Недвижимость как средство передвижения

Как известно, иностранцы любят путешествовать с комфортом. Представляем вашему вниманию австралийские внедорожные кемперы, построенные специально для кругосветного путешествия

Что ни говори, а нет в мире более привлекательной вещи, чем путешествия. «Тот счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги», – написал в 1962 году турист, поэт и романтик Игорь Сидоров. Лучше, наверное, и не скажешь. Недаром же песня «Люди идут по свету», в которой звучат эти строки, стала гимном всего российского бродячего племени на долгие десятилетия. Но «бароны стареют», и вот уже начинаешь понимать, что желание путешествовать осталось, а вот с готовностью отказаться от благ цивилизации и некоторого уровня комфорта все уже не так однозначно.

Странствовать по нашей планете можно разными способами. Можно, конечно, перелетать из одного пятизвездочного отеля в другой в салоне бизнес-класса какого-нибудь Boeing или Airbus. Только я не стал бы называть это «Путешествием» с большой буквы. С другой стороны, можно упаковать рюкзак и отправиться мерить Землю в пешем строю. Но, увы, планета велика, а жизнь скоротечна... К счастью, четыре колеса и двигатель внутреннего сгорания серьезно упрощают и ускоряют процесс перемещения по земной поверхности. Более того, специально для любителей автомобильных путешествий придуман целый класс транспортных средств: «кемперы», или «караваны». Как вам известно, это настоящие дома на колесах, позволяющие взять с собой весь пакет благ современной цивилизации. Одна беда: большинство этих объектов «недвижимости» предназначено для передвижения по дорогам с твердым (и желательно ровным) покрытием. Вы скажете, о чем речь - садимся во что-нибудь типа Nissan Patrol или Toyota Land Cruiser и отправляемся покорять планету! Но и тут есть свое «но»... Все-таки размеры легкового внедорожника с кузовом типа «универсал» не так уж велики. А это значит, что каждый вечер вам придется ставить палатку, а утром - снимать и укладывать в чехол. В принципе, размеры этих автомобилей позволяют организовать спальное место и в салоне, но тогда вам придется вечером очистить его от взятых с собой припасов и снаряжения. А куда их, спрашивается, на ночь девать? Остается одно: найти или самому построить самоходный дом на колесах, установив жилой кузов на какой-нибудь полноприводный грузовичок с приличными внедорожными возможностями.

Ветеран Outback Challenge

Так или примерно так рассуждал и австралийский поклонник бездорожья, ветеран Outback Challenge и Rainforest Challenge Ким Болтон. За тридцать лет увлечения внедорожным спортом он вдоль и поперек исколесил всю Австралию и решил, что теперь пора посмотреть мир. У Кима уже был положительный опыт использования внедорожных кемперов: когда-то он являлся владельцем трехосного (!) Land Cruiser 75 с жилым модулем. Более того, именно на нем он пробовал выступать на самом первом Outback Challenge. Соревнования тогда он, конечно, проиграл - для спорта и для дальних путешествий нужна совершенно разная техника. Зато Ким был единственным спортсменом, имевшим возможность принять вечером горячий душ... Одним словом, Ким принялся изучать рынок «самодвижущейся недвижимости» на предмет поиска кемпера на внедорожном шасси, достаточно большого для комфортного проживания двух человек и достаточно компактного для того, чтобы поместиться в стандартный 40-футовый контейнер. При этом машина должна была обладать автономностью порядка тысячи километров и способностью справиться с российским, африканским или латиноамериканским бездорожьем.

На базе самосвального шасси

И тут Ким с прискорбием обнаружил, что готового решения, устраивающего его по всем параметрам, просто не существует. Оставалось одно: самому подобрать подходящее шасси. Вскоре на вторичном рынке был куплен Mitsubishi Canter модели FG637C6V 4x4 SWB. Это был небольшой самосвал, произведенный на заводах Mitsubishi в Японии в 2003 году. Машина принадлежала муниципалитету Брисбена и использовалась на вывозке строительного мусора. Под капотом «мусоровоза» стоял неприхотливый 4-цилиндровый турбодизель 4D34-3AT3B объемом 3907 см3. В оригинале этот мотор выдавал 103 л.с. и 365 Нм крутящего момента при 1600 об/мин (чип-тюнинг позволял без особых проблем поднять мощность на 20%). Перво-наперво на свалку отправилась металлическая грузовая платформа. Затем настала очередь работы с подвеской. Дело в том, что оригинальные узлы были рассчитаны на полную нагрузку в 6 - 6,5 т, а по всем расчетам полный вес автомобиля со снаряженным жилым модулем едва достигал четырех. Выход был один: поставить новые, более длинные, рессоры и сдвоенные амортизаторы. Все это должно было обеспечить более комфортабельную и плавную езду на длинных перегонах. Нестандартные рессоры пришлось изготовить на заказ. Не обошлось и без переноса точек крепления упругих элементов. Стандартный Mitsubishi Canter оснащается колесными дисками диаметром 16 дюймов, и это упрощает вопрос подбора внедорожной резины. Исходя из собственного спортивного опыта, Ким выбрал легендарные шины Michelin XZL. Оставалось снабдить автомобиль силовыми бамперами. Причем на переднем «прописалась» гидравлическая лебедка фирмы TJM, а на заднем - приемное гнездо фарко-па и два кронштейна для запасных колес. Собственно, на этом работы по подготовке шасси можно было считать оконченными. Оставалось самое главное - жилой модуль. Как вы догадываетесь, именно на его конструирование и постройку было затрачено больше всего сил и времени. Вот и давайте повнимательнее присмотримся к тому, что в результате получилось...

Крыша, которая поднимается

Жилой модуль Кима выклеен из трехслойного стеклопластикового композита: слой пластика, утеплитель, слой пластика. В качестве утеплителя использована бальза: очень прочная и очень легкая древесина, которую добывают в Южной Америке. Характерная деталькогда-то бальза была основным конструкционным материалом самого быстрого бомбардировщика Второй мировой войны, английского Mosquito, а сейчас этот экзотический материал широко используется при строительстве корпусов гоночных яхт. В итоге получилась очень прочная и очень жесткая конструкция типа моно-кок. Но тут на повестке дня встал очень важный вопрос: по-настоящему комфортабельным можно назвать только такой жилой модуль, внутри которого можно ходить, не сгибаясь. Однако если сделать высоту потолка равной хотя бы 190 сантиметрам, то кемпер перестанет помещаться в транспортным контейнер (высота его ворот составляет 2590 мм). В результате было выбрано решение с поднимающейся на стоянке крышей, причем за подъем крыши отвечают четыре пневмоцилиндра; размещенные по углам модуля. Но они имеют и еще одну важную функцию. В большинстве конструкций такого типа владельцу перед тем как тронуться в путь нужно обойти автомобиль по периметру и защелкнуть несколько замков - «лягушек», фиксирующих крышу на месте во время движения. В данном варианте этого не требуется, так как использованные пневмоцилиндры могут работать в двух направлениях, в транспортном положении они плотно прижимают крышу к резиновому уплотнителю. Кстати, Ким нашел изящное решение еще одной проблемы, связанной с подъемом и опусканием крыши. Дело в том, что со стенкой крыша такого типа соединяется вставкой из плотной непромокаемой ткани. В конструкциях, с которыми мне приходилось иметь дело, владельцу в ходе перевода ее в транспортное положение нужно заправлять мягкую вставку внутрь. Ким просто пропустил посередине тканевой вставки резиновый тяж, и он отлично справляется с этими хлопотными обязанностями.

Неотъемлемая часть

Нередко жилые модули кемперов делаются абсолютно независимыми от шасси, но Ким пошел по другому пути. Во-первых, он спрятал внутрь кемпера... шноркель. Во-вторых, в модуле разместился и топливный бак емкостью 230 л. То есть при среднем расходе горючего в 18 л на 100 км пути автомобиль может проехать без дозаправки 1200 км. В-третьих, Ким объединил кабину и жилой блок в единое пространство. Для этого ему пришлось прорезать большой люк в задней стенке кабины и соответствующее ему по размеру отверстие в передней стенке жилого блока. Но жестко соединять эти два объема было нельзя: как известно, рамы грузовых автомобилей имеют возможность скручиваться, и это скручивание работает вместе с подвеской при переезде через диагональные препятствия. В результате кабину и жилой блок соединяет резиновый рукав-гармошка. К кабине он крепится четырьмя замками-«лягушками». Чтобы откинуть кабину и получить доступ к двигателю, эти замки можно отстегнуть.

За двумя дверями

Ну а теперь давайте ознакомимся с оборудованием кабины и жилого блока. Начнем с кабины... Ее стандартный интерьер был дополнен множеством ящичков для мелочей и навигационной системой. Кстати, размещение ноутбука в кабине обычного внедорожника всегда вызывает определенные проблемы. А в грузовике все оказалось очень просто, причем для его крепления был использован стандартный поворотный кронштейн, предназначенный для телевизоров с 14-дюймовой диагональю. Но основной объем работ пришелся на оборудование жилого модуля.

Вход в домик на колесах расположен по левому борту. Вставляем ключ в замок, поворачиваем, открываем дверь и... обнаруживаем внутри дверного проема откидную алюминиевую лестницу. Если отщелкнуть два шпингалета и откинуть лестницу, то она повиснет под углом 45 градусов, сантиметров на 30 не доставая до земли. Весьма удобное решение -ведь это означает, что на стоянке можно переместить автомобиль в другое место, не тратя времени на складывание и раскладывание лестницы. На внутренней поверхности внешней двери - откидной столик, очень удобный для «пикников на обочине», точнее, для коротких «перекусов» в пути.

Но вы обратили внимание на слово «внешней»? Дело в том, что за первой дверью скрывается вторая - решетчатая - дверь, тоже снабженная надежным замком и затянутая противомоскитной сеткой. Это значит, что, путешествуя в жаркое время года, можно спать с открытой дверью, чувствуя себя в полной безопасности и от нападений кровососов, и от проникновения каких-либо опасных животных, и от посягательств на свое имущество. Да и вообще, Ким как житель жаркой Австралии уделил вентиляции особое внимание. Если же вам захочется вздремнуть в светлое время, или если на улице холодно, комфорт будет обеспечен: нижние окна снабжены специальными светонепроницаемыми шторками, а верхние - застегивающимися на «молнии» клапанами.

Пространство внутри жилого модуля делится на две зоны: переднюю - жилую, и заднюю - хозяйственную. Итак, в передней части располагается нормальная и удобная кровать просто-таки королевских размеров. Но если снять с нее спальные принадлежности, то средняя часть основания кровати поднимается, превращаясь в столик. При этом все одеяла и подушки прячутся в сиденья-рундуки. Прямо против входа - шкафчик. На его стенке расположен и «центральный пульт управления» всем непростым электрическим хозяйством кемпера. В хозяйственно-бытовой зоне располагается душевая кабина с биотуалетом. За ней, у задней стенки, - встроенная плита фирмы Maxi Marine, работающая на уайт-спирите и изначально предназначенная для оснащения океанских яхт. Под ней - ящики для сухих припасов. В углу находится мойка, а между дверью и мойкой разместился холодильник. В общем, все что нужно и ничего лишнего. .. Еще ряд емкостей для разнообразного снаряжения расположен снаружи. Один такой ящик занял место штатного топливного бака. За одной длинной откидной дверцей прячется водонагреватель Webasto, работающий на дизельном топливе (он греет техническую воду для душа и кухонной мойки), мощный 8-киловатт-ный инвертор и водяной насос. С помощью последнего можно заполнить 60-литровый бак для технической воды из любой емкости или водоема. Естественно, есть и компрессор для подкачки шин.

Два дома -уже поселок

Но перед тем, как рассказать о поведении кемпера в поездке по Колымскому тракту (более известному в мире как Дорога Смерти), я хотел бы познакомить вас со второй участвующей в экспедиции машиной. Собственно говоря, она построена по той же идеологии, что и кемпер Кима Болтона, и внешне выглядит очень похоже. Билл Гейл, владелец второго кемпера, в молодости начинал свою трудовую деятельность как столяр-мебельщик, и соответственно жилой модуль он построил собственными руками. В качестве шасси Билл приобрел у дилера новенький грузовичок Isuzu IMPS 250 4x4. Билл не стал вносить в его конструкцию никаких изменений, ограничившись установкой силового бампера и гидравлической лебедки. Кстати, для того, чтобы получить доступ к лебедке, бампер можно откинуть! Да, чуть не забыл: Билл еще несколько укоротил выступающие за задние точки крепления рессор лонжероны рамы. В кабине также были проведены минимальные изменения - Билл ограничился установкой приемника GPS (Magellan FX 334) и... видеокамеры, ведущей съемку через ветровое стекло. Система забора воздуха осталась штатной, но поскольку она позволяет форсировать броды глубиной более метра, этого вполне достаточно. Штатным остался и топливный бак емкостью 125 л. Никаких модификаций не претерпел и турбодизель 4HK1-TCN объемом 5193 см3, способный развивать 148 л.с. и выдавать 400 Нм крутящего момента в диапазоне от 1500 до 2600 об/мин. Но вот подобрать для Isuzu подходящую внедорожную резину оказалось очень непросто. .. Дело в том, что тормозные барабаны Isuzu имеют больший размер, чем у Mitsubishi,что не позволяет использовать колесные диски меньшего, чем 18 дюймов, диаметра.

Сам жилой блок второго передвижного дома тоже сделан чуть проще. Но назвать его менее комфортабельным я не могу хотя бы потому, что большая на 670 мм колесная база позволила сделать помещение на полметра длиннее. Вход в кемпер Билла расположен в передней части жилого модуля. Дверь одинарная, и ненадежную защиту от комаров обеспечивают только колышущиеся занавески. Крыша тоже сделана подъемной, но поднимать и опускать ее нужно вручную, а перед началом движения надо не забыть пристегнуть ее специальными защелками. Автомобиль Билла несет только одно запасное колесо - не самое лучшее решение, учитывая, что колеса Isuzu не очень распространенной размерности. Кроме того, при смене колеса его приходится вручную поднимать на высоту груди.

С внутренней стороны двери расположен точно такой же, как у Кима, откидной столик, а вот жилое пространство в кузове у Билла организовано несколько иначе. В передней части разместилась кухонно-бытовая зона, причем холодильник находится непосредственно рядом с входом, что позволяет доставать продукты, не поднимаясь в кузов. Плита, мойка, душевая кабина - примерно такие же. Спальная зона находится в задней части. Кровать никак не трансформируется, зато под ней расположены выдвижные ящики для вещей, а между дверью и кроватью - еще один выдвижной столик. Вот, собственно, и все отличия. Да, еще одно: воду для душа греет не автономный водонагреватель, а врезанный в систему охлаждения двигателя теплообменник, так что для того, чтобы помыться, Биллу приходится запускать мотор.

Семейные экипажи Кима Болтона и Билла Гейла начали свое путешествие вокруг света с России, и у меня была возможность понаблюдать за поведением их «движимой недвижимости» на одном из первых участков их маршрута, а именно на знаменитом Колымском тракте. Подробный рассказ о самом путешествии читайте в этом номере («Колымские рассказы» С. 98), а пока буквально несколько слов о поведении машин и впечатлении от их эксплуатации. Прежде всего, как и следовало ожидать, Mitsubishi с его модифицированной подвеской значительно лучше справлялся с ухабистым грейдером, коим, по сути, и является федеральная трасса «Колыма». В общем, несмотря на более мощный двигатель и «скоростные» главные пары, Isuzu не удавалось поддерживать скорость в 80-90 км/ч. На участках с «гребенкой» Биллу приходилось снимать ногу с акселератора и трястись, как в пляске святого Вит-та, иначе машина начинала «плавать» по дороге. С другой стороны, проблемы с подвеской не миновали обе машины. Еще по дороге в Якутск у Mitsubishi сломался верхний кронштейн сдвоенных амортизаторов (в Якутске с помощью местного джип-клуба его заварили), а на Isuzu сдали сами амортизаторы (в Магадане местные любители бездорожья помогли заменить их на аналогичные детали от Toyota Land Cruiser 105).

Миссия выполнима

Итак, оба автомобиля вполне успешно преодолели внедорожные препятствия, с которыми им пришлось столкнуться на Колымском тракте. Однако практика показала, что для четырехтонных машин тяговое усилие гидравлической лебедки TJM ОХ 10 000 все-таки является недостаточным, да и работает она очень медленно. Наверное, для машин такого класса лучшим решением была бы механическая лебедка, тем более что раздаточные коробки обоих грузовичков имеют валы отбора мощности. Что же касается того, как оба автомобиля исполняли главную свою функцию, а именно служить для своих экипажей передвижными апартаментами, то могу сказать только одно - они с ней справились блестяще. Более того, впервые я путешествовал с таким комфортом в абсолютно некомфортных местах! Во-первых, и установка, и снятие лагеря занимали у нас минимальное время. Машины просто ставились рядом, между ними устанавливался большой сетчатый полог, поверх него натягивался тент от возможного дождя, и через несколько минут можно было уже сидеть в раскладных креслах, наслаждаться красотами местной природы и потягивать хорошо охлажденное пиво. Во-вторых, как правило, в таких путешествиях приходится питаться в основном консервами. Но наличие холодильников и нормально оборудованных кухонь позволило нам готовить на ужин спагетти под соусом болонез и гуляш, а на завтрак - омлет «Денвер» (с луком, беконом, сладким перцем и сыром). Ну и, наконец, душ... Только человек, проведший не один день в полевых условиях, может понять, какое это наслаждение: разбить лагерь в паре сотен километров от ближайшего человеческого жилья и принять горячий душ, смыв с себя дорожную пыль, внедорожную грязь и накопившуюся за день усталость. Одним словом, если бы мне выпало такое счастье и в один прекрасный день я получил бы возможность пересечь все континенты нашей планеты, я бы хотел проделать это именно на таких машинах.



Шасси Mitsubishi Canter 4x4 SWB Isuzu NPS 250 4x4
Двигатель
Модель4D34-3AT3B4HK1-TCN
Объем,см339075193
Мощность, Л.С.123 148
Крутящий момент, Нм365 400
Запас топлива,л230125
Жилой модуль
Запас питьевой воды1010
Запас технической воды6080
ВодонагревательАвтономный, WebastoТеплообменник в системе охлаждения двигателя

текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты