Российская навигация

Тестируем первый российский бытовой ГЛОНАСС/GPS-навигатор Glospace SGK-70

Отечественная космическая техника всегда славилась качеством и функциональными возможностями. Но при этом она была непригодна для личного использования. И вот произошло чудо: «мирный космос» повернулся лицом к народу. Результатом этого стало появление первого «бытового» спутникового навигатора отечественного производства. Прибор Glospace SGK-70 разработан в НИИ космического приборостроения. Его уникальность состоит в том, что российский навигатор определяет координаты по сигналам как с американских (GPS), так и с российских (ГЛОНАСС) спутников. Что это дает на практике, и каковы способности нового прибора? Именно в поисках ответов на эти непростые вопросы мы три дня и колесили по Москве и ее окрестностям...

Получив в безраздельное недельное пользование вожделенный Glospace SGK-70, я прежде всего заглянул внутрь российского навигатора. Но, увы, ничего интересного, или по крайней мере неожиданного, я там не увидел. Прибор как прибор: наглядный пример современной глобализации производства электроники. Плата и антенна навигационного приемника сделаны в Москве, а монитор и большинство других деталей – в Корее, на базе комплектующих Samsung. Фактически это адаптированный под задачи навигации КПК с 400-мегагерцевым процессором и 7-дюймовым сенсорным экраном. Кстати, помимо навигационных задач Glospace SGK-70 можно использовать в качестве МР3и MPEG4- плеера, FM-трансмиттера, игровой приставки, цифрового фотоальбома, а также монитора для ТВ-тюнера или DVD. Но на всем этом «гарнире» (не исключено, что он вполне «съедобен») мы решили не останавливаться, посвятив тест «главному блюду». То есть навигации…

Программное обеспечение

В качестве программной базы для навигации этот прибор использует российскую систему ПалмГИС со своими векторными картами. Теоретически навигатор позволяет установку любого навигационного софта, но на практике эта возможность ограничена.

ПалмГИС разработана как система «городской» навигации и позволяет прокладывать маршруты по адресу с точностьюдо дома или искать объектыразнообразной инфраструктуры (от магазинов запчастей до театров). Здесь есть голосовые подсказки, различные вариантыотображения карты(вплоть до автоматической регулировки масштаба в зависимости от скорости) и довольно много полезных настроек.

Тем не менее программе не хватает ряда существенных функций. Например, откровенно удивила невозможность произвольно вводить координаты некой точки. Кроме того, отсутствуют режимы компаса и трип-компьютера. Запись трека тоже весьма своеобразна. Так, проложив виртуальный маршрут по городским улицам, его можно сохранить в памяти устройства и затем при необходимости вновь выводить на экран и ехать по нему. Также сохраняется легенда, что во многих случаях бывает полезно. Но вот записывать текущий трек при свободном движении без заданнойфинишной точки программа почему-то не умеет. Соответственно не умеет она и выводить по собственным следам назад. Кроме того, есть программные «мелочи», неудобные даже в городе. Например, мне очень не понравился алгоритм удаления сложного маршрута с промежуточными точками.

Карта

В навигаторе, полученном нами на тест, вся картография была ограничена Москвой и Московской областью. Кроме этого в настоящее время пользователям Glospace доступны Питер с областью и «коллекция» федеральных автодорог. В течение этого года ожидаются и другие российские города-миллионники, а в 2009-м – карта Европы. В общем, негусто. Тем более что вне картографического поля полезных данных прибор сообщает, мягко говоря, немного: количество видимых спутников, скорость движения и текущие координаты. Что же касается имеющейся карты Москвы, то она очень подробна и детальна (увеличение масштаба до десяти метров в сантиметре). Правда, нужно иметь в виду: нашу столицу так быстро перестраивают, что информация местами требует обновления. И это не есть хорошо. Конечно, то, что карта «не знает» район между Звенигородским и Новорижским шоссе, вполне естественно. Но она ошибается и в тех местах, что перестраивались намного раньше. Например, в кварталах Куркина и Солнцева. С другой стороны, навигатор отлично разбирается в старых, но оттого не менее запутанных «огородах» нашего города, прокладывая оптимальные пути по таким «тропкам», которыми пользуются только коренные обитатели конкретного района. Очень похвально с точки зрения объезда пробок! Но было бы еще лучше, если бы интерфейс прибора позволял водителю вносить по ходу дела поправки в заданный маршрут, исключая из него те улицы, которые в данный момент «стоят». Правда, в инструкции к прибору написано, что он может быть подключен к системе Smilink, рассылающей сообщения о московских пробках в реальном времени. Увы, на момент теста такая возможность еще была в разряде гипотетических.

Оболочка

Glospace SGK-70 выполнен как чисто автомобильный прибор с питанием от гнезда прикуривателя. В комплекте поставки также имеется сетевой адаптер.Авот возможность работы от встроенного аккумулятора или батарей не предусмотрена. И это неправильно… Во-первых, в таком варианте с навигатором нельзя выйти из машины, а во-вторых, у некоторых автомобилей, например Mercedes, напряжение на прикуриватель подается только при включенном зажигании.

Навигатор укомплектован внешней антенной на длинном шнуре, позволяющем установить ее на крышу любого автомобиля (хоть легкового, хоть грузового, хоть автобуса). Встроенной антенны у прибора нет. Но она не очень-то и нужна: выносную не обязательно выкладывать на крышу. Она прекрасно работает и на торпедо (прием ухудшается незначительно). Даже на УАЗе с его почти вертикальным стеклом «теряются» всего один-два спутника относительно внешнего положения.

Благодаря сенсорному экрану количество «физических» кнопок на приборе минимально. Меню просто и логично, а размер виртуальных кнопок на экране достаточно велик, чтобы обходиться без стилуса и пользоваться навигатором на ходу.

А еще я почему-то я ожидал, что отечественный навигационный аппарат будет выполнен в ударопрочном и пылеводозащищенном герметичном корпусе, выдерживающем прямое попадание из… рогатки. Поэтому очень удивился, увидев сквозные отверстия в задней панели, открывающие прямой доступ к печатной плате. В общем, исполнение и материал корпуса показалисьмне недостаточно крепкими.

Самое главное

Так все же, что нам дает Glospace? Логично предположить, что прежде всего две полноценные сети навигационных спутников дадут повышение точности и надежности работы. По ходу нашего экспресстеста несколько раз так случалось, что все американские спутники пропадали из поля зрения прибора, но оставались три-четыре российских.Вдругихместах дело обстояло с точностью до наоборот: работал только GPS. Впрочем, бывало, что Glospace вообще ничего «не видел» даже при выложенной на крышу антенне. Например, в местах особенно плотной городской застройки, в густомлесу и у подножия крутых холмов. Но вот что удивительно – удивительно и обидно... Взятые с собой для сравнения «контрольные» Garmin 12 и Garmin III+ в аналогичных ситуациях не «терялись» ни разу и продолжали показывать от трех до семи спутниковGPS, в то время как российский прибор «наблюдал» лишь пустое небо. С другой стороны, при хорошем приеме Glospace показывал столькоже американских спутников (а иногда даже на один больше), как и оба Garmin. И плюс к этому еще дошести российских. Как следствие в хороших условиях приема SGK-70 опережал «американцев» и по времени определения положения на новом месте после включения, и по точности позиционирования, и по инерционности отображения скорости движения! А вот в плохих условиях ситуация была противоположной.

чем же дело? Рискнем предположить, что проблема кроется в чувствительности антенны. С помощью тех же Garmin удалось проследить, что количество видимых российским прибором спутников зависит не только от их наличия в открытой части неба, но и от качества сигнала. То есть выделить и обработать «слабые» спутники, сигнал от которых частично экранируется земными предметами, отечественному аппарату намного сложнее, чем американским. Отсюда и нестабильность работы в сложных условиях. Скорее всего, причина в том, что настроенные на одну несущую частоту 1575,42МГц антенны Garmin более чувствительны, чем широкодиапазонная (1575,42 – 1615,5 МГц) антенна двухсистемного навигатора. Стало быть, для повышения чувствительности требуются либо две антенны (отдельно под каждую систему), либо доработка электронных трактов, отвечающих за усиление сигнала и очистку от помех.

Резюме

Glospace SGK-70 оставил двойственное впечатление. Потенциально в нем заложены огромные возможности, главная из которых – повышенная надежность работы благодаря двум независимым системам. Но на данный момент SGK-70 нуждается в доработке. Что ж, это и не удивительно, учитывая, что мы тестировали навигатор из первой экспериментальной партии, лишь малая часть которой попала в свободную продажу для оценки покупательского интереса. Работа над совершенствованием прибора в НИИ КП продолжается. Ожидается, что вторая партия выйдет на рынок уже доработанной с учетом собранных замечаний. К тому же этот прибор открывает дорогу и другим двухсистемным бытовым устройствам – от пешеходных навигаторов до внешних приставок к бортовым ноутбукам. А там, глядишь, и спутниковую группировку ГЛОНАСС доведут до расчетной, и таким образом навигационная нагрузка станет ложиться на американские и отечественные космические аппараты поровну.

Технические характеристики Glospace SGK-70
Размеры, мм188х119х31
Масса, г435
Диагональ экрана, дюймы7
Разрешение экрана, пиксели480х234
ПроцессорSamsung S3C2440 400 МГц
Постоянная память, МБ64
Оперативная память, МБ64
Внешняя карта памяти
Количество каналов GPS20
Количество каналов ГЛОНАСС12
Цена, руб.18 000


Александр ЧЕТЫРКИН
Заместитель генерального директора НИИ космического приборостроения

Для потребителя разницы нет

Обе существующие сейчас навигационные системы обеспечивают глобальное покрытие поверхности нашей планеты и примерно одинаковый разброс параметров. Просто у нас и у американцев разные методики оценки погрешностей измерений координат. Если же привести методики к одному знаменателю, получается, что у нас разброс точности – 10,5 м, у американцев – 10 м. То есть практически одинаково. Если же разговор идет о точности определения координат менее 10 м, то это означает, что используются дополнительные меры повышения точности (например, учитываются дифференциальные поправки наземных контрольнокорректирующих станций). Правда, в количественном плане у Америки перевес. У нас на орбите пока лишь 18 спутников вместо необходимых 24 рабочих и трех резервных.


текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты