Галопом по Европам

Из Словакии в Германию на кроссовере

Как-то раз, получив предложение от одного известного автопроизводителя провести тест-драйв нового кроссовера в окрестностях Кельна, я ознакомился с программой пребывания, в которой прямо говорилось: один из участков теста — стопроцентное бездорожье. Каково же было мое разочарование, когда на практике по этому бездорожью можно было передвигаться со скоростью более 80 км/ч

Собственно говоря, когда компания Kia пригласила меня прокатиться по Европе на внедорожниках Sportage, а заодно посетить свой завод в словацком городе Жилина, вряд ли стоило ожидать серьезных офф-роуд-приключений — в Старом Свете для них практически не осталось места. Но приглашение я принял и не пожалел — поездка оказалась весьма занимательной.

Кто так строит!

Тут ведь главное — найти для себя стержень, то бишь цель путешествия. И я с ней определился, решив проследить по ходу пробега трансформацию архитектуры да и вообще образа жизни людей при передвижении с востока на запад. И в самом деле, разве неинтересно наблюдать изменения в облике как городов, так и деревень, пересекая по ходу три страны и две границы? Хотя границы эти, собственно говоря, весьма условны…

Но для начала мне довелось ознакомиться с тем конвейером, на котором был собран главный герой повествования и одновременно основной инструмент в преодолении столь неблизкого пути — модернизированный Kia Sportage.

Сказать, что это ультрасовременное предприятие, значит ничего не сказать. Степень автоматизации здесь такова, что в некоторых цехах не покидало ощущение, будто ты персонаж из культового новогоднего фильма «Чародеи». Тот, роль которого была гениально сыграна Семеном Фарадой: «Ну, кто так строит!» Но еще больше поражает чистота. Не будет преувеличением сравнить ее с состоянием операционных в медицинском центре имени Бакулева. А пол, выложенный плиткой из нержавейки, я вообще видел впервые, хотя, поверьте, немало автозаводов проплыло перед моими глазами… Одним словом, эталонная культура производства.

Городок Жилина — типичная словацкая провинция. Неторопливый уклад жизни, незатейливые дома, а также надписи вокруг, выполненные исключительно кириллицей. Да, здесь в отличие от Чехии, некогда вместе со Словакией составлявшей одно государство, в ходу такой близкий и родной глазу нашего соотечественника алфавит. Да и вообще в отличие от той же Чехии к русским относятся весьма доброжелательно и приветливо, не забывая при этом помянуть недобрым словом заокеанского дядю.


О заводе

Автомобильный завод Kia в словацкой Жилине был полностью запущен в эксплуатацию в 2008 году, но первые машины сошли с конвейера в декабре 2006-го. Его проектная мощность составляет 200 тыс. автомобилей в год, но имеется возможность для увеличения объема производства.

В настоящий момент на предприятии выпускаются три модели: пятидверный хэтчбек и универсал семейства ceе'd, а также кроссовер Sportage. Кроме того, в следующем году на конвейер встанет еще один паркетник, но уже другой (правда, родственной по концерну) марки — Hyundai i35. Приблизительно 20% всей продукции завода уходит к нам, в Россию.


Крыша крыше рознь

Следующая точка нашего маршрута — величественный замок Оравский Град. Заложенный где-то во второй половине XIII века, он поначалу ютился на макушке неприступной скалы. Но с годами замок обрастал постройками, террасами, спускающимися к основанию скалы, и в конце концов сформировался ансамбль, представший перед моим взором во всем своем величии. Архитектурно замок очень схож с западными аналогами, в первую очередь германскими, но есть и отличия. К примеру, крыши башен и прочих строений здесь обшиты главным образом деревянным гонтом, в то время как у немцев они в основном черепичные либо выложены пластинами природного сланца. Собственно говоря, материал крыш в Европе зачастую является элементом идентификации географического местоположения постройки.

Внутри патина времени лежит практически на всем, хотя большая часть интерьеров по историческим меркам — новодел. Суть в том, что в 1800 году в Оравском Граде случился пожар, после которого мало что внутри уцелело. Восстановление же замка продолжалось аж до 1968 года. Но, как ни странно, при переходе из одного зала в другой у меня не было ощущения той самой новодельности. За исключением разве что висевшего на стенах холодного оружия и доспехов — сомнительно, чтобы со Средних веков до наших дней они докочевали в столь идеальном состоянии.

На следующий день, удобно расположившись в кресле рядом с водителем — коллега попросился за руль, дабы окончательно не заснуть, — я, глядя на проплывающие за окнами Sportage деревушки и крохотные городки Словакии, вновь предался размышлениям на тему крыш. Для меня стало откровением, что в этих краях наиболее распространена фальцевая кровля, главным образом выполненная из оцинкованного железа. Но в отличие от российской, прямой, тут она набрана из небольших по размеру (приблизительно полметра на полметра) ромбов. Такая фальцовка позволяет избегать хлопания (в прямом смысле) крыши от перепада температур. Да и выглядит она намного эстетичнее нашей. Правда, в последнее время здесь все большую популярность приобретает так называемая гибкая черепица. Впрочем, и в России та же тенденция налицо, что вполне оправдано — пришедшая из Нового Света битумная чешуйчатая кровля относительно недорога, достаточно долговечна да и внешний вид имеет вполне приличный.

Так, за размышлениями, наш экипаж неспешно вкатил на территорию Чехии. Именно неспешно — местные дорожные стражи порядка умеют прятаться в природных укрытиях не хуже наших. При этом в отличие от России превышение скорости на 5 км/ч — достаточный повод для облегчения вашего кошелька на кровные 30 евро. Впрочем, речь идет об эквиваленте — в стране в ходу до сих пор историческая валюта — кроны.

Я пересаживаюсь в водительское кресло, и коллега, заглянув в легенду, сообщает, что по пути у нас — внедорожная трасса. Ну, думаю, тут-то мы и «оторвемся»! Но на поверку эта трасса оказалась бывшим танковым полигоном советских войск, дислоцировавшихся на территории ЧССР. Кроме того, ее офф-роуд-ориентированность оказалась несколько преувеличенной: плотно укатанный грунт да спуски с подъемами не самой значительной крутизны. Из наиболее значимых препятствий можно было отметить разве что резкие перегибы рельефа, заставлявшие наши Kia Sportage шаркать днищем при перекатывании через них. Получасовой разминки на пригорках было достаточно, и мы отправились дальше — в столицу Чешской Республики.

Первые впечатления

Так уж получилось, что, облетав почти всю планету, заглянув в такие ее уголки, как пустыни Австралии и горы Новой Зеландии, саванны юга Африки и прибрежные воды Огненной Земли, я ни разу не посетил столь популярное у соотечественников место отдыха. И — о чудо! — наконец появилась возможность лично убедиться в достоинствах этого старинного города. Ожидания не обманули — Прага меня просто очаровала! Особенно ночная. Неспешно дефилируя по улочкам и площадям Старого города, я вдруг поймал себя на мысли, что попал в сказку. И вправду, мерцающие огоньки в эркерных башенках Тынского храма как будто переносят тебя в волшебный мир Джоан Роулинг. Кажется, вот сейчас мимо пролетит на метле Гарри Поттер, а в ближайшем окне мелькнет силуэт толстяка Хагрида. Впрочем, архитектура Праги несколько отличается от архитектуры Хогвартса, как, кстати, и любого другого, причем уже реального британского города. Столица Чехии вообще ни на что не похожа, хотя по сути является типичным староевропейским городом.

Наутро я решил еще раз пройтись по тем же местам, что посещал ночью. И вот что интересно — это был уже совсем другой город. В лучах солнца он заиграл всеми цветами радуги — заблестел золотом причудливого декора фасадов домов, зазеленел медью куполов соборов, однако не стал менее загадочным и красивым.

Возрожденный из пепла

Очередным объектом нашего интереса стала жемчужина европейской, да, пожалуй, и мировой, архитектуры — немецкий город Дрезден. От Праги до него чуть больше двух часов езды по автобану.

Трудно поверить, что такое чудо света было практически стерто с лица земли во время Второй мировой войны. Сейчас это весьма современный процветающий город с ярко выраженной исторической доминантой в центре. Среди главных достопримечательностей — дворец Цвингер, в котором располагаются знаменитая Дрезденская картинная галерея, замок-резиденция саксонских курфюрстов (собственно, Дрезден и является столицей федеральной земли Саксония), оперный театр Земпера и церковь Фрауенкирхе (то есть Богородицы). Последняя — абсолютный новодел, так как наподобие нашего храма Христа Спасителя была заново восстановлена по чертежам. Кстати, это легко определяется по девственно белому цвету ракушечника, из которого выполнена облицовка фасада, особенно на фоне рустикально-закопченой сторожевой башни замка-резиденции. Стилистически весь комплекс тяготеет к итальянской архитектурной школе. Наверное, в связи с данным обстоятельством Дрезден иногда называют «Флоренцией на Эльбе».

Центр города буквально кишит туристами. И это несмотря на то, что погода в день нашего пребывания выдалась не ахти — шел дождь, и было достаточно холодно. Поэтому мне больше пришлась по душе Старорыночная площадь, где не сновали вездесущие японцы (а теперь еще и китайцы) с фотомыльницами, снимающие себя на фоне всего, что попадается на глаза, а шла нормальная воскресная жизнь отдыхающих бюргеров с неизменными сосисками, бретцелями и великолепным пивом.

Дома с историей

Уже затемно наш экипаж вкатил в Магдебург. Заночевать нам довелось в одной из самых, пожалуй, известных достопримечательностей (а по совместительству еще и отеле) города — творении небезызвестного архитектора Хундертвассера под названием «Зеленая цитадель». Это последняя работа художника-неформала, который проповедовал идею слияния архитектуры с природой. Безусловно, имеющая право на существование, на мой взгляд, подобная концепция является несколько ущербной. Во всяком случае, номер, в котором я провел ночь, отнюдь не вызвал у меня ощущения экологического равновесия. Скорее наоборот — от бетонных стен и потолка с сопряженными углами веяло технохолодком. Да и относительно новаторства идеи тоже есть сомнения. Нечто подобное мне уже попадалось на глаза. Кажется, в Барселоне…

Других интересных объектов в этом городе немного, что, впрочем, неудивительно — он так же, как и Дрезден, был почти до основания разрушен бомбардировщиками союзников 65 лет назад. Английские и американские парни по-основательному относились к этому вопросу.

Зато в следующей точке нашего маршрута таких объектов была тьма. Буквально в 70 км от Магдебурга, в долине реки Боде, притаился изумительной красоты городок Кведлинбург. Правда, на подъезде к нему это отнюдь не очевидно — по обочинам неширокой дороги стоят весьма обыденные, ничем не примечательные домишки, в основной своей массе идеально оштукатуренные и покрытые терракотовой черепицей. Но вдруг, за очередным поворотом извилистого шоссе, сразу после моста через вышеупомянутую речку, вырос замысловатый особняк XVIII века. Еще через полкилометра перед моими глазами предстала улочка родом из позднего Средневековья. Я сбросил газ и стал лихорадочно искать место для стоянки. Буквально через несколько секунд мой глаз выхватил из колонны припаркованных вдоль обочины машин рыжий мигающий поворотник выезжающего авто. А еще через минуту мы с коллегой уже углублялись в живую историю. Вот оно, карамельное царство фахверка! Слева и справа бесконечной стеной жмутся друг к другу такие разные и такие одинаковые строения каркасной конструкции…

Первые упоминания о городе появились в 922 году, а его основателем считается Квитило, в честь которого он, собственно говоря, и назван. Но в то время это был всего лишь небольшой населенный пункт, а полноценным городом он стал лишь в 996-м при императоре Оттоне III. Кведлинбург разрастался вокруг аббатства, расположенного в замке Шлоссберг, который до сих пор является высотной доминантой города. Кстати, историческая часть Кведлинбурга внесена в список мирового и культурного наследия ЮНЕСКО. Но еще два десятка лет назад могло оказаться так, что и вносить было бы нечего — власти ГДР (а в то время город входил в состав восточно-германского государства) собирались снести старые постройки и соорудить на их месте очередной «шедевр» соцреализма. Спасибо Михаилу Сергеевичу Горбачеву, что вовремя помог сломать Берлинскую стену…

Вдоволь насладившись этой рождественско-пряничной атмосферой (с едва уловимым ароматом не слишком глубоко проложенной канализации), мы решили выпить по чашечке кофе. Интуитивно отвергнув несколько заведений, я остановил выбор на крохотной забегаловке, в которой, помимо кофе и чая, предлагали чудные пироги домашнего производства. Коллега меня поддержал. Свежеиспеченный пирог с вишней оказался фантастически вкусным! И, что не менее важно, исключительно аутентичным. Погурманствовав с полчасика, мы отправились искать свой Sportage, так как уже потеряли ориентацию в этих фахверковых дебрях. По пути наткнулись на район с новыми особняками, который, вероятно, считается местной Рублевкой. Здесь еще велись работы, но за тем, как это происходит, можно наблюдать не менее увлеченно, чем любоваться историческими памятниками. Все организовано с той идеальной рациональностью и чистотой, которая свойственна, пожалуй, только «сумрачному германскому гению». Камень к камню, песочек строго в кучку, предупредительный знак на въезде, предупредительный знак на выезде, стерильная спецодежда на строителях — орднунг, одним словом. Завистливо вздохнув, мы идем дальше и через несколько минут выходим к тому старинному особняку, который первым попался нам при въезде в центр города.

Старый знакомый

Вообще передвигаться по немецким автобанам — одно удовольствие. Но это если на протяжении всей трассы не ведутся дорожные работы и не идет проливной дождь. А именно с такой обстановкой нам пришлось столкнуться на пути из Кведлинбурга во Франкфуртна-Майне. На некоторых участках Kia Sportage буквально всплывал, хотя скорость на спидометре едва достигала 140 км/ч (нет, мы не являемся злостными нарушителями ПДД, просто в Германии на автобанах в отсутствие ограничивающего знака нет потолка для скоростного режима). С учетом того, что добрую треть пути мы «ползли» (то есть ехали не быстрее 80 км/ч) по суженным вследствие ремонта участкам дорог, до конечного пункта удалось добраться почти на два часа позже запланированного.

Франкфурт — это мой старый знакомый. Я не единожды бывал в этом городе (а в его знаменитом аэропорту — и вообще несчетное количество раз). Мне хорошо знакомы его дома и улочки, его контрасты. Ведь это одновременно и деловой, и культурный центр. А также и туристический, и криминальный рай. Правда, «криминальный» в немецком смысле этого слова — по нашим меркам там тишь и благодать. Я очень люблю побродить по жуликовато-людной Кайзерштрассе, посидеть за столиком летнего кафе на туристически шумной Ремерплатц, поглядеть, задрав голову, на небоскребы местного сити… Но чаще мне все-таки приходится проводить время на Франкфурт-мессе, где раз в два года проходит очередной автомобильный салон — самый большой в Европе.


О фахверке

Изначально понятие «фахверк» олицетворяло не архитектурный стиль, а технологию производства домов. Собственно говоря, об этом нетрудно догадаться, расшифровав это немецкое слово: fach — секция, панель, werk — сооружение, постройка. Опять-таки, исходя из вышесказанного, можно понять, что зародился этот тип зданий в средневековой Германии. Первые упоминания о фахверке относятся ориентировочно к XIII веку, а наиболее широкое распространение стиль получил в XVI.

Во времена позднего Средневековья в Центральной и Западной Европе начал ощущаться дифицит строительной древесины, поэтому при сооружении зданий стали экономить, изготавливая из нее только несущий каркас. Правда, использовались в основном прочные сорта — лиственница и дуб. Стеновые проемы чаще всего заполняли саманом (смесью соломы, навоза и извести), так как подобные дома поначалу были уделом не самых обеспеченных слоев населения. Позднее же, когда этой технологии перестали чураться и более богатые люди, в качестве наполнителя начали использовать глину, камень и, наиболее часто, кирпич. Кроме того, на деревянных элементах появилась декоративная резьба.

Помимо Германии, в строительстве фахверк широко применялся на территориях нынешних Франции, Швейцарии, Великобритании, Дании, Польши, Чехии и даже Японии. Правда, постройки последней стилистически существенно отличались от европейских, что, впрочем, не удивительно.


текст: Виктор ФОМИН
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты