Пятое озеро

За рыбой через Вологду и Вытегру

Когда-то от рыбацкой удачи наших закутанных в звериные шкуры пращуров могло зависеть само выживание семьи, рода или племени. Те времена давно канули в Лету, а вот генетическая память, похоже, осталась. Может быть, именно поэтому так много наших современников при первой возможности откладывают все дела и отправляются за тысячи километров, чтобы забросить в прозрачную воду снасть и, если повезет, почувствовать, как бьется на крючке пойманная рыба...

Озер в Карелии — тысячи. Но несколько водоемов выделяется своими размерами. Одно из таких озер, Водлозеро, расположено чуть восточней Онеги, в Пудожском районе. По площади водного зеркала оно занимает пятое место в республике, и именно туда мой старинный приятель Боря предпочитает ездить на рыбалку. Нужно сказать, я и сам большой поклонник этого занятия, но Боря — это особая история. Рыбная ловля для него не просто хобби. Это настоящая страсть, которой он отдается полностью и безоговорочно. В общем, выслушав очередные посулы, что «клев будет такой, что клиент забудет про все», я подумал-подумал да и согласился. Тем более что поездка обещала и возможность посетить несколько очень интересных мест. В итоге ранним утром, еще в темноте, небольшая колонна из трех машин выехала из Москвы по трассе М8.

Если вы нацелились на северную часть Карелии, то сам бог велел ехать через Тихвин и Петрозаводск, ну а потом по «мурманке». Но мы направлялись на юго-восток республики, так что маршрут был проложен через Ярославль и Вологду. Кстати, всем, кто соберется ехать из столицы по этому маршруту, я советую последовать нашему примеру и выдвигаться в путь часа в четыре утра. Так есть шанс проскочить многокилометровые пробки, в которые превращается Ярославка на первых нескольких десятках километров из-за дорожных работ.

В Ярославле мы останавливаться не стали — до него рукой подать, можно просто заскочить на выходной. А вот Вологда стоит того, чтобы задержаться хотя бы на несколько часов. С чем прежде всего ассоциируется Вологда? С вологодскими кружевами, одноименным маслом и «домом, где резной палисад». Красивых резных палисадов в городе действительно хватает, причем местные остряки утверждают, что самый красивый и самый резной заборчик принадлежит местному кожновенерологическому диспансеру. Это придает песне про черноглазую, ставшей неофициальным городским гимном, некую пикантность.

Тайна имени

Но все эти дома с палисадниками — исторические свидетельства Вологды купеческой, и появились они в XVIII— XIX веках. А Вологда — город древний... Точная дата его рождения неизвестна, но в «Повести о чудесах Герасима Вологодского» написано: «В лето шесть тысячь шестьсот пятьдесять пятое, августа в девятый на десять день (т. е. в 1147 году от Рождества Христова) прииде преподобный Герасим от богоспасаемого града Киева, тоя же веси Глушенскаго монастыря постриженник, до града Вологды на великий лес».

Спорят ученые и об этимологии имени города. Самая распространенная точка зрения — что название произошло от одноименной реки, а ее наименование на языке финно-угорских племен означает «река с белой, чистой водой». По другой версии Вологда суть производное от слова «волок». Город действительно возник на древнем торговом пути «из варяг в греки», и до наших дней дошла старинная присказка: «Волок, да еще волок, и будет град Вологда». Но важно не это. Важно то, что Вологде повезло. Город оказался в глубине русских земель, и до него не докатывались огненные валы нашествий ни с запада, ни с востока. Правда, сам город неоднократно становился предметом усобиц между Москвой и Новгородом. Успела Вологда побыть и удельным княжеством, но недолго, всего лет 20. В 1461 году город перешел в руки великого князя Ивана III и стал центром уезда. Но наибольший расцвет Вологды пришелся на годы правления Ивана IV Грозного, «прозванного за жестокость Васильевичем». Именно тогда город превратился в важнейший торговый узел — через него шли купеческие караваны и на запад — в Англию, Голландию, ганзейские города, и в Сибирь. В 1565 году грозный царь решает сделать Вологду центром опричнины и приказывает заложить каменный кремль. Постройки того периода и сегодня составляют основу обширного списка городских памятников архитектуры.

Вид с колокольни

Да, в городе есть что посмотреть! И первым делом я советую купить билет и подняться на смотровую площадку колокольни Софийского собора. Виды отсюда открываются — дух захватывает! А внизу, на Кремлевской площади, ряды сувенирных прилавков с веселыми доброжелательными продавцами и действительно уникальными сувенирами. Очень много изделий из дерева, глиняные свистульки, ну и конечно — кружева, как же без них... А вообще вологжане встречают туристов с искренним радушием и без навязчивой разлюли-малины (чем нередко грешат в традиционных туристических центрах типа Суздаля). В общем, уезжал я из Вологды с чувством, что сюда стоит вернуться и посмотреть то, что не успел во время короткой остановки. Но нас ждала Карелия и рыбалка.

Чем дальше уходит на север автодорога, тем меньше на ней машин. Но трасса эта относительно новая, не разбитая, и ехать по ней — одно удовольствие. Включил круиз-контроль и кати себе на здоровье... Лафа заканчивается буквально сразу за стелой, обозначающей границу с Карелией. Ямы, колдобины, трамплины... А из райцентра Пудож до Куганаволока и вовсе идет разбитый грейдер. Здесь мы оставляем машины во дворе одного из местных жителей, оформляем путевки в конторе национального парка и пересаживаемся на катер. Здравствуй, Водлозеро!

В краю трех стихий

Сразу скажу — у этого озера совершенно уникальное лицо. Прежде всего потому, что при площади водного зеркала 334 км2 и длине береговой линии 232 км на нем насчитывается 196 островов. Некоторые из них — крохотные, выглядящие как огромный валун с парой растущих на нем деревьев, некоторые имеют несколько километров в поперечнике. Глубины на озере небольшие, в основном 2—4 м, хотя есть и ямы, где дно уходит на 10—15 м. Ходить по озеру на моторной лодке нужно с большой опаской и осторожностью: кажется, что перед тобой ровная водная гладь, лети в любую сторону на полном газу. Но сверкающая поверхность скрывает притаившиеся каменные мели, так называемые «луды». И хорошо, если встреча с таким рифом кончится только сломанными лопастями винта... А вокруг — затерянный мир первобытных лесов, населенных множеством зверей и птиц, покой пустынных болот, бесчисленные озера в причудливой паутине рек. В этом краю господствуют три стихии — вода, дикий лес и болотная топь... И если ваша душа, утомленная городской суетой, жаждет хотя бы на время обрести покой и умиротворение, то неоглядные водлозерские дали под низко нависающим небом и острова с одинокими часовнями — это как раз то, что вам надо. Здесь полностью отрываешься от цивилизации — телевизора нет, мобильник не работает и если хочешь быть в курсе того, что происходит где-то там, «за лесами, за долами», то стоит обзавестись радиоприемником с длинноволновым диапазоном.

Водлозерье и Поилексье — древний культурный район Русского Севера. Здесь на протяжении веков сформировалась уникальная система расселения, неразрывно связанная с природным ландшафтом. На территории созданного в 1991 году Водлозерского национального парка расположено 106 археологических памятников, от мезолита до раннего Cредневековья, и 15 памятников деревянного зодчества. С посещения одного из них, Ильинского погоста, являющегося памятником архитектуры федерального значения, мы и начали свою островную одиссею.

Хроники третьего храма

Ильинский погост расположился в густом лесу на острове Малый Колгостров. Погост заложили в XVI веке монахи, шедшие на Соловки, — это подтверждено летописями. Нынешний храм Ильи-пророка — уже третий, стоящий на этом месте. Первый сгорел, второй разрушился от старости, а нынешний построен «тщанием прихожан» в самом конце XVIII века — в 1798 году. В веке XX растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский погост опустел почти на 60 лет, причем, как ни странно, наибольший урон интерьерам и иконостасу был нанесен не в трагические 30-е и не в грозные 40‑е, а в сытые 70-е и 80-е, когда в моду вошел самодеятельный туризм и коллекционирование икон. Возрождение началось лишь в 1991-м. Сейчас в монастыре живут четыре монаха, но постоянно приезжает множество волонтеров. По храму нас водил брат Илья, крепкий и спокойный мужичок с глазами философа, одетый не в рясу, а в охотничий камуфляж. Монахи Ильинской пустыни — великие труженики, хозяйство у них крепкое и обширное. Но любой из них считает своим долгом отвлечься от дел, встретить гостей, открыть храм, проводить на звонницу... Илья усмехается: «Мечталось об уединенном ските, где не будет людей. Но место оказалось популярное, так что встречать тех, кто к нам приходит, — это тоже долг».

Ну а что же рыбалка? О, ее я получил в достатке! Все-таки особое это занятие, в чем-то даже мистическое. Вот держишь ты в руках удилище, и не важно, забросил ты поплавочную снасть или крутишь катушку спиннинга. Ты ждешь поклевки, ты настроен на это событие — но каждый бросок рыбы на наживку становится для тебя абсолютной неожиданностью. А пока ты подтаскиваешь к борту будущую добычу, стараешься понять — а кто там, на том конце снасти? Щука? Судак? Полосатый разбойник-окунь? А какой ты испытываешь восторг, когда серьезная, килограмма на полтора, добыча уже у тебя в руках! Или наоборот, какое разочарование, когда в самый последний момент ты ошибаешься, рыба срывается и, плеснув на прощанье хвостом, уходит в глубину!

И текли куда надо каналы

Но все заканчивается, и приходит время возвращаться. Но у меня в планах был еще один невыполненный пункт — мне хотелось на обратном пути остановиться в Вытегре. Как и многие купеческие города, Вытегра возникла на пересечении торговых маршрутов. Купеческие барки поднимались с низовьев Волги, шли по Шексне, Белому озеру и Ковже до Вянгинской пристани на реке Вытегре. Затем галиоты, шкои и соймы везли грузы через Онежское и Ладожское озера в СанктПетербург, в Петрозаводский и Олонецкий уезды. Ну а чтобы не связываться с волоками или перегрузками, при Петре I была задумана система каналов. Строился Мариинский водный путь долго, с 1710 года по 1810-й. Но в XX веке возможностей старых каналов уже не хватало, и в 1940 году было начато строительство новой системы, которой в будущем было суждено стать Волгобалтом. Строительство поручили НКВД, и в окрестностях Вытегры возник огромный Вытегорский исправительно-трудовой лагерь № 211. Закончили стройку в 1964 году, а главное управление движением по магистрали разместилось в Вытегре. На празднование полувекового юбилея этого события я как раз и попал.

Музыка, флаги развеваются, народ гуляет семьями, лица у всех радостные... На пирсе, у которого пришвартована подводная лодка, целая бригада поваров в гигантской кастрюле варит флотский борщ... Но откуда подводная лодка в сотнях километров от моря? Собственно, именно этот списанный боевой корабль и был тем объектом, который заставил меня остановиться в Вытегре. С 1970 по 1998 год лодка честно оттрубила в составе Балтийского флота. А в 2003 году мэрия города Вытегра выиграла тендер, предложив поставить лодку на вечную стоянку и организовать на ее борту музей. И он точно стоит того, чтобы его посетить, если, конечно, вам интересны флот и боевые корабли.


Одноступенчатая ракета

То, что дизельный Land Rover Discovery 4 — практически идеальный автомобиль для путешествий, — это аксиома, не требующая особых доказательств. Но на рыбалку в Карелию я отправился на обновленном автомобиле, с новым, 249-сильным, турбодизелем SDV6. В принципе обновленный Disco остался все тем же автомобилем, за рулем которого я проехал не одну тысячу километров, комфортабельным и очень вместительным. Именно по этой причине машина приняла на борт основной груз — два лодочных мотора, бензогенератор, запас бензина в канистрах и ящики с консервами. Я опасался, что тяжело груженный автомобиль потеряет в динамике, однако, к моему удивлению, он оказался самым шустрым в нашем маленьком конвое. Дополнительные 3 «лошадки» и 80 ньютонметров сделали солидный внедорожник просто-таки призовым скакуном, и несмотря на максимальную загрузку, любые обгоны на трассе давались ему легко и непринужденно. Непривычным было лишь то, что я не нашел на обычном месте клавиш включения понижающей передачи раздаточной коробки. Впрочем, в этом путешествии включать «понижайку» было негде и незачем. А вот пневмоподвеска, сохраняющая душу невытрясенной даже на самой плохой дороге, отличная аудиосистема с глубоким и сочным звуком, удобные кресла и прекрасный обзор позволили преодолеть 1200 км за один присест без особого напряжения.


текст / фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты