Партизан-на-Дону

Рассказ о совершенно неспортивной квадроэкспедиции внедорожного клуба «Партизан-экстрим» на Дон

Помнится, кто-то говорил, что на пути к себе можно встретить… самого себя. Но по дороге на первую «партизанскую» экспедицию я, Андрей Хорьков, столкнулся не с Андреем Хорьковым. В одном из придорожных кафе был встречен чемпион России по ралли-рейдам 2004 года Алексей Беркут, и он рассказал нам о новостях спорта и погоде. На этом спортивная составляющая поездки закончилась. Что же касается названия, то «партизанской» вылазка была названа не потому, что ее участники собирались пускать поезда под откос. Просто экспедиция была организована клубом «Партизан-экстрим».

Скажу сразу: свобода от диктатуры секундомера позволила организаторам мероприятия сделать компанию максимально разнообразной как по составу техники, так и по уровню подготовленности участников. В итоге бороздить степи отправились смелые, целеустремленные люди на мотоциклах, квадроциклах, сайдбай-сайдах (англ. side-by-side – «бок о бок»: два места расположены рядом внутри каркасной кабины) и внедорожных автомобилях.

Базовой точкой партизанской экспедиции стала расположенная в окрестностях города Серафимович Волгоградской области туристическая база «Донские зори». Как вы, наверное, поняли из названия, стоит она на берегу Дона. А еще точнее – в районе впадения в него рек Хопер и Медведица. Кстати, место оказалось очень даже проверенным: во время одного из ралли-рейдов здесь останавливалась команда « КАМАЗ-мастер», и в память об их визите под кустами до сих пор валяются снятые во время ремонта фрагменты обвеса «боевого» КамАЗа…

Сидя на высоком холме

В первый день экспедиции участники обкатывали свою технику и изучали окрестности. Интересной местной особенностью оказалась постоянно пропадающая сотовая связь. Но в конце концов был «вычислен» самый надежный способ позвонить. Для этого нужно подняться на стометровый холм, возвышающийся над базой, и усесться под одиноким деревом на его вершине. После этого можно было спокойно разговаривать, поглядывая на блестящую под солнечными лучами реку. Причем если после окончания разговора прогуляться по соседним холмам, образующим своеобразный хребет, то можно увидеть, как на одном уровне с тобой парят орлы. Да и вообще здесь очень красиво: часто встречаются целые полянки диких ирисов, а иногда и тюльпанов. Но больше удивляли размеры оврагов: возникало такое ощущение, что все окрестности изрезали неким гигантским ножом. Кстати, последнее обстоятельство изрядно мешает перемещению по местности. Едешь на «квадрике» по тропинке, идущей траверсом вдоль холма, а где-нибудь за поворотом на пути оказывается промоина. И вниз не спустишься: там густые заросли и ручей, и вверх карабкаться опасно – слишком круто. Приходится разворачиваться.

Местная специфика

Таким образом ситуация с поездками складывалась следующая: прежде чем отправляться в путь, желательно не просто разузнать, куда ехать, а получить точный трек для GPS. Был и более простой способ передвижения: пользоваться степными дорогами. Но даже в этом случае нужно быть предельно внимательным и по возможности избегать срезок. Например, пару раз мы встречали языки оврагов, которые, искусно прячась в траве, уже практически выползали на дорогу (не заметил их вовремя, и можно довольно жестко «улететь»). Но если меры безопасности соблюдены и дорога впереди хорошо просматривается, то степной рельефвполне позволяет проверить, на что способен ваш агрегат.

Как говорится, спешите пользоваться. Кто знает, сколько у нас осталось времени для свободного катания. Сегодня во многих районах юга России земля настолько плотно засажена сельхозкультурами, что проведение любых внедорожных мероприятий становится весьма затруднительным.

Современные российские фермеры разговаривают с организаторами исключительно с калькулятором в руках... Вот пойдет машина на обгон по полю и срежет полкилометра посевов. А тут каждый квадратный метр дает по 300 граммов зерна…

Споры вокруг песчаной трассы

Несколько попривыкнув к местным условиям, отправляемся в первый серьезный выезд. Маршрут запланирован двухдневным. Сначала пересекаем Дон по «федералке» и едем по левому пологому песчаному берегу. Затем переправляемся на пароме на высокий каменистый правый и спустя некоторое время возвращаемся на базу. Кстати, незадолго до выезда пилоты мотоциклов и ATV затеяли принципиальный спор: кому из них сложнее ехать по песчаной дороге. Первые говорили, что им проще, потому что надо выискивать только одну колею, а вторые утверждали обратное, упирая на устойчивость «квадрика». К общему мнению они так и не пришли, но надо отметить, что падения были в обоих «противоборствующих» лагерях. Серьезных травм удалось избежать, но мелкие неприятности сразу же заставили задуматься о том, чтобы растиражировать экспедиционного доктора по количеству экипажей. Ну или на худой конец пригласить медсестер…

Кто вы и куда едете?

Со своей стороны я должен отметить, что стабильнее всего по песку шли сайд-бай-сайды. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, эти машинки вполне могли держать общий темп конвоя. Правда, в тяжелом песке им не хватает надежности трансмиссии, а на холмах они неожиданно легко ложатся на бок…

Маршрут первого дня составил более 70 км, не считая асфальтовой доездки. Все участники благополучно переправились через неглубокие броды и не промахнулись мимо точки обеда и заправки. Причем, чтобы каждому не везти с собой канистру, топливо подвезли на автомобиле к середине трассы. Когда же добрались до песчаных барханов, только у нескольких участников (что примечательно, квадроциклистов) остались силы там погонять.

После ночевки на турбазе отправляемся к переправе. Там стоят древний понтон и катер, играющий роль буксира. Якорем для паромного троса служит гусеничный трактор, прикопанный на берегу. Местные мужики интересуются, зачем и куда мы едем. Отвечаем, что это, мол, экспедиция... Сразу же спрашивают, платят ли нам за это деньги. Когда понимают, что нет, говорят: «А, вам просто свои девать некуда…». Похоже, что в этих краях не слишком хорошо с доходами, раз используется такой бинарный подход к человеческой деятельности.

Они сражались за Родину

Вторая половина пути порадовала холмами. В одной точке через реку была перекинута ЛЭП. Так вот, ее провода так резко уходили вниз, что были похожи на тросы канатной дороги. Но самым впечатляющим пунктом по пути следования стал утес в меловых горах. В свое время здесь снимался фильм «Они сражались за Родину». Тут же находятся часовня и военный мемориал. Характерной особенностью здешних мест оказалось активное восстановление церквей. Очень часто мы видели недавно поставленные купола, кресты и обновленную кладку стен и сводов. И делается это не только в густонаселенных районах, но и в откровенной глуши. Кстати, путешествие по верхам имеет один явный недостаток. Здесь гуляет сильный ветер, и даже когда в низине можно загорать, на холмах желательна непродуваемая одежда. Конечно, в разгар лета все изменится, установится жара, и ветер будет в радость. Но пока мы приехали с замерзшими руками.

УстьМедведицкий Серафимович

Маршрут оказался достаточно тяжелым, и на следующий день все отдыхали. Таким образом у меня появилась возможность съездить в Серафимович и погулять по городу. Тем более что на самом деле это никакой не Серафимович, а станица УстьМедведицкая, которая известна с 1589 года. Просто городку не повезло – здесь родился и жил советский писатель и функционер Александр Серафимович, и историческое название в 30-х годах прошлого века сменили. Сейчас в Серафимовиче (УстьМедведицкой) живет около 10 тысяч человек. И, пожалуй, самое интересное здесь – музей казачества. Характерная деталь: по улицам этого небогатого городка ездит Cadillac Escalade с местными номерами. Очень похоже, ездит кругами, потому как за пару часов мы его видели несколько раз. А вообще надо заметить, что именно казачья независимость и свободолюбие позволили району сохранить определенную самобытность. Да, на хуторах живут бедно, молодежь уезжает, а разваливающиеся дома производят угнетающее впечатление. Но зато туристов сюда не тянут силками, а значит, тут меньше грязи, нелепых кабаков и прочих «злачных мест». Сюда приезжают только знающие – например, то, что рыбалка здесь ничуть не хуже, чем в Астрахани.

P.S. Конечно, я отдаю себе отчет, что экспедицией эту «партизанскую» вылазку можно назвать лишь с огромной натяжкой. Скорее это многодневная обзорная «покатушка». С другой стороны, достопримечательностей в округе действительно немного, да и ехали мы не за ними, а для того, чтобы встретить лето на природе. И знаете, можно сказать, что в этом смысле цель достигнута.


текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты