Северо–Американский Вавилон

SEMA Show 2004

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин

Для чего делаются автомобили? Казалось бы, что за глупый вопрос – для того, чтобы на них ездить. Но, похоже, есть и те, кто думает совершенно иначе. С их точки зрения, эти механические чудовища являются просто подходящими носителями для различных комплектующих и дополнительного оборудования. В США, например, эти люди объединены организацией, которая называется SEMA – the Specialty Equipment Market Association. Что в переводе звучит как Ассоциация производителей специального оборудования

Городок желтого дьявола

Утомительный тринадцатичасовой перелет, двести миль по хайвею, ночевка в забытом богом мотеле – и вот он, Лас-Вегас. В тридцатых годах прошлого века Вегас был короткой остановкой на трассе Лос-Анджелес – Солт-Лейк-Сити c населением всего 16 000 человек, но уже тогда закрепил за собой славу «веселого». Принятие же специального закона, легализующего азартные игры и одновременно регламентирующего правила содержания казино, и вовсе привело к взрывообразному росту вышеозначенного населенного пункта. В результате уже в середине пятидесятых Лас-Вегас стал признанной столицей развлечений США. Сегодня в нем насчитывается 74 крупных казино, каждое из которых является гигантским развлекательным центром с концертными и игровыми залами, роскошным отелем, барами, ресторанами, магазинами… Но, как вы догадываетесь, в Вегас я еду отнюдь не просаживать свой трудовой доллар в борьбе с игральными автоматами. Дело в том, что город уже давно превратился во всеамериканский Экспоцентр (грех было бы не использовать такой гостиничный фонд). Возникла здесь и специализированная выставочная инфраструктура, например, комплекс Las Vegas Convention Center, построенный в 2001 году. В нем и проходит SEMA, ради которой, я, собственно, и проделал весь вышеописанный путь.

Прыжок в омут

На сегодняшний день Ассоциация производителей специального оборудования (SEMA) объединяет более 5200 компаний, суммарный оборот которых достигает астрономической суммы в 29 миллиардов долларов (государственный бюджет России – 27 миллиардов!) Но лучше всего масштаб этой индустрии понимаешь именно на SEMA Show. Вообще-то ассоциация SEMA проводит в США добрый десяток выставок, форумов, салонов и семинаров, но SEMA Show занимает в этом списке особое место. Это самая большая выставка оборудования и тюнинг-компонентов не только в США, но и в мире. Впрочем, определение «большая» не дает никакого представления о масштабах события. Когда в 1967 году ассоциация проводила свою первую выставку на стадионе Dodger в Лос-Анджелесе, в ней приняло участие 98 фирм, разместивших 3000 экспонатов на площади в 1300 кв. м. В этом же году фирм-участников было уже 9800, экспонатов около 100 000, а площадь экспозиции превысила 90 000 кв. м. И если на стадионе Dodger стояли всего-навсего пять автомобилей, то на нынешней SEMA Show (выставка перебралась в Лас-Вегас в 1976 году) в залах Convention Center и на окружающих площадках разместилось не менее 2000 машин. Но лучше – все по порядку…

С грехом пополам пристроив машину на платную стоянку около дальнего входа, я отправился получать регистрационную карточку в пресс-центр. Для этого мне пришлось воспользоваться услугами челночного автобуса. Вообще на SEMA Show все организовано довольно интересно. Входных билетов как таковых нет, но каждый посетитель обязан отстоять очередь и, уплатив 50 долларов, зарегистрироваться в качестве потенциального покупателя (при этом он получает «бэйдж» с надписью BUYER и специальную магнитную карточку). Впрочем, зарегистрироваться можно и заранее, сократив свои расходы до $10 (стоять в очереди все равно придется). Что же до карточки, то нужна она вот для чего. На каждом стенде стоит считывающая машинка. Заинтересовался продукцией той или иной фирмы, сунул карточку в щель устройства, и все твои данные поступили в базу данных фирмы. Все удобно, за исключением очереди. Правда, мне повезло – в пресс-центре никакой очереди не наблюдалось, и я мгновенно получил «бэйдж» с надписью PRESS, пластиковую карточку, чашку кофе, а также специальную сумку на колесиках для транспортировки рекламных проспектов и каталог выставки, объемом более напоминающий справочник «Желтые страницы». Можно было приступать к осмотру...

Буквально через час я понял, что просто-напросто морально раздавлен. Ну скажите на милость, как об этом писать? Сто тысяч экспонатов… Ладно, далеко не все имеют отношение к офф-роуду, но четверть-то имеет точно! Хвала господу – все, что может представлять интерес для нашего журнала, относительно компактно собрано в одном из четырех выставочных залов комплекса. Но и эта «компактность» имеет два этажа, а вдоль ее стены автобус ехал минут пять. Плюс открытые площадки. В общем, если исходить из обычных норм журнальной статьи, то я в лучшем случае смогу посвятить каждому экспонату по одной букве! И все же – глаза боятся, а ноги делают. И я окунулся в лабиринт выставочных стендов, как в омут с холодной водой.

Мысли после танцев

Прошло четыре дня… На табло электронных часов зажглись цифры 17:00, и женский голос в репродукторе объявил: «Леди и джентльмены, работа выставки SEMA Show закончена». И тут, заглушая последние слова диктора, по залу пронесся многоголосый индейский вопль «Йохуууууу!!!!» Такого я никогда не видел: солидные директора фирм и менеджеры отплясывали странную помесь ирландской джиги и воинственной пляски племени ассинибойнов, празднуя окончание четырехдневной выставочной лихорадки. Все, теперь мне наконец можно отправиться в отель и, рухнув на по-американски необъятную кровать, попробовать хоть как-то привести в порядок мысли и систематизировать всю эту массу впечатлений.

А начать хочу с того, что еще никогда я не видел столько тюнингованных внедорожников, собранных в одном месте. Хотите классических американских «монстр-траков» с колесами от карьерных самосвалов и порогами, вознесенными на высоту человеческого роста, – пожалуйста. Желаете посмотреть на роскошные полноприводники, отлифтованные для «вида и солидности», – тоже нет проблем. Вас интересуют автомобили, подготовленные для серьезной работы (будь то скоростные пустынные гонки, рок-кроулинг, дальние экспедиции или спасательные операции) – да сколько угодно. Ну и, конечно же, «лоурайдеры»… Правда, смысл этого увлечения от меня, мягко говоря, ускользает. Зачем вкладывать десятки тысяч долларов, чтобы заставить быстро ездить заведомо не приспособленные для этого тяжелые машины, мне совершенно непонятно. Впрочем, бог им судья, этим американцам.

Если же говорить о конкретных марках, то главной «топ-моделью», на которую американские производители афтермаркета примеряли свой «от-кутюр» и «прет-а-порте», был, вне всяких сомнений, Hummer H2. Я даже пробовал посчитать количество выставленных H2, но на третьем десятке сбился. Этому «качку» первому доставались и роскошные полированные диски, и хромированный обвес, и последние варианты подвески. В интерьерах Hummer демонстрировали новейшие коврики от Huskie Liners, кожаные сиденья от Katzkin, встроенные в подголовники телевизионные системы от Vizualogic, Roadwire или Rosen и сабвуферы от MTX. На этом же автомобиле была замечена и система жидкокристаллических экранов, два из которых были смонтированы с тыльной стороны боковых зеркал, а еще один врезан в капот. До сих пор теряюсь в догадках кто и как должен в эти экраны смотреть. Вторым по популярности героем выставки стал Jeep Wrangler Unlimited. В качестве «модели» эту машину выбирали в основном серьезные производители грязевой резины, внедорожных лифт-китов и лебедок. И наконец, пикапы (ну куда же в Америке без оных!). Тут правил бал новейший Ford F-250 с пружинной подвеской.

Скромное обаяние грузовичков

Пикапы давно стали таким же символом Америки, как статуя Свободы, гамбургеры и ковбои. На них ездят и в гости, и в офис на работу. В их кузовах возят абсолютно все – от спортинвентаря и убитых на охоте оленей до купленных в супермаркете продуктов и стройматериалов. По объемам продаж пикапы в США перекрывают все остальные классы, вместе взятые. А раз так, их владельцы заслуживают отнюдь не меньшего внимания со стороны производителей афтермаркета, чем обладатели престижных внедорожников. Результат – на американских хайвеях и городских улицах абсолютно стандартный, без каких либо следов тюнинга пикап – большая редкость. А вот красавец на «33-х» или даже «35-х» колесах, с хромированным обвесом от Smittibilt, Aries, Lund или Innovative Creations, отлифтованный фирменным комплектом Superlift, Fabtech, Old Man Emu или Pro Comp, обвешанный дополнительными прожекторами IPF или PIAA, – вещь вполне обыденная. И все же, при всей их универсальности и многофункциональности, у пикапов есть определенные врожденные недостатки. Самый главный из них – отсутствие закрывающихся емкостей для хранения всяческих мелочей и доступность перевозимого в кузове груза для криминальных посягательств и непогоды. Действительно, предположим, вы поехали в магазин и купили музыкальный центр. Теперь вам одна дорога – домой, потому что ни заехать в супермаркет за продуктами, ни зайти перекусить в любимый ресторанчик вы уже не сможете. Именно эту проблему и призвана решить целая индустрия, предлагающая самые разнообразные системы хранения багажа. Тут перед изобретателями разворачивается полный простор для применения их фантазии. Можно, например, расположить cундучки вдоль боковых бортов, а можно вдоль переднего. Причем сделать так, чтобы при нажатии на кнопку этот ящик услужливо подкатывался к заднему борту для погрузки-выгрузки. Именно такие «органайзеры» под названием Active Gate предлагает фирма ProjxAuto. Есть нечто аналогичное и у Ez Access. А еще можно, например, подвесить на стандартное отверстие для крепления фаркопа мечту любителя пикников – выносной контейнер Tailgate Cargo Box, превращающийся в столик с двумя скамейками. Не проблема накрыть и всю грузовую платформу крышкой (например, от ElectraShade Inc. или Advance Cover Corp.), тем самым превратив ваш «трак» в подобие седана с огромным багажником. А как вам вариант оснащения кузова пикапа жестким или мягким «кэбом»?

Но возможности дооборудования пикапов на этом не исчерпываются. Возите в кузове мотоцикл, ATV или гидроцикл? По- жалуйста, к вашим услугам электрические или гидравлические встраиваемые погрузчики. Дороговато? Можете просто купить комплект алюминиевых трапов. Вы часто возите длинномеры? Никаких проблем, покупайте специальные багажники TracRac, TAG Contractor или Xtreme Racks. Требуется перевозка тяжелых предметов? К вашим услугам разнообразные системы крепления грузов, а также набирающие популярность системы нанесения на внутренние поверхности кузова защитных полимерных покрытий. Ну а если вы ездите в своем пикапе на охоту, рыбалку или просто путешествовать, то устанавливаемая в кузове палатка фирмы Sportz или Adventure I вместе со специальным надувным матрацем, огибающим колесные ниши, позволят превратить вашего полноприводного друга в настоящий дом на колесах. Палатка для вас недостаточно комфортна? Есть масса вариантов домиков-кемперов, оснащенных всем необходимым, от газовой плиты и кондиционера до умывальника и биотуалета.

Гиганты в стране гигантов

За океаном любят большие машины, и только находясь в США, понимаешь, почему. Просто они соразмерны масштабам этой страны. Какой-нибудь Ford Excursion на улице любого европейского города смотрится даже не слоном, а дейнотерием (были у слонов такие гигантские предки). А вот на американском хайвее – ничего особенного, машина как машина. Долгое время бал на рынке полноразмерных пикапов правили Ford, Chevrolet и Dodge. Затем в игру вступили японцы с Toyota Tundra и Nissan Titan. Но теперь, похоже, в бой рвется еще одна фирма – International (известный производитель тяжелых грузовиков), причем пойти она решила сразу с двух козырей, сыграв, во-первых, на любви американцев ко всему большому, а во- вторых, на патриотической волне, поднятой в США на фоне войны в Ираке. Наверное, вы уже читали в новостях о показанном на SEMA Show «антитеррористическом» автомобиле SmarTruck III. Но, похоже, все это милитаристическое великолепие понадобилось фирме International исключительно для подогрева интереса американцев к «самым большим пикапам на рынке» – International CXT. Откровенно говоря, у меня просто язык не поворачивается назвать СХТ (размерами и грузоподъемностью машина вполне соответствует горьковскому «Егерю») пикапом. Но выглядел этот монстр, покрашенный в камуфляж mossy oak и оборудованный для дальних охотничьих выездов, весьма внушительно.

Кроссовки для Робби Гордона

Любой маркетолог мечтает «приспособить» кого-нибудь из ведущих спортсменов для рекламы своего товара. И вот Майк Джордан демонстрирует кроссовки Nike, а Анна Курникова – спортивную одежду Adidas. Ну а если вы производите амортизаторы и шины, то вам нужно поставить на свой стенд чемпионский автомобиль, на котором применена ваша продукция. Рядовому покупателю нравится, когда на его машине стоят амортизаторы той же фирмы, что и на трофи-траке Робби Гордона, решившего сменить овалы NASCAR на пыльные трассы Baja 1000, и шины той же марки, что и у его главного соперника Марка Миллера. Впрочем, если вас действительно интересует поиск компонентов для строительства очередного внедорожного монстра, будь то болид для ралли-рейдов, машина для экспедиции вокруг света или аппарат для штурма ущелья Моаб, SEMA предлагает поистине неисчерпаемый выбор вариантов. Даже краткое перечисление всего «вкусненького» заняло бы не одну журнальную страницу. Но на некоторых экспонатах мне все же хотелось бы остановиться. Раздаточные коробки Atlas II и Orion фирмы Advanced Adaptors. У нас они почти неизвестны, а вот в США это устройство можно найти практически в любом серьезно подготовленном внедорожнике, и вот почему. Во-первых, агрегат выполнен в особо прочном корпусе из авиационного сплава Т6 и оснащен геликоидальными шестернями из хромомолибденовой стали. Во-вторых, его конструкция позволяет подключать только задний, только передний или оба моста сразу. В-третьих, несколько вариантов конструкции позволяют установить эту коробку практически на любой внедорожник. В-четвертых, коробка имеет синхронизированную понижающую передачу, причем покупателю предлагается выбрать передаточное отношение от 1:2 до 1:5. И наконец, эти коробки спокойно переваривают крутящий момент вплоть до 1200 Нм!

Очень понравился стенд фирмы Rockcrusher, на котором предлагались уже модифицированные и «готовые к употреблению» мосты Dana-60. Объем изменений вполне оправдывает продажу этих мостов под собственной маркой Crusher 60R. При этом вы можете выбирать из обширного списка передаточных отношений главных пар, а также заказать установку блокировок. И все же самое главное при строительстве боевой машины – работа с подвеской. Ну разве можно пройти мимо стенда Skyjacker, который показал сразу четыре варианта лифта подвески для Jeep Unlimited (от 2,5 до 8 дюймов), а также новый подрамник, который позволяет смонтировать на машину тюнинговые рычаги, не прибегая к помощи сварочного аппарата и «болгарки»? Или Fabtech, который представил новейший восьмидюймовый лифт-кит с центральным рычагом? Или стенда Explorer Pro Comp с целым семейством новейших однотрубных амортизаторов и амортизаторных стоек? Кстати, гоночный трофи-трак Робби Гордона украшал именно этот стенд. И этот список можно продолжать чуть ли не до бесконечности. Наконец, шины и диски. Они занимали ровно такую же площадь, что и все остальные экспонаты раздела внедорожной и полноприводной техники, а именно весь первый этаж Южного зала. Похоже, SEMA Show решили посетить все шинники планеты, от ведущих международных концернов до никому не ведомых фирмочек из Поднебесной. Но журнал-то в отличие от шин не резиновый! И поскольку большинство производителей выставили уже известные модели, я, пожалуй, остановлюсь только на Procomp Tires, показавших абсолютно новаторскую резину XTreme All Terrain. Представители фирмы вообще анонсировали ее как новое поколение внедорожной резины. Но на самом деле XTreme AT выглядит скорее как логическое развитие идей, материализованных в шинах серии Pro Comp MT.

Стенды с колесными дисками и вовсе слились у меня в чешую сверкающих хромом металлических кругляшей. В памяти остались стенд компании Hutchinson, показавшей колеса с бедлоками, допускающими движение с достаточно высокими скоростями, да серия дисков Pro-Loc хорошо известной в мире фирмы Weld Racing, специально рассчитанных для установки на лифтованные внедорожники. Кстати, посмотреть, на что способны машины, построенные с применением всех этих «вкусностей», можно было на специальной площадке перед выставочным комплексом. Здесь были построены искусственные скалы, на которых проходили показательные заезды пилотов национальной ассоциации роккроулинга. И если постараться, можно было занять штурманское место в одной из машин. Я, естественно, постарался, и через пять минут демонстрационной поездки понял, что в лепешку расшибусь, но получу место за рулем одного из таких аппаратов. А вот что из этого получилось, читайте в следующем номере…

Тягловое хозяйство

Что же это за офф-роуд драйв без лебедок? И естественно, что на SEMA Show присутствовали практически все главные производители этих тягово-спасательных устройств. Точнее, все, кроме WARN… Всемирно известная американская компания почему-то проигнорировала выставку. Рискну предположить, что на фирме готовили к SEMA Show какую-то новинку, да вот не успели и решили, что без «изюминки» участвовать в выставке не стоит. Впрочем, я полагаю, этот факт не сильно огорчил конкурентов. Например, Ramsey показал сразу две премьеры. Во-первых, они начали комплектовать проверенную модель Patriot 9500 синтетическим тросом и алюминиевым клюзом вместо губок. Но настоящей новинкой стала Triple-X 6000, компактная (430х150х200 мм) и легкая (24,5 кг) лебедка, предназначенная специально для рок-кроулинга. Всемирно известный производитель гидравлических лебедок MileMarker начал активно расширять свою производственную гамму за счет устройств с электрическим приводом. Семейство электрических лебедок пополнилось моделями PE 3500, 4500 6000 и 8500, а также мощными лебедками SE 9500 и 12000. Отличительной особенностью «старших» моделей стало наличие отключателя массы на корпусе блока соленоидов. Порадовало и то, что все электрические лебедки MileMarker предлагаются по весьма разумной цене.

Новинку показала даже китайская фирма T-max. Модель Outback 10 000, снабжена новым блоком управления, «неубиваемость» которого, по утверждениям рекламных проспектов, превосходит надежность обычных соленоидов. Ряд новинок выставила и компания Superwinch. Это и лебедки EP 6.0 и EPi 6.0, семейство «трейлерных» лебедок GP (тяга 1800, 2300 и 3000 фунтов), и принципиально новое семейство ATV (как следует из названия, оно предназначено для установки на квадроциклы), оснащенное беспроводным пультом управления Freedom. Этот же пульт управления применен и на лебедках серии S c интегрированным блоком соленоидов. А чтобы «винчевание» не оставило вашу машину с высосанным досуха аккумулятором, к вашему вниманию как минимум десяток вариантов комплектов оборудования, позволяющих установить два аккумулятора вместо одного.

Земляничные поляны

Любите собирать ягоды? Лето, идешь по полю. Глядь, ягодка краснеет. Вкусно! Глядь, еще одна… SEMA очень похожа на такое поле. То тут, то там попадались устройства, без которых можно обойтись, но при этом они упрощают и украшают джиперскую жизнь. Например, все знают, что начинает показывать спидометр после установки колес с нештатной размерности. На этот случай к вашим услугам GPS-спидометр фирмы Nordskog Performance, показания которого в принципе не зависят от размера колес. А вот компания Superlift подошла к этому вопросу иначе. Она разработала модуль под названием TruSpeed, который встраивается в цепь управления электронным спидометром и позволяет внести необходимые поправки. Проблема хранения мелких вещей знакома не только владельцам пикапов. Участники SEMA Show предлагают множество путей ее решения. Вот, пожалуйста, целое семейство аксессуаров, от дополнительных ручек до кармашков под карты, телефоны или рации, закрепляемых при помощи лент-«липучек» на каркасе безопасности. Сердито и, заметьте, дешево! Для более надежного хранения можно смонтировать под передним сиденьем плоский сейф от Husky Liners, а в багажном отсеке – раздвижной металлический ящичек от Tuffy Security. Очень понравилась система универсальных резиновых креплений, позволяющих зафиксировать любые предметы, от бензопилы и хай-джека до фонарика.

И все же, каким бы объемистым ни был багажник вашего любимца, в ряде случаев придется громоздить часть багажа на крышу. До недавнего времени вы могли применить для этой цели либо обычный багажник-«корзинку», либо жесткий кофр. Вообще-то у кофра много достоинств, но есть и серьезный недостаток – куда, спрашивается его девать, когда он не нужен? Мягкая сумка-кофр в размер багажника позволяет надежно защитить ваш груз от непогоды, придать ему обтекаемую форму, а когда «хранилище» выполнит свою задачу, скатать его и убрать на антресоли. В этом году такие «рюкзачки на крышу» показали многие фирмы, например Rola, а такой гигант, как Thule, показал сразу две модели, Quest и Escape.

Дым отечества

Ну вот. Не знаю, удалось ли мне довести до вас хотя бы часть моих впечатлений. Их ведь было так много… Каюсь, я ничего не сказал о залах, в которых были выставлены хот-роды и дрэгстеры, турбонагнетатели и фильтры нулевого сопротивления – словом, все, что связано со скоростью. А еще я не поведал вам ни об удивительно красивых классических автомобилях периода американского барокко, ни о приспособлениях, которые любой автолюбитель мечтал бы иметь в своем гараже. Но один комментарий «в завершение» я все-таки хочу сделать. У любого россиянина, посетившего SEMA Show, возникает вопрос: а почему у нас нет ни одного подобного мероприятия? Ответ прост. Наши производители компонентов для тюнинга разобщены, и каждый сам пробивает себе дорогу через юридические и технические барьеры. Американская же промышленность афтермаркета выступает единым мощным кулаком.

В результате – у них гигантская SEMA Show, а на нашем 4WD-салоне не было ни одного, подчеркиваю, ни одного производителя компонентов для тюнинга. И с этим нужно что-то делать, хотя бы потому, что количество модифицированных автомобилей в России растет в геометрической прогрессии, а правовые нормы, регламентирующие этот самый тюнинг, остаются у нас на уровне середины ХХ века.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты