По сертанам

Международное Rally dos Sertoes. Еще один материал из Бразилии. Согласитесь, забавное совпадение?..

В международном календаре FIA немало внедорожных гонок, Но одна из самых масштабных - Rally dos Sertoes проходит в Бразилии, Нынешним летом это крупнейшее в Америке как по числу участников, так и по протяженности ежегодное соревнование состоялось в пятнадцатый раз.

Первое время в созданном в 1993 году «Ралли сертанов» (названо оно так потому, что его маршрут проходит по сертанам, то есть засушливым районам на северо-востоке Бразилии) участвовали только мотогонщики. Тремя годами позже появился автомобильный зачет, а потом и грузовой. И вот в 2005 году эта гонка была включена FIM в календарь Чемпионата мира. В этом году среди девяти десятков участников мотозачета были и спортсмены с мировым именем - французы Сирил Депрэ и Давид Касте, поляки Яцек Кзашор и Марек Дабровски, чилиец Франсишко Лопес, уругваец Лоран Лазар и норвежец Пал-Ан-дерс Уллевалсетер. Кроме мотоциклистов в Гоянии (административный центр штата Гояс) собрались почти шестьдесят автомобильных экипажей и дюжина грузовиков. Общая протяженность маршрута составила 4776 км, которые спортсменам предстояло пройти за девять дней.

После двухкилометрового пролога пять самых быстрых мотогонщиков имели право выбирать стартовую позицию на первом специальном участке, но показавший лучшее время Жозе Элио (далее просто Зе) предпочел стартовать пятым. Среди автомобилей самым быстрым оказался экипаж Мау-рисио Невеса на прототипе на базе Mitsubishi. Ну а первым в грузовом зачете стал дебютировавший в этой категории Эду Пьяно ( Ford). Но все это была лишь прелюдия. Настоящая гонка началась с 590-километрового этапа от Гоянии до Минасу; из которых 334 км приходились на СУ. Кстати, после финиша этого этапа Андрэ Азеведу заявил, что по сложности этап был сопоставим с марокканскими спецучастками «Дакара».

Второй день гонки выдался более спокойным, возможно, потому, что все берегли технику перед следующим этапом, тем более, что на 683-километровом участке от Минасу до Палмас хватало и камней, и промоин.

На следующий день в штате Токантинс начался настоящий пыльный сертан. И тут в мотозачете немного отыгрались местные гонщики: Зе и Жан Азеведу. Они показали соответственно второй и третий результаты, но еще быстрее проехал 392 километра этапа СУ Депрэ. При этом во всех остальных зачетах обошлось без особенных перемен. Разве что грузовики набрали темп и стали обходить легковые автомобили.

Дистанция третьего дня от Палмас до Алту-Парнаиба была не самой длинной - 485 км. Но трасса пересекала пустыню Жалапао. Впрочем, пустыней ее называют скорее из-за низкой плотности населения (эта местность изобилует водой). Зато после 358 километров СУ гонщики были обязаны обходиться без помощи механиков, дай само время обслуживания транспортных средств было ограничено. Кстати, потому-то именно марафонские этапы вносят серьезные поправки в классификацию... Вот и теперь неожиданно сошел лидер квадроциклистов Роберт Нажи Нахас на Honda (гонщик не успевал привести в порядок свой ATV). На этом же этапе Касте и Зе заняли соответственно второе и третье места, но бразильцу этого было достаточно, чтобы подняться на вторую позицию.

На четвертом этапе от Апту-Парнаиба до Сан-Раймундо-Нонато (643 км) сменился лидер мотогонки. Оставив позади французов, Зе прошел 309 км СУ менее чем за 3 часа 40 минут. А если принять во внимание, что в гонке участвовали шесть иностранных пилотов высочайшего уровня, можно было утверждать, что Зе находится в хорошей форме. В зачете автомобилей продолжал лидировать Невес, в «тяжелом весе» результат дня записал в свой актив экипаж Ама-бле Барраза ( Ford), занимающий второе место по сумме балов.

Самый длинный СУ - 394 км -ждал раллистов на пятом, 493-километровом, этапе до городка Барра. В мотозачете Депрэ был самым быстрым и отыграл одну позицию, поднявшись на второе место, пропустив только продолжающего лидировать бразильца. В автомобильном зачете смены лидера также не произошло. Несмотря на то, что второй этап подряд остался за Нобре, по сумме впереди остался Невес.

На шестой день караван Rally dos Sertoes продолжил путь в город Ленсоис. В программе значилось 504 км, почти половина из которых приходилась на СУ. Гравий пришел на смену песку, но эрозия почвы взывала к бдительности и пилотов, и штурманов. А вот в плане погоды день выдался совершенно атипичным: упала температура воздуха, поднялся ветер, и зарядил дождь. «Да, давненько я не попадал под дождик в серта-не», - сказал, стуча зубами от непривычного холода, Жан Азеве-ду, первым из 55 стартовавших мотоциклистов прибывший на финиш.

После длинной дорожной связки 170-километровый СУ заканчивался в округе Сеньор-ду-Бон-фим. На этом коротком СУ было немало трамплинов, а следовательно, полетов разгонявшихся мотоциклов. В итоге прошлогоднему победителю этого ралли французу Депрэ потребовался 1 час 44 минуты, чтобы «пролететь» эти 170 километров. Но на финише СУ он расслабился и не успел вовремя закончить дорожную связку. За что и был наказан девятиминутным штрафом.

Среди автогонщиков опять отличился Нобре. Кстати, это уже пятая победа гонщика на этапах (рекорд для Rally dos Sertoes). Но даже с таким результатом он занимал лишь четвертое место по сумме, тогда как в лидерах оставался финишировавший третьим Невес.

Маршрут предпоследнего дня гонки приходил в Аракажу - административном центре штата Сер-жипе, известного своим горячим климатом. И тут главным сюрпризом для всех и в первую очередь для мотогонщиков стал... холод. Например, лидер мотозачета Зе с трудом смог выговорить на финише: «Я очень замерз сегодня. Единственное, о чем я думал на протяжении 300 километров, так это о горячем душе и сухой одежде». Самым быстрым (с результатом 1 час 55 минут) на 170-километровом СУ снова был Депрэ, но по сумме он уступал лидеру более девяти минут, отыграть которые на последних 103 км было нереально, тем более что организаторы планировали укоротить и эту дистанцию (прилив затопил часть трассы).

Так что еще до старта девятого этапа немало пилотов предвкушало брызги шампанского на подиуме в Салвадоре. Но, как известно, на внедорожных ралли не принято принимать поздравления до объявления результатов... На протяжении девяти дней гонки у Зе Элио не было проблем с его Honda, а вот на завершающем этапе подвело навигационное оборудование: по совершенно непонятной причине одометр стал отсчитывать километры в... обратном направлении. К счастью, к этому моменту лидеру мотозачета оставалось проехать всего 77 км, и в результате он финишировал шестым. В итоге это все-таки позволило Зе, уже дважды выигрывавшему это ралли (в 1999 и 2003 годах), кроме победы в своей категории мотоциклов с объемом двигателя до 450 см3 добиться и триумфа в абсолютном зачете. Безупречно прошли дистанцию гонки и гонщики Мау-рисио Невес - Клесио Местрелли: они выиграли пролог и первые два СУ, а затем пятыми финишировали в Салвадоре. Этого было достаточно, чтобы сохранить двадцатиминутный отрыв от Жоана Франсиози. Не ускользнул чемпионский титул и от Эду Пьяно, выступавшего в грузовом зачете. Кстати, Пьяно не пропустил ни одного Rally dos Sertoes с того момента, когда в 1996 году появился автомобильный зачет; но одержал только одну победу (в 2005 году), выступая за официальную команду Chevrolet. А на грузовике получилось с первой попытки!

P.S. До финиша гонки в Сал-вадоре добрался 61 мотогонщик, а 24 сошли с трассы. Столько же сходов (24) произошло в автомобильном зачете, но в процентном отношении это выглядит более удручающе - из 56 экипажей финишную черту пересекли только 32. И только в грузовом зачете до финиша добралось почти 75 процентов участников...

текст: Константин КОМКОВ
фото: Донизетти КАСТИЛЬО (Donizetti CASTILHO),
Дуглас ФАГУНДЕ (Douglass FAGUNDE)
и VIPCOMM

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты