Держи ноги в тепле

Что нового приготовили шинники к зимнему сезону

Холодный ноябрь… Самое время доставать из кладовки зимние ботинки и переобувать автомобиль. Эти два дела вроде бы между собой не связаны, но почему-то каждую осень вспоминаешь о них одновременно. По мере того как снашивается та или другая обувь, к мысли об этих делах подмешивается приятное чувство ожидания новизны. Так что там нового приготовили шинники к сезону?

Тенденция ежегодно представлять зимние новинки, наметившаяся было в последние годы среди производителей резины, так пока и не оформилась в закономерность. Впрочем, ничего плохого в этом нет. Вы знаете, как готовят новые модели шин солидные фирмы? Их давно не разрабатывают с чистого листа. У каждой марки есть точки отсчета — удачные продукты дня сегодняшнего. По результатам их тестов конструкторам задаются новые приоритеты, в каком направлении следует над этими шинами дальше работать. А затем в лабораториях и конструкторских бюро начинаются химические опыты с составом резиновой смеси, моделирование разных вариантов корда, наброски новых рисунков протектора и другая теоретическая алхимия. Каждое потенциально перспективное теоретическое достижение «прививают» существующей модели: выпускают отдельную экспериментальную партию на опытном производстве, тщательно тестируют, сравнивая результаты с исходным образцом, и затем принимают либо отвергают. Чтобы принять такое «исправление», оно должно значительно улучшить то, что надо, и при этом не ухудшить остальные показатели.

На следующем этапе все эти разнородные удачные находки сводят в одну или даже несколько различных комбинаций — и получают совершенно новые модели шин. И всем им тоже требуется пройти через серию строгих тестов, чтобы доказать, что хотя бы одна новинка действительно удалась. Все это требует времени, не все эксперименты дают ожидаемый результат, а работа над ошибками порой непредсказуемо затягивается. В общем, ничего удивительного, что многие по-настоящему удачные резино-кордовые бестселлеры выпускаются по многу лет, а выход новинок порой задерживается. Уж лучше так, чем заваливать покупателей «сырой» резиной в угоду теориям маркетинга. К чему это я? Да к тому, что в нынешнем зимнем сезоне многие шинники не сильно изменили свой модельный ряд. Даже такие гранды, как Cooper, Goodyear, Dunlop или Kumho, вообще обошлись без новинок. Разве что добавили новые типоразмеры к существующим моделям. Правда, открою вам маленький секрет, следующее поколение зимних шин от Goodyear уже на подходе. Но все подробности в тайне, потому что как раз сейчас готовится серия финальных тестов новинки. Представят ее лишь ближе к весне, чтобы запустить в продажу через год.

В поисках идеального шипа

Впрочем, и существующий ассортимент этих марок достаточен и полон интересных технических решений, чтобы выбор не показался скучным. Так, например, шины UltraGrip Ice Arctic и Dunlop Ice Touch в числе прочего предлагают трехгранные направленные шипы. А почему бы и нет? Главное, чтобы роботы на заводе не перепутали направление их установки и затем в эксплуатации шипы не вращались в своих посадочных гнездах. Впрочем, по заверениям этих фирм, современные технологии страхуют от обеих проблем. Однако их конкуренты, продолжая вовсю экспериментировать с формой шипа, пока не спешат перейти на направленные «когти». Разве что Continental в новой модели ContiIce Contact HD (отличающейся от прежней модели BD прежде всего формой шипа) уменьшил ширину фигурной твердосплавной вставки и расположил ее широкой стороной поперек движения. Но разницы между «передом» и «задом» тут нет.

Что касается других «дизайнерских поисков», то шведская новинка Gislaved Nord Frost 100 SUV оснащена трехлучевыми симметричными, но при этом ненаправленными сердечниками шипов. Yokohama предлагает для iceGuard Stud iG55 шипы в форме креста. А Bridgestone, напротив, для новейших Blizzak Spike-01 сделал крестообразную насечку, образующую на рабочей поверхности сердечника четыре острых зуба. Заметьте, это первый опыт с шипами для модельного ряда Blizzak. Ранее так именовалась только зимняя нешипуемая продукция, а теперь — все модели для снежно-ледяных дорог. Прежний «шипованный» бренд Ice Cruiser выйдет из обращения. Pirelli продолжает работать с шипами шестигранной формы и расширяет оснащенный ими модельный ряд. К традиционной шипованной серии Winter Carving в нынешнем сезоне добавились «зубастые» модели в бюджетной серии Formula и полярной ей на ценовой шкале гоночной линейке P Zero.

Компания Michelin, в свое время одной из первых начавшая эксперименты с угловатыми сердечниками, в новинке нынешнего сезона X-Ice North вернулась к классической форме. Но при этом особое внимание было уделено форме тела шипа, его фланцу, а также всем остальным технологическим моментам, обеспечивающим прочность посадки шипов. В данном случае это особенно важно, так как на данной модели французские конструкторы продолжил и развивать тему «втяжных когтей»: внутренний слой протектора здесь состоит из совершенно новой термоактивной резиновой смеси, меняющей свою жесткость в зависимости от температуры. Она удерживает шипы на поверхности на холодном льду и позволяет им вдавливаться внутрь шашки на более теплом асфальте. Идея не нова, но, как говорят производители, здесь она выполнена на новом уровне технологий и защищена сразу тремя патентами. При этом шипы дополнены специальными канавками в шашках, отводящими из зоны контакта крошки льда, которые выгрызает шип.

Российский Cordiant продолжает придерживаться старой мудрости, что «шипов много не бывает». Новая модель Snow Cross, представленная этой компанией, похоже, самая «зубастая» обувь сезона. У нее аж шестнадцатирядная ошиповка! Таким образом, в пятне контакта постоянно работает не менее десятка шипов.

Структуры и составы

Тем временем Nokian предлагает альтернативу традиционным металлическим шипам, включив в состав резиновой смеси для протектора новой нешипованной модели Hakkapeliitta R2 SUV твердые многогранные частицы специального полимера, работающие по принципу наждачной бумаги. В процессе производства они замешиваются в резиновую массу. По мере износа беговой дорожки отработавшие свое стертые частицы выкрашиваются и уступают место новым острым «кристаллам».

Bridgestone тоже занимается структурой протектора. Но иначе. Известно, что людская обувь на подошве из микропористой резины не только очень теплая, но и одна из наименее скользких. А раз так, то почему бы не применить «эффект микропорки» в шинах? Японские инженеры уже давно работают над оптимальным составом такой смеси и в новом сезоне предлагают ее улучшенную версию в шинах Blizzak VRX. От прежних вариантов она отличается повышенной износостойкостью и способностью собирать с поверхности льда в пятне контакта «смазывающую» прослойку воды. Затем, под действием центробежной силы, вода из микроскопических пор выбрасывается на улицу, и к следующему моменту контакта с поверхностью резиновая «губка» снова подходит в полной готовности.

Что касается химического состава резиновой смеси, то каждая фирма держит свой собственный рецепт в строгой тайне. Однако законы физики и химии для всех едины, а потому основные различия рецептов кроются в пропорциях и количестве различных добавок. Так, для стабильности свойств и сохранения эластичности при низких температурах современные зимние модели почти у любой фирмы содержат кремнийсодержащий наполнитель. Cooper конкретизирует: в шинах WeatherMaster WSC применен полимер с высоким содержанием кварца. А он, как помнится из курса химии, — диоксид этого самого кремния. Кроме того, в моду вошли экологически чистые растительные масла. Nokian, например, активно использует в своих смесях рапсовое, Yokohama — и вовсе апельсиновое, а Bridgestone, не раскрывая карт, сообщает, что применяет «натуральные масла». Неужели банальное подсолнечное?!

Впрочем, шутки шутками, а дифференциация состава резины в различных зонах шины давно стала нормой — и над каждым из рецептов, а также их совместимостью в готовом изделии колдуют целые лаборатории. Точно так же состав резиновых смесей может различаться у отдельных моделей даже внутри одной марки. Дело в назначении. Прежде всего, важны температурные режимы эксплуатации. Шинники стремятся по возможности расширить диапазон температур, при которых их продукт максимально раскрывает свои положительные свойства, однако недаром в аннотациях к одним моделям пишут «для экстремальных условий», а к другим — «для городской слякоти». Замечу, именно так позиционируется новая Nokian WR SUV3, специально созданная для мягкой западноевропейской зимы. А в России она официально рекомендована к применению только в Южном федеральном округе.

Впрочем, соленая жижа из реагентов и полурастаявшего снега не редкость на дорогах в любом крупном городе, а в Москве она и вовсе основное дорожное покрытие весь зимний сезон. Но ведь не только ради городских пробок мы с вами ездим на внедорожниках?! Потому для многих более важными окажутся свойства шин на снежной целине. Именно их особенно выделяют создатели в таких новинках, как Hankook Winter i*Pike и Pirelli Scorpion Winter.

Вот только не надо с пеной у рта спорить, что для зимнего бездорожья нужно то же, что и для летнего. Вовсе нет! Уже давно и не раз проверено: в снегу лучше всего работают шины, предназначенные именно для снега.

Вам какого размера?

Другое дело, что с большими размерами в гамме зимних моделей сложно. Особенно с высокопрофильными, позволяющими эффективно увеличивать пятно контакта при снижении давления. Среди нынешних новинок в сегменте зимней резины для внедорожников основная доля типоразмеров приходится на стандарты кроссоверов. Одновременно растет доля низкопрофильных шин для мощных скоростных полноприводников, не съезжающих с дорог. Так, в ряду размеров в нынешнем сезоне у Cooper появился «45-й» профиль, а у Hankook и Michelin — и вовсе «40-й». Что ж, уже неудивительно. Именно в этом направлении тянется основной вектор творческой мысли конструкторов-шинников. Даже если говорить о новинках сезона, то у большинства фирм модели для внедорожников — это те же легковые, только увеличенных типоразмеров. И, соответственно, приоритеты у них общие: управляемость, разгонная и тормозная динамика, низкий уровень шума, борьба с аквапланированием. Практически каждая фирма считает своим долгом отметить, что ее новинки позволяют поддерживать более высокую скорость движения на зимней дороге. Именно поэтому независимо от производителя и наличия шипов фактически каждая из моделей оснащена жестким центральным ребром, широкими отводящими канавками и густой сетью ламелей различной ширины и формы, часть из которых также работает на отвод воды из пятна контакта. Вот только реализовано это все у всех по-разному.

Что же делать тем, кто привык к колесам побольше? Увы, выбор тут ограничен. Среди новинок лишь Hankook предлагает размеры более 31 дюйма, вплоть до 34,5 (275/65 R20). Впрочем, по счастью, в модельных линейках Bridgestone, Cooper, Nokian, Firestone, Kumho, Yokohama и других марок остаются большие «офф-роудные» размеры прежних удачных моделей, включая остающуюся великолепной в глубокой снежной целине уже добрый десяток лет Cooper Discoverer M+S. Но и тут относительно широкий выбор возможен лишь до 33 дюймов включительно. Все, что больше, остается небюджетной редкостью, причем рассчитанной на диски от 17 дюймов и выше.

текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: автор и фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты