И все-таки она вертится!

Четыре дня в школе водительского мастерства quattro. Карелия

Постигать мир можно разными способами. Можно полагаться исключительно на собственный опыт, считая его критерием истины. Правда, в этом случае есть риск уподобиться... Шерлоку Холмсу. Помнится, великий детектив был уверен, что земля плоская и статичная. Что, кстати, с его точки зрения было вполне логичным, так как на этом настаивали реалии повседневной жизни. Или как вам такой вариант? Если автомобиль, двигающийся по скользкому покрытию, начинает заносить, то вопреки естественной реакции не следует поворачивать руль в сторону заноса. Напротив, надо управлять машиной в боковом скольжении посредством педали газа! В общем, вы уже поняли, как несладко пришлось вашему покорному слуге на занятиях, проводившихся обладателем Кубка Европы по ралли, заслуженным мастером спорта и главным идеологом школы водительского мастерства quattro Евгением Васиным.

Ну а теперь серьезно. Что же собой представляет школа водительского мастерства quattro? Начнем с истории: основанная в 2001 году школа стала в сущности первым «учебным заведением», созданным в нашей стране зарубежным автопроизводителем. Она всегда пользовалась заслуженной популярностью, а программы и методики обучения постоянно развивались. В последнем немалая заслуга ее шеф-инструктора Евгения Васина. На сегодняшний день школа предлагает программы различной направленности: есть курсы для начинающих и курсы для желающих поднять свой водительский уровень. В этом году участников школы quattro в Карелии ждет новое место проведения занятий, новая программа и новые автомобили. Для обучения подготовлены автомобили Audi A6 3.0 TDI, главным достоинством которых, с моей точки зрения, является то, что их поведение благодаря «честному» полному приводу принципиально не отличается от поведения большинства машин с аналогичной трансмиссией (в том числе и внедорожников). Значит, навыки, полученные за рулем этой «парты», пригодятся и на других моделях.

Инструктор держит дистанцию

А теперь давайте попробуем понять, что же представляет собой карельская программа «Четыре дня с quattro». День первый включает в себя перелет, трансфер до отеля «Калевала» (он расположен на берегу озера Ушкезеро в 35 километрах от Петрозаводска) и отдых. Основные события начинаются на следующий день. С утра традиционный брифинг перед первым занятием, помогающий понять идеологию школы quattro и способы обучения. Потом следует первый урок – правильная (именно правильная, а не привычная) посадка, расположение рулевого колеса, рук и ног во время управления автомобилем. Все это особенно важно с учетом того, что последующее обучение происходит без непосредственного контакта с инструкторами школы (за исключением небольших вводных во время смены упражнений). Дело в том, что одной из особенностей школы quattro, кстати говоря, являющейся на сегодняшний день довольно распространенной среди профессиональных школ водительского мастерства, является физическое отсутствие инструктора в автомобиле. Источником подсказок во время практических заданий (а они составляют 95% времени обучения) является рация. При этом наблюдающие за действиями учеников инструкторы находятся на некотором удалении, и им хорошо видны все ошибки пилотирования.

Не могу сказать, что подобная методика идеальна. У нее есть существенные недостатки. Например, она не слишком подходит для обучения людей с неустановившимися навыками правильной посадки и работы рулем. В этом случае в управлении происходят постоянные сбои, которые нужно вовремя поправлять, чтобы ошибки не «заучились», не входили в привычку. И на этом этапе инструктор в машине, как мне кажется, незаменим. А вот на остальных стадиях обучения «дистанционная» методика себя вполне оправдывает.

Лед как средство ломки стереотипов

Упражнения в школе quattro, как и в любой нормальной методике, меняются от простого к все более и более сложному (таким образом ученику дается возможность понять поведение машины и что называется, «вкататься»). А в коротких перерывах между упражнениями Евгений Васин, объясняя следующее задание, заостряет внимание на том, как надо загружать колеса перед маневром и как поддерживать баланс автомобиля для наиболее эффективного (а не эффектного) движения. То есть пропагандирует стиль езды, который просто-таки ненавистен спортивным фотографам всего мира… А дальше начинаются нюансы. Там, где высокому внедорожнику для загрузки управляемых колес достаточно просто сброса газа, А6 с его низким центром тяжести требовал довольно интенсивной работы тормозами. Тем интереснее и познавательнее стал для меня процесс обучения. Хотя ломать устоявшиеся навыки оказалось ох как непросто.

Постепенно упражнения все более усложняются, и наконецмыдобираемся до самого «вкусного» – бокового скольжения. Те, кто смотрел репортажи с ипподромных гонок на льду, наверное, обращали внимание, что основнуючасть дуги поворотамашиныэффектно скользят с передними колесами, повернутыми в сторону поворота, а не в сторону заноса, какмыпривыкли в обычной жизни. Это и есть боковое скольжение, спортивный прием, редко используемый на дороге, но очень эффективный в спорте. Более того, любое боковое скольжение здесь начинается со специально вызванного заноса и дальнейшего его поддержания.

Вот тут-то у меня и начались проблемы…Многолетняя привычка гасить занос в зародыше взяла свое. Организм без всякого моего участия расправлялся с заносами, вызванными контрсмещениями, раньше, чем я успевал что-либо сделать. Как следствие большая часть времени у меня прошла во «внутренней» борьбе, а как только разум начал опережать выработанные за годы вождения навыки, время, отведенное на отработку приема, увы, закончилось. Затем пришло время заданий, дающих очень ценное на зимней дороге умение связать несколько последовательных поворотов в один непрерывный маневр. Таким образом курсантов учат видеть и чувствовать дорогу и в зависимости от увиденного планировать траекторию движения. Вот здесь-то в полной мере и показали себя возможности ледовых полей Карелии. Рядом с совершенно недоступной в застроенном Подмосковье площадкой фантастической длины (более 800 метров) была организована трасса, включающая в себя связки поворотов различного характера. В ходе ее прохождения все преподанные нам уроки трансформировались в реальную езду. И сразу же стало видно, кто чему научился и соответственно кому и над чем надо еще поработать.

Гоночное такси

Естественно, четырехдневный учебный курс не способен сделать из обычного водителя спортсмена. Тем более это невозможно прямо сейчас и здесь. Но, с другой стороны, этого и не требуется. Курсы дают другое: каждый, кто их прошел, получает начальное понимание того, как надо вести себя на зимней дороге. Он начинает предвидеть ситуацию, не бояться ее и знать, как с ней бороться. И, самое главное, в какой-то момент он начинает осознавать, где находится предел возможностей, определяемый законамифизики, а что при желании может быть подчинено воле человека. И в этом плане очень познавательной стала заключительная поездка на «гоночном такси», ведомом Евгением Васиным. В ходе ее все сказанное на предыдущих занятиях о поддержании баланса автомобиля и об управлении тягой в повороте нашло подтверждение в совершенно неэффектном, но очень эффективном и быстром движении. Движении, где направления задавались короткими небольшими поворотами руля и поддерживались точно дозированной подачей газа. Очень познавательная вышла поездка. Действительно, зачем учиться на собственных ошибках и бороться с последствиями собственных заблуждений, когда есть люди, которые могут показать, и, самое главное, объяснить и научить, как ездить эффективно и быстро. Хотя, повторюсь, скорее всего, найдутся индивидуумы, которым привычнее полагаться на собственный опыт, считая его абсолютным критерием истины. Более того, некоторые из них до сих пор уверены, что Земля – нечто плоское и статичное…

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты