Большая страна за Великой стеной

Дневники транскитайского автопробега. Часть третья, заключительная: «Дальневосточная цивилизация»

Путь из Шанхая в Маньчжурию по наиболее развитым промышленным восточным районам Китая стал для участников автопробега «Москва – Урал – Шанхай» финальным отрезком транскитайского маршрута. Но Поднебесная оказалась столь многогранной, что не переставала нас удивлять и спустя месяц после пересечения ее границ.

Скажу сразу: сегодня на звание «китайской Венеции» претендуют сразу несколько городов, расположенных поблизости отШанхая. Причем лучшей среди «венеций», по данным Интернета, признан населенный пункт Сучжоу. В его сторону мы, собственно, и движемся…И действительно, спустя некоторое время я замечаю, что воды вокруг становится все больше. Пруды, каналы, болота, затопленные поля. При этом беспристрастный альтиметр показывает, что мы находимся примерно на уровне моря, а иногда и ниже. Еще характерная деталь: вода в большинстве каналов стоит почти вровень с берегами, отчего иной раз кажется, что какая-нибудь баржа «едет» прямо по рисовому полю. А вот собственно и сам город… На въезде в Сучжоу висят указатели к туристическим достопримечательностям, но в списках только сады и парки (обещанных каналов нет). За ними нас отправляют в… город Чунчан, и мы послушно берем новый азимут. Вскоре по обеим сторонам дороги появляются маленькие двухэтажные поселки, построенные между полей и каналов. Дома в этих поселках не старые, но обшарпанные, одна часть улиц – извилистые переулки, а другая – каналы, похожие на канализацию. И там и там идет торговля. Чтото на Венецию не похоже...

На местных заправках солярки по-прежнему нет, и нам остается надеяться на чудо. Топлива в обрез. Но вместо чуда мы получаем…креветок. Да-да, здесь, в сотне километров от моря, трудолюбивые китайцы успешно разводят эту морскую живность в искусственных прудах, налитых привозной морской водой! Проезжая вдоль одного такого пруда, мы видим, как выловленных креветок перегружают из лодки в грузовик. И останавливаемся. Взглянув на лодку, я не поверил глазам – она оказалась сделанной из… железобетона (в свое время этот материал для производства судовых корпусов считался достаточно перспективным).

Поплутав по местным дорожкам, мы все-таки доехали до небольшого рыбацкого городка на берегу огромного озера, показавшегося нам искомым Чунчаном, и попали в совершенно другой мир. Городок является не просто «туристическим музеем», а реальным живым объектом. Тут были и лодки для катания туристов и «вобла» всяческих сортов (от килек до сомов). Настоящая соленая рыба, как у нас. Старые дома выходят фасадами на воду. Но при этом есть и набережные, и нормальные переулки. Всюду кипит жизнь. Люди что-то готовят, шьют, ремонтируют и продают. В лавочках много жемчуга, в том числе толченого – популярное косметическое средство. Тут же старая китайская мебель, статуэтки, бамбуковые поделки и шелк (им вместо пуха набивают одеяла). Дома образуют лабиринты дворов. В некоторых есть садики и мини-огороды.

Много мостов через каналы. Проходя по одному из них, видимфантастическую картину: некий человек на лодке катает… бакланов. Настоящих, черных, с перьями и клювами. На самом деле это специальные бакланы, натасканные на подводную ловлю рыбы. То есть они хватают ее и приносят хозяину. А вот и лодка мусорщиков – в их задачу входит собирать с водной глади всякую дрянь и таким образом поддерживать каналы в чистоте. Но больше всего было легких лодок с туристами. Причем в качестве гондольеров работали бодрые китаянки, распевавшие во все горло народные песни. При этом лодками они управляли не как-нибудь, а по-венециански, стоя на корме и орудуя весломрулем.

А дальше еще интересней: в какой-то момент стало ясно, что для жителей этого городка мы ничуть не меньшая диковина, чем они для нас. Похоже, несмотря на туристический статус этого населенного пункта, европейцы заглядывают сюда крайне редко. Как следствие местные чуть ли не показывали на нас пальцем и постоянно норовили потрогать. В общем, глядя на это дело, мы решили перейти к водному способу передвижения, отправившись кататься на лодке с одной из поющих «гондольерш». Заплатили по 15 юаней с человека и поплыли. Сначала вырулили из центрального залива в большое озеро. Здесь, уткнувшись носами в берег, были пришвартованы железобетонные баржи с капитальными жилыми надстройками. Этакие плавучие сараи, в которых постоянно живут люди. По озеру во всех направлениях сновали лодки разных размеров. А мимо них, поднимая волну, на всех парах шла…косилка для водорослей. Обогнув островок с павильоном, похожим на пагоду, мы вернулись вновь в городскую черту. И поплыли по центральному каналу и его «притокам». Накатавшись, пошли бродить дальше – в строну от туристических районов. Впрочем, там было все то же самое, только менее ухоженное. Узкие улочки, каналы, ступеньки к воде, стирающие белье женщины и толпа пионеров, бегущих из школы.

Город небоскребов

На пути в Шанхай поиски солярки продолжились. Но, увы, близость к мегаполису означала лишь увеличение очередей на заправках: все ждали, что вожделенное топливо вот-вот подвезут, но его так и не подвозили. И лишь на одной колонке, где ожидающих вообще не было, удалось выпросить 20 литров (объяснив, что нам не хватит до Шанхая). Нам пошли навстречу и, задействовав выключенную колонку, налили топлива из резерва, который должен всегда оставаться в цистерне. Приближение Шанхая было заметно по количеству заводов вдоль дороги. Но, что удивительно, даже самые ничтожные клочки между промзонами были заняты под огороды. В этой связи возникает один вопрос: насколько полезны выращенные в таких условиях овощи? Тем временем автобан стал заметношире: вместо традиционных двух полос уже четыре. И огромные расширения перед пропускными постами… Чтобы не тормозить движение, эти посты делают «слоями». Сначала почти вся ширина проезжей части отдается для проезда легкового автотранспорта, а две свободные полосы остаются для проезда грузовиков, а через 400 метров – наоборот. А вскоре мы благополучно пересекли городскую черту…

Шанхай монументален: широкие улицы, многоуровневые развязки и подсветка дорог. По населению это самый большой город Китая (далеко за 20 миллионов), а вот по площади сказать сложно. Такое впечатление, что он все-таки… меньше Москвы. А столько жителей здесь помещается исключительно за счет плотного многоэтажного строительства, маленьких квартир и многоярусных кроватей в комнатах (они видны сквозь окна первых этажей). Есть тут и метро. Современное, но пока еще не очень развитое. Станции – с прозрачными загородками у путей и прозрачными же дверями. Поезда новые, перегоны короткие, схема пересадок проста. А вот на поверхности ориентироваться не в пример сложнее. И даже с хорошей картой разобраться в хитросплетении городских улиц ой как нелегко (глаз не воспринимает иероглифы вывесок как опознавательные знаки). В какой-то момент мы достаточно долго ехали через темные трущобы, прижатые к железной дороге. И вдруг поворот, выезд на эстакаду – и вот мы уже в другомШанхае. Красиво подсвеченные небоскребы, яркая реклама, прожектора и высотные новостройки…

Приезжаем на набережную реки Хуан-Пу, в самый центр. По реке идут вереницы барж; идут почти без света – только с минимумом ходовых огней. Напротив, через реку – еще один район небоскребов и усыпанная яркими огнями телебашня. На набережной народ. Вдоль парапета не протолкнуться – все фотографируются. Тут же набегают торговцы часами: «Купите! Настоящие Seiko, Rolex. Недорого, сто юаней!» Мы игнорируем это «заманчивое» предложение, и вскоре цена падает: «Два за сто!», «Три за сто!»… И наконец «Пять за сто!» – «А может, тогда сразу десять?» – не удержавшись, спрашиваю я. «Нет, я не могу, буду в убытке», – доверительно признается «часовщик».

В Шанхае старого города как такового не осталось. Но при этом в центре много парков, образующих целую систему зеленых зон. Причем в некоторых из этих «оазисов» имеются даже прудики с золотыми рыбками и лебедями. Среди небоскребов попадаются и «островки» архитектуры 20–30-х годов прошлого века. По большей части это бывшие здания различных учреждений и банков. Сейчас там тоже какието конторы. Иногда мелькают двухэтажные жилые домики, но их мало. Есть более поздние пятиэтажки, но они тоже редки. В общем, все перемешано. Плюс множество эстакад и многоуровневых развязок. Но в целом небоскребы для Шанхая – красивый фон, они формируют стильно-рваный горизонт современного города.

В одном из парков – толпа: мы видим какое-то сборище людей предпенсионного и пенсионного возраста. У всех в руках исписанные крупными иероглифами бумажки. Оказалось, это…ярмарка невест по-китайски. То есть родители приходят в такие места знакомиться между собой. А на листах – параметры детей, которых они собрались выдать замуж или женить. Понравились одни родители другим, да еще и параметры детей подходящие – тут же о свадьбе и договариваются. Но на самом деле, как говорят, этот договор все-таки еще не совсем помолвка. Для начала родители знакомят детей, а те сами решают – создавать им семью или нет.

И вот еще какое неприятное наблюдение: при всей своей добродушности китайцы никогда не упустят случая залезть в чужой карман. Как в прямом, так и в переносном смысле. И сделают это с самой приятной улыбкой на лице. Нет, правда, то в магазине пытаются два раза пробить один и тот же чек, то просят дополнительных денег за каждое лишнее движение (дескать, это не входит в их прямые обязанности), то еще что-нибудь придумают. В общем, всюду приходится держать ухо востро, пересчитывать сдачу и проверять суммы. Что же касается обычных карманников, то в толпе на центральных улицах их тоже хватает. Кстати, большинство китайцев уверено, что у иностранцев денег, что называется, куры не клюют. Поэтому в лавочках вам сначала будут называть совершенно немыслимые цены. Но стоит поторговаться (обязательно приветливо и с улыбкой), как цены встают на свои места.

Русский дух

Побывали мы и на встрече «Русского клуба Шанхая» в одном из городских ресторанчиков на свежем воздухе. Туда пришло человек 80. Большинство живут в Китае по нескольку лет и в Россию возвращаться не хотят.Прижились здесь, обрубив дома все связи, но гражданство сохраняют. Занимаются продажей китайских товаров в Россию. Рассказываемо пробеге и оставляем на память медный колокол с гербами Каменска-Уральского иШанхая (тем самым символизируя финиш нашего официального маршрута). Рассаживаемся за столы. Появляется благая мысль взять гитару, и мы поем до поздней ночи.

Ну вот и все, теперь можно и домой…Но на дорожку решаем сходить в баню, китайскую. Надо сказать, баня – одно из наиболее видных и узнаваемых заведений в каждом китайском городе. Снаружи – что-то среднее между Большим театром и провинциальным домом культуры. Внутри – смесь ампира и барокко. Мужской и женский залы – раздельно. В зале множество бассейнов с водой разной температуры и всякими дополнениями типа гидромассажа. Есть даже бассейн с рыбками, где плавают сотни мальков и кусают опущенные в воду ноги!Щекотно, но приятно. Парилок две. Одна теплая (до 50 градусов), другая – горячая (около 65 градусов). Пошли, разумеется, во вторую. Верхних полок и веников нет. Каменка по центру. Поддаешь пару и разгоняешь его полотенцем.Мы поддали и разогнали как следует – паром «сдуло» сидевших там китайцев. Впрочем, жара испугались не все. Один из посетителей вернулся с бутылкой пива и, как положено, подлил на камни ко всеобщему удовольствию.

Из города выбирались по вечерним пробкам. Движение – уму непостижимо. Так, повернуть налево из левого ряда можно не везде. На некоторых перекрестках это надо делать из…ряда правого (так на разметке обозначено). При этом все едут куда хотят и, начиная маневр, похоже, даже не смотрят по сторонам. Что же до малого для такого хаоса количества аварий, то этот парадокс объясняется достаточно просто – движение на улицах китайских городов очень медленное и плавное. Тут нет «светофорных гонок» и резких стартов, но при этом каждый водитель готов, что ему под колеса кто-то кинется.

Путь на север

Долгая дорога домой. Отныне каждый пройденный километр будет приближать нас к России… Выбираемся с Шанхайского полуострова и держим направление на Пекин. Дорога очень оживлена. Похолодало. За окнами все те же рисовые поля, пруды и каналы. Пейзаж почти не меняется. Разве что огороды постепенно растут в размерах, прудов становится меньше, каналы уже, а рис сменяется пшеницей и соей. В это время у китайцев страда – жатва и посев озимых одновременно. Все тот же ручной труд. Но чем дальше, тем меньше в полях буйволов и больше маленьких «тракторишек» и культиваторов. К вечеру добрались до родины Конфуция, города Куфу. Но, увы, в этом населенном пункте не чувствуется связи с древностью, и мы опять селимся на окраине с широкими прямыми проспектами и фонарямигроздьями. Еще нет и десяти часов вечера, но все рестораны в окрестностях уже закрыты. Ладно, утро вечера мудренее…

И действительно, сквозь рассветную дымку проглядывают очертания старинных стен и башен. Туда мы и отправились. Здесь, в старом городе, есть монастырь, построенный после смерти Конфуция его учениками. А чуть дальше, за городской чертой – парк на месте имения потомков мыслителя. Тут же, на дальней окраине парка, находится могила Конфуция, при жизни бывшего непонятым окружающими рядовым чиновником.

Что же касается окраин города, то по сути это деревня. Огороды с теплицами, тележки, везущие навоз, и куры, бегающие по асфальту. И тут же под боком какая-то бесконечная стройка. А вот и парк из огромных старых статуй. Кстати, по традиции при восхождении на престол все китайские императоры ходили поклониться могиле Конфуция. В общем, мы идем дорогой императоров…Могилафилософа – земляной холм, заросший лопухами (по сути – курган). Перед ним – две каменные стелы и плита из неизвестного материала. На вид – камень, но если постучать, то гудит как металлический бак… Но, увы, нам пора двигаться дальше: согласно намеченному плану сегодня надо добраться до Пекина. И снова по обеим сторонамдороги поля.Правда, водыстановится все меньше, а кукурузы и хлопка – больше.Мыедемпо Великой Китайской равнине. Земле, которая возделывается уже несколько тысяч лет.

Навстречу Олимпиаде

Далеко за полночь въезжаем в Пекин. Город сразу же поражает своими размерами и обилием света. Это даже не Шанхай! Как и подобает столице, Пекин освещен равномерно и ярко. Тут светятся не просто отдельные кварталы – сияет весь город. Да, небоскребы тут пониже, чем в Шанхае, но их заметно больше. Планировка города типа московской – почти радиально-кольцевая. Всего пять колец. Но между ними кварталы квадратно-гнездового типа, а сами кольца – скорее квадраты со скругленными углами. Весь центр – сплошная стройка. Повсеместно сносят старые дома и строят современные небоскребы. В общем, стараются успеть преобразить город к Олимпиаде-2008. В Пекине наша группа временно разделилась. В то время как мои попутчики отправились заниматься бизнесом, я рванул на Великую стену. Дело в том, что здесь, под Пекином, это сооружение наиболее грандиозно и величественно. И к тому же, насколько мне известно, «околостоличный» отрезок стены восстановлен до исторически достоверного состояния.

До стены почти 80 км от города. Дорога шла через густонаселенные пригороды, пока не показались горы. Невысокие, но…дикие. По мере подъема застройка стала реже, а потом и вовсе исчезла. А вместо нее по склонам яркими пятнами пошла красная листва осенних кустов. И вдруг появилась Стена. Она круто уходила от дороги в горы и была гораздо больше той, что я видел на западе. Здесь, в районе Пекина, выстроена целая оборонительная линия, по многослойности сопоставимая с линиями Мажино и Маннергейма. С той разницей, что возвели ее на много веков раньше. Следующая стена, перескакивающая дорогу, тоже оказалась не главной. И лишь третья, самая монументальная, что называется, подошла. Даже издали, с дороги, было видно, сколько там народу, идущего к башне, расположенной в самой высокой точке видимой местности. Надо сказать, что этот участок Великой стены действительно грандиозен. Она настолько массивна, что, если бы не постоянные ступеньки, по ней можно было бы ездить на автомобиле.

При этом сооружение повторяет очертания всех холмов и до того точно копирует рельеф, что в ущельях обрывается вниз полуметровыми ступенями, чтобы через несколько метров вновь так же подняться. Неподготовленному человеку по стене ходить вообще не рекомендуется. А там, где ступенек нет, есть пологие скользкие каменные полы, натертые и вытоптанные за столетия. По ним можно съехать вниз, как по горке. Ровных участков почти нет, разве что полы в башнях, поставленных по главной стене через каждые сто метров. Большинство туристов доходит до третьей башни, расположенной на вершине холма. Там же продают сертификаты о посещении, и стоит очередь на фотографирование (к этому месту снизу ведет фуникулер). В попытке оторваться от толпы туристов и навязчивых торговцев «древностями» прохожу по стене еще пару километров и в итоге спускаюсь на землю через малоприметный выход. И заметьте, здесь уже нет никаких касс...

В двух шагах от Кореи

Тем временем мы продолжаем путь на северо-восток в сторону Харбина. Вдоль трассы все та же Великая Китайская равнина с постепенно меняющимся пейзажем. Главное изменение – увеличились размеры полей, кукурузные плантации тянутся от горизонта до горизонта. Жатва уже заканчивается, а кое-где дожигают солому и пашут. Кстати, судя по GPS, мы приблизились к морю, которого, впрочем, так и не увидели.

К ночи въехали в город Шеньян. Большой и наиболее социалистический по своему облику из всех виденных нами в Китае. Наверное, сказывается соседство:Шеньян – ближайший крупный город со стороны Северной Кореи. Будь он «капиталистическим», бедные трудящиеся КНДР, приезжающие на экскурсии в братскую страну, просто падали бы в обморок прямо на улицах. А так вроде бы все как положено…Есть даже огромная площадь с памятником Мао. И площади с монументами поменьше. Дома – бетонные коробки в советском стиле.

Проблемы с дизельным топливом продолжаются. Оно в общемто есть, но в количестве двадцать литров на машину (хорошо хоть не по талонам). Наутро «совок» продолжился: в одной из машин ночью слили дефицитную солярку. Странно, что не в обеих... Снова заправляемся по лимиту, выруливаем на автобан и мчимся до следующей заправки. Только там, обогнув очередь из грузовиков и попросив пропустить, заливаем полные баки и канистру.

Постепенно пейзаж меняется. Поля становятся еще больше, лесополосы еще шире, да и вообще местность начинает напоминать наши забайкальские степи. В полях – кукуруза и подсолнухи. Семена того и другого снова сушат на улицах и молотят во дворах. Вдоль дороги появляются облепиховые кусты. Каналов и вообще воды становится мало, а на дорогах все больше средств «малой механизации». Ночью въезжаем в Харбин. Город встречает нас морем огней и сочетанием современных домов с ничем не примечательными одноэтажными постройками середины ХХ века. Ожидаемого обилия русских надписей нет. То есть они вообще отсутствуют... Утренний Харбин произвел впечатление нормального, не перегруженного людьми и машинами города. Парки, музеи, набережная и широкие улицы. Велосипедистов мало – тут снова стало холодно. Зато на заправках опять свободно и, о чудо, появляется дизельное топливо.

Внутренняя Монголия

За городом всюду дымы – на полях жгут оставшуюся кукурузную стерню. Что же до соломы, то ее перевозят огромными возами на маломощных тракторах. Тащится такое по дороге и занимает собой половину проезжей части. Пересекаем границу Внутренней Монголии, и все изменяется. Тут проще и беднее, но… свободнее. Между полями появляются участки степи, где пасется скот или просто гуляет ветер. То и дело попадаются заросли облепихи. В небе кружат орлы. Деревни сплошь из кирпичных и бетонных одноэтажных домиков с двускатными крышами. Что удивительно, тут очень большие окна. И это несмотря на холодные зимы. Объяснить этот феномен мне никто не смог. В одном месте прямо в степи с нуля строят новый город. Разноцветные дома, веселые краски. Но он пока еще не заселен. Спустя некоторое время сворачиваем с трассы и заезжаем в поселок. Пыльные улицы, лачуги, отапливаемые углем, торговля прямо с тележек и броуновское движение местных жителей. Народ здесь приветливый и дружелюбный. Пытаемся общаться, насколько хватает познаний в языках. Обращаем внимание, что все уже одеты по-зимнему. На закате пересекаем Большой Хинган – невысокие, пологие, но все равно очень красивые горы. Появились небольшие сосняки и березовые рощицы (редкие для Китая леса). По пейзажу чувствуется приближение России. На высоте дорога уже заледенела, а по краям ее лежат сугробы. Иногда прямо с трассы в поле сворачивает грунтовка и виднеется электролиния, идущая в том же направлении: гдето там между горами находится деревня. В одной из горных деревень (три дома) останавливаемся купить воды. Пытаемся объясниться на пальцах. И тут вдруг появляется парень, неплохо говорящий по-русски. Откуда он в этой китайской глуши?..

На сопках Маньчжурии

Ночь, в горах темень, и лишь дорога внизу высвечивается цепочкой огней двигающихся по ней машин. И вдруг в ложбине показался город. Большой, яркий, со светящимся неоном рекламы и единственным выездом на трассу. Без сожаления проезжаем мимо. Спустя некоторое время минуем еще два города, трасса пронизывает их насквозь. Отмечаем, что это современные большие поселения. В одном из них на центральной площади возвышается художественная композиция из десятка повозок, которые тащит один здоровенный вол. Впечатляет, по крайней мере, своими размерами. Характерная деталь: на вывесках и дорожных указателях пропали английские «расшифровки», но при этом рядом с китайскими иероглифами появились… «столбики» старомонгольской письменности. И вот приятный сюрприз – километров за двести до Маньчжурии появились русские буквы!

Едем по автобану, который еще официально не открыт, а потому пролетаем оплатные пункты насквозь со свистом, смотрим на пластиковые чучела гаишников, поставленные на разделительной полосе для устрашения водителей, и в конце концов оказываемся в приграничном городе Маньчжурия. Городе с русскими вывесками.

Весь следующий день наши сопровождающие решают какието вопросы с таможней, а мы, пользуясь временем, перепаковываем вещи, достаем зимние шмотки и отправляемся гулять. Тут и правда забавно... Центральная улица города полностью состоит из магазинчиков с русскими вывесками. Торгуют чем ни попадя. В основном это дешевое барахло очень низкого качества. Внимания заслуживают лишь стройматериалы и сантехника. Есть и, мягко говоря, своеобразный рынок, где продают армейские шинели вперемежку с… сырыми поросячьими хвостами. А еще в городе полнымполно странных фигур и скульптурных композиций – например, борцы за свободу Маньчжурии, дети в цепях и львы с голыми девами на спине. За городом в степи есть даже парк скульптур, посвященных России, в котором рядом стоят уменьшенные копии монументов «Рабочий и колхозница», «Медный всадник», «Родина-мать», а также другие классические изваяния…

На терминале огромная очередь. Российских машин полнымполно, а китайские пограничники пропускают без очереди земляков, коих тоже хватает. В итоге процесс выезда из Китая занял не меньше пяти часов. Но зато удивительно быстро и легко проходим российские кордоны. «Мы из пробега возвращаемся, нам бы домой поскорее!» Наши пограничники и таможенники подходят к вопросу с пониманием и оформляют «возвращение» почти не глядя...

P.S. В Москву из Читы я вылетел уже на следующий день. Что же до основной группы нашей дружной «транскитайской» экспедиции, то она еще почти неделю добиралась до своего родного города КаменскаУральского.

текст и фото:
Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты