Альтернатива?

Свято место пусто не бывает. Africa Race – новая гонка на Черном континенте с заявкой на будущее

После отмены «Дакара-2008» и переноса легендарного марафона в Южную Америку Африка оказалась совершенно свободной. Стоит ли удивляться, что нашлись смельчаки, которые решили подарить ралли-рейдистам удовольствие встречи с Северо-Западной Африкой в традиционные сроки!? То, что это будут не какие-нибудь дворовые покатушки, стало ясно, когда организацию новой гонки взял на себя бывший спортивный директор «Дакара» Юбер Ориоль.

Для потенциальных участников главным привлекательным моментом стало обещание возродить дух гонки. Организаторы «Дакара» восприняли новость с озабоченностью. Во-первых, не может на расстраивать отток участников, а во-вторых, никто не гарантировал успех южноамериканской вылазки, и терять возможность вернуться в Африку очень не хотелось. Поэтому были предприняты активные шаги, чтобы сорвать планы конкурентов. Первым делом на Ориоля подали в суд. Истцы утверждали, что он чуть ли не расхитил коммерческие тайны и не имеет права проводить гонку. Суд согласился с этими аргументами и соревнование запретил. Ориоль тут же заявил, что вердикт касается только его, а не гонки как таковой. Поэтому на пост руководителя пригласили другого опытного организатора – Рене Метжа – и продолжили работу.

27 декабря Africa Race начинается! Ситуация напряженная, все ожидают подвоха от недругов.

В Марселе решено провести только технические проверки, а пролог отменить вовсе. Закрытый парк получился по правде закрытым. Его разместили на территории монастыря, за высоким забором. Лазутчики не пройдут!

Количество участников исторической первой гонки оказалось более чем скромным – всего 27 машин, грузовиков и мотоциклов. Незадолго до начала отказались от участия оба экипажа команды « КАМАЗ-мастер». Остались без достойных соперников Ян де Рой и Ханс Бекс. Не было пары и Лису Пустыни – Жан-Луи Шлессеру. Зато в списке участников оказалось целых четыре российских экипажа, и их шансы на успешный финиш на Розовом озере в окрестностях Дакара становились вовсе не призрачными.

Наш старт

Так называемая Russia Team состояла из двух экипажей команды Geo-Raid – это Артем Варенцов и Роман Елагин на Toyota Land Cruiser 100, Игорь Бондарев и Александр Горелов на Toyota Prado. Также под флагом GeoRaid выступали Сергей Савенко и Валерий Шухнов на багги Honda. Наконец, Андрей Иванов и Владимир Демьяненко участвовали в гонке на Nissan Pathfinder. Иванов и Савенко выступали в категории Super-Production (Т2), а Варенцов и Бондарев – в Production (Т1).

30 декабря мы выгружаемся с парома в порту Надор и мчимся на старт. Уже на первых сотнях километров пути становится понятно, почему так привлекательна Cеверная Африка. Она находится близко от Европы, там хорошие дороги, приветливое и благонадежное местное население, а главное огромные просторы «ничейной» земли, где можно гонять хоть четко по легенде, хоть по азимуту.

Больше половины из 12 спецучастков гонки проложены по территории Марокко. На первый день приходится почти семисоткилометровый отрезок из Надора в Бутниб. Протяженность самого спецучастка насчитывает менее 200 км, но в Африке всегда длинные лиазоны, выматывающие водителей техничек и создающие проблемы при организации связи между бивуаками и трассой.

Победителем СУ-1 стал, разумеется, Шлессер. Пока наши ребята шли по трассе, как по минному полю, ветеран ехал будто бы на дачу: не хватало дивана на крыше, ну или прицепа с досками.

Изюминкой второго дня стали дюны в окрестностях городка Мерзуга. Стометровые песчаные холмы, возвышающиеся среди равнины, – это самый северный краешек Сахары. Сюда едут туристы, чтобы пройти через барханы с караваном верблюдов, покататься на джипах и квадроциклах. Да и неплохо здесь просто встретить Новый год, ведь на дворе уже 31 декабря!

На втором СУ сделал себе новогодний подарок Андрей Иванов. Он опередил Шлессера на две с половиной минуты! Понятно, что на первых разминочных этапах тактические успехи не имеют особого значения для итогового результата, но они укрепляют уверенность в собственных силах. Приятно удивило количество зрителей в песках. Верхушки барханов были заставлены машинами гостей, люди разложили столики и чувствовали себя, как на пикнике. На песчаных склонах резвились дети, а самые отчаянные взрослые гонялись за спортсменами на квадриках или мотоциклах. Надо отметить, что было вовсе не жарко, градусов восемнадцать. Но это все-таки лучше, чем во Франции, где чуть выше нуля.

Вечером на бивуаке в окрестностях Варзазата российская команда встретила Новый год по московскому времени «Советским шампанским» и, конечно же, марокканскими мандаринами! Здесь они продаются вдоль дорог, как яблоки или картошка в Подмосковье.

СУ-3 начинался в каменистой долине под Бужерифом. Земля была равномерно усыпана булыжниками в среднем размером с кулак. Бурые камни вулканического происхождения казались достаточно острыми, чтобы проколоть колесо. Уже через километр после старта мы стали свидетелями замены покрышки венгерским экипажем грузовика Scania. Затем гонщикам пришлось бороться с неравномерными подъемами и только на исходе трехсоткилометрового СУ посчастливилось погонять по прямикам. Иванову снова удается обогнать Шлессера, на этот раз на три минуты!

Секвестирование

В бивуаке механикам приходится тщательно перебирать подвеску машин. Трасса совсем не простая. Склад запчастей нараспашку, всю ночь идет работа над машинами. Точнее говоря, под машинами! На Прадике приходится менять даже разбитые в хлам подушки двигателя. Пилотов заклинают ехать медленнее.

Организаторы тоже понимают, что темп взят слишком высокий. Если так держать и дальше, то распивать шампанское на Розовом озере придется с Ивановым, Шлессером и де Роем. Решено сократить четвертый СУ едва ли не вдвое: запланированные почти 500 км убьют машины раньше времени. Трасса вышла довольно разнообразная. В окрестностях Гулемима есть большие равнинные просторы, а есть и высокие горы. Перевалы здесь весьма опасные. Участникам также приходится пересекать пересохшие русла рек – уэды, а местами встречаются солончаки, к счастью, сухие. Кое-где вдоль дороги идут пальмовые рощи.

Мы ждем наших на финише, и снова первым приезжает Иванов. Шлессер отстает от него на пять минут, причем прямо перед финишем он делает досадную навигационную ошибку, и, видя это, Иванов активно реагирует на финише. Пройдя в отличном темпе треть трассы, наш гонщик уже ощущает запах победы. Но на самом деле радоваться рано: его Nissan начинает испытывать проблемы с масляным насосом. Сломаться на этом СУ успели Бондарев и Савенко. Только Варенцов идет в очень хорошем темпе и весьма аккуратно.

Пятый СУ – последний перед днем отдыха в курортном Агадире. Там можно будет серьезно повозиться с машинами. Но в Агадир еще надо доехать. Уже на лиазоне Иванов останавливается. Многоопытным механикам «Техноспорта» не удалось полностью решить проблемы за ночь, а в таком виде машину на трассу пускать нельзя. Ее даже не удалось завести с ключа, пришлось толкать всем миром. Иванов решил принять старт и сразу ехать на финиш по асфальту, чтобы, получив пенализацию, иметь возможность продолжить гонку. Так же решил поступить и Савенко, у которого после вчерашних неурядиц работали только четыре из шести цилиндров. Итак, в бой сегодня идут лишь два наших экипажа. Варенцов завершил СУ третьим, а Бондарев четвертым. В классе Production они сегодня лидеры.

Задача – доехать

Следующий день обещает быть сложным. До лагеря – 750 км. По пути к месту старта узнаем, что Иванову так и не смогли реанимировать машину, он в сердцах бросил ее механикам, сел на самолет и покинул Африку. Очень жаль, но Черный континент никак не поддается этому сильному гонщику. Остальные три наших экипажа в строю. Причем у Савенко задача упрощается: доехать.

Трасса спецучастка начинается на высоком берегу Атлантического океана. Стоишь на краю, и с одной стороны у тебя тридцатиметровый обрыв и бьющиеся внизу волны, а с другой – бескрайняя равнина, уходящая за горизонт. Где-то там, за иллюзорной линией, разделяющей земную твердь и купол небес, у Бондарева ломается сцепление. Механики рвут волосы на голове.

В лагере мы оказываемся поздно вечером. А тут еще выясняется, что Варенцову влепили два часа пенализации за езду по шоссе. Начинается долгое разбирательство с судьями, которое оканчивается нашей победой. Сошлись на том, что ошибку допустила система слежения. Таким образом Варенцов второй в абсолютном зачете и первый в своем классе. Нельзя сказать, что он дышит в спину Шлессеру – их разделяет почти два с половиной часа. Но и преследователь Варенцова, египтянин Абдельхамид Абуюссеф, отстает на 50 минут.

Последний марокканский СУ начинается с захода в пустыню. Идет холодный дождь, мы промокаем насквозь за считанные минуты. Зато гонщикам будет проще ехать по песку. Всех предупреждают, что это пока только дегустация тяжелых песков, ожидающих нас в Мавритании, границу с которой предстоит пересечь во второй половине дня.

Мы несколько побаивались этой страны. Тут все серьезно: год назад именно из-за убийства четырех французов в Мавритании был отменен « Дакар», а в прошлом августе здесь произошел военный переворот. Так что никто не удивлялся, что бивуак охраняла армия, солдаты расхаживали с винтовками, с которыми не расставались даже во время намаза.

В Сенегал!

Первый же мавританский спецучасток – СУ-8 – выбил из колеи даже самых сильных. Мы долго сидели в засаде на горе, чтобы заснять проезжающие по каменистому ущелью экипажи, но дождались только мотоциклистов и Шлессера. Остальные отстали более чем на два часа и добрались до бивуака уже после захода солнца. Организаторы сослались на проблемы с организацией связи и нейтрализовали следующий спецучасток. Спортсмены вздохнули с облегчением. Второй день отдыха – это, может быть, и неспортивно, но опять очень своевременно. Впрочем, тысячу километров пути на юг вряд ли можно назвать полноценным отдыхом!

«Лопаты далеко не убирайте!» – сказали знающие люди на старте СУ-10. Уже через километр пути в глубоком песке застряли даже самые сильные. Лишь нескольким экипажам удалось прорваться через первый заградительный барьер пустыни. Характер песка здесь менялся через каждые несколько метров: то это твердый желтый песок, по которому можно спокойно ехать, то вдруг он начинает рассыпаться безо всяких видимых причин. А вот и вовсе сменяется на белый морской.

500 километров ехали от рассвета до заката. Варенцов снова второй после Шлессера, но отрыв на этапе составляет уже 3 часа 43 минуты, а в общем зачете – почти девять с половиной часов! Бондарев отстает от лидера на 44 часа, правда, в отличие от Варенцова у него неоднократно была пенализация.

Предпоследний СУ (одиннадцатый) оказался коротким и простым. Мы наблюдали за ходом гонки с вертолета, и было хорошо видно, как быстрые отрезки трассы сменялись навигационными участками через дюны. Шлессер – явный лидер, он недостижим в принципе, а вот египтянин догоняет Варенцова, отставая всего на 12 минут.

А впереди Сенегал и последний, довольно простой, спецучасток: гонка по линии прибоя от бивуака до Розового озера. Старт будет массовый – сначала уйдут мотоциклы, затем машины, последними стартуют грузовики. Дистанция – 110 км, никаких неожиданностей не предвидится. Рвущийся к победе Абуюссеф приезжает первым, опередив Шлессера, но и Варенцов отстал от него всего на минуту, так что он сохранил свое второе место в «Абсолюте» и первое – в классе. Невероятный результат!

Гонка закончена, но история Africa Race только начинается. В ближайшие три года ее будет проводить Жан-Луи Шлессер, который уже заручился поддержкой властей трех стран. Это будет гонка не для организаторов или заводских команд, а для энтузиастов, которые любят Африку или хотят приоткрыть для себя этот интересный континент. Чтобы обеспечить внимание к каждому участнику, количество стартующих ограничено двумястами. Все это, по мнению Шлессера, будет выгодно отличать Africa Race от «Дакара».

На наш взгляд, испытание пройдено с отличным результатом. Даже с учетом сокращения и нейтрализации спецучастков трасса получилась очень сложной. Если на следующий год действительно заявится под две сотни участников, борьба будет реально интересной. Шлессер пообещал запретить использование технических новшеств, доступных только заводским командам, чтобы Africa Race стала гонкой людей, а не машин или больших денег. А у этого человека есть чутье.


текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты