Теплая гонка в Сочи

Бархатный сезон–2004

Текст: Андрей Хорьков
Фото: Андрей Хорьков

Сочи – это всегда праздник (город такой, располагает), причем праздник не какой-то там завалящий, а поглавней и Дня конституции, и «двадцати четырех часов согласия и народного единства»! В общем, объединенными усилиями клубов Partizan Extreme Road (Москва) и «Медведь» (Сочи) под занавес года была проведена последняя теплая гонка – «Бархатный сезон–2004». И как-никак, это заключительный этап Кубка России...

К участию в соревнованиях было допущено 24 экипажа. Понятно, что в категории ТР1 (серийные автомобили) ни одного участника не было – только в ТР2 и ТР3. В связи со сложным рельефом местности всех обязали ехать в шлемах. И, видимо, не зря… Вечерами спортсмены то и дело рассказывали истории о том, как машина перевернулась, и, не будь на голове «каски», не миновать им травмы (по счастью, серьезных инцидентов не произошло). На два ходовых дня было распланировано пять спецучастков. Гонщиков строго предупредили о: «необходимости использования корозащитной стропы», «категорическом запрете на рубку кустов и деревьев», а также «недопустимости отклонения от трассы более чем на 50 метров». И все это очень серьезно. Как объясняли организаторы, разрешение на проведение соревнования на территории национального парка было получено буквально накануне, причем для этого пришлось задействовать людей в Москве.

Нет наркотикам!

Старт «Бархатному сезону» был дан на Театральной площади… Там поставили надувную арку, подиум и сцену, причем над последней был прикреплен несколько странный в данной ситуации лозунг «Нет! наркотикам» («Правильно, у нас еще водка не кончилась!» – комментировали его гонщики). Впрочем, после категорически-восклицательного «Нет!» можно было подставлять что угодно (в зависимости от обстоятельств) – и международный терроризм, и аборты, и глобальное потепление, и даже зараженные калифорнийским трипсом голландские цветы.

Остаток дня ушел на доводку машин до стартового состояния, и окрестности шикарного пансионата «Зеленая роща» превратились в техническую зону. А скажите, когда на трофи было по-другому? Но настоящая гонка началась лишь на следующее утро. Наблюдая, как на первом же глиняном подъеме машины заскользили и встали, техкомиссары злорадно посетовали, что не включили в трассу один недавно разведанный участок…

В горах лес выглядит грандиозно. А на фоне большой природы и машины кажутся меньше – вон, казалось бы, едет Suzuki Samurai, ан нет, Toyota Land Cruiser 70! Просто высоченные деревья и крутые склоны делают иным масштаб окружающей действительности. Но зато видно далеко!

Toyota Camry

С самого начала гонки у участников начались проблемы с навигацией. Оказалось, что при переносе точек из GPS в компьютер произошел сдвиг примерно на 250 м (это связано с настройкой приборов на разные координатные сетки). А проверить, бьются ли точки в легенде, никто из авторов трассы не догадался. Разумеется, это было почти катастрофой. Но многоопытные трофисты попадали и не в такие ситуации. В результате добраться до «Самого Главного Спецучастка» рано или поздно удалось всем.

Извилистая тропинка (!) шла почти траверсом по склону, который оканчивался горным ручьем, зажатым в узкое каменное ущелье. Причем лежащий под колесами грунт был очень скользким (то там, то здесь из склона сочилась вода). Правильное прохождение было таким: спуститься на пять метров вниз по склону и свернуть направо на тропинку. А дальше сила земного притяжения выведет (если только резина не даст уйти вниз по склону)! На финише стоял КП. Первым к СУ подкатил прототип экипажа Савенко/Гарагашьян. Любопытный момент – в стартовой ведомости данный автомобиль проходил как Toyota Camry (на монстре установлен трехлитровый двигатель от этой модели). Надо сказать, что Гарагашьян в данном случае придумал весьма хитроумную конструкцию… Пространственная рама, редукторные мосты, сорокадюймовые Bogger, лебедки и продвинутая навигационная система – вот технококтейль («порция» около 1300 кг), который даст возможность хорошо сработанному экипажу уверено побеждать на любом рельефе! Машина простила ребятам даже грубую ошибку... Пилот не сумел заставить замылившиеся колеса повернуть на тропинку, и «Камри» пошла вниз по склону. Немного не доезжая до ручья (склон стал уже более пологим), им пришлось переехать через пару бревен в два обхвата, и лишь тогда перед экипажем открылся путь наверх (этот фантастический трюк позволил им вернуться на нужную траекторию и пройти остаток СУ без запинки).

Трафик

А тем временем к злополучному склону подтягивались следующие участники. Очень быстро возникла пробка, закончившаяся… аварией! Один внедорожник не смог удержаться на траверсе и полетел вниз, на «толпу» (последняя состояла из одного человека, который и ускакал из опасного сектора шустрее зайца). В результате машина чрезвычайно удачно врезалась в дерево и, получив минимальные повреждения, буквально через час продолжила путь. Но вернемся, собственно, к затору. Что чаще всего предпринимают водители, попавшие в пробку? Правильно, ищут объезд по тротуарам, переулкам и дворам. С тротуарами здесь было сложно, а вот небольшой «дворик» найти удалось. Самый смелый придумал проехать чуть дальше по гребню, а потом спуститься по очень крутому склону на задней лебедке! Джиперская смекалка не подвела, и очень скоро там… тоже возникла пробка. Тех, у кого не было лебедки сзади, спускали на своей передней лебедке следующие в очереди. Давно не видел, чтобы спецучасток проходили так творчески…

А следующей ночью один экипаж остался в лесу. Их УАЗ просто «отказался дальше ехать». Ребята захватили из салона ценные вещи и отправились на ближайший КП по GPS. Им даже повезло – они нашли людей по свету костра. Кстати, наутро их машина просто завелась и поехала… Меньше повезло экипажу Toyota 80. Машина легла на крышу в неудачном месте, и для ее вызволения пришлось поломать голову.

Им все равно

Второй день соревнований оказался проще и понятнее для «равнинных» трофистов. Практически вся трасса шла по дорогам, а из препятствий больше всего хлопот доставляла колея (местами раскисшая). И лишь изредка приходилось преодолевать овраги и взбираться по крутым склонам. Конечно, обещание организаторов, что трассу-де можно пройти, «ни разу не разматывая лебедки», оказались, мягко говоря, неверным. Но и характерной для болотных этапов «гонки на лебедках» здесь и в помине не было. Особенно понравился отрезок пути, где дорога приводила к ручью с большими валунами. Через 50 метров вниз по руслу был поворот в лес и сразу же очень крутой десятиметровый подъем. При мне ни одной машине не довелось одолеть его без лебедки. Неприятно удивило наплевательское отношение некоторых местных гонщиков к корозащитным стропам, причем в ответ на справедливое замечание один штурман сказал, что «они идут вне зачета, и им все равно». В народе, правда, ходила «страшилка», что один экипаж нарвался-таки на жестокую пенализацию за лебежение голым тросом, но в итоговых документах это отражено не было. А вот за езду без шлема и отсутствие штурмана в машине на финише СУ штрафные минуты действительно начислялись.

Затеплилось…

«Бархатный сезон–2004» понравился всем. Гости погрелись, искупались в море, заработали свои очки и снова вернулись в сырую и студеную среднюю полосу России. Сочинские экипажи померились силами со знаменитыми трофистами и получили лишнее подтверждение, что здешние места отлично подходят для проведения подобных соревнований. В итоге во всех нас затеплилась (в буквальном смысле этого слова) слабая надежда, что «российское бездорожье» не станет однобоко-болотным. А все разнообразие офф-роуда не утонет в одноименных торфяных образованиях ввиду их сверхнизкой несущей способности...

Итоги 6-го этапа Кубка России (абсолютный зачет)

Место Экипаж Автомобиль Категория

1

Савенко Сергей - Гаргашьян Алексей

« Toyota Camry» TP3

2

Савельев Илья - Пластинин Константин

УАЗ TP3

3

Бережной Зураб - Савченко Михаил

УАЗ TP3

Итоги Кубка Кубка России по трофи - рейдам 2004 года (абсолютный зачет)

Место Экипаж Автомобиль

1

Хачарян Хачик (Сочи) - Сергеев Виктор (Москва)

УАЗ

2

Савенко Сергей (Москва) - Гаргашьян Алексей (С.-Петербург)

« Toyota Camry»

3

Харченко Олег (Москва) - Глухов Сергей (Москва)

УАЗ

Итоги 6- го этапа командного первенства

Место Команда

1

«Российские дороги»

2

«Российские дороги - 2»

3

«Российские дороги - 3»


Командное первенство России 2004 года

Место Команда

1

«Российские дороги»

2

«Российские дороги - 2»

3

«Нимал»

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты