Спортивная резня безопилой

Всероссийские соревнования лесорубов в Кирове

Владеть бензопилой — очень важный навык для джипера, но не главный. Куда важнее способность проехать туда, где эту бензопилу придется применить. Но есть люди, у которых все наоборот: умение пилить они предпочитают умению ездить.

В лесу люди работают. Одни заготавливают древесину, другие поддерживают в порядке просеки и удаляют больные деревья... Дел, связанных с бензопилой, в лесном хозяйстве немало, и виртуозное владение этим инструментом составляет профессиональную гордость для представителей разных специальностей. Вполне логично, что мастера соревнуются между собой, причем видов состязаний в бензопильном спорте можно придумать ничуть не меньше, чем в автомобильном. Но последние два года, с тех пор как российские спортсмены взяли золото на чемпионате мира, наш национальный чемпионат проводится по международным правилам.

Спортивная бензопила ничем не отличается от обычной: по техническим требованиям Международной ассоциации чемпионатов среди лесорубов (International Association Logging Championships — IALC) любые модификации стандартного заводского инструмента запрещены. Зато выбор модели пилы не ограничен. А потому в Киров, встречавший в этот раз всероссийское первенство лесорубов, спортсмены приехали с теми же инструментами, с которыми привыкли работать каждый день. Но особого разнообразия не наблюдалось: только Husqvarna и Stihl профессиональных серий. Это как Nikon и Canon у фотографов, Toyota и Land Rover в ТР-2, демократы и республиканцы в конгрессе США... Третьего не дано.

Экипировка

Как и в большом автоспорте, в бензопильных соревнованиях есть строгие требования к экипировке участников. Хотя мощность моторов здесь исчисляется лишь единицами лошадиных сил, а рабочий объем — какими-то десятками кубических сантиметров, ошибки и невнимательность при работе с пилой могут обернуться серьезными травмами. Даже при безупречном пилении возможны сюрпризы: поговорка «лес рубят — щепки летят» придумана не зря. А на соревнованиях во все стороны летят не только щепки с опилками, но еще и сучья с обрезками бревен. Поэтому на голове обязательна каска с наушниками и металлическим сетчатым щитком, на ногах — ботинки из толстой кожи со стальными вставками или защитные пластиковые сапоги. Куртка и брюки тоже непростые. На штанинах и рукавах под внешним слоем есть участки из суперпрочной эластичной нити. Если пила вдруг соскочит и прорежет наружную ткань, эта нить намотается на цепь, заклинит ее и заглушит двигатель в считанные доли секунды. Такая экипировка — это повседневная сертифицированная спецодежда европейских и североамериканских лесорубов. Там без нее просто не допустят до работы.

Как в лесу

Программа соревнований лесорубов по правилам IALC включает пять упражнений в индивидуальном зачете: валка дерева, замена цепи на пиле, раскряжевка комбинированным резом, точная раскряжевка и обрезка сучьев. В командном зачете результат вычисляется по сумме индивидуальных плюс эстафета. Все упражнения взяты из реальной повседневной работы, которую приходится выполнять при сортиментной технологии заготовки леса, принятой в Европе. В этом случае человек с бензопилой не только валит деревья и обрезает ветки, как традиционно принято в нашей стране при хлыстовой заготовке, но и разделывает стволы на сортименты — бревна определенной длины, которые затем сортируются по породам, качеству и толщине.

Для спортивной валки дерева необходима правильно подготовленная лесосека. После того как спилили основной массив, в бывшем лесу должно остаться на несколько деревьев больше, чем участников соревнований, чтобы их хватило для «перезаездов» в случае поломки секундомера главного судьи, обнаружения комлевой гнили на спиле, изменения траектории падения дерева из-за внезапного резкого порыва ветра и других форс-мажорных обстоятельств. На практике повторный «подход к снаряду» спортсмены исполняют исключительно редко, но запас должен быть.

Все отобранные для соревнований деревья обязаны быть одинаковой толщины (не менее 28 и не более 38 см в диаметре на уровне груди, при этом допускается разница между самым толстым и самым тонким деревом не более 4 см) и расти с наклоном не более 2 градусов. Видимо, сложные, а потому особо интересные с точки зрения демонстрации мастерства случаи (обратный наклон дерева, слишком толстый для длины пильной шины ствол, нецилиндрическая форма комля, явно несимметричная крона и т.п.) невероятно тяжело многократно клонировать, чтобы все участники были в одинаковых условиях. Поэтому такие «объекты» в спорт не допускаются. Не так зрелищно, зато справедливо.

Задача спортсмена — свалить дерево вершиной на предварительно вбитый судьями в землю колышек. Непопадание пенализируется в зависимости от расстояния. Помимо точности учитывается время, а также угол спила, глубина предварительного пропила, высота основного запила и ширина недопила. От формулы зачета этих «пилов» у непосвященного может голова пойти кругом, но судьи при помощи омологированного швейцарского штангенциркуля очень быстро проводили замеры пенька, отмечали на нем цифры и переносили их в контрольную карту спортсмена. Впрочем, на то они и судьи...

Надо сказать, забить деревом колышек в землю в этот раз не удалось никому. Лучшие спортсмены подбирались к нему на несколько сантиметров, а посредственные результаты вылезали за метр и больше. Но даже в этих неудачных попытках чувствовалась рука профессионала, резко отличающаяся от иных наших внедорожных собратьев, берущихся валить сушину для костра прямо в лагере к ужасу всех остальных его обитателей.

Глазомер и крепость руки

Остальные четыре упражнения спортсмены-лесорубы выполняли, вернувшись с пригородной делянки на Театральную площадь города Кирова, к заранее подготовленным тарированным бревнам-тренажерам и переполненным зрительским трибунам. Здесь все началось с замены цепи на время. Казалось бы, элементарно: отвинтил две гайки, снял крышку, сдвинул шину, снял одну цепь, надел другую, поправил ее на звездочке, надел крышку, завинтил, подтянул цепь. Девять простых операций. Восемь секунд чемпионского результата. Это единственное упражнение, которое можно выполнять без перчаток, но каждая новая царапина на руках приносит дополнительные штрафные очки. Все старые ссадины заранее помечаются. Надел цепь не той стороной — получил незачет, слетела цепь во время двух следующих упражнений — очки за ее замену автоматически аннулировались. Подтягивать цепь и обслуживать пилу до начала обрезки сучьев нельзя, и все инструменты между попытками отстаиваются в «закрытом парке».

Комбинированный рез — имитация разделки на сортименты уже сваленных деревьев, лежащих друг на друге под разными углами. Именно так, кстати, принято валить у скандинавов — когда стволы не лежат полностью на земле, их проще как двигать вручную, так и подбирать сортименты манипулятором. В этом упражнении задача — без дополнительных приспособлений отрезать от двух расположенных под разными углами к земле бревен по диску толщиной 3–8 см строго параллельно торцу. При этом половину толщины надо прорезать снизу вверх, работая верхней частью шины, а половину — обычным способом — сверху вниз. Два реза должны не просто совпасть, а составить единую плоскость. Чем качественнее отпил — тем больше очков. Два реза нужны и в реальной работе, чтобы, с одной стороны, не зажало цепь, а с другой — бревно не треснуло вдоль

Точную раскряжевку я бы назвал упражнением на умение вовремя остановиться. Вроде бы просто: нужно отпилить от лежащего бревна диск обычным резом сверху. Вот только бревно лежит на фанерной подложке и как бы утоплено на 3 см в слой мокрых опилок. Надо отпилить как можно точнее, но касаться фанеры зубьями пильной цепи нельзя — за это огромный штраф. Смысл здесь таков: если при разделке лежащих плашмя бревен цеплять цепью землю, то пила очень быстро затупится. И в спорте, и в жизни лучше чуть-чуть недопилить. При этом чем тоньше недопил, тем выше результат. Думаете, что это просто? Попробуйте при случае сами! А потом поменяйте цепь под тиканье секундомера.

Самое зрелищное задание — это обрезка сучьев. Все «сучковатые стволы» изготовлены в заводских условиях и строго одинаковы как по собственной толщине, так и по расположению, длине, толщине и углу установки отпиливаемого. Тридцать сучков — тридцать секунд норматива. Лучший результат в этот раз — тринадцать. Но время еще не все. Оценивается качество работы: повреждения ствола и оставленные выше 5 мм пеньки от сучьев работают в минус.

Для этого упражнения можно поменять шину с цепью на более короткую — так удобнее работать. Но секрет победы не столько в этом, сколько в особой траектории движения спортсмена вдоль бревна, постоянной смене наклона корпуса и точной работе рук, держащих пилу. Ни одно движение не должно быть лишним. При этом плоскость пильной шины практически не отрывается от бревна, огибая волнами его цилиндрическую поверхность и сбривая вбитые в нее черенки для граблей. Именно в том, как ты ведешь пилу по «трассе», скрывается основная доля успеха. Результативная техника обрезки завораживает зрителей, но, безусловно, требует от мастера долгих предварительных тренировок.

Автомобильная составляющая

Современный европейский лесоповал на самом деле — сильно механизированное и автоматизированное производство. Во многих странах, где в лесных регионах нет проблемы с занятостью населения, уже давно бравые мужики с цепными пилами приходят на помощь лишь в сложных случаях, когда использовать современную самоходную технику слишком трудно или невыгодно. Они валят деревья на горных кручах и в болотах, прореживают лесопарки при выборочных санитарных рубках и занимаются иной подобной нестандартной работой. В остальных случаях на европейских и североамериканских лесосеках трудятся специальные трактора на огромных колесах, обычно работающие в паре: харвестеры и форвардеры. Первые представляют собой этакий лесоуборочный комбайн, способный свалить, очистить от веток и раскряжевать дерево. Более того, электронный мозг этого трактора способен самостоятельно оценить выход деловой древесины из каждого ствола и предложить самый оптимальный способ раскряжевки. Форвардер — это самоходый кран-лесовоз, предназначенный для вывоза готовых сортиментов с делянки. Как правило, обе машины делают на одинаковом вездеходном шасси для упрощения обслуживания. Но о современной лесорубной технике мы расскажем как-нибудь в следующий раз, а сейчас вернемся к соревнованиям операторов этих машин.

Пилоты харвестеров соревновались на пригородной делянке. Одна их задача, как и у бензопильщиков, состояла в валке на точность попадания. А две другие — в точной раскряжевке. В одном упражнении требовалось без помощи автоматики разделать пятиметровое бревно на десять равных чурбаков, а во втором — поделить сваленное дерево вручную на оптимальные сортименты. Увы, никаких «гонок харвестеров» международные правила соревнований не предусматривают да и все «движение по трассе» состоит только из «лиазонов» от одного намеченного дерева к другому. А согласитесь, было бы интересно посмотреть, как эта незаурядная машина способна реализовать свои вездеходные возможности!

Пилоты форвардеров соревновались на асфальте, но при этом у них были размеченная трасса, старт, финиш, контрольные точки... Правда, выглядело это чуть иначе, чем в привычных нам автоспортивных дисциплинах, а скорости едва ли не уступали триальным. Суть первого задания состояла в том, чтобы загрузить бревна в одном месте и выгрузить их в двух других, правильно рассортировав по цветам и размерам. Маршрут был задан выставленными на площадке чурбаками, которые нужно было пропускать между колес, не касаясь. Для габаритов огромного и с виду неповоротливого форвардера путь казался слишком извилистым, но глядя на то, как многие пилоты с легкостью повторяли все излучины этой «змейки», становилось понятно, что все дело в привычке и навыке. К тому же реальная маневренность у этих машин довольна высока, иначе в лесу на них было бы не повернуться. Тем более что такая техника используется не только при сплошных рубках, как обычно бывает у нас, но и при выборочных, как принято в европейских странах. Кстати, управляются что форвардер, что харвестер без руля и большинства других привычных автомобильных органов. Только две педали, куча кнопок и движков и два джойстика на концах подлокотников водительского кресла. Ни дать ни взять — компьютерный симулятор. Если принять во внимание, что на современных моделях вовсю применяются сенсорные панели... Впрочем, мы опять отвлеклись. А между тем самое интересное было перед финишной чертой. Прежде чем ее пересечь, пилоту форвардера требовалось сложить башню из деревянных обрубков разных форм при помощи манипулятора. Этакий тетрис в реале. Ловко орудуя огромными гидравлическими захватами, операторы ювелирно складывали неправильной формы «кубики» друг на друга с поразительной точностью, после чего финишировали, и место в лесном тракторе занимал следующий пилот. Выступать на своих машинах в этих «гонках» не принято. Впрочем, может, оно и к лучшему. Только представить, как везли бы свои машины все 24 команды, самая дальняя из которых прилетела из Хабаровского края... Это вам даже не автовоз из Москвы на Ладогу собрать.

P.S. Какой смысл в таком спорте, спросите вы. Ровно такой же, как и в любом другом. Азарт, мастерство, страсть, эмоции, желание доказать себе и другим, воля к победе, борьба, зрелище... Даже в лесу, расположенном за несколько десятков километров от города, собралось немало зрителей, а на Театральной площади в центре Кирова трибуны были просто переполнены. Все-таки умение классно и красиво обращаться с техникой, какой бы она ни была, привлекает и завораживает.

текст / фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты