
3КУЗНЕЦОВ Илья / НЕШИН Андрей09:03'01"00:1241"
4ВАРЕНЦОВ Артем / ЕЛАГИН Роман10:2041"01:30'21"
Зачет «Национальный»
1БОРОВИКОВ Юрий / СЕМЕНОВ Анатолий09:12'39"00:00'00"
2ГОРБАЧЕВИЧ Владимир / ЩАНОВ Александр10:0241"00:50'02"
3КОЖУХОВ Дмитрий / ПЕТЕНКО Игорь10:48'31"01:35'52"
4КУПЦОВ Константин / ПАВЛОВ Дмитрий11:46'32"02:33'53"
5ДЖЕПАЕВ Биньямин / ЗАМАЛЕТДИНОВ Рамиль12:37'20"03:2441"


ЧТО ТВОРИТСЯ С КЛИМАТОМ?

О том, что на «Маршруте-1000» было очень жарко отнюдь не в переносном смысле этого слова, красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что в дни, когда проходила гонка, на территории Волгоградской области произошло самое большое количество пожаров за неделю с начала текущего года. Впрочем, и весь предыдущий период 2007 года выдался здесь аномальным: так, в январе было зафиксировано плюс 7 градусов Цельсия! А в мае две недели изнуряющей 40-градусной жары поставили абсолютный температурный рекорд за всю историю метеонаблюдений в Волгоградской области. Жара стала и центральной темой местных СМИ, предупреждавших водителей о повышенной аварийности в связи с возможным размягчением асфальтового покрытия на дорогах. Да, погодных аномалий становится все больше, и это признак смены климатических эпох. Так что не исключено, что через несколько десятков лет в Волгоградской области будут выращивать не зерновые, а хлопок. Хотя, как утверждают старожилы, в 1948 году январь в Сталинграде выдался еще более жарким (+12 °С), а все последующее лето держалась температура 40 °С.


текст и фото: Константин КОМКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты