Химерный синдром

Франкфуртский салон прошел, новинки остались

К Франкфуртскому салону большинство автопроизводителей насочиняли массу ни к чему не обязывающих концептов. По этому опасному пути направились и бренды, делающие свои первые шаги. Но если паркетник Hemera все же не производил впечатления совсем уж несбыточного, нереального, то ё- кроссовер, вяло крутившийся на соседнем стенде, действительно можно назвать химерным: настоящими у него были только фары и колеса

В наше время смерть автомобильного бренда никого не удивляет: только в тяжелом 2009-м мир потерял Mercury, Saturn, Pontiac. Сегодня в критическом положении находится Saab: конвейер простаивает с апреля, а спасительные инвестиции из Поднебесной задерживаются по бюрократическим причинам. В лучшем случае производство в Швеции возобновят в следующем году, а ведь в нынешнем планировали выпустить более 40 000 машин. Жизнь еще нескольких брендов поддерживается искусственно, среди них Alfa Romeo, Lancia. Есть трудности со сбытом у Maserati. По-прежнему циркулируют слухи о смерти марки Chrysler, которая в рамках Chrysler Group LLC со своими тремя устаревшими моделями на фоне Dodge, Ram, Jeep выглядит бледно. Что уж говорить, если в королевстве VW Group не все в порядке: маркетологи который год не могут определиться с методами эффективного позиционирования SEAT, имеющего устойчивый потребительский интерес разве что у себя на родине в Испании.

Тем не менее посетители автосалонов продолжают получать желанную инъекцию щенячьего восторга, что особенно заметно по Франкфурту. Только здесь Daimler может поразить размахом собственного трехэтажного павильона, а Audi устроить традиционные гонки по вертикали — также в своем павильоне, сразу же после постройки получившем прозвище «летающая тарелка». На сей раз желающие могли прокатиться на пассажирском сиденье электрических версий R8, A3 и A1. В заездах участвовали и традиционные модификации «пятерки» и «семерки». Страждущих не останавливали и длиннющие очереди. В общем, блеску хватало.

Кроссоверная секция

По счастью, праздничную атмосферу 64-го Франкфуртского биеннале не омрачило известие о кончине отдельно взятой автомобильной марки, наоборот, был даже зафиксирован факт рождения. Eterniti Motors — всячески подчеркивается, что компания базируется в Лондоне, — представила свою первую, пусть пока и предсерийную, модель Hemera. К русскоязычным значениям слова «химера» название машины отношения не имеет: под «хемерой» понимают единицу геологического времени. В имени отчасти нашел отражение подход к созданию этого авто: в основе Hemera — платформа, на которой построены нынешние Touareg и Cayenne. В этом смысле сходство новорожденного паркетника с кроссовером от Porsche не обманывает — особенно выдают фары. Если отвлечься от официальной информации об этой самой платформе, так вообще можно подумать, что перед нами увешанный декоративными панелями Cayenne. Более того, заявляется, что Hemera — не какой-то там SUV, а первооткрыватель уникальной ниши Super SUV. Планы, как водится, грандиозные: производство хотят начать в начале следующего года, а к лету 2012-го доставить машины первым покупателям. Тогда же откроются представительства в Гонконге, Токио, Тайрее. «Толкать» британскую «химеру» собираются по 150 000 фунтов стерлингов. Рынок люксовых авто, особенно в азиатском своем варианте, конечно, проглатывал не такое, но уж очень сильно это предприятие походит на нашу Marussia…

Куда больше шансов по захвату тугих кошельков у Maserati Kubang. Итальянцы собирались с мыслями аж с 2003 года — тогда на салоне в Детройте показали концептуальный кроссовер с таким же названием. Интересно, что экстерьеры нынешней премьеры и паркетника восьмилетней давности принципиально не отличаются. Технических подробностей пока не очень много — машина представлена как модель 2013 года. Известно лишь, что автоматическая коробка будет 8-ступенчатой, а над двигателем сильно попыхтела моденская команда инженеров во главе с Паоло Мартинелли.

Ударились в эксперименты ребята из SsangYong, подготовившие XIV-1 — небезынтересную вариацию с распашными дверьми на тему компактника. Машина вышла несколько гламурной, смахивающей на Range Rover Evoque, но со своими оригинальными чертами. Симпатичная, в меру крупноватая немецкая девушка-стендистка время от времени совершала безуспешные попытки разместиться на задних сиденьях XIV-1. Однако салон явно проектировали исходя из параметров среднестатистической азиатки.

Зато во втором ряду ожидаемой Mazda CX-5 — младший кроссовер марки будут предлагать и в полноприводной, и в переднеприводных версиях — место для ног имеется: колесная база составляет 2700 мм. Потребителю обещаются и архиэкономичные силовые агрегаты: коробки будут только 6-ступенчатые, а двигатели — что дизель, что бензиновый — спроектированы по новой технологии SkyActive. Ее отличительной чертой является завышенная (у бензинового агрегата) и заниженная (у дизеля) степень сжатия — 14,0. Кстати говоря, с передним приводом будет доступно только бензиновое исполнение. Машины поступят в продажу в ближайшие месяцы. Хочется надеятся, что с помощью CX-5 японский бренд сможет вернуть интерес российского потребителя. Хотя, скорее всего, возникнут сложности: CX-5 — это как раз тот случай, когда на технологиях не экономили, а вот отделочные материалы интерьера не впечатляют…

Еще один кроссовер, с которым создатели связывают огромные надежды, — Subaru XV. Машина приходит на смену Impreza XV — ее российский рынок не принял. Конструкторы FHI попытались учесть все промахи, характерные для предыдушей модели. Вне всякого сомнения, новинка хороша собой, особенно во «франкфуртском» оранжевом цвете. Кроме того, с приходом XV в РФ, наконец-то, появится доступная бензиновая Subaru с 6-ступенчатой ручной коробкой (Impreza WRX STI к доступным моделям, конечно, не отнесешь). Но опять же — претензии по интерьеру…

Нельзя обойти вниманием два концепта Land Rover — DC100 и его открытую версию DC100 Sport. У поклонников внедорожного бренда они вызывали некоторое недоумение — дескать, машинам недостает брутальности. Хотя еще до премьеры официальные лица британского производителя призывали ни в коем случае не расценивать DC100 как представление конструкторов и дизайнеров о грядущем поколении Defender, которое планируют выпускать с 2015 года. Зато в облике и технических решениях франкфуртских премьер предлагается угадывать связь с Land Rover Series 1, появившемся в 1948 году. Только удается это с трудом: реальными параметрами концепта могут считаться разве что габариты да колесная база: у DC100 она равна, как ни сложно догадаться, ста дюймам, а Series 1 выпускалась в версиях 80, 86, 88 и 107.

Клочки по закоулочкам

От машин, на которые надежды возлагают, обратимся к машинам безнадежным. Как ни прискорбно, но именно таким и оказался наш родной ё- кроссовер. Причем именно во Франкфурте бутафорская сущность проекта проступила особенно остро: ждали концепт, а вышел — пшик. Выделялись фары и колеса — именно они были настоящими, остальное походило на поделку кружка умелых рук пионерского лагеря: «дети» были явно ограничены одной летней сменой. Ё-разработчики даже не удосужились вставить в макет стекла, пусть и наглухо затонированные. «Стекло» на прототип смогли имплантировать только виртуально. На первом развороте 12-страничной промо-брошюры размещены фотографические композиции на тему «ё- кроссовер в сосновом бору». Судя по ним, на известного олигарха работают не обычные художники, а именно ё-художники. Но «сосновый бор» меркнет в сравнении с единственной картинкой-рентгеном — ее можно обнаружить на центральном развороте.

О, сколько счастливых минут подарит она внимательному исследователю! Клянусь, я радовался как ребенок. Итак, ляп первый. Электродвигатель заднего моста размещен не в пределах базы, а в свесе — это указывает на то, что ё-проектировщики, рисуя трехмерную картинку, перетащили передний мост назад с сохранением оригинала, не удосужившись развернуть дубликат на 180 градусов, с тем чтобы электромотор оказался перед задней осью, а не за ней. При проектировании машин узлы и агрегаты размещают в свесах всегда вынужденно, так как это ухудшает сразу несколько характеристик автомобиля, например управляемость.

Ляп второй. Судя по картинке, главные передачи обоих мостов — конические. На это указывают пересекающиеся оси ведущей и ведомой шестерен. Конические передачи в качестве главных пар на легковых машинах не применяют лет эдак 60 — вместо них применяются гипоидные пары, которые по многим показателям лучше. У гипоидных пар оси шестерен перекрещивающиеся, а зубья нарезаны не на конусе, а на гиперболоиде вращения. Тут же возникает третий ляп. Гипоидную главную передачу используют опять же вынужденно, когда нужно повернуть вектор мощности на 90 градусов (редко возникает необходимость поворота на другие углы, например на Audi Q5 в раздаточной коробке угол перекрещивания шестерен гипоидной пары составляет 7,2 градуса). На ё-кроссовере такой необходимости нет: размещайте электромоторы поперечно и используйте цилиндрические пары шестерен. Так делают все без исключения автопроизводители, разрабатывающие хоть серийный, хоть концептуальный электропривод колес.

По одежке встретили

Можно было бы продолжить рассказ о талантливых ё-разработчиках, только вот формат материала этого не предполагает. Тем более что ё-инженерия — это, как ни странно, не самое страшное. Люди, которые готовили стенд для Франкфурта, раньше, видимо, никогда не бывали на автомобильных выставках. Их не учили, а самим невдомек, что информационная стойка должна быть установлена к проходу лицевой стороной, а не оборотной. Что корпоративная униформа должна хорошо выглядеть — и скрыть спорные представления о современной одежде можно костюмом и галстуком. Беда-то не в том, что экстерьером инженер Андрей Гинзбург, представленный как главный конструктор, походил на среднестатистического инспектора ГИБДД с как минимум 15-летним стажем — в конце концов, разработчик извилинами работает. Беда в том, что одет он был как грузчик из «Ашана».

Внешность, впрочем, оказалась обманчива: Андрей Геннадьевич обрадовался возможности пообщаться с прессой, с ходу согласился на интервью (см. стр. 20).

Легковая часть Франкфурта запомнилась цельным выступлением команды Volkswagen Group. Porsche представила седьмое поколение 911-й модели. Менеджеры не отказали себе в удовольствии поиграть цифрами: ручная коробка новинки имеет теперь семь передач, а кузову присвоили номер 991 против предполагаемого 998. VW продемонстрировал ожидаемый Up!, причем серийную пятидверку представили через несколько дней после окончания салона. Audi показала два концепта, с одним из которых был вновь обретен модельный индекс А2. По мнению специалистов, это будущая модель, которая должна отвоевать часть покупателей у Mercedes-Benz A- и В-классов.

текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты