Конец дороги

По Баргузинской долине на VW Amarok

Вообще-то мы собирались немного не туда. В планах было проехать по БАМу от Северобайкальска до Хабаровска, чего раньше летом не делала ни одна официальная экспедиция. По крайней мере, в Сети свидетельств о такой поездке нет. Но природа решила, что и нам там делать нечего.

За два дня до вылета от организаторов пришло известие, что планы меняются. На БАМе наводнение, вода поднялась на четыре с половиной метра, мосты смыло, а про броды, понятное дело, можно забыть. МЧС из тех районов собирается эвакуировать людей. Поэтому мы летим до Улан-Удэ и оттуда едем в Баргузинскую долину — вместо экстрима нам предлагается курортная прогулка. Мы, конечно, немного расстроились, ведь собирались вовсе не на курорт. Но оказалось, что долина реки Баргузин не менее интересна, чем БАМ.

Усть-Баргузин

От Улан-Удэ до Усть-Баргузина примерно 270 км неплохой дороги. Сначала нужно перебраться через перевал по широкому асфальтовому шоссе посредственного качества. Учитывая, что наши «Амароки» были подготовлены для приличного бездорожья, сложностей этот участок не вызвал — высокопрофильные шины с крепкими боковинами позволяли не уворачиваться от каждой выбоины. А вот те, кто поедет там на низкопрофильных колесах, должны быть внимательны — уничтожить покрышку и диск можно запросто. Дальше до самого Усть-Баргузина приличная гравийка чередуется с неплохим, а местами даже хорошим асфальтом — строится дорога к курортной зоне Турка на берегу Байкала. Впрочем, и за Туркой дорога приличная, во всяком случае 270 км мы преодолели меньше чем за четыре часа и оказались в палаточном лагере прямо на берегу «славного моря».

Песчаные дюны, поросшие соснами, Баргузинский залив, вдалеке полуостров Святой Нос — красота. Да еще с погодой повезло: днем воздух прогревался выше 30° С. Мы от души накупались, причем для этого совсем не надо было быть моржами. В жару поверхностный слой воды прогрелся до 17–19 градусов, а ветер, дувший в нашу сторону, пригнал эту теплую пленку к нам. Силу Байкала начинаешь ощущать буквально сразу. Обычно после ночного перелета, особенно на восток, в первый день постоянно клонит в сон и ты никак не можешь дождаться вечера, чтобы наконец лечь спать. Так и маешься. А здесь — ничего подобного! Пообедали, поплавали, погуляли по дюнам, поснимали автомобили, еще поплавали. Даже часовая пробежка по пляжу — и та была в охотку. Затем ужин и отбой. Утром проснулись словно заново родившиеся.

На следующий день наш путь лежал в самый конец Баргузинской долины, на курорт Умхей, знаменитый своими минеральными источниками. По долине проходит несколько дорог, но в силу того что некоторые мосты через многочисленные рукава Баргузина сгорели, а какие-то просто находятся в аварийном состоянии, лучше всего ехать по правому берегу вдоль Баргузинского хребта. Для этого в Усть-Баргузине придется переправиться через реку на пароме, что иногда, особенно в выходные, может занять несколько часов: паром небольшой, а людей, едущих в долину на уик-энд, много. Нам повезло, мы переправились быстро и поехали в Баргузинский дацан. Он куда скромнее широкоизвестного Иволгинского, однако у него есть своя достопримечательность. Не так давно буддистские священники обнаружили в этих местах проявившееся на камне изображение богини Янжимы. Кто-то называет ее танцующей, кто-то беременной, каждый видит свое. Но сейчас это место паломничества буддистов, они верят, что богиня приносит удачу, может даже помочь бесплодным до этого парам завести ребенка. Изображение на камне действительно есть, и удивительно, как среди покрывающего склоны хребта леса и нагромождения валунов ламы смогли разглядеть именно этот камень. Они говорят, что им был знак.

После посещения дацана и обеда отправляемся дальше в глубь долины к еще одному удивительному месту. Речь о долине реки Аллы и знаменитых Аллинских источниках. К последним от основной трассы ведет каменистая дорожка, на которой надо быть внимательным и аккуратным даже за рулем «Амарока». Впрочем, местные доезжают туда и на «Жигулях». Курорт представляет собой небольшой дом, в нем можно поселиться. Бесплатный вариант — палатка в лесу, что многие местные и практикуют. Горячий источник, к которому ведет крутая лестница, говорят, помогает от многих болезней, в том числе излечивает бесплодие. И потому тоже пользуется популярностью, люди едут издалека. К тому же считается, что место обладает магической силой. Так же, как и у изображения Янжимы, здесь буддисты просят помощи у высших сил, оставляют игрушки и колыбели с куклами, моля богов послать им детей.


Баргузинская долина

В монгольских летописных хрониках говорится, что до начала Великих завоеваний в XIII веке земли, расположенные между Баргузинским и Икатским хребтами, считались очень далекими, а потому именовались Баргуджин-Токум, т. е. «край света». Сегодня выбраться отсюда в другие районы Бурятии можно либо вертолетом, либо по единственной дороге, переправившись через холодную реку Баргузин на пароме. Буряты называют это место «Землей тысячи духов», священной уже потому, что тут родилась Оэлун-уджин, мать Чингисхана. Шаманские традиции Баргуджин-Токум настолько сильны, что им следуют все от мала до велика, невзирая на этническую принадлежность. Начинается долина у истока Баргузина и тянется на северо-запад примерно 250 км, достигая ширины около 35 км. А еще «Земля тысячи духов» знаменита многочисленными термальными источниками и считается прекрасным местом для разных видов туризма, в том числе и горного.


Остров-курорт

Вечереет, поэтому у Аллы долго не задерживаемся, выезжаем на «магистраль» и отправляемся в Умхей — самый конец долины. Монголы, упершись здесь в смыкающиеся Баргузинский и Икатский хребты, назвали это место «концом дороги», или «краем света». На самом деле дорога через горы к БАМу есть, но пробраться по ней не всегда может даже подготовленный внедорожник — мостов нет, а реки во время дождей «вспухают» так, что переправиться через них нечего и думать. Засветло добраться до Умхея не успеваем, дорога становится узкой, петляет по лесу, и вместе с сумерками начинает казаться, что ты словно посреди «нигде» и дорога эта вовсе не дорога, а какой-то философский смысл, который никогда не кончится. Но ведь и не хочется, чтоб она кончалась, ловишь себя на мысли, что вот так ехать в нирване все приятней и приятней… Мистика довольно быстро оборвалась. За поворотом показался стоящий у подвесного моста через реку эмчээсовский КамАЗ. Еще немного вдоль берега, брод — и мы на острове посреди Баргузина. Это и есть курорт. Турбаза, оставшаяся еще с советских времен, по российским меркам вполне приличная. Правда, о душе в номере нечего мечтать, другие удобства тоже во дворе. Но есть отличная баня, столовая, вокруг шумит, перекатываясь через камни, река. И лечебные термальные источники. Люди едут на «край света» именно ради них, а уж потом за горными походами, пейзажами, рыбалкой. Ночь на острове прошла замечательно. Окунулись в источники, попарились, отлично поужинали и заснули, что называется, сном младенца.



Удивительное рядом

Поутру пришла пора возвращаться на «большую землю». Часть пути проделали по той же дороге, но потом свернули влево. Чтобы попасть к Икатскому хребту, пришлось через один из рукавов Баргузина переправиться вброд, а второй переехать по мосту, въезд на который был закрыт воротами, впрочем, без замка. С другой стороны моста красовалась табличка «Проезд закрыт». Действительно, зачем его чинить, лучше поставить табличку. Мост оказался крепким, по крайней мере пикапы он выдерживал без всяких проблем. Вообще, удивительное место эта долина. Умхей расположен в предгорьях, поросших лесом, но через пару десятков километров, вынырнув из леса и переправившись через реку, попадаешь в самую настоящую степь. Если свернуть чуть в сторону, еще через десяток километров можно оказаться в «песочнице» с самыми настоящими дюнами. А рядом соляные озера! И вокруг горные хребты! От этого калейдоскопа голова идет кругом, но это еще не все. Через еще примерно полсотни километров мы попадаем в самый настоящий сад камней. У подножия Икатского хребта добрый десяток квадратных километров засыпан валунами самых невероятных форм и размеров! Среди этих огромных, величиной с дом камней растет лес, на берегу реки стоят дома большого поселка — пейзаж совершенно сюрреалистический. Считается, что сия аномалия возникла, когда ледник, ползший по долине, уперся в горный хребет и остановился. Потом постепенно растаял, а камни, которые он волок с собой, так и остались лежать у подножия хребта.

Недалеко от сада камней возле поселка Суво расположен Бык-камень (Бухе-шулун). Считается, что его дух — хозяин всей долины. Подходя к нему, нужно представиться, рассказать о себе, своей семье, хозяйстве и только потом просить у него помощи в чем-либо. Еще лучше совершить вокруг него определенное количество кругов Гаро (обойти по часовой стрелке), а затем наклониться и прошептать на ухо просьбу, не забыв при этом положить небольшое пожертвование в виде мелочи, конфет или еще чего-то. Забавно, что рядом на склоне горы есть камень в виде подошвы ботинка. Мы в шутку обозвали его «ботинком Ленина», намекая на то, что в Бурятии вождь особенно велик: его огромная голова находится в центре Улан-Удэ, а ноги достают за несколько сотен километров до самого сердца Баргузинской долины.

Затем мы поднялись по склону Икатского хребта на высоту около 700 метров и потеряли дар речи! Перед нами как на ладони лежала вся долина, а вокруг высились Сувинские столбы, называемые еще Сувинским саксонским замком. Обнажившиеся в результате выветривания скалы имеют столь причудливые формы, что дух захватывает. И для выражения восторга уже не хватает даже матерных слов, означающих у нашего человека высшую его степень. Говорят, что одна из скал представляет собой изображение лика Чингисхана, ведь его предки по материнской линии были родом как раз из этих мест. Да и сам завоеватель очень чтил землю своих предков. Лика великого монгола мы не увидели, но всякого другого — сколько душе угодно и на сколько фантазии хватит. Чего стоят хотя бы две огромные ящерицы, выглядывающие из-за камня. В этом дивном месте мы отобедали, накрыв столы прямо посреди сказочного великолепия.



Сила необыкновенная

Дальше — дорога к Усть-Баргузину, еще одна фантастическая ночевка на берегу Байкала, возвращение в Улан-Удэ. И чувство сожаления, что на Баргузинскую долину у нас было всего два дня. Да, мы проехали ее всю, до самого «края света». Но, во-первых, мы побывали далеко не во всех ее замечательных местах, не посетили и половины курортов, не дождался нас полуостров Святой Нос, не осмотрели следы проживания баргутов — остатки древней плотины и мельницы, пещеру с надписями на баргутском и монгольском языках, каменную плиту с «баргутскими надписями». А во-вторых, в тех местах, куда мы попали, хотелось задержаться не на час, а минимум на день — насладиться красотой, набраться сил от этой дивной земли, расслабиться до состояния, когда сознание становится чистым и прозрачным словно хрусталь. Но мы хотя бы прикоснулись к этому невероятному источнику силы и здоровья. Даже двух дней хватило, чтобы по возвращении в Москву не чувствовать никакого «джет-лега», а наоборот, ощущать в себе столько сил и энергии, что, казалось бы, можно с легкостью свернуть горы, потом пробежать марафон быстрее всех кенийцев и эфиопов вместе взятых и даже не вспотеть.


Улан-Удэ

Чистая, опрятная, радующая глаз современными зданиями, замечательным местным Арбатом, красивым оперным театром столица Бурятии произвела неожиданно приятное впечатление. Главной достопримечательностью города многие считают памятник Ленину в виде исполинской головы. И вроде как даже этот памятник признан лучшим в мире среди всех, воздвигнутых вождю мирового пролетариата. Но мне больше понравился музыкальный фонтан возле оперного театра. В начале каждого часа в течение примерно двадцати минут звучит классическая музыка и струи огромного фонтана танцуют, в ночи еще и переливаясь всеми цветами радуги. Посмотреть на это собирается полная площадь народу — красота и впрямь неописуемая.


текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты