Они уже здесь

О последних событиях в мире гибридных автомобилей

Значительная часть мировой общественности весьма скептически настроена по отношению к гибридам. Между тем автопроизводители постоянно предлагают чтонибудь новенькое. Вот и Peugeot представил свой первый комбинированный привод. На разработку и доводочные испытания ушло пять лет

Критиковать гибридные автомобили сегодня — это примерно то же самое, что критиковать интернет. Дескать, Всемирная сеть — это «большая помойка», и ничего хорошего в ней нет. Однако всякий знает, что любая мало-мальски состоятельная компания имеет веб-сайт, и информация, на том ресурсе размещенная, — официальная. Стало быть, на нее можно ссылаться, ей можно руководствоваться, принимать к сведению, анализировать и совершать другие действия. Что уж там говорить, если наш Главнокомандующий и тот обращается к народу через интернет. Видимо, не такая уж это бесполезная вещь…

Подобным образом критика гибридоавтомобилей зачастую базируется на тезисе, что все машины, оснащенные электромотором, — дорогие, никому не нужные игрушки. Существует несколько признаков группировки гибридных силовых агрегатов (ГСА), уяснив которые, скептик, как правило, сдает позиции. Рассмотрение современной классификации ГСА не является задачей настоящего материала, поэтому ограничимся некоторыми примерами.

Сегодня очевидно, что большие перспективы имеет система stop&start, называемая иначе «микрогибридом». Она способна значительно повысить экономию топлива, особенно при эксплуатации автомобиля в городе. По замерам различных компаний, владелец такого микрогибрида экономит на топливе 10—15%, что для европейского потребителя, привыкшего считать каждый евроцент, чрезвычайно важно.

Но тон в производстве машин с системой stop&start задали производители США. Ожидается, что через несколько лет обязательное наличие этой системы на автомобиле, продающемся на североамериканском рынке, будет законодательно закреплено. Но производители «большой тройки» сами проявили инициативу, начав массово выпускать авто со stop&start.

Еще одним интересным направлением является развитие схемы range-extender hybrid, подразумевающей наличие пары двигатель — генератор. Механическая энергия, вырабатываемая ДВС, преобразуется в электрическую, и по проводам передается на электромотор-редуктор, от него — через приводные валы на колеса. Преимущество такого подхода заключается в том, что ДВС, работая в стационарном режиме, выбрасывает в атмосферу в несколько раз меньше вредных веществ, чем на обычной машине, в том числе и на гибридной, где мощность ДВС передается на колеса через трансмиссию. Кстати говоря, недавно один из range-extender-гибридов рекламировал сам президент США Барак Обама. Прокатился, остался доволен, равно как и Путин «Калиной».


Силовые агрегаты Peugeot 3008 HYbrid4
  1. Дизельный 2,0-литровый мотор мощностью 120 кВт (163 л.с.) и максимальным крутящим моментом 300 Нм при 1580 об/мин, максимальное давление впрыска — 2000 бар, турбина — с низким моментом инерции и изменяемой геометрией
  2. Шестиступенчатая коробка передач (механическая с автоматическим сцеплением)
  3. Система stop&start, отключающая ДВС на светофорах
  4. Высоковольтная аккумумляторная батарея
  5. Силовой блок управления с преобразователем переменного тока
  6. Электродвигатель мощностью 27 кВт (37 л.с.) и максимальным крутящим моментом 200 Нм



Будущее в настоящем

Нельзя не сказать и о маховичном накопителе энергии, позволяющем отказаться от громоздкой (пока еще) высоковольтной АКБ. Такой агрегат серийно устанавливается на одной машине, причем на спортивной. Речь идет о Porsche 911 GT3 R Hybrid, для которого это чудо техники спроектировали инженеры Williams Hybrid Power. Вне всякого сомнения, эта тема в ближайшем будущем получит развитие.

Разработки гибрида Peugeot начались еще пять лет назад, и уже тогда в качестве ДВС был выбран дизель, а не бензиновый агрегат. При выборе схемы привода французы действовали с оглядкой на японских коллег, спроектировавших Lexus RX 400 h: автомобиль был полноприводным, но механической связи между мостами не было — только по проводам. У переднего и заднего силовых агрегатов гибридных версий Peugeot 3008 и 508 связь тоже by wire, только исполнение переднего мотора французы сильно упростили по сравнению с конструкцией аналогичного узла в Lexus RX 400 h. Спереди у Peugeot — дизельный мотор, работающий в паре с автоматической коробкой (механическая КП и автоматическое сцепление). Интерес представляет селектор режимов: водитель, помимо прочего, может выбрать программу 4WD. Следовательно, на бездорожье у Peugeot 3008 куда больше преимуществ, чем у гибридного Lexus RX, привод которого работает только в автоматическом режиме. Также в наличии программа ZEV — движение только на электротяге.


Что происходит в мире?

На Парижском автосалоне Honda представила очередной гибрид — на сей раз на базе компактного вэна Jazz. Силовой агрегат выполнен по давно обкатанной хондовцами (да и некоторыми другими фирмами) схеме IMA, заключающейся в размещении электродвигателя между ДВС, которому он помогает, и коробкой передач. Примечательна машина, конечно, другим — ранее комбинированный привод не устанавливался на автомобили В-класса. Опыты с электрификацией авто, как мы помним, начинались в основном с полноразмерных внедорожников. А сейчас «электрика» стала настолько компактной и недорогой, что вполне конкурентоспособна на маленьких авто.

Kia выпустила модель Forte LPI Hybrid, которая пока доступна только на внутреннем рынке. (В нашей стране, как и во многих других регионах, Forte с традиционными силовыми агрегатами продают под названием Cerato.) Под капотом Forte LPI Hybrid установлен 1,6-литровый бензиновый двигатель мощностью 114 л.с., электромотор, добавляющий всего 20 «лошадок», зато более 100 Нм крутящего момента к 148 Нм тяги от ДВС. Коробка передач автоматическая, на базе вариатора. Обращает на себя внимание литийион-полимерная батарея с непривычно низким напряжением — всего 180 В. Европейские продажи Kia Forte LPI Hybrid планируется открыть в 2013 году.

Еще весной сложно было предположить, что один из самых интересных инженерных концептов Женевы-2010 — Audi A1 e-tron — может дойти до потребителя. Тем не менее это произошло. Потребитель пока совсем не массовый — речь идет о Федеральном министерстве транспорта Германии, по инициативе которого в середине следующего года 20 Audi A1 e-tron будут переданы властям Мюнхена для дорожных испытаний. Напомним, что A1 e-tron с двигателем Ванкеля относится к самому перспективному типу гибридов — range-extender.

Инжиниринговая фирма Antonov (головной офис расположен в Великобритании), известная своими разработками в области трансмиссий, на одной из летних оборонных выставок представила коробку передач для гибридного мотора одной из машин армии Соединенного Королевства. Никаких технических новшеств «изобретение» не заключало, но опять же интересен сам факт — ведь понятно, что подобные «инициативы» заранее согласуются с военными. Неужели через десятилетие-другое на вооружении будут стоять гибридные танки и бронемашины?


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирмы-производители

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты