Блюдо для гурманов

Трофи-рейд Exide Istra Challenge 2008. Хорватия

Когда год подходит к концу, среднестатистический житель нашей планеты начинает предвкушать приближение Рождества и новогодних каникул. А вот европейские поклонники офф-роуда находятся в привилегированном положении: для них веселые деньки наступают раньше, в конце октября. Именно тогда у них есть шанс отведать последний в сезоне деликатес кухни под названием Exide Istra Challenge. Всего за несколько лет это мероприятие заработало популярность среди поклонников внедорожного спорта, и это нашло свое отражение в числе участников.

Все события Exide Istra Challenge происходят вокруг небольшого городка Тиньян, расположенного на обрыве над каньоном Лимфьорд в Хорватии. Если вы хотите почувствовать атмосферу истории и всю специфику полуострова Истрия, то лучшего места просто не найти, ибо эти места не испорчены массовым туризмом (хотя курортное побережье Адриатики начинается всего в 25 километрах к западу).

Бразды организации и управления соревнованием находятся в руках Вильяма Укушича – в прошлом известного мотогоншика. К настоящему времени Вильям несколько остепенился, и, оставаясь большим энтузиастом гонок по бездорожью, пришел к выводу, что опираться на грунт четырьмя колесами все же надежней, чем двумя.

Главным местом действия остался тянущийся на 25 километров Лим-фьорд, который можно назвать «задним двором Тиньяна». Значительная часть каньона принадлежит владельцу «Коноба-Диди», и это во многом объясняет, почему для проведения соревнования было выбрано именно это место.

Умысел с упреждением

Стены каньона покрыты растительностью, состоящей из кустов и небольших деревьев. Кое-где эти заросли прорезают каменистые тропы и дорожки. Соответственно большую часть проблем, с которыми предстоит столкнуться участникам Exide Istra Challenge, как раз и представляют собой крутые и скользкие грунтовые подъемы и спуски, а также ориентирование в запутанной паутине этих лесных троп и там, где нет никаких троп и дорог вообще.

Если в мероприятии принимают участие гонщики из девяти стран, можно смело называть его «международным». Самые большие команды состояли из «жителей низин»: Голландию представляли восемь экипажей, а цвета бельгийского триколора – целых десять! Из Венгрии приехали только две машины, но ими управляли очень опытные спортсмены: Иштван Доци и Пауль Деметр и прошлогодние победители – Ксаба и Мелинда Борос. Но и в других командах были люди, неоднократно принимавшие участие в сложнейших международных соревнованиях. В общем, наша пишущая и снимающая братия заранее была уверена в том, что скучно не будет.

Вильям отдавал себе отчет, что внедорожный спорт переживает период бурного развития и год от года подготовка машин становится все лучше. По этому поводу у него были все основания «взять упреждение» и сделать трассы несколько сложнее, чем в прошлом. И хотя спецучастки были размечены в той же самой местности, Вильям, вне всяких сомнений, преуспел бы в своем злоумышленном намерении, если бы не погода.

Методом ротации

Прошлая осень в Хорватии была дождливой, и именно дожди сделали трассы исключительно скользкими, а некоторые места – даже опасными. В этом году осень здесь была сухой и солнечной, так что нам не пришлось увидеть неуправляемые болиды, прыгающие с одной стороны трассы на другую, как испуганная газель. Но это означало, что фактор водительского мастерства стал еще более важным.

Каждый день команды получали «роудбук», дорожную книгу на несколько спецучастков, которые на этом соревновании называются timed sections. Для того чтобы попасть на зачетные «допы», нужно преодолеть транспортные перегоны, лиазоны. На них тоже могли встречаться достаточно сложные препятствия, но все же основной проблемой здесь было ориентироваение. Индивидуальное время на таких участках не учитывалось, но расслабляться на них было нельзя: для каждого транспортного «марш-броска» существовала норма времени, не позволяющая, например, заняться ремонтом машин.

Количество участников заставило Вильяма разделить всех на две группы, а зачетные трассы – на две зоны. Закончив выступление в одной зоне, экипаж переезжал в другую. Такая ротация позволила уменьшить время ожидания в очереди на старт до минимума.

Трасса пролога также состояла из двух этапов. Думаю, вы не удивитесь, если я скажу, что на каждом из них было по крутому подъему. На первом СУ пролога этот подъем начинался сразу после старта, на втором – перед самым финишем. На обоих подъемах большинству участников приходилось разматывать трос лебедки. У некоторых экипажей получалось взять один подъем своим ходом, и лишь редкие мастера пилотажа умудрялись преодолеть оба склона только с помощью мотора и колес. Естественно, именно эти асы срывали львиную долю аплодисментов зрителей (стоит ли говорить, что столь нечастое в этих краях зрелище собрало чуть ли не все местное население).

Драмы на прологе

Но веселились на прологе далеко не все... Экипаж в составе Коэна де Риддера и Вернера Оста из Бельгии чуть было не сошел с дистанции прямо перед стартом: их механическая лебедка сломалась во время предстартовой технической инспекции. Слава богу, что на Toyota FJ моего итальянского коллеги Дамиано д’Амбросио стояла точно такая же лебедка, и судьи разрешили позаимствовать ее на время. Но так повезло далеко не всем... Настоящей драмой обернулся пролог для Стефена и Тона ван Крейи из Голландии. Причиной стала поломка заднего дифференциала. А ведь на их Jeep Wrangler стояли мосты Ford «9 дюймов» с верхним расположением главных пар, известные своей «неубиваемостью»... Позднее оказалось, что шестерни в мосту были установлены неправильно, но в Европе не нашлось ни одной компании, которая сумела бы обеспечить быструю поставку необходимых запчастей.

Не менее захватывающим оказался старт для Иштвана Доци и Пауля Деметра из Венгрии. Пилот машины, Иштван Деметр, тяжело заболел. Невзирая на состояние, Иштван попытался проехать трассу, но температура у него была такой высокой, что он находился в полубессознательном состоянии и буквально не понимал, куда едет! В итоге, чтобы избежать серьезных неприятностей, штурман экипажа Пауль Деметр принял решение о сходе, а окончательное выздоровление Иштвана заняло несколько дней. Ну а триумфаторами пролога стали Мирослав Конкос и Роман Мишурек из Словакии и показавшие второй результат Ксаба и Мелинда Борос из Венгрии.

Каждый день участникам предлагалось продегустировать по несколько внедорожных деликатесов. Естественно, чаще всего в роли деликатесов оказывались крутые подъемы и спуски, главная роль на которых отводилась лебедке. И столь же естественно главным гарниром к этим деликатесам стала красивейшая местность, узкие лесные дорожки, горные тропы и бесчисленные ущелья. Ориентирование в таких условиях пришлось по душе далеко не всем. Например, Бенни ван де Хугену и Дэйву Шефенсу из Голландии это занятие совершенно не понравилось. Может быть, потому, что уже в первый день соревнований они всерьез заблудились и разом лишились практически всех шансов на победу. Произошло это до обидного просто: экипаж свернул не на ту дорожку, но по нелепой случайности семь значащихся в роудбуке ориентиров в точности совпали с тем, что реально видел экипаж. Понять же, где именно они сбились с пути, было чрезвычайно сложно.

Ориентирование оказалось серьезным камнем преткновения и для другого голландского экипажа, Раймондо де Груута и Ханса Донкерса. В прошлом году они совершили весьма зрелищный подъем на склон без помощи лебедки, завершившийся не менее зрелищным «кувырком назад». Автомобиль Jeep, на котором они выступали, был серьезно поврежден, но Раймондо, который в жизни профессионально занимается кузовным ремонтом автомобилей, восстановил машину, да так, что она стала выглядеть лучше прежнего. В этом году экипаж постарался избежать подобного экстремального развития ситуации, и поначалу все у них шло весьма неплохо. Но в один прекрасный момент они сбились с пути, а через некоторое время дорожка закончилась обрывом, и экипаж обнаружил, что их Jeep летит вниз по склону. Через несколько секунд, показавшихся часами, пилот и штурман уже выбирались из машины, стоящей на дне ущелья! Слава богу, автомобиль практически не пострадал, и главной проблемой стало выбраться обратно на дорогу. Это потребовало два часа и помощь экипажа Коэна и Вернера.

Чьи «уши» лучше?

И все же главной причиной, по которой экипажи начинали строчка за строчкой опускаться вниз в ежедневном итоговом протоколе, были технические проблемы. Второй такой причиной стали перевороты, жертвами которых оказались несколько экипажей. То и дело мы видели, как участники из Бельгии, Голландии и Италии парковали свои боевые машины на бок или на крышу. Но самые качественные «уши» исполнили бельгийцы Аксель Бурнманн и Том Олислагер, и вновь только растущие на склоне небольшие деревца не позволили их автомобилю совершить еще один оборот и укатиться в глубокий ров. К счастью, никто не пострадал.

Не миновала чаша сия и фаворитов, Ксабу и Мелинду Борос. Но крутом подъеме их машина опрокинулась и совершила несколько оборотов. Ксаба был настолько ошеломлен, что пару минут просто не понимал, где он находится и что с ним произошло! Но стыдиться ему было не за что, ведь то же самое произошло и с занявшим вторую ступеньку пьедестала экипажем из Бельгии (Аксель Бурнманн и Том Олислагер), и с завоевавшими «бронзу» итальянцами Роберто Маццегой и Айвано Пиери. Последние умудрились перевернуться на ровном и открытом месте, просто ударившись об одинокое дерево! Но для Ксабы и Мелинды неприятности не ограничились переворотом. Сначала им пришлось решать проблему отказавшего рулевого управления, а в последний день они и вовсе остались без тормозов, причем произошло это во время спуска по крутому склону. Причиной, отправившей экипаж в сумасшедшее пике вниз по склону, стал пробитый тормозной шланг. И хорошо, что Ксаба сумел остановить машину и не врезаться в толпу стоящих зрителей, использовав в качестве аварийного тормоза дерево.

Когда кончается везение

Не менее зрелищным стал прыжок, исполненный спортсменами из Голландии, Ремко-Питером ван дер Ваарденом и Ренс-Йеном Веенстрой. Их Land Rover на полном ходу влетел в глубокую, но, как ни странно, практически незаметную яму. Когда экипаж выбрался из кабины, он был готов увидеть оторванные колеса, разрушенную подвеску и разбитую всмятку переднюю часть машины. Но, к их удивлению, все ограничилось оторванным шаровым соединением...

Марио Экхард и Христиан Дросс из Германии подготовили к соревнованиям Jeep, использовав шасси и подвеску Mercedes Unimog. Ехал экипаж очень аккуратно и долго держался в верхних строках итоговых протоколов. Но где-то в середине гонки их везение кончилось, и начались проблемы с АКПП. Механики команды сумели частично починить агрегат, однако он продолжил пожирать масло литрами, а замененные шестерни исполняли возложенные на них обязанности не слишком-то хорошо. В итоге экипаж откатился на 15-е место. Кто же победил? В этом году «золото» Exide Istra Challenge увезли с собой итальянцы Лоренцо Савини и Ромео Манзани.

Итак, соревнования закончились. Казалось бы, команда организаторов во главе с Вильямом Укушичем может расслабиться и отдохнуть. Но вместо этого Вильям незамедлительно занялся организацией гонки, которая пройдет осенью 2009 года. Нет никаких сомнений, что гонка будет отличаться от той, о которой мы вам только что рассказали. А еще можно быть уверенным в том, что она по-прежнему останется настоящим внедорожным деликатесом, а значит, будет сервирована еще более интересными и динамичными снимками, которые удастся сделать журналистам. Или не удастся? Вот осенью и узнаем. Ждать осталось недолго...

Exide Istra Challenge 2008
МестоПилотШтурманАвтомобильСтрана
1САВИНИ ЛоренцоМАНЗАНИ РомеоLand Rover90Италия
2БУРМАНН АксельОЛИСЛАГЕР Том Jeep RubiconБельгия
3МАЦЦЕГА РобертоПИЕРИ Айвано Jeep Wrangler TJИталия


текст и фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты