А было ли ралли?

Баха «Голубые озера. Зима». Первый этап Кубка России. Тверская обл.

После новогодних каникул и несостоявшегося «Дакара» зима, похоже, собиралась вступить в свои права. Накануне открывавшей внедорожный кубковый сезон бахи c романтичным названием «Голубые озера» снег кружился и клубил поземкою. На соревнование, проходившее в Кувшиновском районе Тверской области, собралось почти четыре десятка экипажей. И все бы ничего, но организаторам пришлось остановить гонку вскоре после старта. Капризы погоды? Просчеты при подготовке трассы?

Прошло четыре месяца с тех пор, как в сентябре минувшего года состоялся четвертый этап Кубка России. Напомним, что пятый этап, а именно «Бологое-осень» (по идее, именно он должен был завершать сезон 2007 года), был отменен комиссией РАФ по ралли-рейдам. По официальной версии такое решение было обусловлено тем, что организатор не представил в срок регламент соревнования. По версии неофициальной сложности возникли на стадии согласования с местными властями. Как бы то ни было, но на этот раз за дело взялся известный организатор трофи-рейдов тверской джип-клуб «Лебедушка». И уже 17 января частный регламент первого этапа Кубка России по ралли-рейдам был утвержден. Тут, вероятно, имеет смысл пояснить, что все этапы Чемпионата и Кубка России проводятся по дополнительному (частному) регламенту соревнования. Причем последний составляется организатором в соответствии с требованиями спортивного кодекса Российской автомобильной федерации, правилами проведения соревнований по ралли-рейдам, а также регламентом РАФ. Кроме того, организаторы обязаны подготовить план безопасности соревнования и схему трассы.

Место для «Голубых озер» было найдено в стороне от крупных населенных пунктов, а с обустройством 20-километрового кольца, проложенного «по грейдеру и лесным дорогам», помогли работники Ранцевского торфопредприятия. Гонщикам предстояло «намотать» десять кругов. Казалось бы, предусмотрено было все и даже больше: вдоль трассы представителей СМИ по узкоколейке катал небольшой поезд, состоящий из паровоза и «пресс-вагона». Не были забыты и специальные смотровые площадки для зрителей. В общем, практически образцово показательное соревнование. Настораживали лишь пометки в дорожной книге: начиная с пятнадцатого километра в ней подозрительно часто значилось слово «вязко»! Хотя согласно прогнозу Гидрометцентра РФ в третьей декаде января температурный фон должен был опуститься до минус десяти градусов по Цельсию, а стало быть, беспокоиться было не о чем.

А еще надо отметить, что администрация Кувшиновского района оказалась на удивление гостеприимной и по случаю гонки организовала настоящий праздник для гостей и местных жителей. Торжественное открытие соревнования состоялось на мотокроссовой трассе города Кувшиново, после чего на бесплатных автобусах болельщиков доставили к месту старта специального участка в поселок торфяников Ранцево, что в 18 км от райцентра. Кстати о болельщиках: желающих увидеть выступление прославленных российских пилотов - Леонида Новицкого, Алексея Беркута, БиньяминаДжепаева-собралось, мягко говоря, немало. Не подвели и участники: 38 экипажей - серьезное количество даже по меркам Чемпионата. Возможно, в данном случае сказалось то, что начиная с 2008 года на Кубок могут претендовать все, кроме действующих Чемпионов России (в прошлом году это касалось гонщиков листа приоритета РАФ). Таким образом, у начинающих пилотов, с одной стороны, появилась возможность посостязаться с опытными спортсменами, а с другой - немало экипажей рассматривали «Голубые озера» как тренировку перед первым этапом Чемпионата - международной бахой «Северный лес». Но буквально за несколько часов до старта входе проверки организаторами маршрута специального участка стало ясно - около трех километров трассы размокли из-за наступившей оттепели. Как назло, это произошло в одном из мест, где обгон или объезд практически нереален. Но поскольку что-либо менять было уже поздно, организаторы в срочном порядке мобилизовали гусеничный трактор для возможной эвакуации застрявших автомобилей.

Первыми на трассу ралли-рейда ушли чемпионы России Леонид Новицкий и ОлегТю-пенкин. Правда, стартовали они не на своем «дакаровском» прототипе, а на серийном Mitsubishi Pajero (они приехали для тренировки). Вслед за ними в зачетной группе «Рейд-спорт» на непривычном Subaru VRC стартовали Алексей Беркут и Антон Николаев. Вскоре в штаб ралли поступила информация, что Новицкий не вписывается в поворот и «улетает» в сугроб. Экипаж быстро выбирается из снежного плена и продолжает гонку, но мониторинг гонки показывает, что чемпион России теряет несколько позиций и на втором круге показывает лишь третий результат. При этом лидерство захватывает Беркут, на вторую позицию выходит Биньямин Джепаев на УАЗе.

А дальше произошло непредвиденное (или, наоборот, неизбежное?): на втором круге восемь экипажей застряли на разбитом участке трассы (помните надписи «вязко»?). Попытки вырваться из липкого плена при помощи лопат и сенд-траков не увенчались успехом - это вам не пески Сахары. Спустя некоторое время служба безопасности гонки с места затора сообщила, что ситуация на трассе вышла из-под контроля. В итоге руководитель соревнования Игорь Сухов принимает непростое решение остановить гонку и отправить экипажи в режиме дорожной секции в закрытый парк.

Вот, в общем-то, и все... Гонки не получилось, и по логике вещей надо бы возвращать заявочные взносы. Но не все так просто. Во-первых, как-никак они составляют от 6000 (национальный зачет) до 18 000 рублей (Super Production), а во-вторых, деньги-то потрачены. И организаторы придумали гениальный ход: нужно сделать вид, что ралли все-таки состоялось! И вот собравшимся на брифинг обескураженным участникам растолковали, что согласно нормативным документам РАФ соревнование считается состоявшимся, если участниками было пройдено более 30% маршрута. С одной стороны, вроде как сходится (даже для тех, кто успел проехать три круга). Однако, если добавить сюда и дорожную секцию... Впрочем, даже эту «купированную» дистанцию смогли преодолеть менее трети экипажей. К тому же, если посмотреть итоговую классификацию, то можно сделать вывод, что в ней учтены результаты только одного круга, который Беркут прошел за 21 минуту 59 секунд, а отставание девятого и последнего попавшего в нее экипажа Михаила Анциферова составило 49 минут. Таким образом, в зачет на первом этапе Кубка России по ралли-рейдам попали девять автомобилей и все категории Super Production (Т1). И вполне понятно, почему во время подведения итогов гонки в Кувшиновском районном центре досуга основным вопросом был «горьковско-самгинский»: «А было ли ралли?».

Ответ был получен менее чем через две недели. После долгого обсуждения на открытом заседании комиссии по ралли-рейдам РАФ было принято решение считать первый этап Кубка России несостоявшимся. При этом судейский корпус отказался от оплаты своего труда на этом соревновании (тем самым судьи попытались хотя бы частично компенсировать финансовые затраты участников). Вот что сказал по этому поводу председатель комиссии Владимир Королев: «Наступивший сезон начался совсем не так, как всем нам хотелось бы.... Ошибки в организации соревнования очевидны. Это большой тяжелый урок, из которого сделаны выводы. Надеюсь, что этот горький опыт нас не разобщит...».

P.S. Что ж, хочется думать, что так оно и будет. В противном случае под угрозой срыва окажется не только проведение второго, весеннего, этапа в Бологовском районе, но и вся кубковая серия.

текст: Константин КОМКОВ
фото: Александр ДАВИДЮК
Николай ПАЗЮК


КУВШИНОВО

Кувшиновский район Тверской области изобилует торфяниками и небольшими водоемами. Однако растущие в них кувшинки (это растение изображено на районном гербе) к названию города имеют самое отдаленное отношение. Город, расположенный на стрелке рек Осуги и Негочи, вырос на месте сельца Каменское, владелец которого граф Мусин-Пушкин основал небольшое бумажное предприятие, на котором работали крепостные крестьяне. Через 40 лет предприятие приобрел московский купец первой гильдии Михаил Кувшинов. Дочь купца Юлия Михайловна, руководившая фабрикой почти четверть века вплоть до 1917 года, внесла огромный вклад в развитие не только производства, но и самого села, со временем превратившегося в г. Каменка. В итоге благодарные потомки переименовали город в Кувшиново. В конце позапрошлого столетия несколько лет здесь жил Максим Горький. Наблюдения именно этого периода нашли отражение в романах «Мать» и «Жизнь Клима Самгина».

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты