Летний «Дакар» Москва — Сочи

Наши КАМАЗы уступили первенство Tatra

Организация третьего выпуска ралли-рейда «Шелковый путь 2011 — серия Дакар» по многим показателям превзошла предыдущие два. Во-первых, на гонку приехали 130 экипажей из 28 стран, во-вторых, торжественный старт был дан на Красной площади, в-третьих, спортивная составляющая приобрела характеристики настоящего марафона « Дакар»

Первый из шести этапов гонки включал 261 км — спецучасток от Москвы до Липецка, проходящий по извилистой трассе в лесных массивах с целым рядом бродов. Неудачником дня стал Мистер « Дакар» — француз Петерансель, который при резком торможении заблокировал все колеса. Электроника его нового Mini включила так называемый безопасный режим, не позволяющий быстро ехать. Далее автомобиль вновь остановился, и пилот почти полтора часа не мог завести мотор. В общем, для экипажа под номером 100 день закончился финишем с отставанием от лидера почти на 2,5 ч. Что касается лидера, то французские СМИ назвали победу Александра Желудова и Андрея Рудницкого настоящей сенсацией, ведь их Nissan рассматривался как середнячок среди нескольких мощных BMW X3, SMG, Nissan Proto от «Дессуд» и Proto G-Force.

В категории стандартных автомобилей «продакшн» (T2) лидеры Кубка мира ФИА Илья Кузнецов и Роман Елагин сразу начали гонку в критической ситуации. Еще на выезде из Москвы у них заблокировалась задняя передача, и технические комиссары запретили делать ремонт опломбированного агрегата под угрозой перевода в категорию «суперпродакшн» (Т1). Так что с первого этапа ребятам приходилось проявлять максимальную осторожность и избегать засадных мест.

В грузовом зачете первые пять мест на финише достались КАМАЗам, причем третье лучшее время показал казахский экипаж Артура Ардавичуса. Лучшим был Эдуард Николаев. Алес Лопрайс на своей Tatra показал лишь шестое время дня.

Большие потери

Второй боевой этап гонки принес большие потери в караване ралли. 21 джип и два грузовика не смогли преодолеть маршрут протяженностью 484 км. Организаторы приготовили участникам очень непростой доп — во-первых, самый протяженный, ведь вместе с перегонами он составил 850 км, а во-вторых, спортивная начинка включала техничное, но «грязное» начало и далее довольно непростые пески и даже дюны, приправленные навигационными ловушками.

Технические проблемы стали появляться одна за другой — мотор у Гадасина (сход), ремень генератора у Желудова (ремонт почти 50 мин и вылет из тройки в абсолюте), рычаг у Богдана Новицкого (ожидание запчасти и ремонт), а также ряд проблем технического толка у Логинова, Савенко и других гонщиков, хорошо начавших маршрут.

В сборной Туркменистана, которая во второй раз принимает участие в этом ралли — в этом году при поддержке президента страны, — из гонки выбыли два из шести автомобилей.

Для большинства иностранных участников второй доп стал очень успешным. Стефан Петерансель без проблем выиграл этап, Кшиштоф Холовчиц финишировал вторым и возглавил абсолютный зачет, третьим примчался Кристиан Лавьель на багги. В десятку ворвались Балаш Сзалай и Стефан Энрард.

В зачете грузовиков в связи со сходом Эдуарда Николаева, который безуспешно пытался справиться с поломкой своего КАМАЗа, в таблице появилась небольшая интрига. На первую строчку вышел Фирдаус Кабиров ( КАМАЗ), но чех Лопрайс на Tatra теперь был мотивирован на борьбу за место на подиуме.

В песок

Главные события третьего этапа ралли «Шелковый путь 2011» по маршруту Волгоград — Астрахань разворачивались в песках и дюнах. Проблемы возникали не только с преодолением песков, но и главным образом с навигацией и взятием многочисленных контрольных точек, искусно запрятанных за барханами и на гребнях дюн.

Гонку вели два представителя команды BMW X-Raid — Стефан Петерансель и Кшиштоф Холовчиц, которые финишировали вместе, что значило первую победу на этапе для польского гонщика.

Серьезная дуэль в первой половине допа развернулась между россиянами Александром Мироненко и Александром Желудовым. Оба экипажа в итоговом протоколе находились в призовой тройке соответственно на втором и третьем местах. Мироненко в паре с Лебедевым примчались на финиш третьими, а Желудов показал лишь седьмое время дня. С одной стороны, этот результат вполне устроил экипаж, который стал победителем этапа Чемпионата России, проходящего в рамках «Шелкового пути 2011». С другой, Стефан Петерансель слишком сильно приблизился к нашим по итогам трех этапов — всего 6 мин отделяли француза от третьего места.

Сразу шесть экипажей были сняты по итогам третьего этапа. Среди них оказался и представитель G-Force Богдан Новицкий. Причина — невзятие нескольких обязательных для прохождения точек по маршруту второго этапа ралли. Еще ряд экипажей, включая Павла Логинова, Юрия Боровикова, Антона Мельникова и других, был снят за выезд на асфальт.

Большие потери понесла сборная Туркменистана. После снятия Оразмамедова и недопуска к старту Гарлиева на втором этапе ралли на третьем за бортом остались еще два члена команды.

В категории грузовиков победу на этапе праздновал Айрат Мардеев ( КАМАЗ). В общем зачете первые две строчки заняли экипажи КАМАЗа под управлением Фирдауса Кабирова и Андрея Каргинова, а третьим стал Ханс Стейси на Iveco, опережая Алеса Лопрайса (Tatra) всего на 3,5 мин. У казахского экипажа Артура Ардавичуса на КАМАЗе треснула рама. С большим трудом добравшись до бивуака, спортсмены поломку устранили, но вылетели из топ-10.

Вторую половину гонки открыл четвертый этап, который представлял собой петлю по маршруту Астрахань — Астрахань длиной 400 км. Механики получили возможность немного передохнуть от перегонов, а вот экипажам отдых только снился!

Ходовое начало в степных полупесчаных дорожках принесло первые неприятности в группе лидеров. Александр Мироненко положил свой BMW X3CC на бок, ребята с трудом выбрались на дорогу и продолжили гонку. Зато два других российских экипажа, находящихся в топ-10, не подвели — Александр Желудов/Андрей Рудницкий закрепились на третьей строчке, а Роман Брискиндов/Константин Мещеряков пришли к финишу четвертыми, заняв по итогам седьмое место. В шаге от десятки остановились Алексей Беркут, который продолжал вести гонку очень ровно и стабильно, и наш экипаж в Т2 Илья Кузнецов/ Роман Елагин, которые после четвертого дня смогли подняться на 13-ю строчку общего зачета. В грузовом зачете победу на этапе праздновал чех Лопрайс на Tatra, который по итогам занял третью строчку общего зачета Т4 и вплотную приблизился к Андрею Каргинову ( КАМАЗ), уступая ему всего 2,5 мин. Лидер Фирдаус Кабиров имел вполне достойное преимущество в 47 мин.

На пятом этапе гонщикам предстояло преодолеть один из самых сложных и протяженных спецучастков длиной 621 км. Учитывая массовость сходов и больших технических проблем после песков Астрахани, организаторы приняли решение сократить его на 68 км.

Читайте книгу

Вся первая десятка атаковала, и удачнее всех на первых 300 км был российский экипаж Александра Желудова и Андрея Рудницкого. Но далее произошел серьезный сбой в системе TD Com, обеспечивающей участников обязательным оборудованием безопасности. Прибор «заглючил» (зоны ограничения скорости растянулись, пропал сигнал, открывающий следующую скрытую точку, а координаты указывали на Париж и т.д.).

Это напрямую повлияло на результаты и Желудова, финишировавшего пятым в 36 мин от лидера дня Кшиштофа Холовчица, и ряда других участников, имевших ту же проблему. Рудницкий даже дозвонился в офис TD Com во Франции, но там штурману сухо предложили пользоваться дорожной книгой.

Несмотря на проблемы с прибором и пробитыми покрышками, российский экипаж Александра Мироненко на BMW X3CC примчался к финишу третьим и сократил отставание от Вадима Нестерчука на 6 мин 45 с.

В зачете Т2 Илья Кузнецов сохранил вторую позицию, а в Абсолюте смог подняться на одну строчку и стать 12-м по итогам пяти дней гонки.

В грузовиках этап оказался не самым удачным для команды КАМАЗ. Несмотря на победу Кабирова, второй КАМАЗ под управлением Андрея Каргинова всетаки потерял второе место в общем зачете, отдав его чеху Алесу Лопрайсу на Tatra. Казахи тем временем сумели улучшить свое турнирное положение, финишировав четвертыми и переместившись на 15-ю строчку абсолюта.

Предпоследний день гонки фактически определил победителей ралли «Шелковый путь 2011». Еще накануне вечером на брифинге появились сообщения о том, что заключительный, седьмой, короткий спецучасток в Сочи будет отменен из-за непроходимости в связи с прошедшими дождями.

Слишком быстро ехал

Зачетная секция была разделена на два допа с дистанцией 168 км. Лидерам Кшиштофу Холовчицу и Стефану Петеранселю делить было нечего, поэтому они просто докатывали этот спецучасток, акцентируя внимание на своих автомобилях, готовящихся к «Дакару». Польский гонщик стал обладателем золотой статуэтки ралли, а Мистер « Дакар» — серебряной.

А вот Желудов и Мироненко заставили болельщиков серьезно поволноваться. На Nissan перегрелся двигатель, и ребята проиграли лидеру дня 49 мин. Хорошо, что запаса времени хватило для сохранения призового третьего места. Что касается BMW X3CC с Мироненко и Лебедевым, то первая часть допа для них стала очень удачной, и в борьбе за четвертое место в абсолюте с украинцем Нестерчуком наши отыграли две из шести минут, но затем они неудачно угодили в пропасть. Ситуацию спасла только помощь лидера зачета грузовиков Фирдауса Кабирова — ребята успешно финишировали, сохранив за собой пятое итоговое место.

Звездный час на шестом этапе настал для команды G-Force. Владимир Васильев, пилотирующий российский прототип, показал лучшее время дня и принес болельщикам великолепную победу на этапе. Что касается зачета стандартных автомобилей Т2, то надежды россиян в полной мере оправдал экипаж Ильи Кузнецова и Романа Елагина. Ребята уступили лишь опытному французу Шавини, уже не первый год участвующему в этом ралли вместе с командой «Дессуд», показав второй результат в своем зачете. В абсолюте они стали 12-ми.

По общей статистике всего 20 российских экипажей в категории внедорожников и шесть в категории грузовиков добрались до финиша ралли, включая и единственный женский дуэт Елены Голубкиной и Елены Правдиной.

А вот в грузовом зачете произошла настоящая сенсация. По итогам шестого этапа лидеру КАМАЗа Фирдаусу Кабирову была назначена часовая пенализация за несоблюдение скоростного режима на перегоне. И нежданно-негаданно чех Алес Лопрайс на Tatra стал победителем ралли! Кабиров переместился на вторую строчку с отставанием от лидера в 16 мин. Третий — еще один КАМАЗ Андрея Каргинова.

МестоЭкипажАвтомобиль
Абсолютный зачет
1Холовчиц/ФортинBMW
2Петерансель/КотреMini
3Желудов/Рудницкий Nissan
Категория Т2
1Шавини/Брюсси Nissan
2Кузнецов/Елагин Toyota
3Сашанбински/Рабега Toyota
Грузовики
1Лопрайс/Холан/ШтайвTatra
2Кабиров/Мокеев/Танин КАМАЗ
3Каргинов/Мизюкаев/Девяткин КАМАЗ

Интервью с победителем

Кшиштоф ХОЛОВЧИЦ,
победитель гонки (BMW X-Raid)

Я счастлив, ведь это моя первая победа в составе X-Raid. Команда предоставила мне отличную машину, сервис и поддержку. Если быть откровенным, то мне очень повезло, что у Стефана были проблемы на первом этапе. Если бы не поломка, он наверняка выиграл бы гонку. С другой стороны, у меня была возможность поездить следом за ним, когда он выигрывал этапы, понаблюдать. На этих отрезках я у него многому научился. Гонка в целом была очень сложной, даже суровой, этапы очень длинные — получилась отличная подготовка к «Дакару».


текст: Ольга ЗВЯГИНА
фото: Леонид МАЙОРОВ, Дмитрий ПАВЛОВ, Мариан ЧУТКА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты