Вокруг Ладоги за восемь дней

Ежегодный внедорожный марафон

Внедорожный марафон по имени «Ладога»… На мой взгляд, это российское приключение по масштабу, престижу, сложности трасс и красоте природы можно сравнить разве что с Rainforest Challenge или с… да, в сущности, это и неважно. Не нужно «Ладогу» ни с чем сравнивать. Не случайно же на эту культовую российскую гонку каждый год приезжают участники из многих стран мира. Что же касается нынешней, двенадцатой по счету, «Ладоги», то в этом году в списках участников значилось 228 экипажей. Им предстояло обогнуть великое озеро против часовой стрелки, преодолев за восемь дней более 1200 километров.

Российские трофисты делятся на две большие категории: те, кто хоть раз пережил приключение под названием «Ладога», и все остальные. Так вот, первые возвращаются сюда снова и снова. Более того, многие приезжают и участвуют в соревновании семьями. Гонка, а может быть, и само озеро, притягивает, как магнит. И вот еще какой момент: те, кто следит за нашими публикациями, помнит, как на прошлогодней «Ладоге» в броду чуть не погиб от удушья и чудом был спасен пилот эстонского экипажа. Так вот, в этом году ребята извлекли урок: они оборудовали машину открывающимися окнами...

Вместо разминки

В первый же день спортсменам в соответствии со степенью подготовки их машин было предложено несколько коротких заболоченных маршрутов. Добравшись вечером до первого из многочисленных ладожских лагерей, уставшие, но довольные участники делились первыми впечатлениями: на трассе очень сухо. Дело в том, что в этом году погода сильно упростила задачу, но тем досадней было принятое скоростное ограничение на СУ, согласно которому нельзя было разгоняться свыше 40 км/ч. А тем временем «туристы» отправились колесить по лесным дорожкам в ходе ночного ориентирования. Кстати, чтобы избежать баталий, которые раньше то и дело разворачивались среди участников туристических категорий, в этом году соревнующиеся в этом зачете на большинстве спецучастков должны были просто доехать до финиша, уложившись в контрольное время. И только ориентирование, пляжная и дюнная гонки влияли на их временной результат. Именно поэтому ночной старт являлся крайне важным.

Трассы второго дня были гораздо интересней: появились броды и косогоры. Но, пожалуй, самые захватывающие события развивались в непосредственной близости отфиниша зачетных категорий TR2, Raid и Open Tourism. Спустившись по косогору и преодолев заболоченный лесной ручей, машинам предстояло снова подняться наверх. И здесь сразу наметилось три основных коридора между деревьями: самый пологий и самый сырой, напротив – наиболее сухой, но зато и самый крутой и… что-то среднее. И если «спортсмены» почти не испытывали здесь трудностей, то совершенно разбитая ими трасса заставила изрядно попотеть «туристов». Например, были моменты, когда одновременно по три машины, стоя на подъеме, копали колесами скользкую глину, а чуть ниже ожидала целая очередь.

Плохо помогали даже лебедки: автомобили стаскивало, и они упирались в деревья. Что же касается проходившей буквально в паре сотен метров от этого места трассы TR3, Proto и ATV, то она в этот день собрала целую толпу болельщиков, журналистов и прочих сочувствующих. Здесь имелся головокружительный спуск к броду через речку с отвесными берегами, за ним небольшое, но топкое болотце, а затем снова крутой подъем. Надолго тут не застревали, но немного «посидеть» и показать эффектную езду успели практически все. Впрочем, это тоже можно было считать разминкой перед тем, что ждало участников дальше.

Счет на секунды

Третий день «Ладоги» был ознаменован переездом в новый лагерь и как следствие ранним стартом. Но оставим TR2, Raid и Open Tourism сражаться с очередным бродом, а затем и лесовозными колеями с вязкой грязью, гатями и сохранившимся кое-где снегом (это в июне-то!), потому что главные события разворачивались на соседней трассе, куда отправились TR3, Proto и ATV. После нескольких болот путь им тоже преградил брод. Был он значительно меньше, но гораздо коварней.

Нужно сказать, что в этом году было довольно много новых если не спецучастков, то их фрагментов. Кроме того, на большинстве СУ было решено не пускать всех по одному (с маленькими отличиями) коридору, а разделить. Как сказал руководитель гонки Юрий Овчинников, это было сделано потому, что для одних трассы оказываются слишком простыми, и они потом жалуются, что было неинтересно, но стоит запустить машины по более сложному коридору, как появляются другие – те, кто не понимает, зачем их всех «утопили». По этой же причине теперь на «Ладоге» целых три «туристических» класса. Но вернемся к броду…Пожалуй, самым коварным его участком оказался импровизированный мост из наваленных поперек русла бревен. Так вот, квадроциклисты, которые пытались перебраться по нему, неизменно срывались со скользких лесин и либо падали в воду, либо прочно садились на бревна. Пожалуй, самым надежным был путь по воде слева от «моста». Некоторым прототипам удавалось пройти там «ходом».

Но если не везло или подводила разведка дна, автомобиль попадал в колею, и тогда вытащить его можно было лишь на лебедке. Причем сделать это было не так уж просто, потому что дальше был раскисший грунт и болото, а из растительности – не внушающие доверия деревца и кусты. И именно поэтому не дождавшийся своей очереди Land Cruiser немецкого экипажа Фрица Беккера и Доминика на четверть часа застрял в воде… справа от бревен. Но самой захватывающей стала борьба, развернувшаяся между двумя экипажами Proto, шедшими всю гонку бок о бок. Надо было видеть, как литовцы Антанас Венкус, Эрнестас Метрикис и Алвидас Алгимантас вырвались вперед на грязевой колее перед бродом. Экипаж Юрия Зуева, расшвыривая комья земли, ринулся вдогонку и нырнул в воду, чуть было не перевернувшись через капот. И знаете, все это оказалось не напрасно! В итоге питерский экипаж – первый, а литовский второй.

Воды, солнца и песка!

Вот уже три дня участники двигались по маршруту вокруг озера. Пора было сделать и передышку... Лагерей в этом году было пять (в трех первых стояли по два дня). При этом их организация неизменно находилась на высоте. А вот что категорически запрещалось делать участникам, так это разводить костры и кататься на автомобилях и квадроциклах по берегам озер. Но прежнее наказание (безоговорочное исключение из гонки) решением КСК в этом году было несколько смягчено. Теперь у провинившихся появился выбор: можно было заплатить штраф в размере стартового взноса и ехать дальше.

Тем временем как-то незаметно «Ладога» докатилась до самых интересных этапов – пляжной и дюнной гонок... Представьте себе бескрайнюю водную гладь и огромный песчаный пляж, где вокруг остовов сосен некогда росшего тут бора намело огромные дюны. Именно между ними должны были маневрировать участники, состязаясь в точности и быстроте управления автомобилем. А затем (или, в зависимости от зачетной группы, напротив, перед этим) экипажи перемещались к самой воде, чтобы змейкой проехать по прибрежным волнам и мокрому песку.

Коварная река

На следующий день участники снова двинулись в путь. TR3, квадроциклам и Proto для начала предстояло преодолеть семикилометровое болото. Затем их маршрут пролегал сквозь лес по небольшой моренной гряде, окруженной живописными озерами. А дальше, после небольшой водной преграды (кто-то пробирался по каменистой кромке вдоль леса, другие предпочитали противоположный заболоченный, но ровный берег речушки), нужно было забраться по склону с россыпью крупных валунов. И здесь отличился уже знакомый нам экипаж Антанаса Венкуса, Эрнестаса Метрикиса и Алвидаса Алгимантаса из Литвы. Вместо того чтобы разматывать лебедку и подтягиваться вверх по «реке» готовых сорваться вниз камней, литовцы просто проехали на тридцать метров дальше и без лишних телодвижений заехали по…грунтовому склону. В этом еще одна особенность «Ладоги»: при достаточношироком коридоре можно выбрать оптимальный путь, исходя из подготовки автомобиля, погодных условий, поставленных целей. Но участники не ищут легких путей: сюда едут ради удовольствия, а не из-за наград.

Но самое интересное происходило в нескольких километрах отсюда на трассе TR2, Raid и Open Tourism. На их пути был брод через речку Укса. Опытные участники знают, что Уксу надо проезжать по дуге, в противном случае наткнешься на коварную ступеньку прямо посередине бурного потока (в предыдущие годыздесь было сломано немало техники). Так и поступали. В какой-то момент даже показалось, что сильно обмелевший в этом году брод будет совсем неинтересным. Но так было до тех пор, пока в реку не въехал зеленый Suzuki Samurai украинского экипажа Владимира Гусева и Родиона Кравченко.

Ребята еще на берегу размотали трос и долго всматривались в поток. Собравшиеся здесь судьи, журналисты и просто зрители замерли в ожидании. Сейчас что-то будет! И точно. Немного постояв на ступеньке, автомобиль ринулся в пучину… и поплыл. А тем временем штурман, стоящий на противоположном берегу с лебедочным тросом в руках, сперва никак не мог придумать, за что бы его зацепить, а потом, отчаявшись найти подходящий якорь, просто выудил машину из воды за трос, как заправский рыбак!

Еще через какое-то время другой (по странному стечению обстоятельств тоже зеленый) Samurai Дениса Саламанова и Марии Даниловой повторил «водный подвиг». С той разницей, что в данном случае пилот решил не отправлять девушку в холодную воду и смело двинул автомобиль в реку, выбирая заведомо более глубокое место (видимо, вняв «подсказкам» раззадоренных зрителей)…Экипаж пытался плыть, гребя колесами, но течение неумолимо сносило автомобиль на камни. И тогда девушке все-таки пришлось искупаться. Выловив в воде лебедочный трос, она отдала его пилоту, отправившемуся «штурманить» дальше, а сама забралась на капот. В общем, плавали они (вернее сказать – купались) в лучах собственной славы еще дольше, чем украинский экипаж.

Снова перевернулись

А в это же время на другом традиционном ладожском спецучастке «Мегадрайв» происходили события куда более драматичные. Первыми здесь шли TR1 и «туристы». В их «задачу» помимо всего прочего входило основательно размесить трассу к прибытию участников в TR2, Raid и Open Tourism. Но выяснилось, что коварство этого СУ кроется вовсе не в количестве прошедших здесь машин. После того, как было преодолено множество болот, косогоров и бродов (в этом году протяженность спецучастка составила около 12 км), то есть фактически за несколько десятков метров до финиша экипажам преградил путь брод через неширокую речку. Стоит заметить, что почти ни одной «Ладоги» не обходилось без того, чтобы кто-нибудь в этом месте не перевернулся. Дело в том, что сразу после брода трасса идет на подъем, а тут – мокрые колеса, сырые тормоза, да мало ли еще что. На этот раз не повезло экипажу Александр Иванов – Николай Скоморохов: ребята не справились с управлением и «улетели» с косогора. К счастью, все закончилось не слишком опасной травмой ноги у одного из них. А днем позже здесь же «поймали крышу» еще два автомобиля зачетной группы Open Tourism.

Остров невезения

Но вернемся к Proto, TR3 и ATV. Они должны были пройти по следам растаявшего десятки тысяч лет назад ледника – моренным грядам, у джиперов известным как «Каменоломня», с небольшими озерами и болотами, образовавшимися в низинах между россыпями. Места красивейшие и определенно располагающие к умиротворенному созерцанию. Вероятно, красоты и послужили причиной казуса: спустившись к озеру с каменным островом посередине и памятуя о трассах прошлых лет, участники шли вброд. В какой-то момент вслед за лидировавшим всю гонку прототипомЮрия Зуева и Сергея Волкова в воду забралось сразу три экипажа, в то время как четвертый, нахлебавшись воды, уже который час сох на другом берегу. Сюрреалистичная картина! И хоть бы один вовремя заметил, что точек там нет…

И снова крутой подъем на выходе из брода. Кстати, в прошлом году именно в этом месте сорвавшийся автомобиль сломал руку штурману. Сейчас история почти повторилась, но, к счастью, без членовредительства. После продолжительного затишья к водопаду выехал один экипаж, а еще спустя какое-то время следом за первой к реке у подножия скалы практически одновременно вырулило еще три машины. За водопадом и подъемом участников ждал финиш, и каждый стремился вырваться вперед. Но близость соперников и азарт заставляли торопиться и совершать ошибки. Один из штурманов легкомысленно зацепил трос за сухое дерево, и оно упало, лишь чудом не задев никого из журналистов и поднимавшийся по соседней колее экипаж.

Достойный финал

Наблюдать за классами TR1 и «туристами» всегда особенно интересно. Ведь именно здесь совершается наибольшее количество ошибок…В прошлом году после случившегося пожара ЛЭП перед финишем СУ выглядела куда более зловещей. К новому сезону местность изрядно заросла и слегка подрастеряла инфернальный шарм, но точки, отмечавшие границы прошлогоднего коридора, в памяти остались.

Первыйже автомобиль, появившийся в поле зрения, недолго поскакал между опор по камням и… свернул в протянувшееся вдоль ЛЭП болотце. Оказывается, ВикторМожаров и Иван Грошев были сбиты с толку привязанной там к кустам лентой. Ребята достали сендтраки, размотали лебедку… Не скажу, что они возились очень долго. Но пока экипаж полз по болоту (и откуда оно взялось-то, если кругом все пересохло?!), его догнало и обошло сразу пять автомобилей. Так в какой-то момент здесь оказалось сразу шесть экипажей: одни обгоняли друг друга в клубах пыли, чудом не переворачиваясь, другие переползали валуны довольно осторожно, а кто-то даже помог незадачливым первопроходцам забраться обратно на камни, вытянув их из болота. Но каков бы ни был накал страстей, самые драматичные события развернулись в группе Tourism, где в очередной раз случились «уши». Уже у самого финиша две машины сорвались с огромных каменных глыб. Но поскольку все завершилось относительно благополучно, это можно было считать достойным финалом «Ладоги-2008».

P.S. Две недели назад «Ладога» представлялась мне чем-то далеким и почти нереальным. Но вот уже зажжен единственный за все время соревнования финальный (онже праздничный) костер. Участники гонки вокруг озера поднимаются на сцену, а тем временем мне в голову лезут мысли, что… не все увидено. Да-да, самое интересное, конечно же, осталось гдето там, на трассах. Но, увы, «Ладога» 2008 года уже завершилась. Что ж, самое время готовиться к «Ладоге-2009»…


текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты