Точка отсчета

Okami challenge – I этап Кубка Урала

Если в Чемпионате России тон сезону задают «Кировские болота», то в Уральском регионе в последние годы «законодателем мод» стал Okami Challenge. Кстати, не далее как в прошлом году была совершена пара попыток сделать уральскую серию частью чего-то более крупного. Но на поверку они оказались не слишком убедительны. Взять хотя бы II этап Кубка – «Вогульские дебри». После того как это соревнование стало этапом GP Russia 2007, оно, фигурально говоря, «утонуло» в дебрях собственного регламента (см.: «В дебрях регламента». ORD. 2007. №9). В нынешнем году этап GP пришелся на Okami…

Линейная трасса трофи-рейда Okami Challenge 2008 состояла из нескольких довольно коротких спецучастков, а само соревнование проходило по GPS-легенде (в прошлом сезоне использовался трек). Но главное отличие гонки этого года состояло в том, что наученные горьким опытом организаторы не только создали единый регламент соревнования, но и сделали общий зачет. То есть победители этапа Кубка автоматически становятся и победителями этапа GP Russia, и, если заявлены в соответствующей категории, Чемпионата России по ATV. Что ж, подобное решение стоит только приветствовать. Поскольку чем меньше в рамках одного соревнования зачетов, тем меньше путаницы. Что же касается технического оснащения судейства, в этом смысле уральские трофисты ушли далеко вперед.

Проверено электроникой

Для контроля прохождения трассы на Okami уже второй год применяются приборы Data Logger, меж тем на прочих российских трофи-рейдах их используют пока еще достаточно редко. Причина последнего банальна: слишком высокая стоимость оборудования. А жаль, ведь похоже, что за фиксирующей техникой подобного типа будущее. Дело в том, что наличие на борту Data Logger позволяет экипажу обойтись без обязательных фотосессий с непрогнозируемым результатом. Бдительные приборы фик-сируют не только непосредственно взятие КП (для этого нужно проехать мимо точки на расстоянии менее пяти метров), но и отклонение участников от трека (в том случае, если оно превышает 50 метров, начисляются штрафы). Как уже было сказано, подобная электронная система контроля применяется на Okami Challenge уже второй сезон. Причем если в прошлом году она скорее выполняла функцию дублирующей (спортсменам все равно приходилось фотографироваться у точки), то теперь все происходит автоматически.

Роскошная база грязного отдыха

Вы, наверное, считаете, что трофи-рейд и комфорт – вещи практически несовместимые? С одной стороны, вы, безусловно, правы – не так уж много можно привести примеров трофи-рейдов, где желающих заселяли бы в однои двухместные гостиничные номера со всеми удобствами и три раза в день кормили. А главное – все эти блага цивилизации находились в пяти минутах ходьбы от точки старта! В общем, как вы уже поняли, на Okami Challenge все это было.

География участников

Но вернемся непосредственно к соревнованию. За пять лет своего существования Okami Challenge прославился интересными трассами и довольно внушительным количеством участников. В этом году из Екатеринбурга, Ижевска, Кургана, Москвы, Пензы, Перми, Тюмени, Челябинска, а также целого ряда небольших городов на гонку прибыло 67 экипажей. Из них в ТР1, ТР2 и ТР3 заявилось 36 автомобилей, 10 приняло участие в зачете «Рейд», а 21 экипаж стартовал в категории ATV. Последнее не удивительно: квадроциклов в Екатеринбурге традиционно много. В этом году их даже разделили на классы: Original (шли по трассе ТР1) и Open (по ТР3).

Всего же гонщикам предстояло преодолеть по три линейных спецучастка. На каждом следующем участники стартовали не просто в порядке, определенном итогами предыдущего СУ, но и с сохранением временного интервала. Таким образом первым доставалась не только «неразъезженная» трасса, но и больший отрезок времени на ее преодоление! За такое преимущество стоило побороться. И они боролись... Уже на прологе (он же – СУ-1) эта борьба захлестнула спортсменов с головой, перейдя все разумные границы…

Свидание с прессой

Дело в том, что помимо обозначавших маршрут точек на этой в силу погодных условий почти раллийной трассе имелся один КП, расположенный на березе посреди небольшого болотца. А поскольку устроен он был специально для журналистов и зрителей, то обойти его стороной у участников не было ни малейшей возможности (отказ от взятия этой пресс-точки автоматически означал незачет). Сказать, что с этим КП организаторы, мягко говоря, переборщили, – не сказать ничего. Возможно, все бы разрулилось само собой, будь на поляне обозначено несколько «контрольных» деревьев или СУ был бы проведен в формате ориентирования. Но пролог был линейным, точка одна, и находилась она посреди болота. А, как известно, для уральских болот характерен дерн, который держит человека. Но под ним жижа...

Броуновское болото

Справедливости ради надо заметить, что первый экипаж прошел трясину довольно легко (автомобиль лишь пару раз провалился и немного…покопал грунт колесами). Но следующим по его пятам (или, правильнее сказать, следам) экипажам досталось по полной программе. С каждым пройденным метром машины погружались все глубже, и скоро появился первый «намертво» засевший (правда, саму точку экипаж взять успел). Тут-то, собственно, все и началось. Несчастное болото в момент раскатали до состояния киселеобразной каши, и пока «прилипшие» экипажи медленно тянулись на лебедках, к месту приезжали все новые участники. Сначала было наметилось какое-то подобие обычной в таких ситуациях очереди, но потом кто-то из вновь прибывших объехал всю уже плотно стоявшую компанию и тоже начал подтягиваться к точке, но уже поперек движения. Это-то и стало «началом конца»…

Буквально через несколько минут болотце оказалось буквально нашпиговано разномастной внедорожной техникой, промеж которой, перепрыгивая через хаотично натянутые тросы, шныряли штурманы. А еще через какое-то время в это броуновское движение стали вклиниваться квадроциклы. Итог печален: даже те, кто точку уже взял, не могли вовремя выбраться из этого злополучного места, и в результате дажефавориты соревнования получали обидные незачеты.

По разным трассам

Но не думайте, что дальше все стало просто.Шестидесятикилометровые трассы хоть и были по трофийным меркам суперскоростными (лесовозные колеи пересохли и перестали представлять угрозу), но болота вдоль ЛЭП ведь никто не отменял… В этих хлябях посидеть успели все. Но больше всего досталось ТР3. Кто-то, не уложившись во временной норматив пролога, стартовал в самом конце, кто-то просидел в болотах, но факт остается фактом: ни один экипаж в этой категории не смог прийти вовремя на финиш СУ-2.

Вдоль ЛЭП

Но не думайте, что все трудности выпали исключительно на долю ТР3, автомобилям и экипажам ТР2 тоже приходилось несладко. Например, уже когда начало смеркаться, а до закрытия финиша оставалось не больше часа, последний из стартовавших на СУ-2 добрался наконец до первой действительно серьезной преграды... Двигаться нужно было вдоль ЛЭП с хлипкими столбами и чахлыми березами. Но в этом месте уже «сидело» три машины – а тут четвертая! Надо отдать должное Владимиру Турышеву: его экипажу удалось довольно быстро проскочить затопленную низину, оставив позади два автомобиля из трех.

Однако дальше не задалось. После долгих неудачных попыток отыскать уже в потемках подъезд к очередной точке было принято решение поворачивать к лагерю, тем более что отведенное время неумолимо истекало. Но лучше бы они возвращались через болото… Подтопленная лесная дорога – не самое подходящее место для ночной прогулки. Ее итогом стала поломка, ночь в лесу и почти пятнадцатикилометровый переход до лагеря.

Финишная канава

СУ-3 тоже не обошелся без приключений. Началось все с того, что экипаж Алексея Кузнецова и Сергея Валеева (ребята выступали в ТР1, и в этот день точка старта у них находилась в 30 км от лагеря) 45 минут простоял на железнодорожном переезде, в результате чего опоздал к старту на минуту. Понятное дело, это их не остановило, но в итоге завсегдатаи пьедестала остались без наград. А тем временем лидеры гонки уже почти вышли на финишную прямую. Но в том-то все и дело, что лишь «почти»… После очередной подтопленной и заросшей кустарником ЛЭП их ждал брод через мелиоративный канал. Водоем неглубокий, но с обрывистыми берегами. А главное – впереди поле, а стало быть, цеплять лебедку не за что. Пока суд да дело, к злополучной канаве подъехали Андрей Будин и Дмитрий Поспелов. Вновь прибывшие посмотрели на возню в грязи и… спокойно объехали канал по кустам, что росли несколькими десятками метров правее! За всеми этими действиями небо потемнело, и разразилась долгожданная короткая гроза. Ее бы вчера, да на колеи… Впрочем, сильно раскиснуть почва не успела.

Классовые перестановки

На этот раз в ТРЗ не стартовали такие фавориты, как екатеринбургский экипаж Андрея Копы-лова и Павла Русинова или победители прошлогоднего сезона (еще один экипаж из Екатеринбурга) Сергей Горн и Алексей Заславский. Свои «построенные» по ТРЗ УАЗы ребята сменили на представителей японского авто-прома, и теперь оба экипажа участвовали в ТР1. Кстати, именно Горн и Заславский и заняли там первое место, потеснив многих пермских лидеров класса. Что же до Копылова и Русинова, то они показали третий результат.

He обошлось без классовых перестановок и в лагере пермяков. Экипаж отца и сына Рината и Насибуллы Хабибуллиныхтоже пересел с УАЗа на Land Cruiser 70, но успел машину подготовить и перебрался из ТРЗ в более близкий ТР2. Правда, догнать земляков Андрея Будина и Дмитрия Поспелова (они занимают первые места уже который сезон) и гостей из Челябинска -Сергея Смирнягина и Евгения Осыко - им все-таки не удалось. В итоге - лишь третьи. Что же касается ТРЗ, то здесь результат стал одновременно и предсказуемым и неожиданным. После трехлетнего перерыва в трофи вернулись братья Вадим и Алексей Макаровы. Вернулись и сразу же стали первыми.

Okami Challenge - I этап Кубка Урала по трофи-рейдам, I этап GP Russia, I этап Чемпионата Poссии по ATV
МестоЭкипажАвтомобиль
ТРЗ
1МАКАРОВ Вадим / МАКАРОВ Алексей Wrangler Rubicon Sport
2ЭЙСМОНТ Олег / МАТКИН Игорь Toyota Land Cruiser 70
3ЩЕРБИНА Константин / ПОСТАНОГОВ Александр Toyota Land Cruiser 70
ТР2
1БУДИН Андрей / ПОСПЕЛОВ Дмитрий УАЗ-31519
2СМИРНЯГИН Сергей / ОСЫКО Евгений Toyota Land Cruiser 72
3ХАБИБУЛЛИН Ринат/ХАБИБУЛЛИН Насибулла Toyota Land Cruiser
ТР1
1ГОРН Сергей / ЗАСЛАВСКИЙ Алексей Toyota Land Cruiser 70
2ИЗРАИЛЕВ Максим / СУДНЕВ Дмитрий Mitsubishi
3КОПЫЛОВ Андрей / РУСИНОВ Павел Toyota Land Cruiser
ATV Open
1НОВИКОВ Андрей / НОВИКОВ СергейYamaha Greezly / Can-Am
2ШУХАРДИН Александр / ДОРИНСКИЙ ДмитрийYamaha Greezly
3ГРИГОРЬЕВ Лев / ЗАБОЛОТСКИЙ АлександрYamaha Greezly
ATV Original
1СМИРНОВ Денис / КУЧКОВ АлексейYamaha Greezly 700
2ЕРЕМИН Михаил / МИТИН ОлегBM500
3БАРАНОВ Николай / КОМИССАРОВ НиколайOutlander 400


Олег Майоров
Организатор Okami Challenge,
президент клуба OFF ROAD, г. Екатеринбург


Мне удалось сделать трассу с адреналином

В этом году трасса получилась скоростная, и нужно было, чтобы участники равномерно распределились. Представляете, что получилось бы, если выпускать шестьдесят машин с двухминутным интервалом? Но собрались автомобили одного уровня - и началось... Я участников собрал потом и говорю: «Ребята, так не делается! В трофи же простой закон: кто первый зацепился, тому не мешают -он тянется!» То есть люди своими руками создали эту ситуацию, а потом сами же там и засели. Это происходит от неопытности участников. В результате большинство спортсменов на ТР2 и на квадроци-клах проехали, а ТРЗ и несколько новичков из ТР2 увязли. Это было задумано, и я считаю, мне удалось сделать трассу с адреналином. Раньше и трассы делались под монстров на больших колесах, у которых по три лебедки. Неудивительно, что количественное наполнение таких соревнований шло вниз. Мне здесь удалось сделать гонку на внедорожниках и квадроциклах, которым кое-где помогает лебедка. Правда, это «кое-где» - часто! Но такого, что утонули - и плывите, как хотите, у нас нет.


текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты