Ленинская лыжня

Полугусеничный Rolls-Royce вождя пролетариата

Полугусеничный RollsRoyce из экспозиции музея «Горки Ленинские» является одним из самых старых в мире вездеходов с движителем Кегресса. Но уникальность автомобиля еще и в том, что он находится в первозданном виде.

Появление автосаней в жизни Ленина связано непосредственно с усадьбой Горки, которая так понравилась ему в 1918 году, что он стал отдавать предпочтение для отдыха и работы именно этому месту. Такому обстоятельству Горки во многом обязаны своей сохранностью, образцовым хозяйством и наличием телефонной связи в отличие от многих других подмосковных усадеб, которые после революции были разграблены или уничтожены. В Москву тогда вела одна единственная узкая дорога, пробраться по которой зимой на обычном автомобиле было проблематично. В экспозиции музея рядом с автосанями находятся и обычные конные сани, которыми также пользовался Ленин во время своего пребывания в Горках.

Его водитель Степан Казимирович Гиль потом во всех интервью будет рассказывать, что именно он поведал своему пассажиру об автомобильных санях. Так это было или иначе, теперь уже вряд ли удастся выяснить, но версия имеет право на жизнь — до революции Гиль работал водителем в Собственном Его Императорского Величества гараже, а его непосредственным начальником был как раз изобретатель этого движителя Адольф Кегресс. Неудивительно, что Гиль мог напомнить Ленину о таком необычном транспортном средстве для зимы.

Специальные мастерские

В начале зимы 1919 года Ленин пишет записку начальнику автобазы Совета народных комиссаров Ушакову с просьбой озаботиться сборкой автосаней. На Путиловском заводе еще до революции начали изготавливать такие комплекты для переоборудования автомобилей русской армии, но этот заказ до конца выполнить так и не успели. Следующий заказчик долго ждать не любил. 15 декабря 1919 года Ленин запрашивает Петроград: «Т. Зиновьев! Посылаю заключение Политбюро. Две вещи: 1) Нельзя ли заказать спешно 2 саней (автосаней кегресс) тяжелых и 2 легких для Южфронта? Спешно. Ответьте…». О важности заказа говорит уже сам порядковый номер вопроса. Несколько дней спустя, 23 декабря, предсовнаркома, видимо, получив отрицательный ответ, опять запрашивает: «Почему нет больше кегрессов? Лент, говорят, больше 100?».

Как известно, «паккарды» в эксплуатации оказались не самыми удачными машинами. Одни автосани сломались той же зимой — мастера автобазы Совнаркома ремонтировали их в авральном порядке. Потом произошла авария на пути в Горки, когда из-за соскочивших цепей «паккард» скатился по склону и перевернулся. Во время одной из дальних поездок неожиданно заглох двигатель, который на морозе запустить не удалось, и Гиль с Лениным вынуждены были вернуться в Москву на поезде. Такой же случай повторился и в декабре 1920 года, когда обоим пришлось ехать в теплушке товарного вагона. Сам Ленин писал в 1921 году такую записку: «Прошу отремонтировать посланные в Петроград автосани Кегресса по указанию т. Гиля, произведя ремонт в специальных мастерских Путиловского завода».

Объяснить все эти проблемы можно одной основной причиной — переделанные в автосани обычные автомобили при езде работали с большими перегрузками, что сказывалось на двигателе и трансмиссии. Такой запас прочности изначально не рассчитывался конструкторами того же «паккарда», возможно поэтому в 1922 году в автомобильные сани решили переделать только что приобретенный в Великобритании Rolls-Royce.

История автомобиля с номером 79YG уже достаточно исследована. В архивах компании Rolls-Royce сохранились все бумаги, из которых можно узнать, что его заказчиком являлось акционерное общество «АРКОС», название которого расшифровывалось как All Russian Cooperative Society Limited. Оно осуществляло все торговые операции между Великобританией и РСФСР. Машина была продана 19 октября 1922 года, а в Петроград прибыла 13 декабря. Какое-то время ушло на переоборудование, поэтому пользовался ей Ленин не так долго — как известно, он умер 21 января 1924 года.

Есть и другая версия происхождения этой машины, заводской номер которой должен быть не 79YG, а 16Х. Такой индекс принадлежал шасси 1920 года выпуска с кузовом «турер» работы ателье Mann Egerton из Норвича. Автомобиль был куплен наркомом внешней торговли Леонидом Красиным в конце 1920 года вместе с еще тремя экземплярами Rolls-Royce. Такую версию выдвинул итальянский журналист Джузеппе Дикорато после обследования автосаней, а несоответствие табличек можно объяснить их заменой — они крепятся к кузову четырьмя болтами.

Еще один автомобиль с номером шасси 17KG и кузовом ателье Barker был куплен в 1922 году и находился в распоряжении Ленина. Как и автосани, он сохранился до наших дней — в 1959 году его отреставрировали на Заводе имени Лихачева. До этого автомобиль находился в весьма потрепанном виде, а нашли его вообще в Керчи, где он очутился после списания из правительственного гаража.

Весь автомобиль перекрасить

Считается, что после смерти Ленина его автосани остались в Горках и никуда больше не выезжали. Однако в февральском номере ORD была опубликована фотография либо этого Rolls-Royce, либо очень похожего на него, датированная 1933 годом и сделанная во время пробега вездеходов. Что это за машина и как она там оказалась, еще предстоит выяснить. В любом случае почти всю свою жизнь автосани провели в Горках — именно это обстоятельство и позволило им сохраниться в первозданном виде. Серьезных вмешательств RollsRoyce не пережил, если не считать двух случаев, когда им занимались сотрудники ЗИЛа.

Об одном из них подробно может рассказать информационная записка управления конструкторских и экспериментальных работ ЗИЛа о техническом состоянии легкового автомобиля марки «Роллс-Ройс», напечатанная в 1985 году. В ней сообщается, что «7 мая 1984 года дирекция дома-музея В. И. Ленина в Горках обратилась к заводу с просьбой об оказании помощи в проведении технического осмотра, а точнее, технической экспертизы автомобиля». В этой же записке упоминается и о реставрации автосаней группой работников экспериментального цеха в 1961 году, но без указания каких-либо подробностей. Вряд ли это была полноценная реставрация, как в случае с Rolls-Royce из музея Ленина. Одна из статей в заводской многотиражке указывает, что все работы по автосаням в 1961 году проводились непосредственно в Горках Ленинских, а не на ЗИЛе.

Перечень выполненных работ, которые велись с 10 ноября 1984 года по 29 января 1985 года, подробно описан в отчете. Осмотр и диагностика узлов и механизмов производились без их полной разборки. Так, камеры сгорания изучались через свечное отверстие с помощью эндоскопа — осмотр показал, что дефектов нет, только нагар на поверхности и «натиры в зоне работы поршневых колец». Затем этим же эндоскопом через сливное отверстие в поддоне двигателя специалисты ЗИЛа осматривали соединения нижних головок шатунов. Предварительно из поддона слили остаток масла, которое направили на экспертизу в бюро топлива и масел! Ее результаты показали, что «в системе смазки двигателя ранее использовалось масло, изготовленное на нефтяной основе». Это же бюро рекомендовало залить взамен моторное масло М-12ГИ, что и было сделано после промывки бачка, каналов и трубопроводов. В подвеске и рулевом управлении все точки смазки очистили и прошприцевали литолом-24.

Другие системы потребовали более серьезного вмешательства. В системе охлаждения пришлось заменить все шланги и хомуты, а также набивной сальник водяного насоса. Привод управления карбюратором демонтировали, разобрали, очистили от коррозии, покрасили, смазали и установили обратно. Целиком заменили ставшую совсем ветхой проводку, сохранив при этом достоверность схемы электрооборудования. В отчете также указано, что на приборной панели «отсутствует неизвестный прибор слева от спидометра, предположительно часы».

В самом плачевном состоянии оказались колеса и гусеничный движитель. Деревянные спицы пошли трещинами, и с этим ничего не смогли поделать, только указали, что необходимо изготовить новые. Это же касалось покрышек и гусениц из прорезиненной ткани — их только лишь покрыли глицерином. Но и спустя почти тридцать лет и колеса, и гусеницы на автосанях остались прежними — с многочисленными трещинами и потертостями. Не изменилось ничего и в кузове. В записке указано, что «кузов в зоне расположения резервного бензобака имеет длинные трещины, расслоения краски, шпатлевки в зоне соединительных панелей». Предлагалось «разделать трещины, зашпатлевать рихтовочной пастой, весь автомобиль перекрасить и отполировать», но, судя по тому что эти трещины можно увидеть и сегодня, никаких работ не проводилось. Оно и к лучшему: автомобиль до сих пор находится в оригинальном состоянии и с «родной» краской, а подобная глобальная реставрация лишила бы его главного качества — подлинности.

Финалом работ стал запуск двигателя. Первые две попытки предприняли 28 января 1985 года — мотор проработал на холостых оборотах 30 секунд и 1 минуту соответственно, показав нужное давление в системе смазки. На следующий день произвели еще пять запусков. Сначала 3 минуты для проверки давления масла и зарядки от генератора, потом 5 минут для прогрева, а на третий раз автосани сдвинулись с места на 2 м вперед, а потом назад. Четвертый запуск того дня ознаменовался движением уже на 4 м — это позволило обработать глицерином недоступную прежде поверхность гусеницы. Последний раз мотор завели, чтобы поставить автосани обратно, где они и находятся в данный момент. Примечательно, что водителемиспытателем, производившим все эти движения взад-вперед, в записке указан Борис Курбатов — известный советский автогонщик, лидер спортивной команды ЗИСа в 1950-х — 1960-х годах. К слову, в 1985 году Борису Николаевичу было уже 70 лет.

По заказу вождя

С тех пор Rolls-Royce сдвигался со своего места только 1 раз — это было в середине 90-х годов. Он же стал и последним — разорвалась левая гусеница, навсегда сделав автомобиль статичным экспонатом. Навсегда не только потому, что в ближайшее время не предвидится изготовления новых гусениц, а из-за растрескавшегося кузова, которому противопоказано любое движение. Автосани так и не приняли участие в юбилейной экспозиции Гаража особого назначения «ОлдтаймерГалереи» в 2007 году в отличие от другого ленинского Rolls-Royce, который прибыл из Исторического музея. А за год до этого в Санкт-Петербурге обнаружился еще один, третий Rolls-Royce, которым, по утверждению сотрудников музея истории города, тоже пользовался Ленин. Более того, сообщалось, что ранее этот автомобиль был оснащен таким же гусеничным движителем, который со временем демонтировали.

Откуда взялся этот третий RollsRoyce — неизвестно. Сейчас он экспонируется в Петропавловской крепости под стеклянным колпаком, но даже внешне очень далек от оригинального состояния. Несмотря на этот факт, «третий» претендует на большее: «Автомобиль был приобретен для Ленина. По заказу вождя советские умельцы переделали его в автосани — единственный в мире Rolls-Royce на гусеничном ходу». Так прокомментировал журналистам появление в музее нового экспоната один из его сотрудников, который почему-то не знал, что один такой автомобиль уже давно находится в Горках Ленинских.

Редакция выражает благодарность сотрудникам музея-заповедника «Горки Ленинские» Н. И. Цветоватому, В. А. Офицерову и В. Е. Масту за помощь в содействии фотосъемке.

текст: Иван БАРАНЦЕВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты