Пятница 13-е: выживет сильнейший

Экстремальная гонка ARB Outback 4x4 Extreme 2011

Австралия подарила мировому календарю внедорожных соревнований новую с точки зрения организации и формата экстремальную гонку ARB Outback 4x4 Extreme 2011. Финальный день битвы состоялся в пятницу, 13-го. И это после недели гонок в суровых условиях малонаселенной австралийской местности, известной как аутбек!

Кто станет победителем, не «сломавшись» на всех жестоких спецучастках? Кто не испугается черной кошки, перебегающей дорогу в этот день? Какая команда подготовила лучший автомобиль, и кто из пилотов окажется более смышленым и быстрым, чем остальные? На гонку прибыли отлично оснащенные внедорожники со всей Австралии. В ожидании старта замерли два международных экипажа из Венесуэлы и США. Хватит ли у иностранцев сноровки, чтобы сразиться с несгибаемыми «оззи»? Наш рассказ в стиле «экшн» — обо всех перипетиях, приключившихся с 34 командами, которые прибыли в город Брокен-Хилл, что в Новом Южном Уэльсе.

Моя поездка из Мельбурна в БрокенХилл, который расположен в 1000 километрах к северу, состоялась после 20-часового перелета на Boeing 747 в компании хорошенькой стюардессы, пайки жареного риса и последующих четырех часов шатания по аэропортам. В окрестностях этого города и пройдет экстремальное внедорожное мероприятие. Вы уже слышали, возможно, об аналогичной гонке в тех местах. Однако сейчас речь идет о состязании, заключенном в «свежий» формат и с новыми организаторами — людьми из БрокенХилл, отлично знающими родную местность, что вкупе с большой поддержкой компании ARB, одного из мировых лидеров по выпуску внедорожного оборудования, позволило устроить новое состязание — первый ARB Outback 4x4 Extreme 2011.

34 отлично оснащенных внедорожных болида готовы схлестнуться с суровым аутбеком на частных землях около этого города. На протяжении семи дней им предстоит выжить в ландшафте, к числу особенностей которого можно отнести, например, большое количество скал. Натянутые до предела лебедочные тросы будут вытягивать автомобили, а внедорожные шины разных марок проложат путь через грязевые и песчаные пустынные тропы, сквозь дорожные секции по длинным и скучным типичным австралийским пыльным дорогам.

Призраки аутбека

Официальный старт давали в субботу вечером, но все команды-участницы накануне должны были прибыть с автомобилями на техническую инспекцию. На борту вездеходов — продовольствие, топливо, запасные части, внедорожное оборудование, лебедочные якоря, типичные австралийские спальные мешки, одновременно являющиеся матрасами и палатками, и все, что может понадобиться в течение недели в пустынной местности. Тем более организаторы соревнования пообещали гонщикам ад. В первую половину дня субботы в деловой части города устраивалась выставка Show n Shine, где местные жители и зрители, а также спортсмены могли поглазеть на автомобили и оценить подготовку техники соперников. Сейчас-то все внедорожники сверкают, но что же станет с ними семь дней спустя?

Направляемся на первый ночной спецучасток севернее Брокен-Хилла. Рев двигателей в темной австралийской ночи будоражит и предвещает серьезное соперничество. «Три, два, один… пошел!» После отмашки участники уходят во мрак с надеждой завершить «миссию» за отведенное время, иначе они получат отметку DNF (не финишировал). Повсюду мечутся освещающие черное небо и похожие на летающих призраков лучи прожекторов. Как тут не уверовать в магию австралийских аборигенов? После первой ночной секции произошло несколько аварий, из строя вышла пара топливных насосов и рулевых механизмов, а под капотом машины командыучастницы, показавшей лучшее время, даже вспыхнул небольшой пожар. Воскресным утром проходили парные параллельные заезды, а маршрут напоминал полосу препятствий. По завершении первого раунда участники менялись местами — стартовавший ранее по левой полосе перемещался на правую и наоборот, потом они снова проходили дистанцию, стремясь показать лучшее время. Это задание может выглядеть легким, но большая грязевая яма стала ловушкой для нескольких команд. На выбоинах и камнях автомобили вывешивались, выбирая хода подвесок. У нескольких экипажей погнутыми оказались даже рулевые тяги. После короткого отдыха командам предстоял двухчасовой СУ на ориентирование, предписывающий найти воскресной ночью как можно больше промежуточных точек за кратчайшее время.

Местные трудности

Непредвиденные обстоятельства возникли уже в первый день соревнования. По непонятным причинам старт, запланированный на 8 утра, отложили. Rally Stage — доп протяженностью около 20 км — открывали в лучшем случае только около полудня. Создавалось впечатление, что график мероприятия составлял лишь один организатор, причем не на бумаге, а в уме: даже в штаб-квартире гонки не оказалось списка участников, расписания и дополнительной информации для команд-участниц, местной и международной прессы.

В понедельник герои преодолевали крутой скалистый подъем, на который автомобили по легенде надо было вытягивать лебедками. Но мощные двигатели позволяли без проблем взмывать на него. Другой короткий спецучасток на ориентирование включал в себя пять контрольных точек, но их было чрезвычайно сложно найти в суровом и диком аутбеке. Затем настал черед маршрута, похожего на ралли-рейдовый, который из-за позднего старта смогли преодолеть не все команды: зашло солнце, и быстро стемнело. В результате оставшиеся спортсмены смогли проехать трассу лишь следующим утром, что, в свою очередь, нарушило график состязания.

Потом у некоторых возникли проблемы и посерьезнее — Jeep сделал «уши» на одном из спецучастков. Повреждения оказались настолько сильными, что команда выбыла из гонки. Затем состязание потеряло американский экипаж с очень странной, на мой взгляд, формулировкой: они сказали, что если поедут дальше, то автомобиль придется отправить на свалку. Может, ребята просто струсили, увидев хорошо подготовленные местные машины? С самого начала их вездеход казался слабоватым и не слишком подходящим для мероприятия. Впрочем, есть и более серьезное объяснение: людей пришлось отправить в больницу, поскольку они надышались выхлопными газами, попавшими в салон после ремонта выпускной системы. Водителю было еще хуже, чем его напарнику. Вызвали медпомощь и спортсменов доставили в госпиталь на осмотр, где врачи порекомендовали им больше не участвовать в соревновании: угарный газ мог оставаться в автомобиле еще несколько дней.

Вторник. Впереди — 40-километровый перегон на север от Брокен-Хилла по дороге в Тибубуру, а затем по грунтовке в Маунт Джиппс на овцеводческую ферму площадью 85 000 акров. Частная земля разделена на два спецучастка с каменистыми подъемами, «маневрирующими» между огромными валунами, которые напоминают скалы лунного ландшафта. Похоже, сейчас команды оказались в родной стихии, а гонка стала набирать обороты. Двигатели ревели, буксующие, вгрызающиеся в землю шины поднимали облака пыли. Впрочем, гонщикам следует поберечь машины: впереди — еще много дней состязания. Острый камень может проколоть шину, и вы поплететесь к финишу черепашьим шагом, теряя драгоценные минуты или секунды. В тот день был еще один трехчасовой спецучасток на ориентирование, который просто идеален на такой огромной территории.

На ночь ферма в Маунт Джиппс превратилась в лагерь с отличной едой. Некоторые команды до рассвета чинили машины, в то время как другие наслаждались заслуженным отдыхом. Солнце только начало отбрасывать лучи, а здесь уже полным ходом готовили завтрак и варили кофе, способный «запустить» человеческие организмы. После брифинга оставшуюся 21 команду поделили на две группы. Доберутся герои до конца, или гонка потеряет еще больше участников? Не кажется ли вам, что есть определенная связь с пятницей 13-го?

По стенам, к финишу

А вот программа на новый день. В общей сложности было три утренних допа и еще два после полудня, среди которых снова шестикилометровый Creek Run — секция, изобилующая опасными камнями и водоемами. Затем участников ожидала знаменитая CreekWinch-Wall — финальное задание дня. Командам предстояло взобраться на вертикальную стену из твердого песка. Сделать это можно было только с помощью вгрызающихся в стену лебедочных якорей и грубой мощи автомобилей. Штурманы трудились не хуже фермеров на пашне, чтобы из крутой стены сделать пригодный для проезда уклон. Важнейшими моментами в преодолении препятствия были рассудительность и верные быстрые действия, иначе до финиша не добраться.

Ранним утром в четверг команды выдвигаются на восток, где в 130 км от Брокен-Хилла раскинулись грязевые секции. Организаторам удалось найти два отличных участка на земле, принадлежащей ферме Рочдэйл. В течение дня экипажи должны были преодолеть три секции. Ночью была еще одна. Состав тот же — Грязь (именно так, с большой буквы!) в неимоверных количествах. Ночевали на территории, находящейся в собственности фермы Блэк Гейт. Этими угодьями владеют братья Дэвид и Уэйн Барнс.

День снова начался с нестыковок. Казалось, пунктуальность опять подвела организаторов, и они не могут найти места старта и финиша. Это вылилось в более чем двухчасовую задержку гонки. Участники терпеливо ждали своей очереди, хотя их выдавали эмоции. Позже я узнал, что на первом допе было горячо: автомобили крепко-накрепко застревали, натянутые лебедочные тросы трещали, и даже лебедочные якоря порхали по воздуху. В итоге местные комиссары отменили участок буквально на полпути, поскольку он становился все более опасным. В качестве альтернативы предложили новую трассу — короткую и не такую «болотистую».

Вечерний отдых команд за непринужденной беседой и австралийским барбекю был коротким, так как в 23.00 ожидался старт двухчасового маршрута на ориентирование по территории фермы Рочдэйл. Он был сдобрен все тем же «ингредиентом», что и днем, — грязью. При удачном стечении обстоятельств участники финишировали в 02.30, потом они разворачивали спальные мешки и отсыпались перед двумя заключительными секциями в пятницу, 13-го. Утренняя трасса представляла собой короткий доп в густом лесу, а последняя оказалась забавной — за победу на ней присуждали не баллы, а награждали 45-литровым переносным холодильником. Победа в общем зачете досталась Петеру Михаилофу и Клинтону Шарпу, набравшим 1735 очков.

Дальнейшая судьба состязания зависит от организаторов из Брокен-Хилла. Если они вынесут уроки из нынешней гонки, смогут в дальнейшем «сжать» ее в более плотный график, маршалы будут знать свои обязанности, а экипажам не придется ждать затянувшегося старта, будущее Outback Extreme окажется многообещающим. Соревнование великолепное, борьба жесткая, спецучастки поразительные. Местная публика дружелюбна и заслуживает хорошего мероприятия. И здесь его смогут провести, если захотят!

текст: Фред КРИГСМАН
фото: автор
перевод: Асатур БИСЕМБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты