В звенящую снежную даль

Как прошел первый этап Кубка России по ралли-рейдам

В старинном русском городе Суздале в последние выходные января стартовал Кубок России по ралли-рейдам. Баха «Золотые Ворота» собрала 31 экипаж, готовый соревноваться на нетипичных для мировых (но не для российских) ралли-рейдов снежно-ледовых трассах.

У большинства любителей ралли-рейдов эти гонки ассоциируются с жаркими песчаными и каменистыми пустынями. Даже название коротких гонок « баха» происходит от наименования местности в Калифорнийской пустыне, где впервые проходили подобные соревнования. Но, пожалуй, только в России эти гонки проводят в условиях отрицательных температур. «Золотые Ворота» не стали исключением — во время соревнований из-за мороза выходили из строя двигатели и другие агрегаты спортивных автомобилей.

Большинство спортсменов считают, что суздальская гонка была красивой и интересной, но очень тяжелой. Поражает количество переворотов машин, вылетов на снежный бруствер, ограждающий трассу, как среди лидеров, так и среди тех, кто замыкал классификацию. Гонка началась с небольшой сенсации: « нива» из «национального класса» москвичей Константина Купцова и Олега Белова заняла второе место на прологе, отстав от лидера — Алексея Беркута — всего на 1 секунду. Надо сказать, что по сравнению с другими машинами у «нивы» гораздо менее мощный двигатель — соответственно на извилистой трассе он медленнее набирает скорость. Получить на ней хороший результат можно, только если не ошибиться — не вылететь с дороги в сугробы, потеряв драгоценное время. «Нивоводам» это удалось, и перед основной гонкой они занимали вторую строчку в стартовом листе.

Суздаль как центр автоспорта

Надо сказать, что организация гонки понравилась участникам — размещение экипажей в суздальском «Турцентре» позволило быть всем вместе и много общаться. Ведь зачастую приходится жить в разных гостиницах, удаленных друг от друга на десятки километров. В Суздале гонка проводилась в первый раз, и организаторы постарались на славу! Стартовый спецучасток проходил прямо в городе, возле «Турцентра». Было много болельщиков, а фотографы получили возможность сделать снимки спортивных машин на фоне древних монастырей и соборов. Основная гонка проходила в окружающих Суздаль полях и перелесках, на специально расчищенной трассе. На ней были и узкая колея, и «змейка», требующая точного пилотирования, и снежные отвалы, на которые вылетали неудачливые спортсмены. Изза такой разноплановости трассы и случились многочисленные «уши».

Гонщики на более мощных машинах рванулись вслед за «нивой». При этом, хоть в ралли-рейдах и принято помогать друг другу, некоторые пренебрегли правилом и пролетели мимо застрявших товарищей по гонке. Когда они сами застревали, их вытаскивали, а спустя короткое время не останавливались помочь недавним спасателям. В общем, « нива» ехала по трассе «чисто», а соперники «сидели по кюветам». Итоговый результат: экипаж Купцова — Белова занял первое место в абсолютном зачете с отрывом от ближайшего преследователя на 7 минут. Большинство участников подошли после финиша к победителям и выразили восхищение, что ребята на маломощной и бюджетной машине «порвали» всех. Но те, кто занял второе место, не успокоились. После окончательного финиша СУ Купцов и Белов поменяли колеса и поехали в закрытый парк. (Надо сказать, что механиков у них с собой не было — все работы по машине делали сами.) Константин сел за руль грузового «мерседеса»-технички, а Белов — за руль «нивы». Это увидел экипаж их соперников — и сразу побежал к судьям фиксировать в протоколе, что чемпионы едут на двух машинах и в гоночной за рулем один штурман! Это серьезное нарушение регламента. Был подан протест, и экипаж победителей исключили из гонки.

Всплывает вопрос автоспортивной этики: ну победили тебя на дешевой простой машине... ну подойди к ребятам, и поздравь, и порадуйся, так нет, надо всё «уделать» протестами. У самих куча механиков, сами не то что машину не привезли, а колеса не меняли. А стоит ли кубок такого опускания себя? Как говорила Раневская, «деньги я проем, а стыд останется».

Красивая гонка

Часто автомобильных журналистов упрекают в том, что они обходят вниманием «малые» классы, например «национальный», где спортсмены выступают на отечественных автомобилях — как правило, «ниве» и УАЗе. На «Золотых Воротах» машинам этого класса пришлось не сладко — не избежал лежания в кювете опытнейший тольяттинский гонщик Юрий Боровиков. Больше всех гонка понравилась дебютантам Сергею Куприянову и Дмитрию Маркову. В ралли-рейды они пришли из трофи, несколько лет выступали на всевозможных любительских покатушках. Но тяга к скорости рейдов пересилила, и ребята поехали на обычной «ниве». Кстати, опыт поездок в трофи был виден невооруженным глазом. Вылетевшие с трассы доставали из машин периодически рвавшиеся несерьезные веревочки, а Сергей и Дима, наученные опытом офф-роудного прошлого, возили с собой настоящие рывковые стропы.

Кубок России стартовал красивой гонкой и скандалом среди участников. Как знать, не окажут ли проблемы со спортивной этикой влияния на наполняемость гонок участниками, ведь дефицита соревнований и в нашей стране, и за рубежом не наблюдается?


Сергей КУПРИЯНОВ, дебютант ралли-рейдов

По душе пришлась хорошая атмосфера. Мне показалось, что в ралли-рейдах все друг друга хорошо знают. Пока все находятся на бивуаке или в лагере, создается впечатление дружного коллектива. Когда же начинается гонка, взаимовыручка остается, но борьба приобретает жесткий мужской характер. Был интересный момент, который качественно изменил представление моего штурмана Дмитрия о борьбе во время гонки. На достаточно прямом и широком участке я увидел, что нас догоняют, и начал, притормаживая, смещаться вправо. Но Евгений Батаев был уже очень близко и не успел отреагировать на мое замедление. Он «боднул» нас бампером и полетел дальше. Для меня это не стало неожиданностью, я видел приближавшуюся машину в зеркало, а при маневре мы просто не поняли друг друга. Чего не скажешь о Дмитрии, который в это время был углублен в дорожную книгу. У него был шок, когда он почувствовал удар сзади и увидел обогнавшего нас Батаева: «Серега, это же Женя нас толкнул! Хорошо, что мы знакомы, а если бы он нас не знал, что бы тогда было?». Я попытался его успокоить, сказав, что такие «поцелуи» в порядке вещей, на что Дима ответил: «Да уж, это не шахматы!».


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН, Владимир КОРОЛЁВ
фото: Мария КУВШИНОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты