Ближневосточное урегулирование

Выставка вооружений сил спецназа. Иордания

Продолжающиеся партизанские войны в Ираке и Афганистане вызвали ажиотажный спрос на бронемашины с повышенным уровнем противоминной защиты (MRAP). Так, например, армия США сегодня реализует программу закупки 18,5 тыс. бронемашин MRAP для своих контингентов в этих странах (стоимость контракта – $20 млрд). Закупку ББМ этого типа осуществляют и другие государства, чьи армии участвуют в боевых действиях на Востоке. На фоне большой потребности в машинах MRAP растет и их предложение. Так, к изготовлению ББМ с повышенным уровнем противоминной защиты намерен приступить и иорданский военнопромышленный холдинг KADDB. В частности, в ходе SOFEX 2008 были презентованы две бронемашины, сборка которых в скором времени должна начаться в Иордании.

Две новые полноприводные армейские машины (более крупная называется Matador, а компактная – Marauder) разработаны совместным предприятием Middle East Defence Systems, созданным холдингом KADDB и южноафриканской группой Paramount. Корни этих ББМ очевидны. Marauder похож на южноафриканскую машину Mamba (известную также под обозначением RG-31), а Matador явно имеет общие корни с Oryx – южноафриканским БТР с повышенным уровнем противоминной защиты. Двигатель, раздаточная коробка и мосты обеих машин поставляются фирмой MAN, автоматические коробки передач предлагаются на выбор: либо фирмы ZF, либо – Allison.

Более компактная ББМ Marauder имеет сухую массу 8,9 т, длину 5,51 м и помимо экипажа из двух человек может перевозить 8 десантников. Matador при сухой массе 9,5 т и длине 6,5 м вмещает 12 человек десанта. Боевая масса обеих машин одинакова и составляет 14,5 т. Как и положено машинам класса MRAP, Matador и Marauder имеют V-образную форму днища и обеспечивают защиту находящихся внутри людей от подрыва заряда, эквивалентного двум противотанковым минам под любой точкой днища и трем минам под любым из колес. Двухслойная броня бортов и бронестекла толщиной 62 мм обеспечивают защиту экипажа и десанта по уровню В7. То есть машины способны выдерживать обстрел винтовочными пулями калибра 7,62 мм с расстояния 5–10 м.

Альтернативные производители

В Иордании на специально строящемся заводе компании Middle East Defence Systems будет осуществляться сварка корпусов (сталь для них планируется закупать в Швеции) и окончательная сборка машин. Согласно первоначальному замыслу руководителей компании, Matador и Marauder предназначались в первую очередь для рынков развивающихся стран Африки и Азии. Однако после первой публичной демонстрации этих ББМ на выставке IDEX в прошлом году обнаружилось, что к ним проявляют серьезный интерес европейские страны, в частности Англия, а также США. Поэтому вMiddle East Defence Systems сейчас размышляют над тем, какова должна быть стоимость этих ББМ, выставляемых на тендеры.

Не упустить свой шанс в погоне за заказами на ББМ с повышенным уровнем противоминной защиты пытаются не только представители оборонных предприятий разных стран, но и непосредственные потребители такой техники. Например, на SOFEX 2008 машину типа MRAP собственной разработки представила американская охранная компания Blackwater – одна из крупнейших в мире «частных армий», активно работающая в Ираке по контрактам с американскими госструктурами. Машина, получившая обозначение Grizzly, имеет корпус в виде усеченного сверху ромба или, как его называют инженеры Blackwater, «бриллианта». Двигатель и трансмиссия – это агрегаты, выпускающиеся серийно для коммерческого автотранспорта, доступные по цене и дешевые в эксплуатации. Заявленный уровень противоминной и противопульной защиты Grizzly соответствует современным требованиям и аналогичен упоминавшимся выше характеристикам иорданских ББМ.

Что придет на смену HMMWV?

В Ираке и Афганистане машины типа MRAP должны прийти на смену многоцелевым тактическим автомобилям HMMWV. В последнее время они стали печально знаменитыми: за счет своего слабого или вовсе отсутствующего бронирования экипажи HMMWV несут весьма ощутимые потери от подрывов на фугасах и обстрелов из засад. Причем тенденция отказа от HMMWV приобретает международный характер. Например, в армии Иордании в скором времени на смену HMMWV должны прийти машины аналогичного класса NIMR.

Но это в будущем, а пока HMMWV все еще остаются в строю и даже подвергаются модернизации. На SOFEX 2008 был представлен HMMWV – носитель ПТРК, на котором вместо штатной американской противотанковой ракеты TOWустановлен российский комплекс 9М113 «Корнет-Э», разработанный тульским КБП. Это ПТРК большой дальности, предназначенный для поражения танков, оснащенных динамической защитой, и фортификационных сооружений.

Тень «Тигра»

Еще одна иорданская разработка аналогичного уровня – популярный в странах третьего мира тактический автомобиль Toyota Land Cruiser 70-й серии с установленным в кузове зенитным комплексом «Джигит». Как известно, он представляет собой спарку двух ПЗРК «Игла» с ручным наведением на цель. Но иорданская модификация «Джигита» снабжена тепловизором Matis. По информации представителей KADDB, испытания этого простейшего, однако эффективного средства зенитного прикрытия сухопутных войск начались сразу же по завершении SOFEX.

Вернемся к иордано-эмиратскому заменителю HMMWV, а именно NIMR. В свое время мы уже рассказывали об этой арабской машине с русскими корнями (см.: «Мы его называли Тигр». ORD. 2006.№5–6.). На SOFEX 2008 было представлено несколько новых ее модификаций. В настоящее время заказчикам предлагаются двухосные полноприводные машины NIMR с пятью вариантами кузова (в том числе с бронированным по классу В6) и трехосный (6х6) автомобиль (впервые он демонстрировался на амманской выставке этого года). На базе трехосной модели ведется разработка БТР, предназначенного для транспортировки 10 человек. Также на SOFEX 2008 был презентован полностью бронированный автомобиль NIMR-II, отличающийся от предыдущего варианта новым корпусом (обеспечивает защиту по классу В6) и имеющий опциональнуюдистанционно управляемую пулеметную установку калибром 12,7 мм разработки компании Saab.

С учетом климатических условий?

Тактические автомобили NIMR собираются на заводе, построенном в пригородах Аммана. Его проектная мощность составляет 1000 машин в год. В настоящее время скорость сборки – три машины в день. Кстати, первой страной, которая примет NIMR на вооружение, станут ОАЭ. В соответствии с подписанным в феврале этого года контрактом армия Эмиратов должна получить 500 автомобилей этого типа в четырех вариантах. Стоимость контракта составляет $41 млн. В рекламных материалах указывается, что NIMR – это первый и единственный автомобиль, разработанный с учетом климатических условий ближневосточного региона.

Именно поэтому он вызывает особый интерес у представителей вооруженных сил арабских и африканских государств. Утверждение, в общем-то, весьма спорное, учитывая, что силовые агрегаты и трансмиссия автомобиля – европейского и американского происхождения, а конструкция имеет российские корни. Однако в сочетании с параметром «цена-качество» этот рекламный ход работает.

Корейское предложение

Cегодня, пожалуй, можно уже определенно признать, что процесс ухода HMMWV со сцены начался. Но подход к замене этих машин в некоторых армиях мира вызывает немалое удивление. Так, в начале марта мне попалось информационное сообщение о том, что вооруженные силы Филиппин отказываются от HMMWV, планируя заменить их машинами KM450 производства концерна Kia. Казалось бы, меняют филиппинцы свои HMMWV на что-то корейское, и бог с ними. Однако, поинтересовавшись для порядка, что же это за автомобили такие – KM450, я был немало удивлен. Оказалось, что это лицензионная корейская копия американского тактического автомобиля Kaiser- Jeep М715, грузоподъемность которого – тонна с четвертью! В армии США М715 должны были заменить Dodge M37 – послевоенную генерацию известных в нашей стране «додж три четверти»…

На выставке SOFEX 2008 мне удалось посмотреть на KM450 в варианте носителя системы залпового огня. Надо сказать, что по сравнению с американским прототипом KM450 почти совсем не изменился. То же верхнее расположение стеклоочистителей, тот же характерный для конца 60х наклон вперед форточек в дверях, тот же брезентовый верх кабины, спартанский интерьер, неразрезные мосты и мощные рессоры. Заметные изменения лишь под капотом: вместо рядной бензиновой «шестерки» дизельный двигатель аналогичного «форм-фактора». Для справки: М715 производился в 1967–1969 годах. Причем в отличие от многих других представителей американского автопрома эти машины ничем особенно не прославились. Но, как выясняется, в Корее наследники М715 производятся до сих пор, состоят на вооружении и, более того, экспортируются. А вот HMMWV в армии Страны утренней свежести никогда не использовались.

Витки вооружения

Но вернемся к Филиппинам: основными причинами, по которым эта страна решила избавиться от HMMWV, являются высокая стоимость запасных частей и длительные сроки их поставки. Отмечается, что детали для KM450 значительно дешевле и свободно доступны на рынке. Пожалуй, использование в конструкции военных автомобилей агрегатов и узлов, серийно выпускающихся для коммерческого автотранспорта, и снижение эксплуатационных расходов – это темы, к р а с ной нитью проходящие через весь материал. То есть именно это направление развития военных автомобилей является одним из наиболее приоритетных для армий развивающихся государств.

Что же касается М715, то эта машина стала первой попыткой американских военных приспособить для своих нужд гражданские автомобили. Он был построен на базе пикапа Jeep Gladiator, который, в свою очередь, получился из внедорожника Jeep Wagoneer. Попытка оказалась не совсем удачной, и вместо М715 с 1976 года в войска стали поступать машины серии CUCV. В свою очередь, для замены CUCV и создавались HMMWV. А что же теперь? Теперь Филиппины меняют HMMWV на корейские копии М715, а многие разработчики военных автомобилей строят новые модели на платформе коммерческих грузовиков – такое вот развитие по спирали...


текст и фото: Илья КЕДРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты