_Sachsenring_Page_1_Image_0001.jpg?w=300) Даже во времена его юности об этом автомобиле было известно немного. О нем редко рассказывали в автомобильной прессе, тем более — в международных каталогах. Но без Sachsenring история автомобилей ГДР, да и вообще этого государства, явно была бы не полной. Кстати, это вовсе не единственное название малоизвестной модели…
 Даже во времена его юности об этом автомобиле было известно немного. О нем редко рассказывали в автомобильной прессе, тем более — в международных каталогах. Но без Sachsenring история автомобилей ГДР, да и вообще этого государства, явно была бы не полной. Кстати, это вовсе не единственное название малоизвестной модели…
В отличие от разноцветных «самоходных коробочек» марки Trabant, тиражируемого рекламными фотографиями во всех ракурсах знаменитого «шприца» берлинской телебашни и накаченных восточногерманских пловцов неопределенного пола, сурово побеждающих на Олимпиадах, легковые полноприводные автомобили не входили в официальный список главных символов могущества и процветания ГДР. Однако история их развивалась вместе с историей этой страны.
Откройте, полиция!_Sachsenring_Page_2_Image_0001.jpg) Практически сразу после образования в 1949-м восточногерманского государства ему, разумеется, понадобились армейские и полицейские автомобили. Довольствоваться лишь машинами «старшего брата с востока» страна, имевшая до войны мощнейшую автомобильную индустрию, понятное дело, не могла. Помнится, некогда в школе нам говорили, что чуть более низкий по сравнению с ФРГ уровень жизни в Восточной Германии объясняется тем, что в нее вошли в основном аграрные районы бывшей империи, в то время как западным немцам достались наиболее развитые промышленные области. Позвольте! В советской оккупационной зоне остались все саксонские заводы довоенного гиганта Auto Union и основной автомобильный завод BMW в Тюрингии. Это если не считать всяких более мелких предприятий, вроде завода Framo в Хемнице. Как же не использовать такое наследство? Использовали, но своеобразно.
  Практически сразу после образования в 1949-м восточногерманского государства ему, разумеется, понадобились армейские и полицейские автомобили. Довольствоваться лишь машинами «старшего брата с востока» страна, имевшая до войны мощнейшую автомобильную индустрию, понятное дело, не могла. Помнится, некогда в школе нам говорили, что чуть более низкий по сравнению с ФРГ уровень жизни в Восточной Германии объясняется тем, что в нее вошли в основном аграрные районы бывшей империи, в то время как западным немцам достались наиболее развитые промышленные области. Позвольте! В советской оккупационной зоне остались все саксонские заводы довоенного гиганта Auto Union и основной автомобильный завод BMW в Тюрингии. Это если не считать всяких более мелких предприятий, вроде завода Framo в Хемнице. Как же не использовать такое наследство? Использовали, но своеобразно.
Первым легковым полноприводным автомобилем ГДР стал… Horch. Да-да! В 1950-м восточные немцы еще не отказались от старых названий, отправленных чуть позднее, как и многое другое, на свалку истории. Тогда даже традиционные немецкие «земли» в ГДР заменили округами. Автомобиль модели Н1К по сути представлял собой армейский Horch 901 военного времени с 3,6-литровым мотором V8 мощностью 80 л.с. и сильно упрощенным (по сравнению с оригиналом) кузовом. Таких машин собрали всего лишь около 30 — завод был загружен производством грузовиков и тракторов, а позднее взялся за «народные» малолитражки.
Чуть позже полноприводным автомобилем отметился и завод в Айзенахе, чья продукция с 1952го стала носить марку EMW вместо BMW. Модель называлась 325/3. Ее также именовали Р1 и даже по старой, принятой еще в Третьем рейхе, классификации — Kfz 3 (автомобиль номер 3). Восточные немцы в ту пору вообще были мастера путаных названий. Фактически это тоже был упрощенный автомобиль военного времени. Хорошо известная рядная 2-литровая «шестерка» развивала 55 л.с. при 3750 об/мин. Таких машин построили аж 161 штуку: завод в Айзенахе уже готовился к освоению новой модели под именем Wartburg.
Тем временем в Хемнице готовили совсем новый армейско-полицейский автомобиль. В 1955-м город превратился в Карл-Маркс-Штадт, а автомобиль — в серийный Р2. Это — первый из наших главных героев.
Made in Germany_Sachsenring_Page_2_Image_0002.jpg) После окончательного (как тогда казалось) разделения Германий прошло уже пять лет. Но конструкторы того времени, волею судеб оказавшиеся по разные стороны границы, ходили некогда в одни школы и институты. Поэтому Р2 получился не просто современным, а вполне передовым автомобилем своего времени.
  После окончательного (как тогда казалось) разделения Германий прошло уже пять лет. Но конструкторы того времени, волею судеб оказавшиеся по разные стороны границы, ходили некогда в одни школы и институты. Поэтому Р2 получился не просто современным, а вполне передовым автомобилем своего времени.
На мощную раму поставили новый рядный шестицилиндровый мотор ОМ-635. Он имел объем 2,4 л и при 3500 об/мин развивал приличные 65 л.с. Такой же агрегат, кстати, ставили на представительский Sachsenring P240, ранние версии которого несли на передке эмблему Horch (восточные немцы еще не до конца расправились с капиталистическим наследием). На Р2 стояла синхронизированная четырехступенчатая коробка передач, двухступенчатая «раздатка», блокируемый межосевой дифференциал (существовала правда, и версия лишь с задним приводом).
К этому прилагались полностью независимые торсионные подвески, дорожный просвет в 300 мм и грузоподъемность, равная 400 кг. Правда, все это было накрыто страшновато выглядящим угловатым кузовом. Но в те годы дизайн, как правило, был последним, о чем думали создатели подобных автомобилей всего мира. Главное, Р2 имел очень короткие свесы и совсем невеликую базу — 2250 мм, а стало быть — прекрасную геометрическую проходимость. А примитивные панели кузова были очень просты в производстве и ремонте.
Выпуск Р2 наладили на секретном «объекте 37», созданном на основе авторемонтного завода, входящего в SDAG Wismut. SDAG же — не что иное, как советско-германское акционерное общество. Таких в Германии в 1940-х было немало, но все они после образования ГДР постепенно полностью перешли к немцам. Официально же писали, что полноприводный Р2 изготовлен на VEB Kooperationszentrale Automobilbau Karl-MarxStadt (VEB — конечно же, народное предприятие, делающее автомобили для не менее народных армии, Volksarmee, и полиции, Volkspolizei). Это же VEB фигурировало и на идентификационной табличке автомобиля. В общем, самый прожженный шпион и то бы запутался!
Модель Р2 делали всего три года. До 1958-го изготовили около 1800 машин, успели даже построить 15 амфибий и подготовили существенно модернизированный автомобиль.
 Имена и псевдонимы
 _Sachsenring_Page_3_Image_0001.jpg) Новую модель часто называли Sachsenring P3, хотя с производимым в Цвиккау семейством солидных легковых Р240 общим у нее по-прежнему был только двигатель. Но куда важнее то, что Р3 отличался от Р2 примерно так же, как наш УАЗ469 от ГАЗ-69. Мотор форсировали до 75 л.с., на 150 мм увеличили базу, дорожный просвет вырос до 330 мм, а грузоподъемность — до 700 кг. Облагородили и кузов. Элегантностью он, понятно, не блистал, но все же выглядел менее самодельным.
Новую модель часто называли Sachsenring P3, хотя с производимым в Цвиккау семейством солидных легковых Р240 общим у нее по-прежнему был только двигатель. Но куда важнее то, что Р3 отличался от Р2 примерно так же, как наш УАЗ469 от ГАЗ-69. Мотор форсировали до 75 л.с., на 150 мм увеличили базу, дорожный просвет вырос до 330 мм, а грузоподъемность — до 700 кг. Облагородили и кузов. Элегантностью он, понятно, не блистал, но все же выглядел менее самодельным.
Автомобили по-прежнему поставляли в армию, полицию, пожарную охрану. Немного машин работало в лесном хозяйстве. Частникам Р3 был практически недоступен, как, впрочем, и наши ГАЗ-69 и УАЗ-469. Редкие списанные машины, говорят, все-таки попадали в руки гражданских. Но эти счастливчики наверняка были особенными людьми, получившими на то разрешение соответствующих органов.
В 1961-м на основе бывшего завода Framo в Карл-Маркс-Штадте начали производство семейства микроавтобусов и грузовиков Barkas. Советская пресса окончательно запуталась в немецких названиях: в редких публикациях о военных полноприводниках иногда именовала их Barkas P3, хотя к этой марке автомобиль вообще не имел никакого отношения. Правда, говорят, что была попытка сделать полноприводную версию микроавтобуса, но успеха она не имела.
Ну а в 1963-м производство перевели на новый завод в Людвигсфельде, где делали известные (в том числе и у нас, в СССР) грузовики IFA. Нетрудно догадаться, что это дало автомобилю еще одно имя — IFA P3.
В Берлине уже росла стена, через которую или под которой смельчаки пытались пробраться на Запад. Две Германии все активней противостояли не только на спортивных площадках, но и в умении наводнить соседа секретными агентами. В эту эпоху зеленые угловатые машины стали символами грозной и неколебимой демократической республики.
Впрочем, делали Р3 относительно немного. «Старший брат» по-прежнему помогал народной армии (как и иным армиям стран Варшавского договора) «козликами», а завод в Людвигсфельде был сильно загружен производством грузовиков, многие из которых отправляли на экспорт. Проект преемника Р3 — IFA K900 — так и остался проектом, а производство серийного вседорожника свернули в 1968 году, изготовив к тому времени около 3800 автомобилей. Но служили многие из них (особенно у пограничников) еще долго — вплоть до краха стены и объединения Германий.
В те бурные годы трудно было себе представить, что всего через десяток лет немцы, еще недавно брезгливо отворачивавшиеся от гэдээровского наследия, в том числе и автомобильного, начнут его вспоминать, беречь, коллекционировать, реставрировать. Теперь машины серии Р — частые гости слетов и фестивалей. Их владельцы охотно демонстрируют недюжинные внедорожные возможности автомобилей. Тех, что давно перестали быть военными, а тайными — тем более…
| Технические характеристики Р2 (Sachsenring P3) | |
|---|---|
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
| Масса снаряженная/полная, кг | 1770 (2170) / 1860 (2560) | 
| Длина/ширина/высота, мм | 3775 (3710) / 1685 (1950) / 1835 (1950) | 
| Колесная база, мм | 2250 (2400) | 
| Колея спереди/сзади, мм | 1400/1400 (1420/1400) | 
| Дорожный просвет, мм | 300 (330) | 
| Размерность шин | 6,5–16,0 (7,5–16,0) | 
| ДВИГАТЕЛЬ | |
| Тип и кол-во цилиндров | Бензиновый, P6 | 
| Рабочий объем, см3 | 2407 | 
| Мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 65/48 (55/75) при 3500 | 
| Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая | 
| Тип полного привода | Постоянный | 
| Максимальная скорость, км/ч | 95 | 
| Расход топлива, л/100 км | 24 | 
_Sachsenring_Page_5_Image_0002.jpg?w=100) Как итальянцы из чего угодно могли сделать спортивный автомобиль, так немцы, особенно восточные, — военный или полицейский, пусть иногда и моноприводный. Восточные немцы по традиции, существовавшей еще с довоенных времен, долго называли подобные модели kubelwagen, а иногда просто kubel (дословно — «бадья», «кадка», а в данном случае «упрощенный корытообразный кузов»).
Как итальянцы из чего угодно могли сделать спортивный автомобиль, так немцы, особенно восточные, — военный или полицейский, пусть иногда и моноприводный. Восточные немцы по традиции, существовавшей еще с довоенных времен, долго называли подобные модели kubelwagen, а иногда просто kubel (дословно — «бадья», «кадка», а в данном случае «упрощенный корытообразный кузов»).
Одним из первых «кюбелей» после образования ГДР стал полицейский IFA DKW на базе разработанной еще до войны модели F9. Подобный прототип сделали и из более позднего Wartburg 311. А на основе Wartburg 353 с трехцилиндровым 50-сильным мотором разработали даже плавающую модификацию 353/400. В серию она, правда, тоже не пошла. А вот открытый Trabant Tramp выпускали серийно. Правда, рекламировали его обычно как прогулочный автомобиль, но строили в основном в армейской окраске.
текст: Сергей КАНУННИКОВ
 фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.