Как организовать «Ладогу»?

Отчет о самом масштабном российском трофи-рейде

Пятнадцатый год подряд из центра Санкт-Петербурга стартует самое старое и известное российское соревнование по офф-роуду — международный трофи-рейд «Ладога»

Подготовка к юбилейному мероприятию началась… ровно пятнадцать лет назад, когда по кольцевому маршруту вокруг Ладожского озера отправилась группа во главе с одним из патриархов российского внедорожного движения — Юрием Овчинниковым, тогда еще простым энтузиастом, реализующим свой опыт, приобретенный на Camel Trophy. Мне хорошо известно чувство, возникающее при возвращении из хорошей поездки или с соревнования, организованного лично тобой. Через некоторое время, когда улягутся эмоции, ты понимаешь, что надо продолжать начатое, и сердце вторит разуму. Их совместный голос говорит, что не сделать это ты просто не можешь. Овчинников так поступает уже полтора десятка лет.

Каждая «Ладога» является продолжением предыдущей — это логично, ибо глупо не использовать накопленный опыт, не показать новичкам великолепные спецучастки и красоты природы. Раз в два года гонка практически повторяет саму себя, так как в нечетные годы маршрут обходит Ладогу по часовой стрелке, а в четные — против. У постоянных участников трофи-рейда, особенно жителей Санкт-Петербурга, это вызывает раздражение — им надоедает много лет ездить одними и теми же трассами (опытные питерские штурманы даже не смотрят в навигацию, так как некоторые СУ знают наизусть). Перед теми же, кто попадает на гонку впервые, «Ладога» предстает во всей своей красе. Когда я почти десять лет назад впервые приехал туда, мне казалось, что я все понимаю в офф-роуде. Однако первый же спецучасток показал, что я просто-напросто «чайник» в сравнении с настоящими мастерами вождения. За неделю соревнований я получил больше навыков вождения подготовленной «Нивы», чем за предыдущие четыре года участия в различных гонках. Потом были еще старты пилотом и штурманом на «Ладоге», а в последние годы я имею возможность увидеть организацию мероприятия изнутри, оставаясь при этом человеком со стороны. Так что, не вдаваясь в подробности, попробую рассказать о соревновании с точки зрения организатора. Про «Ладогу», наверное, написаны уже сотни статей, и хочется подметить что-то особенное. Возьму на себя смелость рассказать про международный трофи-рейд от первого лица.

Трассы и инфраструктура

На протяжении всех 15 лет составлением маршрутов спецучастков занимается один и тот же человек — сам Юрий Овчинников. Это его зона ответственности и, без преувеличения, его гордость. Несомненно, к работе привлекаются помощники, но концепция соревнования зарождается и зреет в однойединственной голове. Соответственно гонка получается цельной, и через все СУ красной нитью проходит одна идея: участник должен испытать на себе все. В этом же заключается и сложность организации — другие службы вынуждены во всем замыкаться на руководителя гонки, получать ответы на многочисленные вопросы о трассе. Не буду рассуждать, чего здесь больше — хорошего или плохого. Когда я думаю об этом, то вспоминаю опыт своего участия. На каждом спецучастке приходилось преодолевать самые разные препятствия, а их на Карельском перешейке немало. Трассы не монотонны — то ты едешь по колее, то преодолеваешь болото, то душа в пятки уходит перед крутым глинистым спуском, а потом карабкаешься по отполированной ледниками поверхности огромных камней — так называемым бараньим лбам. Каждый день встречаются поверхности, по которым надо заново учиться ездить. Думаю, что все приезжающие на гонку находят здесь что-то привычное, с чем они познакомились еще дома, и новое, неизведанное, что невозможно преодолеть без определенных навыков, а их приходится приобретать на ходу. Поэтому неудивительно, что часто этот трофи-марафон выигрывают ветераны или местные жители, для которых здесь все привычно.

Многие победители официальных российских соревнований с первого раза не попадают в число призеров — «официоз» топят в болотах практически по всей России. А Овчинников болотами и не брезгует, но заваривает такую «кашу» из попадающихся под руку форм рельефа, что и титулованный чемпион спасует перед более разноплановым пилотом.

Однако нельзя сказать, что каждый год спортсмены ездят по одним и тем же местам. Происходит как прибавление новых, только что найденных СУ, так и трансформация старых. Прошлогодний ураган практически уничтожил два традиционных маршрута. Перед началом сезона приходится корректировать трассу, добавлять или убирать отдельные участки. Для этого ранней весной организаторы проезжают по местам будущей гонки. Природа и человек изменяют хорошо знакомые этапы — вследствие деятельности вездесущих бобров поднимается и опускается уровень рек и озер, прокладываются просеки, лесозаготовителями вырубаются целые кварталы деревьев. В 2008 году наш экипаж на одном из СУ первым преодолел горный хребет, найдя дорогу между валунами и распадками, в объезд ушедшего в озеро участка дороги, а теперь именно наш маршрут предписан спортсменам в качестве обязательного, а по старому ехать уже нельзя.

Еще один аспект: постепенное уменьшение сложности трасс. Если раньше по легендарному «Мегадрайву» ездили монстры категории «Прото», то теперь он покоряется и почти стандартным ТР1, и Adventure. Овчинников активно поддерживает слух о том, что скоро «младшие» классы отправятся покорять болото Неодолимое (название говорит само за себя).

Кроме разнообразных и трудных спецучастков, «Ладога» одной из первых в стране начала предоставлять спортсменам дополнительные услуги. Сейчас уже стало привычным наличие в базовом лагере кафе, туалетов, горячего душа и мусорных контейнеров, но впервые и в полном объеме это все появилось именно здесь. Специальная команда на каждом бивуаке налаживает быт: есть «банщик», отвечающий исключительно за душевое хозяйство, строители, монтирующие палатки и временные помещения, электрики, обеспечивающие лагерь светом и даже теплом в холодные ночи.

«Ладога» стала пионером и в применении современных технологий ускоренной обработки результатов в трофирейдах — старт и финиш отсекаются электронными чипами, контроль прохождения осуществляется с помощью трек-логгеров, записывающих GPSкоординаты спортивных машин. В ходе гонки стоянка перемещается, описывая замкнутое кольцо вокруг Ладожского озера. В отличие от всемирно известных ралли-марафонов, лагеря которых расположены на аэродромах (туда оборудование и персонал доставляются самолетами), здесь все перевозится не по воздуху, а по земле. Приходится несколько раз сворачивать и разворачивать инвентарь всех служб и при этом обеспечивать их работоспособность.

Экология

В последние несколько лет трансформация мышления обывателей ставит под угрозу дальнейшее существование трофи-рейдов. Стереотип таков: джиперы портят природу. Делать этот поверхностный вывод позволяет картина, остающаяся на трассах после завершения гонки. Однако мало кто знает, что природа очень быстро затягивает «шрамы», оставленные колесами спортивных внедорожников. Уже через год на, казалось бы, «взорванных» болотах следы прошедших офф-роудных баталий заметить практически невозможно. Прорытые колесами колеи быстро затягиваются глиной. Ветры и дожди восстанавливают ладожские пляжи.

Организаторы соревнования не меньше, а может, и больше, чем обычные жители, заинтересованы в том, чтобы оставить природу в том виде, в каком она была до трофи-рейда. Мусор со стоянок собирается и вывозится. Под угрозой «драконовских» штрафов запрещено разводить костры и рубить живые деревья. Места лагерей после сворачивания бивуаков «принимает» районная администрация (проведение гонки согласовывается на всех уровнях). Любой специалист скажет, что сотня машин, проехавших по лесу, нанесет природе меньший урон, чем бригада лесозаготовителей со своими тяжелыми тракторами, грузовиками и российским отношением к заготовке древесины.

Легенды старые и новые

Как всякое соревнование с долгой историей, «Ладога» имеет свои традиции. Легендарных участников — Анатолия Викторова (Турбодеда), на восьмом десятке продолжающего участвовать в гонке, Всеволода Картмазова, не пропустившего ни одной «Ладоги», — все очень ценят и регулярно приглашают на старт. Принять участие в Пляжной и Дюнной гонках считают своим долгом даже сошедшие экипажи, так как на них можно получить немало драйва и адреналина, спрессованного в считанные минуты полета на машине над песками и водой. Обязательны закрытие и награждение у прощального костра, на которых новичков обмазывают ладожской глиной.

Несколько лет назад, отвечая потребностям аудитории не в гонке на секундомер, а в просто активном отдыхе на природе, организаторы создали группу «Гранд-туризм», в которой побеждает не самый быстрый, а тот, чей экипаж сочетает в себе различные джиперские качества — сообразительность, ловкость, умение ориентироваться по карте и легенде. Количество участников этой категории теперь наибольшее, ведь попробовать свои силы можно на любом полноприводном автомобиле и не в составе спортивно мотивированного экипажа, а со своей семьей или друзьями. Еще одна категория появилась лишь в этом году — из группы ATV выделились квадроциклы с двумя членами экипажа, сидящими рядом.

В соревновании не все проходит гладко, и каждый год кто-то остается недовольным и говорит, что больше сюда не приедет… Однако на следующий год эти же люди вновь оказываются на Исаакиевской площади, где по традиции начинается «Ладога». Как событие гонка имеет огромное значение для России — для многих иностранных спортсменов она является визитной карточкой нашей страны. Для тысяч российских гонщиков это соревнование стало школой езды по бездорожью. Не кривя душой, заявляю: ты можешь считать себя настоящим джипером, только если хоть раз проехал «Ладогу». Проверено на себе!

Победители XV «Ладоги»
МестоЭкипажАвтомобиль
ТР1
1Алексей СЕРГЕЕВ / Алексей КОРОТАЕВTLC70
ТР2
1Андрей ПОНОМАРЕВ / Артем ХАЛАБУДЕНКО TLC 70
ТР3
1Роман БРИСКИНДОВ / Сергей ВОЛКОВ Toyota HiLux
PROTO
1Кари СИХВОНЕН / Микко СИХВОНЕН Land Rover
Adventure
1Владислав САДКЕВИЧ / Андрей КОРНЕЕВ УАЗ
Adventure Open
1Илья КРУТЕЛИН / Дмитрий КОЗЛОВTLC 72
Grand Tourism
1Владимир КРЕМЯНСКИЙ / Наталья КРЕМЯНСКАЯ / Евгений КОНСТАНТИНОВ Jeep Cherokee
Discovery
1Константин МАРТЬЯНОВ / Анастасия МАРТЬЯНОВА Mitsubishi Pajero
ATV Original
1Алексей ТУЗОВ / Алексей РОЩЕКТАЕВBRP Outlander
ATV Open
1Олег МАРЕЕВ / Андрей МИРОНЧИКPolaris XP
ATV Adventure
1Алексей НИКИФОРОВ / Сергей ПЕТРОВYamaha Grizzly
ATV SSV
1Андрей РОДИОНОВ / Денис ТАМАРКОВPolaris RZR

Ладога глазами атэвэшника

Владимир БЕЗРУКОВ,
тест-редактор журнала «Офф-роуд Драйв»

Я много слышал про «Ладогу». Туда периодически ездили мои друзья, увлекающиеся квадроциклами. Они возвращались счастливыми, глаза их горели. Но лично меня трофи-рейды не привлекали. Рассматривать фотографии людей, стоящих по пояс и по шею в воде и грязи, конечно, было забавно, но представить себя в такой роли я не мог, несмотря на то что участвовал в соревнованиях по эндуро на мотоциклах, где офф-роуда было немало. Мотоцикл и квадр все же отличаются по своим возможностям покорения тотального бездорожья. В общем, я не жаждал и не собирался, пока на очередном тест-драйве квадроциклов Stels от Олега Страха — отца и создателя этой марки — не поступило предложение влиться в команду квадроциклистов, собирающихся в легендарный трофи-рейд. Я согласился, растоптав в себе пренебрежение к многочисленным кровососущим насекомым и чавкающим болотам. Мужчина в своей жизни должен испытать все и даже это!

Ладога взорвала мое представление о трофи, квадриках и о том, на что они способны. Поиск GPS-точек можно превратить в культ и истязание, если их расположить в определенной последовательности в особенном месте. В сухом остатке будет борьба с нереальными трудностями, преодоление мест, в которых все твое естество говорит: туда нельзя, опасно, страшно и непроходимо! И сухого остатка не будет, так как болота, ручьи и собственный пот не останутся незамеченными. Да, нелегко, но если зажать волю в кулак и уверовать в то, что до тебя там были многие, и их следы ведут дальше, то можно сделать это и самому. Соревнование обучило меня находить дорогу в лесу в совершенно не приспособленных для передвижения местах. Скажу честно, для меня там было много откровений, которые расширили внедорожный кругозор и убедили в огромных возможностях квадроцикла, по проходимости превосходящего автомобиль при должной подготовке и умелом обращении. Наша команда на четырех Stels 700 и двух Stels side-by-side вступила в борьбу с соперниками на японских и американских квадрах. Больше ни у кого из участников не было ни одного китайского или отечественного аппарата. Каждый день к кому-то из нас подходили и спрашивали: когда вы сломаетесь? По-доброму, но интересовались. А ломались как раз не мы. Те, кто был готов ремонтироваться, делали это и утром выходили на старт.

Уникальность «Ладоги» заключается еще и в том, что она не заканчивается завтра и послезавтра. Трасса каждый день готовит новые сюрпризы, особенно для новичков. Болота сменяются триальными каменными участками и крутыми подъемами, которые начинаются то в реке, то в болоте. Задача пилота — пройти ее не только быстро, но и правильно, сберечь технику и уложиться в отведенное время. Некоторые участники упрекают организаторов в том, что трасса повторяется из года в год, меняя лишь направление движения. Но, к сожалению, на земле не так много мест, в которых можно собрать такую огромную тусовку, окунуть ее в офф-роуд и при этом не разориться самому и доставить радость всем. Состав участников был интернациональным, были единомышленники от Владивостока до Швейцарии. На стадионе тоже одна и та же дорожка, вот только результаты у всех получаются разные, и накал спортивных страстей от этого не снижается. Да, опытным проще, но это дело наживное.

Победа в такой гонке — это опыт, умноженный на терпение и холодную голову, ведь, даже приближаясь к финишу, можно растерять свои результаты из-за одного неверно принятого решения. Зато ни с чем не сравнить восторг, который ты испытываешь, когда первый раз едешь по ковровому болоту, и квадр раскачивается под тобой, как лодка, на волне.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Юрий ОВЧИННИКОВ и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты