Желтый дьявол

Скрещивание Toyota Land Cruiser 80 и Citroen DS по-голландски

Citroen DS — знаменитость и легенда не только у себя на родине. Он стал иконой для многих жителей Европы и даже за ее пределами. Почти во всех странах автомобиль получил от своих поклонников забавные прозвища. В Голландии его называют «щукой», а в Финляндии — «утюгом». Немцы, как и испанцы с итальянцами, кличут его «акулой», а норвежцы — «лягушкой». Но самое красивое прозвище у него на родине, во Франции. Там машину величают «богиней дороги». Но этот D-Crosser, который в прошлой жизни был DS, нас озадачил, ведь он более комфортен на бездорожье!

В период производства до 1975 года завод покинуло почти 1,5 млн Citroen DS/ID. Автомобиль представили 6 октября 1955-го, и уже тогда он опережал свое время примерно на 20 лет. Конечно, всемирно известен факт, что 22 августа 1962 года он спас жизнь президенту Шарлю де Голлю. В наши дни Citroen DS/ID — это культовая машина, уже долгое время имеющая статус желанного «классика». Нынешние владельцы с любовью ухаживают за своими «богинями» и держат их в теплых гаражах. Тем не менее экземпляр, о котором идет речь, явно не расположен почивать на лаврах и простаивать, потому что является оружием в национальном голландском внедорожном первенстве.

D-Crosser создан Рене ван Велдховеном и Ричардом Диненом. Они поменяли название DS на D-Crosser (сокращение от DS и Citroen C-Crosser), что также указывает на «некоторые необходимые» изменения под великолепным кузовом. Рене, которому сейчас 42 года, полюбил офф-роудинг, еще когда у его отца был дилерский центр Chrysler-Dodge- Jeep. Он познавал бездорожье на пикапе Jeep Comanche, ездил в свое удовольствие, участвовал в Jeepers Jamboree. Через некоторое время Comanche отправили в отставку, и его место заняла Toyota HJ 61 4,0 TD, которую Рене считает самой хорошей машиной из тех, что у него были. Вместе с партнером Нардом ван дер Меером они успешно руководят компанией Renard Automobiles, расположенной в центре Голландии и специализирующейся на Citroen и Peugeot. Ричард приходится родственником жене Рене. На шестой день после получения прав он вместе с коллективом редакции голландского офф-роудного журнала отправился во французский Жоинвиль получать первый «легальный» внедорожный опыт на Toyota HiLux, которая ожидала его полгода. Сейчас ему 27, у него свой магазин кузовных запчастей для Toyota 40 и 42, а с недавних пор — и 70-й серии.

Вирус автоспорта

Альфред ван Гелдер и Джероен Роелофс — хорошо известные голландские участники национального чемпионата по триалу и внедорожным гонкам. Несколько лет назад они попросили Рене и Ричарда помочь им с обслуживанием машины в ходе соревнований. По словам самого Рене, это оказалось довольно интересным и затягивающим делом.

Прошло немного времени, прежде чем они сами решились на участие в состязаниях. Сперва им пришлось определиться с типом автомобиля. Выбирать оказалось несложно. Будучи специалистами по Citroen и большими любителями Toyota, они решили построить из этих машин гибрид. Автомобиль должен был выглядеть, как Citroen, но с подвеской, трансмиссией и техническими решениями от Toyota HDJ 80. С этой идеей наши герои окунулись в работу, которая заняла у них два с половиной года.

Скрещивая нескрещиваемое

Как это обычно бывает, концепция родилась быстрее, чем сам автомобиль. На первый взгляд и не скажешь, что джиперы столкнулись со сложностями, ведь болид имеет почти те же размеры, что и оригинал. Но это до тех пор, пока внимательно не приглядишься к дизайну Citroen DS. Все дело в том, что у «богини» сверхдлинная колесная база в 3125 мм. У кузова каплевидной формы передняя колея шире задней. Toyota отличается более короткой базой, достаточно большим задним свесом. И если отрезать 27 см от задней части ее рамы не является большой проблемой, то уравнять разницу между базами гораздо сложнее. Поскольку Рене и Ричард хотели сохранить верность тойотовской подвеске, единственным оставшимся способом стало укорочение DS в середине до тех пор, пока ее база не станет соответствовать межколесному расстоянию Toyota.

На практике это вылилось в адскую работенку с разрезанием кузова на две части, удалением всего лишнего и сращиванием этого в один автомобиль. Фанат Citroen, вне всяких сомнений, обратит внимание на отсутствие задних дверей. Достоинство такой переделки в том, что она делает кузов более жестким. Дизайн DS, а именно меньшая колея сзади, вызвал вторую серьезную сложность. После многих необходимых измерений и массы усилий D-Crosser получил гораздо более широкую колею по сравнению с оригинальной. Рене с Ричардом добавили расширители, выглядящие, как воздухозаборники, благодаря которым машина, несомненно, смотрится суровее, серьезнее. Воздух, попадающий в прорези, охлаждает не двигатель, а задний мост, который тоже всегда нагревается.

Хороши «потроха»!

Использование передовых материалов позволило сделать кузов DS легче. Крылья, крыша и крышка багажника изготовлены из стекловолокна, а капот — из алюминия. Стальные лишь двери. Заднее окно пластиковое — такие ставили на ранние DS — опять же, экономия веса!

У HDJ 80 отличные технические решения, поэтому не пришлось особенно ничего перенастраивать. Изначально у 80-й серии — постоянный полный привод, естественно, со стандартной блокировкой межосевого дифференциала. Опционально предлагаются межколесные блокировки, которые есть и у D-Crosser. Оба моста усилены во избежание неожиданностей во время внедорожных гонок. Под капотом стоит надежный 12-клапанный турбодизель объемом 4,2 л. Турбонагнетатель с изменяемой геометрией и интеркулер взяли от сотой серии. Топливный насос более производительный от 24-клапанного двигателя. Первоначально была главная пара 1:4,11, которую заменили на 1:5,60. Она улучшает прие мистость, но снижает максимальную скорость, которая равна примерно 140 км/ч (с отсечкой на 4500 об/мин). Сейчас это достаточно быстро для Рене и Ричарда. «Прежде всего мы хотим набраться опыта», — трезво и благоразумно объясняет Рене. После того, как они достаточно попрактикуются, машину перенастроят, и скорость, вне сомнений, будет значительно выше. Спортсмены подумывают об усовершенствовании подвески, хотят установить дата-логгер Tech-edge, который позволяет записывать, а затем анализировать параметры работы узлов и агрегатов.

Для наилучшей развесовки над задним мостом установили топливный бак от Mercedes-Benz. По той же причине в заднюю часть машины перенесли запасное колесо, аккумулятор и бачки стеклоомывателей. Когда экипаж на своих местах, распределение веса по осям приближается к желаемым 50/50. Автомобиль с заправленным баком весит приблизительно 1850–1900 кг. Каркас безопасности с омологацией FIA изготовлен авторитетной компанией Biesheuvel, годами производящей «клетки». Пространства над шлемом не так много, но удобно усесться возможно. Пришлось много потрудиться с электропроводкой. У оригинального DS она скверная и недоделанная, поэтому Ричард тщательно выпотрошил ее и все начал заново. Фактически он объединил электрические схемы Citroen и Toyota. Единственное, что напоминает о Citroen DS внутри, так это верх приборной панели.

Рене и Ричард с уверенностью ждут эти гонки. «Некоторая спонсорская поддержка приветствуется уже на данной стадии, — заверили два джентльмена, — так как на проект было потрачено не только много свободного времени, но и куча личных денег». Мы полагаем, что для такого яркого автомобиля, каким является Citroen D-Crosser, это не станет проблемой.


Мнение джипера

Алексей ПЕДЯШ, менеджер

Подобные монстры не редкость — периодически и в нашей стране можно встретить похожие гибриды. Но у голландцев получился очень интересный и необычный «франкенштейн» хотя бы потому, что его «срастили» из двух культовых машин — Citroen DS и Toyota Land Cruiser 80. Надо ли говорить, что это принципиально разные автомобили, не имеющие абсолютно ничего общего. Ко всему прочему, их разделяют десятилетия. Безумное сочетание! Мне сложно представить, в какой категории участвует D-Crosser у себя на родине. Но, по всей видимости, он соответствует всем требованиям категории. Объем проделанных работ, конечно, впечатляет. И все же стоило ли городить такой огород? Понятно, что ребята — поклонники Citroen и Toyota, но можно было обойтись распространенными доступными решениями и построить конкурентоспособный болид в более короткие сроки. Впрочем, авторам виднее.


текст: Мартин БРИНК
фото: автор
перевод: Асатур БИСЕМБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты