Обыкновенное убийство

Репортаж специального корреспондента Криса Колларда с мексиканской гонки Tecate SCORE Baja 1000

Текст: Крис Коллард
Фото: Крис Коллард

Казалось бы, прошло уже несколько лет, как мы вкатились в новое тысячелетие, но на деле до сих пор существует лишь горстка внедорожных мероприятий, имеющих широкое международную известность. Первым на ум, безусловно, приходит легендарный «Париж- Дакар». А затем в памяти всплывают: всемирный Camel-trophy (и его наследник G4 Challenge), малазийский Rainforest Challenge, австралийский Outback Challenge, и, наконец, мексиканская Baja 1000. Последняя, по мнению «заинтересованных лиц», является самым «убийственным испытанием для людей и автомобилей на планете»…

Полуостров Байя на западе Мексики ( Baja Penninsula), от которого, собственно, и пошло название внедорожных гонок такого рода, начинается практически от границы с США и тянется почти на 900 миль. В Мексике эту территорию называют «фронтиром». И на то есть серьезные причины… До 1972 года здесь вообще не было дорог с твердым покрытием. Полуостров узкой (не более 70 миль в самом широком месте) полоской вдается в Тихий океан, образуя Калифорнийский залив, называемый еще морем Кортеса. В «дошоссейную» эпоху поездка в Кабо Сан Лукас, уютную рыбацкую деревеньку в южной оконечности полуострова, представляла собой утомительное путешествие протяженностью в неделю. В наши дни «хайвей № 1» (остается единственной асфальтированной дорогой на полуострове) позволяет проделать этот путь за два дня. По нему вы, разумеется, и поедете в том случае, если все что у вас есть, это какой-нибудь Ford Galaxy 1965 года. Но если ваше представление о настоящих приключениях отличается от простой двухдневной «пилежки» по асфальту, то скорее всего вы предпочтете другой путь…

Мексиканская традиция

SCORE International – организация, которая проводит большую серию внедорожных пустын- ных гонок в США и Мексике – представляет Baja 1000 как квинтэссенцию всего того, что составляет самую суть офф-роуда. А гонка 2004 года стала наивысшим испытанием пределов человеческой воли, выносливости и технической готовности для всех, участвовавших в ней экипажей. Надо сказать, что поскольку трассы меняются от года к году, их протяженность иногда получалась меньше заветных 1000 миль. Но в этом году баха раскинулась на 1013 полновесных «американских километра», а ее конфигурация повторила трассу первой гонки 1967 года.

Уникальной чертой Baja 1000 является разнообразие типов гоночных аппаратов, которым разрешено участвовать в этой гонке. Зачет ведется в 26 профессиональных и 5 любительских классах! То есть, речь идет как об огнедышаших багги с моторами по 750 лошадиных сил и метровыми ходами подвески, так и о серийных пикапах, мотоциклах и ATV. Еще одной уникальной особенностью этого года стало то, что Baja 1000 подводила итог всей гоночной серии SCORE International. А это, помимо прочего, означало сотни тысяч долларов призового фонда за чертой, которую мы называем финишной.

В Мексике всякое дело принято начинать с праздника. В данном случае празднества заключались в технических инспекциях, неразберихе и встречах с автопроизводителями.

В гонке участвовало 290 экипажей. Но организаторам из SCORE каким-то образом удалось избежать «замеса» на узких улицах Энсенады (и это при 30-секундном интервале между стартующими машинами). В 6:30 утра первым ушел на трассу мотоцикл четырехкратного победителя Baja 1000 Стива Хенгевальда. А вообще, для того чтобы преодолеть всю дистанцию от Энсенады до Ла-Паса и вписаться в 40-часовой контрольный срок, участникам нужно было держать среднюю скорость не менее 25 миль (40 километров) в час. Непосвященному такая задача может показаться исключительно простой. Но, учитывая, что спортсменам предстоит преодолеть заболоченные участки, солончаки, приливные зоны и заросли кактусов с колючками, угрожающими целостности шин, поддержание средней скорости даже в 25 миль в час может оказаться трудновыполнимой задачей. Забегая вперед, скажу, что так оно и вышло. Более того, 49 гонщиков так и не смогли пересечь финишную линию в Ла-Пасе, сойдя с трассы по различным причинам.

Зловещие тезисы

В этом году (в тридцатый раз за последние 36 лет) самую высокую скорость на маршруте показали мотоциклисты. Кстати, последним «автомобильным» пилотом, которому удалось ехать быстрее двухколесных собратьев, был Айвэн Стюарт, выигравший Baja 1000 1993 года в классе «Первый неограниченный» на пикате Toyota SR-5. Но на этой гонке самым быстрым был семикратный победитель Baja 1000, Джонни Кэмпбелл, выступавший в одной команде с чемпионом прошлого года Стивом Хенгевальдом. Кэмпелл и Хэнгевальд даже установили рекорд средней скорости, преодолев тысячемильную дистанцию с выдающимся показателем – 63,505 мили (102,2 километра) в час. Среди четырехколесных экипажей самым быстрым оказался багги «Первого неограниченного» класса под управлением Троя Хербста и Лари Роезелера, в свою очередь показавших среднюю скорость 62,167 миль (100,05 километров) в час (их результат оказался вторым в истории). В целом же, если большинство участников с трудом вписывались в 40-часовой лимит времени, то лидирующим экипажам хватило 16 часов!

Философия Baja 1000 очень проста: «ехать быстро, но при этом не сломаться и остаться в живых». Да, похоже, что зловещие тезисы, сформулированные на заре внедорожных гонок, остаются в силе и по сей день. Но сегодня на помощь участникам приходят чудеса технологии. Так, большинство команд имело возможность осуществить предварительную разведку маршрута и записать в свои GPS-навигаторы данные о каждом повороте, трамплине и arroyo (так в Мексике называют каньоны). Что в свою очередь позволило прогнозировать препятствия и более точно контролировать среднюю скорость движения.

На наш взгляд, нет лучше способа понять, что такое Baja 1000, чем самим преодолеть хотя бы часть гоночной трассы. А посему мы пересекли границу США и по разбитой грунтовке отправились в сторону Сан-Фелипе на побережье моря Кортеса. План был следующий: выйти на трассу гонки в районе отметки 179 миль и пройти по ней 470 миль до контрольного пункта BF Goodrich в городке Сан-Хуаника, (отметка 652 мили).

Вершина

Низкий вой четырехцилиндровой Honda-650 пронзил прибрежный туман. Вдалеке появилось облачко пыли, а затем между кактусами начала мелькать одинокая галогеновая фара. Зарево приближалось. А еще через пару минут мимо нас с оглушительным воем пронесся не кто иной, как Джонни Кэмпбелл (стремившийся к своему победному финишу в Ла-Пасе). Опускалась ночь, и на горизонте замелькали отсветы фар машин основного пелетона. Огни становились все ярче, и, наконец, один за другим автомобили начали штурмовать подъем на холм, на вершине которого расположилась наша группа. Вершину они проходили на скорости 60-70 миль (100-110 километров) в час, с отрывом всех четырех колес (напоминая истребители, стартующие с авианосца), и тут же скрывались в темноте, оставив после себя невообразимые клубы пыли, летящий гравий и рев сверхмощных моторов.

На следующие 12 часов центром жизни стал пит-стоп «Bf Goodrich»… Машины еще скользили к стоп-линии с заблокированными колесами, а механики уже бросались к ним, чтобы позаботиться «обо всем на свете». От смены резины и технических жидкостей до исправления мелких поломок и замены агрегатов. Но не успели последние капли заливаемого топлива достигнуть бензобака, как мотор вновь ревет на полных оборотах, и гоночный болид исчезает в ночи, оставив лишь пыльное облако. Тем временем, по радио приходят многочисленные рапорты об авариях и поломках. В их числе и печальное сообщение о том, что одна из машин поддержки на высокой скорости вылетела с шоссе (есть жертвы). Некоторые из боевых аппаратов добрались до пит-стопа в ужасном виде – после многочисленных переворотов от их фибергласовых корпусов остались жалкие лохмотья.

Когда в городке Ла-Пас улеглась пыль от финишировавших машин, стало ясно, что успешно проделать весь путь смогли менее двух сотен экипажей из почти трехсот стартовавших. В семи из 26 профессиональных классов победили гонщики, уже стоявшие ранее на пьедестале почета Baja 1000. В зачете «Первый неограниченный» и «Trophy-truck» экипажи Троя Хербста/Лари Роезелера и Марка Миллера/Райана Арчиеро сумели отстоять свои прошлогодние титулы, а Джонни Кэмпбелл в очередной раз выиграл домашнюю гонку и установил новый абсолютный рекорд трассы.

P. S. Конечно, увиденная гонка произвела на нас глубочайшее впечатление. Но и последовавшее за ней двухнедельное путешествие по Мексике оказалось не менее любопытным. О том, что собственно произошло, вы сможете прочесть в одном из следующих номеров журнала...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты