В краю высоких приливов

Экстремальное путешествие к берегам Белого моря

Путешествие по юго-восточному побережью Белого моря. Незапланированная поездка, пошедшая совсем не так, как предполагалось, тем не менее доставившая нам массу удовольствия

Если воспарить над столицей нашей Родины субботним утром, то первое, что бросится в глаза, — это вереницы машин, на которых дачники ползут на свои сотки. Под машинами находятся дороги, и если устремиться строго на север по одной из них, то через некоторое время поток дачников иссякнет и станет видно ровное асфальтовое покрытие. Потом закончится и оно, начнется ремонт дороги, а через 800 км полета будет река Вага, вода в которой вопреки сложившемуся мнению о северных реках теплее парного молока. Приглядевшись, на ее берегу вы обнаружите несколько внедорожников, а в воде — купающихся людей. Это самые славные люди на земле — наша экспедиционная команда.

Но вас, дорогой читатель, наверняка интересует, как, а главное, зачем мы здесь оказались. Так вот, Вага — при всей своей красоте и приятности — всего лишь промежуточная точка нашего путешествия. А его цель — город Архангельск, где запланирован старт внедорожного соревнования «Помортрофи». Туда нас пригласили друзья из клуба Off-road 29.

Однако мы не такие люди, чтобы сломя голову безостановочно нестись в Архангельск. Кто понял жизнь, тот не спешит, поэтому на Ваге у нас по плану не только купание, но и ночевка. И вот, накупавшись, мы выползли на берег и приступили к одному из главнейших удовольствий всего прогрессивного человечества, а именно к ужину, сопровождаемому возлияниями, плавно переходящими в здоровый сон.

Утро традиционно встретило нас рассветом. Кстати, здесь солнце всходит значительно раньше, нежели в столице нашей Родины и тем более на юге. Все это потому, что летом планета наклонена к солнышку своей северной стороной. Здесь-то еще темнеет ночью, а вот в Архангельске даже сумерек не будет.

Итак, утро. Жара стоит такая, что возникает вопрос, не перепутали ли мы направление и не на юг ли едем. К середине дня машины раскалились настолько, что продолжать движение стало совсем неинтересно, и мы свернули на берег Северной Двины, искупались и перекусили. Жизнь сразу наладилась, и группа на одном дыхании доехала до Архангельска, где в 30 км от города на заброшенном танковом полигоне нас ждала принимающая сторона в составе нескольких машин, набитых радушными архангельскими джиперами. Надо ли говорить, что ужин в этот день получился более чем душевный. Правда, приступили к нему не сразу. Для начала мы перепаковали барахло и горючее, коего взяли с собой немало, и подготовили машины.

Поутру все отправились на покорение не изведанных нами и потому манящих просторов.

Дорожная пыль

Архангельск миновали, за ним — Северодвинск. Наконец асфальт закончился и на сотни километров потянулся пыльный грейдер. Засушливая жаркая погода сделала свое дело: за каждой машиной стоял шлейф пыли в сотню метров. Колонна, естественно, растянулась, потому как если пыль доставляла дискомфорт и ускоряла гибель воздушных фильтров, то летящие из-под колес камни представляли собой реальную угрозу. А вот местным жителям все нипочем — носятся как угорелые и заходят в повороты на такой скорости, что страшно становится. При этом в случае нестандартной ситуации на дороге эти герои мгновенно улетят в кювет или впорются в другую машину, потому что ни резко повернуть, ни тем паче затормозить на гравийно-грунтовой дороге у них не получится. Но им, похоже, на это совершенно наплевать. Этакие герои, лихо рискующие не только своими, но и жизнями остальных участников движения. Они живо напомнили мне кавказских лихачей, обгоняющих фуры на закрытых поворотах серпантина. Похоже, дело тут не в горячей южной крови, а в общей безбашенности населения нашей страны от юга до севера.

А грейдер все не кончался и не кончался. Пыль скрипела на зубах, заполняла все пространство автомобиля, солнце светило прямо в лицо, жара стояла немилосердная. Но нам нужно было доехать до места сегодняшней ночевки, поэтому приходилось терпеть.

И вот мы свернули с грейдера на проселок, ведущий к деревне Уна. Пыль отступила, солнце перебралось в боковое стекло, и настроение улучшилось. Жаль, ненадолго… Как только встали лагерем, к нам выдвинулась делегация по встрече дорогих гостей в составе нескольких сотен слепней и оводов и не поддающегося даже приблизительному подсчету количества мошки. При этом живность даже не покружила над нами пару минут для приличия, а сразу начала кусаться. Разомлевшие на солнце, полуголые, мы мгновенно собрались и начали с огромной скоростью напяливать на себя антикомариные маски и куртки. Мошка отступила, но во вторую атаку пошла жара.

Когда смотришь фильмы других путешественников, да и свои собственные, там все так красиво: природа замечательная, люди улыбаются, машины едут. Почему в фильмах всегда все так хорошо, а в процессе съемки столь ужасно!?

Грязевые ванны

Утром мы собрали лагерь, полноценно позавтракали и отправились на покорение бездорожья. Надо было пройти 30 км до моря по лесной дороге, изобилующей глубокими колеями, лужами и болотинами.

Как только началась грязь, я застрял. Отлебедился, проехал 100 м и снова застрял. Если первый эпизод прошел мимо моего сознания с пометкой «бывает», то второй заставил задуматься. Что-то здесь не так… Я знаю, как едет эта машина, — она не должна застревать на ровном месте.

А что может быть не так? Колеса, как всегда, спустил до 0,5, еду обычно, но почему прилипаю? И тут мой взгляд упал на багажный отсек, и ответ пришел сам собой: в нем лежало под тонну горючего, продуктов и снаряжения. Ага, значит, надо менять тактику. Внатяг не едет, будем пробовать с разбега. Попробовал — дело пошло. Но это, конечно, была не езда, а тяжелая и ная работа. А когда в один прекрасный момент закончилась лебедка, я понял, что опять пора менять тактику, и прицепил свой пикап к «восьмидесятке» Анатолия — нашего товарища по команде. Он правильно подошел к поездке и обул машину в тридцать шестые «свампера», на фоне которых мои тридцать первые «эмтешки» ну никак не смотрелись. И вот, сцепившись в Тяни-Толкая, мы увеличили скорость передвижения. Но быстрый офф-роуд бывает только в сказках и рассказах романтически настроенных журналистов, а в жизни все происходит крайне медленно. Поэтому раннее утро встретило нас там же, где покинул поздний вечер, — на лесной дороге, среди деревьев, комаров и бесед о том, как хорошо мы «колбасимся». Однако уже както хотелось бы и доехать.

За очередным поворотом дороги мы обнаружили «буханку» архангелогородцев. Она стояла на краю очередной болотины, а люди кучковались в стороне, из чего можно было сделать простой и единственно верный вывод: машина сломалась. Сразу вспомнился старый добрый анекдот про слабоумных с его крылатой фразой: «А я знаю, что у вас сломалось, — автобус!» Поломки были некритичные, но неприятные. Лебедка закончила свою работу, между ведомым и ведущим дисками сцепления набилась грязь. Завершала список дефектовки отломанная ручка перемены передач. Лебедка оказалась наименьшей проблемой. У нее просто залипли щетки, поэтому несколько волшебных ударов молотком по мотору привели это приспособление в чувство. А вот с остальным было сложнее. Как у всех настоящих путешественников, передвигающихся на старых УАЗах, сварочный аппарат у ребят имелся, а бензогенератора к нему не было.

Решили так: мы рассаживаем по своим машинам народ из «буханки», а двое остаются ее чинить. Затем быстренько едем в лагерь, благо до моря 5 км, а там по берегу вообще рукой подать. «Быстренько» растянулось еще на пять часов. Рассказывать о них нудно и неинтересно, да и не все отложилось в памяти. Помню лишь, что вдруг начался ливень, я сидел за рулем, все стекла запотели, жижа снаружи доходила до середины дверей, а прямо передо мной, замерев в противоестественной позе, светила фарами в небо «восьмидесятка» Толи. Но мы все же выбрались и уже в девять утра были в лагере.

Конечно, надо было ставить палатки и ложиться спасть, но перед этим мы решили немного снять напряжение и налили по рюмочке. До чего же хорошо с устатку выпить немного холодной водки, благо отметить было что: наша команда уже побывала на юго-западном берегу в Карелии, на Терском (северном) Кольского полуострова и вот, наконец, добралась до юго-восточного берега Белого моря — Онежского полуострова.

Нам туда… наверное…

А поутру они проснулись… Сутки за рулем, усугубленные отмечанием благополучного прибытия на берег Белого моря, привели к тому, что коллектив пробудился поздно днем и без всякого желания двигаться дальше. Да и ехатьто было некуда. Выяснилось, что паром, который должен перевезти нас на другой берег Унской губы, сломался и в ближайшее время не починится. Посовещавшись, мы решили день посвятить релаксации и размышлениям на тему, как жить дальше.

Стояла изнуряющая жара. Даже не верилось, что находимся в Архангельской области. Тогда мы еще не знали, что нынешнее лето побьет все температурные рекорды, и, спасаясь от жары в водах Белого моря, не переставали удивляться тому, какая теплая в нем вода.

На следующий день состояние парома не изменилось и стало окончательно ясно, что первоначальный маршрут летит в тартарары. Надо было искать альтернативный путь, и мы решили отправиться на восток, в сторону Северодвинска, по берегу моря. Местные жители в ответ на наш вопрос, есть ли там дорога, сказали обнадеживающе: «Уралы вроде ходят». И мы поехали.

Само движение по зоне отлива — совершеннейшее удовольствие. Под колесами — твердый мокрый песок, с моря веет теплый влажный ветерок, и виды открываются фантастической красоты. В общем, за эту часть пути я сильно не переживал. Гораздо больше меня волновали броды через впадающие в море реки. Мелкие ручьи и протоки переезжали без проблем, но вот добрались до широкой Сюзьмы. Начался прилив, и мы не рискнули переправляться сразу, а расположились лагерем в ожидании ночного отлива. Как только вода спала до максимального уровня, мы перешли на другой берег. Была поздняя ночь, поэтому мы расположились лагерем прямо на берегу, выше уровня прилива.

Утром отправились покорять речку Ненокса. Она оказалась шире и глубже предыдущей и даже в отлив имела около 100 м в ширину и до метра в глубину. И тут на выручку пришли два лифтованных «субурбана». Их пилоты Саша и Слава разведали колесами дорогу и страховали группу. Переправа прошла благополучно, но купание в морской воде заставило нас поволноваться, ведь соленая вода проводит электрический ток, а значит, опасна для автомобиля.

Третьей широкой рекой на нашем пути стала Солза. Поговорив с местными жителями, мы выяснили, что перейти ее вброд на наших машинах нельзя. Единственным путем на другой берег оказался действующий железнодорожный мост. Мы вынуждены были нарушить ПДД, чтобы избежать трехдневной дороги обратно.

Поезд по этому мосту ходил два раза в сутки и проехал только что, приветливо погудев нашей колонне. Вернется он через 12 часов. В общем, мы рискнули и вскоре оказались на другом берегу, где начинался грейдер, ведущий в Североморск.

Так закончилось путешествие по берегу Белого моря.


Дорожный инцидент

С бездорожья мы выбрались, но приключения наши не закончились. Уже под Вологдой какой-то особенно спешащий дачник пошел на обгон в лоб фуре. Как и следовало ожидать, та не свернула, и вот этот забавный человек, выбрав из нашей колонны самый большой внедорожник, радостно впилился в зад «субурбану». В результате этого случайного знакомства у праворукой малолитражки несколько укоротилась морда, а у ее водителя диаметрально изменилось настроение. Он уже никуда не спешил, а стоял у машины и хлопал глазами. Ремонт «суба» занял пять минут. Именно столько времени потребовалось, чтобы вытащить застрявший между аркой и задним колесом бампер легковушки.


текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: Инна ЧЕРТОРОГОВА,
Станислав КОПУНОВ,
Павел ЛЮБОМИРОВ и автор


№10 октябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты