Новые колеса «Партизана»

«Крещение-2009». Зимние соревнования: как всегда душевно и непредсказуемо

Зимний «Партизан», какое бы официальное название ни носила эта гонка, всегда одновременно душевен и непредсказуем. Тут ведь как бывает: то погода какой сюрприз подкинет, то организаторы, то спонсоры. На этот раз перед стартом все почему-то вспоминали события четырехлетней давности, когда спортивную часть обещали сделать максимально облегченной – всего на полдня, но в результате вмерзшие в грязь машины выдалбливали из объятий зимнего болота почти неделю. Возможно, это было связано с тем, что нынешнюю гонку тоже заранее во всеуслышание окрестили «совсем легкой». Но, как ни странно, к моменту награждения с трассы вернулись все, а неожиданность лежала совсем в другой плоскости.

Как водится, вечером в пятницу вокруг легендарного дома отдыха «Высокое» начали парковаться подготовленные внедорожники самых разных калибров. По традиции джиперская братия шумно приветствовала друг друга, поздравляла со всеми зимними праздниками сразу и по отдельности и наполняла жизнью притихший было после каникул жилой корпус. В интерьерах знаменитой зимней партизанской базы не обошлось без изменений: одно крыло было отделано по евростандарту, второе же зияло пустыми дверными проемами и снесенными перегородками. В доме отдыха кипел ремонт с тех пор, как его приобрел новый владелец. Впрочем, штабная комната была как всегда на своем месте: как зайдешь, два раза налево; преобразившаяся столовая традиционно радовала качественной едой. И даже тетеньки в белых халатах в этой столовой остались прежние. Такая стабильность приятно грела душу.

Мокрое дело

Для тех, кто ездит на январскую партизанскую гонку из года в год, окрестные леса уже давно стали близкими и знакомыми. Но все же организаторам и на этот раз удалось запустить по ним трассу так, что было интересно. Казалось бы, вот оно – все знакомо по прежним годам. Старт на том же ручье в полутора километрах, около которого всегда собираются все. Но стоит чуть иначе натянуть ленточки стартового коридора, и путь по давно вдоль и поперек изъезженному руслу становится совершенно другим, а опыт всех прежних лет нивелируется. Просто удивительно, как при помощи обычного рулона маркерной ленты можно до полнейшей неузнаваемости преобразить хорошо известную до самых мелких подробностей местность!

Именно здесь, у незамерзающей водной преграды, в основном и разворачивались самые зрелищные и драматические моменты гонки. Тут были и «уши», и поломанные рулевые тяги, и разбортированные колеса… На этом фоне совершенно заслуженные аплодисменты срывали те экипажи, которые проходили сложную трассу четко, грамотно, быстро и грациозно, то есть без единого лишнего движения. Порой казалось, что пространственная конфигурация извилистого ручья с крутыми обледеневшими берегами просто геометрически не позволяет делать то, что показывали сидевшие за рулем своих боевых коней Сергей Савенко, Константин Михайлов, Александр Николаев и другие… многолетние лидеры Чемпионата России. Впрочем, на то они и лидеры, чтобы доказать возможность невозможного. Но вот какую интересную особенность я еще подметил: весьма удачные старты были и у новичков. Правда, только среди тех, кто внимательно следил за техникой прохождения сложных мест «зубрами», стартовавшими в числе первых.

Разнообразие

Надо сказать, показательное выступление в ручье выпало на долю ТР2, ТР3 и ATV, тогда как ТР1 пересекали поток по прямой в самом пологом месте и просто мчались в лес по заданному маршруту, чтобы где-то там в лесу вновь встретиться с трассой более подготовленных классов. Впрочем, строго говоря, традиционное «партизанское» деление по технической подготовке несколько отличается от стандартов Чемпионата, поэтому зачетных групп было больше. Например, тот же ТР3 в данном случае вполне справедливо подразделялся на зачеты « Патриот» и «Сталкер» в зависимости от базовой конструкции мостов автомобиля.

По задумке зачетных групп должно было быть еще на две больше – за счет «спонсорских» категорий Pro Comp City и Pro Comp Country. Сюда должны были попасть те, кто выступает на шинах Pro Comp. При этом, по образцу другой известной шинно-рекламной серии, носители титульной резины должны были быть освобождены от стартового взноса. Тут, правда, случилось досаднонепредвиденное. Из-за каких-то недоговоренностей между организаторами и спонсорами, а может, из-за традиционного русского «авось» полноценно оповестить потенциальных участников «шинного кубка» не удалось. В результате единственный приехавший участвовать в бесплатном зачете экипаж на почти стандартном Jeep Cherokee был вынужден переквалифицироваться в зрители по причине тотального отсутствия соперников. Вот только вряд ли ребята при этом чувствовали себя победителями…

Под надзором

Еще одно радикальное новшество, опробованное на этом «Крещении», наверняка в скором времени получит широкое распространение во всем внедорожном спорте. Речь идет о системе мониторинга участников в реальном времени Track Logger. Суть ее в том, что установленный в автомобиле специальный GPS-приемник непрерывно пишет и запоминает трек, а через каждые 15 секунд отсылает эту информацию на базу по GPRS-каналу. В компьютере все сразу же становится видно, кто как едет, где застрял, насколько график гонки соответствует расчетному и т.п. Даже если участник выезжает из зоны приема сотовой связи, все равно трек продолжает сохраняться и отправляется «в центр» при первом же проблеске сигнала. Удобно и для судей – контролируются все срезки и точность соблюдения «коридора», и для спасательной команды – сразу видно, кто где в лесу остался и каким путем туда попал, даже если требующая эвакуации машина находится в стороне от трассы.

Надо сказать, система сработала хорошо. Протестов на электронику написано не было. Возможно, что и сами участники, понимая, что едут практически на виду у тех, кто собрался в штабе перед монитором, изо всех сил старались не мухлевать.

Тонкая грань

Впрочем, особых поводов к хитрости ни трасса, ни погода не давали. Путь для спортсменов выдался достаточно легким. Несмотря на довольно теплую погоду и неглубокий снежный покров, мест, где была опасность увязнуть в болотистом грунте, на этот раз встретилось мало. В основном все подобные сложные участки на «партизанском» маршруте образца 2009 года таились на дне глубоких оврагов, которые в любом случае приходилось пересекать. Причем только на лебедке, потому что жидкое черное основание, спрятанное под белым покровом, тотчас же превращалось в месиво, едва до него добирались колеса автомобиля. Но при всем этом основная часть пути просто «ехалась».

Правда, тут еще требовалась штурманская внимательность, так как трассы разных классов то сходились, то расходились, то пересекались, а путевые точки многие «заливали» себе в навигаторы из организаторского компьютера оптом. Из-за этого некоторые спортсмены допустили досадные ошибки, когда кто-то проезжал лишний «крюк», а ктото, наоборот, пропустил свою точку и набрал за счет этого штрафные очки. Были и те, кто, пытаясь исправить навигационную ошибку, плутал еще сильнее и в конце концов оказывался в непроходимом буреломе… Впрочем, они тоже выбрались и успели к награждению. Уникальная, надо сказать, ситуация для зимней гонки в окрестностях «Высокого»: я не припомню другого раза за все девять лет, чтобы ни одной машины не осталось ночевать на трассе.

В общем, совершенно неожиданно для всех нынешний трофи-рейд смог удержать тот редкий баланс, когда спортсмены, что называется, «вволю накатались», но еще не вымотались до умопомрачения. Дебют «партизанского» года удался. Теперь осталось его так же качественно продолжить.


текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты