Джипы выходили из огня

Трофи для профессионалов и любителей «Тверская земля»

В те дни, когда карта Центрального региона только начала покрываться очагами пожаров, под Тверью состоялся очередной этап Чемпионата России и одно из самых массовых клубных соревнований «Тверская земля»

После моего приезда в базовый лагерь, расположенный на берегу Волги в живописном сосновом бору, выяснилось, что у журналистов нет физической возможности добраться до трассы соревнования. Проехать хотя бы в район пешей доступности к зрелищным точкам можно только на болотоходе, а он сломался накануне. Поэтому я воспользовался любезным предложением известного спортсмена Сергея Щетинина и отправился на трассу клубного соревнования на его Mercedes-Benz G-Klasse в качестве бэк-штурмана.

В преддверии засухи

В начале июля грандиозная сушь, равной которой в России не было за всю историю метеонаблюдений, еще не показала всего, на что она способна. Солнце высушило воду в лесах и полях, и большинство контрольных точек стало гораздо проще, чем намечали организаторы. Мы бодро «щелкали» их как семечки одна за другой. Очевидно, что если бы лес не высох, то глубокие колеи и многочисленные речушки оказались бы серьезным препятствием, но после двух недель жары трасса превратилась в обычную лесную грунтовку.

Собрав КП в одном районе, переезжаем по асфальту в соседний «куст». На трофи-соревнованиях, организованных по принципу свободного ориентирования по GPS, устроители трасс нередко не расставляют контрольные пункты по всему району равномерно, а группируют их в нескольких лесных массивах, как правило, соединенных хорошим шоссе. Вот и на «Тверской земле» одна группа точек оказалась на некотором расстоянии от другой. Въезжаем в сосновый лес и видим, что и здесь ситуация та же — повсюду высушенная земля. Некоторые точки находятся на малозаметных дорожках, и первые участники ломились к ним напрямую, по азимуту, прямо через кусты и мелкие деревья. Поэтому после третьего-четвертого автомобиля путь был отмечен широкими просеками в лесу.

Наш пилот в одном месте решил заехать в чудом не пересохшее болото, чтобы протестировать лебедку. Специально нажал на газ до упора, и машина зарылась по пороги. Разматываем трос, и оказывается, что электромотор не работает. После гонки Pro-X Сергей не проверил работоспособность лебедки, и вот плачевный результат. Правда, в багажнике лежит еще одна.

Вооружившись гаечными ключами, за полтора часа меняем столь полезное для джипера приспособление. Мимо нас «со свистом» проносятся многочисленные участники клубного соревнования. Кстати, клубным оно называется потому, что не имеет официального статуса и позволяет принимать участие всем любителям офф-роуда, не желающим вникать в мудреные регламенты официальных гонок. Поэтому мы смогли увидеть нескольких конкурентов и даже немного их пофотографировать.

Битва миллионеров

В 2010 году при прокладке трасс Чемпионата России предпочтение было отдано линейным гонкам. При этом способе прокладки маршрута спортсменам надо проехать из точки А в точку Б через некоторые промежуточные пункты. В прошлом году много нареканий у гонщиков вызывало засилье ориентирований по GPS, при которых возрастала роль команд, ведь коллективом легче разведывать направления и подъезды к контрольным точкам. Участие в Чемпионате России по трофи-рейдам уже несколько лет стало уделом миллионеров, пока, правда, в рублевом эквиваленте. А ведь еще десяток лет назад трофи был одним из самых низкобюджетных видов автоспорта. И дело даже не в стартовых взносах, а в основном в расходах на модернизацию спортивного автомобиля и затратах на его восстановление после гонки.

Становится очевидным, что старты в официальных соревнованиях перестали быть доступными для большинства спортсменов, и те из них, кто финансово не готов вкладывать большие деньги в спорт, перешли в любительские соревнования — гораздо более демократичные. Кстати, «Тверская земля» также показала, что любителей приехало гораздо больше, чем спортсменов, претендующих на звания и разряды.

За восемь лет проведения Чемпионата России в Европейской части страны сформировались три основных школы постройки автомобилей для самой «техничной» категории — ТР-3. Машины, на которых можно реально претендовать на подиум в Чемпионате, строят только в Нижнем Новгороде, Питере и Липецке. Остальные прототипы пока не слишком-то конкурентоспособны — конструкторская мысль лидеров также не стоит на месте, и каждый год «нагора» выдается новая модель. Поэтому основная борьба разворачивалась между участниками, чьи автомобили построены в этих «конюшнях». Исключения лишь подтверждали исторически сложившуюся закономерность развития технического прогресса.

В огненном кольце

Еще в первый день соревнования на Оршанских болотах, где находились самые сложные участки трассы, начали вспыхивать пожары. Организаторы изменили путь следования участников, исключив значительную часть контрольных точек.

Однако на второй день огонь стал разгораться еще сильнее. И без пожара на трассе стояло жуткое пекло — некоторые штурманы теряли сознание от высокой температуры воздуха, а обилие кровососущих насекомых довершало картину. Когда же неподалеку от еле двигавшихся машин начали появляться языки пламени, экипажам и вовсе пришлось несладко. Стена огня пошла прямо на застрявший Defender Дениса Михайлова и Лидии Витковской, экипаж спешно ретировался, бросив автомобиль. Но стихия смилостивилась — в нескольких десятках метров огненный вал неожиданно остановился и повернул в другую сторону.

В базовый лагерь приехали сотрудники МЧС и милиции и потребовали немедленно прекратить гонку. Руководитель соревнования, президент тверского джип-клуба «Лебедушка» Евгений Павлов, с трудом смог объяснить блюстителям порядка, что он физически не способен сделать это — с экипажами просто нет связи. Тем не менее третий день пришлось отменить. Срочно подсчитав результаты, организаторы провели награждение глубокой ночью. И все же соревнование состоялось.

Лично мне «Тверская земля» понравилась — если бы не длительная засуха, то трасса для любителей, подготовленная клубом «Лебедушка», оказалась бы сложной и интересной. Но капризы погоды, как известно, не предугадаешь!

Победители этапа Чемпионата России «Тверская земля»
МестоПилот/штурманАвтомобиль
Абсолютный зачет
1Сергей Хальзев/Дмитрий Овчинников УАЗ
2Константин Михайлов/Игорь Дементьев УАЗ
3Владимир Амельченко/Олег НежновПрототип Toyota
ТР-2
1Андрей Кузнецов/Алексей Александров Toyota 70
2Алексей Малышев/Николай Петухов УАЗ
3Михаил Анциферов/Сергей Маринич LR Defender
ТР-1
1Сергей Хянинен/Павел ОрловLR Defender
2Владислав Борисов/Елена Воронцова Toyota 70
3Александр Зайцев/Павел Елагин Toyota 72

История гонки

Евгений Павлов руководит джип-клубом «Лебедушка» более 10 лет

Соревнование «Тверская земля» проводится джип-клубом «Лебедушка» с 2004 года. Сначала в статусе Кубка России, а с 2005 года как этап Чемпионата России. Но все эти годы параллельно с официальными соревнованиями проходили и гонки для простых любителей, с отдельными трассами и зачетными категориями. «Тверская земля» — одно из самых массовых внедорожных мероприятий в Европейской части страны, сюда приезжают спортсмены из разных регионов России — причем нередко как раз в «любительские» зачеты — тренироваться и набираться опыта.

Бессменный президент джип-клуба «Лебедушка» Евгений Павлов традиционно прокладывает трассы, одинаково интересные всем — как профессионалам, искушенным участием в соревнованиях, так и начинающим джиперам. Если вы хотите попробовать себя в гонках по бездорожью, то стоит это сделать как раз на мероприятиях «Лебедушки», так как здесь хорошо сочетаются достойная организация, интересные трассы и дружелюбная атмосфера. Сильный состав участников позволяет новичкам поучиться езде по бездорожью у более опытных коллег, а после гонки у дружеского костра задать «корифеям» любые вопросы, и на них обязательно ответят.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты