Двадцать лет спустя

Два десятилетия команды «КАМАЗ-мастер»

История команды « КАМАЗ-мастер» – беспрецедентный в нашем автомобильном спорте случай. Никогда еще отечественная спортивная команда не оценивалась по высшим международным критериям.

В июле этого года команда « КАМАЗ-мастер» отмечает свое двадцатилетие. Нет, конечно, шоссейно-кольцевые гонки на Камском автомобильном заводе были популярны еще в семидесятыевосьмидесятые годы (именно челнинцы составляли костяк сборной страны по багги), но появление команды, занимающейся внедорожной дисциплиной, пришлось на 1988 год. Тогда отдел спортивных автомобилей (так называлось подразделение научно-технического центра, которым руководил большой энтузиаст автоспорта Семен Семенович Якубов) начал готовить грузовики к проводившемуся в сентябре вблизи Вроцлава внедорожному ралли «Ельч». За два месяца полноприводные КамАЗ 4310 были доведены до гоночных стандартов. Кстати, в свое время главный инженер автосборочного завода Якубов стоял у истоков производства этой машины и лично тестировал первые серийные образцы.

После успешного дебюта в Польше и на африканском ралли Objectif sud было разочарование первого выезда на « Дакар». На третий день всемирно известной африканской гонки, в новогоднюю ночь 1990 года, с трассы сошли экипажи Владимира Гольцова и Александра Артеменко. А еще через три дня поломка вывела из строя грузовик Владимира Марченкова. Потом был взлет: второе и третье места на следующем «Дакаре» и, наконец, первый триумф – экипаж Виктора Московских, Анатолия Кузьмина и Наиля Багаветдинова выиграл « Дакар-1996». Тогда же заявил о себе впервые выступивший в таком составе один из самых звездных в будущем экипажей – пятый результат показало трио Владимира Чагина, Семена Якубова и Сергея Савостина.

Но еще до этого случилось то, что едва не поставило на судьбе команды жирный крест: в апреле 1993 года сгорел завод двигателей ОАО « КамАЗ», тот самый, на котором начиналась челнинская карьера Якубова. Естественно, все другие заботы, кроме восстановления производства силовых агрегатов, отошли на второй план, а команде пришлось срочно искать спонсора. Заключенный на четыре года контракт с московским объединением «Мастер» решил финансовые проблемы (именно тогда был создан спортивный двухосный грузовик, покоривший супермарафон «Париж – Пекин» 1995 года) и дал новое имя команде – «КАМАЗмастер». Дальнейшая спортивная биография команды из Набережных Челнов, семь раз поднимавшей на высшую ступеньку «дакаровского» подиума «камазовский» бренд (больше, чем любого другого производителя грузовой техники в мире), хорошо известна чередой побед в отечественных и международных ралли.

Двадцать лет вдохновенного и нелегкого труда, азартной борьбы с сильнейшими соперниками. Что произошло за эти два десятилетия? Конечно, тогда, в 1988 году, в Ельче стартовала совсем другая команда. И по составу, и по возможностям, и по имиджу…За прошедшие годы ее руководитель Семен Якубов сумел вырастить уникальный коллектив не только гонщиков, но и создателей спортивных грузовиков. Кстати, отметив в прошлом году свой шестидесятилетний юбилей, бессменный руководитель звездной команды нянчит свое очередное детище – объединенный Центр автоспорта, ставший гордостью всего ОАО « КамАЗ».


текст: Константин КОМКОВ
фото: Мария ГОРШКОВА


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты