Рукой подать

Путевые заметки: Польша и Чехия в ярких иллюстрациях

В силу известных инерционных настроений, Польша не пользуется у российских автомобильных путешественников большой популярностью — территорию бывшего сателлита СССР стараются побыстрее проскочить и очутиться в Австрии, Чехии, Германии. Однако всякий, кто хотя бы раз путешествовал по Польше, скажет: страна сильно недооценена и по своему туристическому потенциалу ничуть не уступает той же Чехии, а в чем-то даже и превосходит ее.

Автомобильные путешествия уже давно стали одним из самых любимых видов отдыха россиян, благо маршрутов — выбирать устанешь. Впрочем, среди всего разнообразия всегда выделялись европейские направления: ехать близко, посмотреть можно много, кухня — знакомая — и вообще чувствуешь себя как дома. Конструируя очередной отпуск, решаем сосредоточиться на том, что поближе — Польше и Чехии. Выезжаем из Москвы, но первую остановку планируем после границы — в Варшаве, оттуда на юг страны в Краков, далее переезжаем в Чехию и останавливаемся в Брно. После Праги возвращаемся в Польшу, осматриваем Вроцлав и закольцовываем вояж в польской столице, где отдыхаем перед последним броском — на родину. Общий километраж — около 4500 в формате «девять ночей, десять дней».

Оптимальный путь до польской границы (держим путь на Брест) — шоссе М1. Первые 50 км после МКАДа наблюдаем обилие населенных пунктов и как следствие — светофоров. Путешествие наше выпало на конец сентября, поэтому мы заложили лишний час на задержки, вызванные дорожными работами, и не ошиблись — строительная техника, с самого раннего утра стоявшая под парами, замедляла трафик. После Кубинки поток заметно ослабел, наступило разрежение, скорость движения возросла.

Через несколько километров после невидимой российско-белорусской границы платим первый взнос — 22 рубля — за пользование магистралью. До Бреста будет еще три пункта, стало быть, проезд через Белоруссию по скоростной дороге с весьма качественным асфальтом обойдется в 88 рублей. Мелочь заготавливаем заранее, можно заплатить в евро и долларах. Разрешенная скорость движения для легковых автомобилей здесь почти везде — 120 км/ч, прибавляем «законные» 10 км/ч, закладываемые дорожной инспекцией на погрешности спидометров и собственной измерительной аппаратуры и пролетаем через Беларусь за несколько часов. Обращаем внимание, что заправки на трассе М1 принимают рубли российские, равно как и общеевропейскую и американскую валюты, а вот на прилегающих к М1 дорогах операторы принимают только белорусские рубли. Помимо АЗС за российские рубли, правда втихаря, работает и большинство закусочных по главной белорусской трассе. Ценника в рублях вы там не найдете, однако и официанты, и кассир на вопрос о способе расчета вполголоса ответят: русские деньги возьмем. Комплексный обед на одного человека обойдется в 250–350 рублей, а вот бензин и дизельное топливо в Белоруссии — чуть дороже, чем в Москве. Кстати говоря, дабы владельцы дизельных автомобилей не волновались, на колонках с ДТ стоят маркировки: «ppm<50». Это означает, что вредных примесей в солярке менее 50 долей на миллион и качество ее — такое же, как, например, в Германии. Чтобы не скучать в дороге, обязательно поймайте одну из белорусских радиостанций — это все равно что перенестись на сорок лет назад. Лукашенко председательствует на слете доярок, в тот же день — чихвостит неудачливых хоккеистов, в тот же день — вручает медаль лучшему хлеборобу, в тот же день — критикует наполнение школьных учебников, в тот же день — заботится о пенсионерах и детсадовцах, в тот же день — на чем свет стоит ругает оппозицию, и так далее и так далее и так далее…

Другим путем

Через десять часов после пересечения МКАДа подкатываем к брестскому пограничному переходу «Варшавский мост» и наблюдаем ожидаемую очередь более чем из ста автомобилей. Пополняем запасы топлива и поворачиваем на юг — держим путь на Домачево (40 км от Бреста). Здесь тоже есть пропускной пункт, на котором машин практически нет, по крайней мере, мы оказываемся единственным транспортом в «зеленом коридоре». У местных жителей дорогу на Домачево лучше не спрашивать или по крайней мере говорить «Дамачава» — именно так этот приграничный поселок обозначают на здешних указателях.

Через 50 минут без лишних проволочек оказываемся на польской территории — на дороге номер 63. Многие путешественники, воспользовавшись домачевским переходом, стараются как можно быстрее выскочить на шоссе, связывающее Брест и Варшаву, — дорогу номер 2 (или Е30). Предостережем их от этого шага. Дело в том, что и 63-я, и 2-я трассы имеют по одной полосе движения в каждую сторону, но дорога 63 практически пуста. А вот трафик на «основной» — чрезвычайно напряженный, причем от времени суток это не зависит. Причин несколько. Во-первых, дорога проходит через множество небольших населенных пунктов, неизбежны светофоры, во-вторых, свою лепту вносит сельхозтехника, водители которой и рады бы уступить легковушкам, да сделать этого не представляется возможным. В-третьих, на дороге 2 в настоящее время интенсивно проводятся дорожные работы и в некоторых местах организовано реверсивное движение. Можно было бы подумать, что во всем виноват будущий чемпионат Европы по футболу — первенство пройдет в Украине и Польше, — однако ситуация на шоссе номер 2 остается неизменной уже несколько лет, кроме того, из Украины в Польшу ведут другие пути — через Люблин или еще южнее. В общем, имеет смысл пользоваться именно домачевским переходом — в этом двойная выгода.

Дорожная сеть в Польше — чрезвычайно разветвленная, поэтому при переезде из одного города в другой путешественники могут выбирать из нескольких вариантов. Однако магистралей — чрезвычайно мало, буквально наперечет. На юге это дорога А4 (Е40), включающая окружную вокруг Кракова, идущая через Катовице на Вроцлав и далее до границы с Германией. В центральной части страны — трасса Е30 от города Лодзь до Познани. Встречаются еще магистральные куски, например небольшой участок по дороге из Варшавы в Краков — от Груеца до Едлиньска. В общем, планировать перемещение по стране необходимо исключительно исходя из того, что двигаться придется по немагистральным дорогам, большей частью однополосным, проходящим через большое количество небольших городков и деревень. Средняя скорость движения по Польше составляет около 65 км/ч, притом что путешественники избегают пробок.

Польшу подарю!

Главная достопримечательность Варшавы — Stare Miasto, расположенное на левом берегу Вислы. Во время Второй мировой войны город сильно пострадал, и от его былой красоты почти ничего не осталось, а ведь раньше Варшаву называли Северным Парижем — настолько сильное впечатление она оказывала на приезжих. Тем не менее старые кварталы и в восстановленном виде на самом деле завораживают, рядом с ними находится корлевский замок. Дойти до Старе Миасто можно по улице Nowy Swiat. По мере приближения к историческому центру дома XX века уступают место архитектурным памятникам, улица меняет название на Krakowskie Przedmiescie. На Варшаву смело отводите два полных дня, а если останется время, воспользуйтесь одним из многочисленных тематических маршрутов, предлагаемых туристам. Так, «Варшава Фредерика Шопена» включает в себя несколько дворцов и костелов, частью расположенных на двух упомянутых улицах.

По пути в Краков останавливаемся на полденька в городке Шидловец (Szydlowiec), где осматриваем пятисотлетний костел и две старые усадьбы. В Кракове опять же останавливаемся на два дня — здешние достопримечательности требуют времени. Центр древней польской столицы выстроен с королевским размахом, есть в Кракове и свой замок. В отличие от Варшавы в Кракове можно развернуться и шопоголикам — множество лавчонок предлагает оригинальные, выполненные по старинным технологиям сувениры, бытовые товары, настойки, сиропы и проч. Более того, здесь можно приобрести и приличную пару обуви, к примеру.

Отношение к русским туристам, по нашему впечатлению, — самое благожелательное. В первую очередь срабатывает схожесть языков и культурных традиций. Так, в редком польском кабаке музыканты не заводят «Ехали на тройке с бубенцами» или «Я милого узнаю по походке», причем стараясь придерживаться русского текста. Что касается событий начала 80-х годов прошлого века, то поляки куда больше претензий предъявляют к тогдашнему главе государства Войцеху Ярузельскому, а не к «старшему брату» по Варшавскому договору. Кстати, судя по афишам, которые мы обнаружили в польских городах, в определенном кругу польской интеллигенции до сих пор популярны советские барды: устраиваются вечера, посвященные Булату Окуджаве, Новелле Матвеевой, Юрию Визбору, а один из польских певцов исполняет песни Владимира Высоцкого.

Везде хорошо!

Выдвигаясь из Кракова в направлении Брно, не забываем посетить КальвариюЗебжидовску (Kalwaria Zebrzydowska), монастырь которой отнесен к наследию ЮНЕСКО, и городок БельскоБяла (Bielsko-Biala) с небольшим старинным кварталом, остатками замка и бронзовой скульптурой собачки Рекса из мультика про Лёлека и Болека.

Прага встречает путешественников запредельным количеством туристов, причудливыми памятниками, посвященными Францу Кафке, множеством синагог еврейского квартала Йозефов, бессчетным количеством питейных заведений разного калибра. Особая достопримечательность чешской столицы — двойная нумерация домов. Привычная схема — по принадлежности к улице — уживается со схемой, по которой номер дома присваивается по принадлежности к району. Причем районы имеют и название, и свою нумерацию. Поэтому на каждом строении — две таблички, синего и красного цветов, например синяя с номером 23, красная — с номером 1265. Историческая часть расположена по обе стороны Влтавы. Нам милее показалась западная сторона. Любопытствующего народа здесь в несколько раз меньше, архитектурных жемчужин — больше, а цены в кабаках — несоизмеримо ниже, иногда в 2, а то и в 3 раза! По Праге можно гулять с неделю — всего не охватишь. Однако если вы ограничены во времени, отправляйтесь перво-наперво в замок, соседствующий с крохотной Златой уличкой, — здесь, в одном из игрушечных домов, и жил (правда, недолго) знаменитый европейский писатель всех времен Франц Кафка. Еще в прошлом веке улица была жилой, но всех хозяев пражские власти «попросили» и устроили здесь музей. Вечером, когда домики закрываются, прийти сюда можно бесплатно.

Отметим, что территории обеих стран усеяны достопримечательностями, достойными внимания, — это небольшие замки, усадьбы, костелы. Если верить карте Польши, которой мы руководствовались, подобных исторических объектов по всей стране — более двух сотен, причем часть из них находится под охраной ЮНЕСКО. В Чехии замков и крепостей не меньше — в атласе, приобретенном на одной из заправочных станций, мы обнаружили 196 «архитектурных» позиций! Поэтому, перемещаясь из крупных туристических центров, не забывайте о провинции — она может подарить не меньше сильных впечатлений.

Напоследок — о важных ценах. Топливо в обеих странах стоит столько же, сколько в Австрии (чуть дешевле, чем в Германии) — ориентируйтесь на 1,10–1,15 евро за литр. В Польше обменять валюту значительно проще, чем в Чехии, куда лучше приехать с небольшим запасом крон. Бесплатные туалеты в исторических местах — редкость, причем в мужских отделениях, как правило, на выбор предлагают два тарифа. Например, 1 злотый и 2 (или 50 грошей и 1 злотый), в женских — только один тариф, высокий. Аналогично дело обстоит и в Чехии, причем стоимость посещения может достигать 10 крон. Российские туристы часто забывают о том, что в парках и скверах, разбитых в центральных кварталах, равно как и близ достопримечательностей, установлены камеры и наблюдательные стражи порядка быстренько оштрафуют «любителя кустиков». Что касается пива, то цена пол-литровой кружки в Польше начинается от 5 злотых (при этом за стаканчик хорошего кофе могут попросить 8 злотых), в Чехии — от 18– 20 крон.

Остается напомнить о необходимости соблюдения ПДД, хотя дорожные полицейские в Польше с радостью придут на выручку незадачливым водителям. Автор настоящего материала в один из дней имел удовольствие убедиться в этом на собственном опыте. Двигаясь в пределах населенного пункта, в сумерках, ваш покорный слуга зазевался и не заметил знака ограничения скорости. Превышение лимита почти на 50 км/ч обернулось потерей одной купюры номиналом 100 злотых. Друзья, будьте внимательны!


Средство передвижения

Наше небольшое путешествие мы совершили на Mercedes-Benz R-klasse, мировая премьера последней версии которого состоялась на Московском международном автосалоне в 2010 году. Автомобиль в длиннобазном исполнении был укомплектован дизельным мотором V6 (модификация R 350 CDI 4Matic), семиступенчатой гидромеханической автоматической коробкой передач и пневматической подвеской. R-klasse показал высокую плавность хода и умеренный для машины такого размера и массы аппетит. При движении по шоссе со скоростями 110–130 км/ч расход топлива согласно показаниям бортового компьютера составлял 10,5 л/100 км. На территории Польши, когда средняя скорость упала до 65 км/ч, потребление дизтоплива стало еще более скромным — 8,5 л/100 км. Однако в городских условиях мотор начинал «кушать» от души — в режиме «от светофора до светофора» меньше 11,5–12,5 л/100 км он принимать отказывался.

Активный круиз-контроль в дальних путешествиях незаменим, в чем мы лишний раз убедились. Водителю достаточно установить определенную скорость и указать дистанцию до впереди движущейся машины, которую электроника должна поддерживать. Если вдруг на дороге возникает препятствие, автомобиль самостоятельно замедляется, вплоть до полной остановки, затем сам набирает скорость. MercedesBenz R-klasse предлагает и третий ряд сидений. Кресла здесь в отличие от кресел вэнов многих других фирм — полноценные, то есть вполне пригодны для взрослых путешественников. Автор настоящего материала один из отрезков пути пожелал прокатиться на галерке и был приятно удивлен высоким уровнем комфорта: в R-klasse безо всяких ограничений в самом деле могут путешествовать семеро человек.


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты