Трудно первые сто лет

Исторический экскурс к столетию Парижского автосалона

Если по поводу создания самого первого в мире автомобиля существуют разные мнения (хотя нельзя не вспомнить, что 12 февраля 1884 года француз Эдуард Деламар-Дебутевиль зарегистрировал четырехколесное транспортное средство с горизонтально расположенным двухцилиндровым двигателем, созданное с помощью ЛеонаМаландена), то уж первенство Парижского автомобильного салона оспаривать трудно. В самом деле, Автомобильный клубФранции (Automobile Club de France), основанный в 1895 году и взявший на себя миссию способствовать развитию автомобилизма, уже в 1898 году провел первую Международную выставку автомобиля, мотоцикла и спорта в находящемся между Лувром и площадью Согласия саду Тюильри. Инициатива имела успех, ведь на представленные здесь 232 экспоната (площадь экспозиции составляла 6000 м2) пришло взглянуть 140 тыс. посетителей. Интересный момент: статья первая регламента этого салона определяла, что «на выставку не может попасть ни один автомобиль, если предварительно в присутствии комиссара он не проделал путь от Парижа до Версаля и обратно самостоятельно».

В 1900 году в связи с проведением Всемирной парижской выставки салон не состоялся, но уже с 1901 года, после того как он перебрался в Гран-Пале на Елисейских Полях, был отмечен небывалый взлет интереса к автомобильной промышленности. На салоне 1902 года, где активно использовалось электрическое освещение и даже кинематограф, было зарегистрировано 230 тыс. посетителей. Обращало на себя внимание присутствие иностранных автомобилей: в частности итальянских Fiat, немецких Mercedes, американских Locomobiles и английских Napier. Начиная с 1904 года даже площади Гран-Пале оказалось недостаточно, и грузовики пришлось выставлять на бульваре Кур-ляРен и на эспланаде Инвалидов (с 1927 года эта открытая экспозиция переберется к Версальским воротам Парижа).

Уже накануне первого мирового конфликта экономический эффект салона был более чем ощутим. Например, объем сделок, заключенных здесь в 1906 году, оценивался суммой в 129 млн золотых франков (в 1898 году – 6 млн). Тем временем техника эволюционировала, и на салоне 1913 года был представлен Ford T – первый серийный автомобиль, собранный на конвейере. Тем самым был дан старт эпохе массового потребления. После Первой мировой войны, начиная с 1919 года, выставка называется «Автомобильный салон». В рамках первого послевоенного салона рядом с Гран-Пале организуются первые тесты автомобилей, в которых участвует Citroen, предоставивший 50 машин. Но несмотря на очевидный успех (в выставке приняло участие 664 экспонента) в следующем, 1920, году салон не состоялся.

С 1921 года настает «золотой век» Гран-Пале: организаторы салона и экспоненты соперничают в выдумке и роскоши, правда, на 1925-й здесь был запланирован Салон декоративного искусства, и автомобильную выставку в конце концов пришлось отменить. От 1923 года и до наших дней салон распахивает свои двери в первую неделю октября. Под влиянием американского автомобилестроения 1926 год отмечен царством шестицилиндровых двигателей. Но уже не за горами кризис 1929 года, предопределивший исчезновение в тридцатые таких марок, как Ariеs, Brasier, Charron и De Dion-Bouton.

<Во время Парижского салона устраиваются многочисленные встречи и банкеты производителей. А с 1927 года открывается свободный доступ на стенды и впервые вводится единый тариф на билеты на протяжении всего салона. Количество экспонентов отражает самочувствие автомобилестроения. И в тридцатые годы начинают ощущаться последствия кризиса: значительно сокращается число выставляющихся (в 1938-м их насчитывается 526 против 1339 в 1929 году). Событием салона 1934 года стал выпуск переднеприводного Traction Avant 7A – первого французского автомобиля с несущим кузовом.

По известным причинам выставка не могла состояться с 1939 по 1945 год. Но первый в Европе после Второй мировой войны салон, проходивший в 1946 году, привлек внимание 809 тыс. посетителей, торопившихся за 10 дней увидеть 4 CV Renault и Dyna Panhard. В центре следующих экспозиций оказались популярные французские модели пятидесятых годов: в 1948 году – Peugeot 203, затем – 2 CV, а в 1956-м – Dauphine. В 1950 году салон проходит одновременно у Версальских ворот и в Гран-Пале, а в 1953-м экспозиционная площадь в Гран-Пале составляет 80 тыс. м2, и одновременно все больший размах приобретают автомобильные заторы в его окрестностях.

В 1954 году впервые преодолена планка в миллион посетителей, а апогей того периода достигнут в 1955 году – 1 037 000 посетителей! Неудивительно: ведь именно в этом году эффект разорвавшейся бомбы произвел Citroen DS 19. Затем число посетителей существенно сократится – производители начинают представлять свои новинки вне салонов. Тем не менее в 1957 году впервые на салоне выставляется японский автомобиль. Это был Prince Skyline (впоследствии эта марка будет называться Nissan). Накануне открытия салона 1958 года скончался бывший его президентом с 1919 года барон Петие, и эту должность занял Поль Панар.

Пытаясь решить проблему пробок, префектура полиции призывает перенести мероприятие в другое место. Решение было найдено в 1962 году. Одновременно изменилась и общая концепция салона: перебравшись в экспоцентр у Версальских ворот, где он и проводится до сих пор, салон значительно увеличил выставочные площади (до 100 тыс. м2 нетто), выросло представительство европейских автомобилестроителей, появилась возможность организовывать тематические и исторические экспозиции.

В 60-е годы наблюдается медленный рост посещаемости, пик которой приходится на 1968 год – 1 060 000 посетителей. Это объяснялось значительным числом представленных новинок. Но в 1971 году забастовка общественного транспорта серьезным образом сказалась на посещаемости, да и в целом 70-е годы были непростыми для автомобилестроения: в центре полемики – загрязнение окружающей среды, безопасность, нефтяной кризис. Еще до того как выставка стала называться автомобильным салоном, производители предлагали устраивать ее раз в два года. И они добились своего в 1976 году, когда было решено проводить его поочередно с Франкфуртским. Таким образом, в 1977 году он не состоялся, зато потом число посетителей выросло до миллиона.

В 1988 году салон в третий раз поменял свое название и с тех пор именуетсяMondial de l’Automobile, что вполне соответствует его международному престижу. В 1998 году Mondial с размахом отмечал вековой юбилей, и еще накануне официального открытия на Елисейских Полях состоялся грандиозный автопарад, воздавший должное его вековой истории. Ритм этому «дефиле» (скорость движения не превышала 10 км/ч) задавал 85-летний Жан Панар за рулем PanhardLevassor (автомобиль был создан его отцом и представлен на первом салоне 1898 года). За ним по брусчатке Елисейских Полей до площади Клемансо и далее через мост Александра III до эспланады Инвалидов, соревнуясь в элегантности, проследовали еще около 700 автомобилей, среди них De Dion-Bоuton G (1890) и Bugatti Royale 30-х годов под управлением внука Этторе Бугатти.

Историческую часть сменил бал крупнейших автомобильныхфирм мира. Честь открывать его выпала Citroen, ведь именно этот бренд после легендарных экспедиций по Африке (1922–1925) и Азии (1931) ассоциируется уфранцузов с дальними странствиями и удивительными открытиями. «Двойной шеврон» сменил Peugeot с кусочком бразильского карнавала (по случаю готовившегося открытия сборочного производства в Куритибе). Среди 11 представленных стран наибольшая доля французского рынка принадлежит немцам: в сопровождении костюмированных статистов на ходулях и роликовых коньках проехала армада VW, Audi, BMW, Mercedes и Opel. Ну а вслед за заморскими Chevrolet, Cadillac и Сhrysler из-за пелены мелкого дождя в окружении паяцев и поселянок возникли Ferrari,Maserati, Lamborghini и Alfa Romeo. Атмосферу а-ля Феллини воссоздавали мотороллеры Vespa, сопровождавшие Fiat. В полном составе прибыли японские и английские производители. Всего же около тысячи автомобилей, представлявших 38 марок, продефилировали мимо Гран-Пале, где салон проводился с 1901 по 1962 год.

Но когда и Mondial 2000 остался в прошлом, его затмили экспонаты салона 2002 года, среди полусотни премьер которого выделялся Cayenne – первый внедорожник марки Porsche, разработанный в сотрудничестве с Volkswagen. Всего же в салоне участвовало 559 марок. В 2004 году Mondial впервые занял всю площадь экспоцентра у Версальских ворот и одновременно установил новый рекорд – 1 461 000 посетителей! Даже среди обилия прототипов трудно было не заметить Quark на стенде Peugeot – электромобиль на топливных элементах.

Собрав в 2006 году три с половиной сотни экспонентов из 26 стран, Парижский автосалон в который раз доказал, что он «стоит мессы». Знаковым событием стал дебют нафранцузском рынке первого китайского автомобиля. Пока автопром Поднебесной делает лишь первые шаги по Западной Европе, но не исключено, что его дешевые внедорожники в недалеком будущем составят серьезную конкуренцию все еще популярной во Франции «Ниве».


текст: Константин КОМКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты