Есть контакт!

«Пробой» масляного поддона двигателя вилкой крестовины переднего карданного вала на Defender 2007. Следственный эксперимент

Во время теста Land Rover Defender 2007 модельного года (см.: «Трудности перехода» ORD. 2007. №12) произошло неприятное событие. Масляный поддон дизельного двигателя был банально пробит крестовиной переднего моста. Ситуация требовала разъяснений, и мы попытались дать техническое обоснование. Но, осознавая, что любое теоретическое предположение без практических доказательств есть ничто, спустя два с половиной месяца (лучше поздно, чем никогда) мы решили провести эксперимент.

Задача, стоящая перед нашей тестовой группой, была нетривиальна: требовалось «пробить» картер двигателя карданной вилкой. Причем «пробивать» планировалось на двух автомобилях: во-первых, это Land Rover Defender 110 2007 модельного года (так называемый «новый») с двигателем DuraTorq корпорации Ford, а во-вторых, Land Rover Defender 110 предыдущего поколения с двигателем TD5.План проведения эксперимента таков: на статичноймашине, «задранной» на подъемнике, с помощью приспособлений мы попытаемся смоделировать нагрузки, приходящиеся на подвеску и двигатель автомобиля при движении с высокой скоростью по неровностям.

А калач-то тертый...

Первым испытуемым, естественно, стал Defender 2007 года выпуска. Собственно, по причине уже имеющегося печального опыта мы нисколько не сомневались, что «контакт» на этой модели вполне возможен. Оставалось только понять, сможем ли мы добиться «удара» не при движении по бездорожью, а в «лабораторных» условиях автосервиса. Автомобиль поднят. Начинаем первичный осмотр, в ходе которого обнаруживаем… вмятину и характерные засечки на картере двигателя! В общем, самое время начинать испытания...


«Пробой» подвески

Для воплощения вжизнь задуманного нам потребовался автомобиль с лебедкой и достаточно сложная система блоков. Вскоре передняя подвеска Defender была сжата до упора в отбойники, которые оказались продавлены примерно на 7–10 мм (это положение переднего моста относительно рамы соответствует ситуации срабатывания подвески до ограничителя). Причем в динамике как пробой такое положение подвески водителем еще не воспринимается: для этого надо сжать буфера неменее чем на две трети их высоты, а это еще добрых 30 мм. Смотрим положение кардана…Вилка крестовиныпереместилась в одну плоскость с поддоном, а расстояние от острых краев вилки до металла картера составило примерно 14 мм. Пока терпимо…


Юлия ЧИЧЕРИНА.
Владелица Land Rover Defender 90

Нас спасло лишь чудо

Я люблю путешествовать. Никогда не езжу по два раза в одно и то же место. Один из наших маршрутов пролегал по монгольским степям. По Монголии ездят: опытные – 80 км/ч, неопытные – 60 км/ч. А ориентироваться очень сложно, и лучше всего, когда кто-то знает дорогу. Однажды утром мы проснулись, видим: пыль столбом в нашем направлении. Стали эту пыль догонять. Потом оказалось, что это два грузовика на маршруте ралли Transsiberia 2007. Ехали они больше 100 км/ч. Пыль, злость, они не дают себя ни догонять ни обгонять. И мы разогнались, вышли на бетонную дорогу, но она была сильно разбита. И теперь уж точно ехать по ней медленно не получалось – душу вытрясало даже в мягком Defender. И вдруг начались сопки и мы стали буквально подпрыгивать. Снизить скорость не успели и попали колесом в большую яму. Прыжок, удар, я даже стукнулась спиной об потолок. Мы вышли из машины и увидели, как из нашего героя толстой струей течет черная кровь. Представьте себе: в степи одни, никого вокруг, ни масла, ничего. Нас спасло то, что мы только что проехали юрты, где кормят дальнобойщиков. Пошли к ним. Там удивлены, ведь мы только что лихо пролетели мимо и вдруг вернулись. Позор просто какой-то. Мы рассказали им (все говорят по-русски), что проблема с маслом. У них было какое-то универсальное, как они сказали, масло. Потом я нашла еще дальнобойщиков, которые согласились нам помочь. И вот в степи «посреди нигде» они нам сняли поддон. Все зачистили, прожгли горелкой, нашли сначала холодную сварку. А потом у них нашелся буфетчик со сварочным аппаратом на аккумуляторах и все нам приварил как надо. А самое интересное, что один из дальнобойщиков гнал новый грузовик Caterpillar, и чтобы не ехать порожняком, вез с собой масло. И вот что удивительно: вез он то самое масло Shell 10W30, что предписано заливать в наш двигатель! Вот так посреди Монголии случилось маленькое чудесное спасение. Со мной много в той поездке творилось чудес, но это... Мы незадолго до того проезжали гору обветренных сухих скелетов лошадей. Они искали в степи воду и пали, не найдя ни воды, ни помощи. А ведь у нас действительно был шанс разделить их участь.

Но мы, естественно, на этом не успокаиваемся. Теперь нам предстоит выяснить, что произойдет при поперечном смещении: а) двигателя, б) моста. А выяснив, просуммировать смещения агрегатов и сравнить результат с нашим «зазором жизни». На данном же этапе можно сделать вывод: при прямолинейном движении контакта карданной вилки и поддона не произойдет.


Алексей ПЕРОВ
Владелец участвовавшего в «следственном эксперименте» Defender 110 2007 модельного года.

Заклею царапины термоскотчем

Машину эту я купил в ноябре 2007 года. То есть эксплуатирую без малого два месяца. Машина куплена новой, и самыми большими нагрузками для нее до сегодняшнего дня были относительно дальние туристические поездки. Ездил в Питер, Владимир, Суздаль, все ближнее Подмосковье исколесил. Пробег сейчас как раз ровно 12 000. Машина эта у меня «на каждый день». Другой нет. Купил я ее взамен старого Defender с двигателем TD300. У меня было несколько Land Rover и Santana, многие обслуживал сам, некоторые – у «официалов», но такого еще не было, чтобы при пробеге 12 000 км машина имела настолько критичные повреждения. В любой момент я могу «доковырять» этот поддон и остаться без масла в абсолютно любом месте. А ведь, сами понимаете, у нас и поля, и реки, и озера, а «официалы» присылают эвакуатор только в пределах МКАД. Соответственно никто из полей вытаскивать не будет. Предположений, почему это случилось, у меня нет, ездил я в штатных режимах, кроме, пожалуй, заездов на бордюр. Для начала попробую узнать, что скажут «официалы» и что даст эта статья. Я пока прикрою место царапины термоскотчем, я понимаю, что это будет «фигов листок», но хоть иллюзорную защиту, но даст. Если «официалы» долго будут реагировать, то придется применять молоток и деревяшку. Единственное, что непонятно, так это расположение того, что внутри, следовательно, стучать бездумно опасно. Все равно лучше поеду к «официалам». Я думаю, мы в любом случае придем с ними к консенсусу.


Смещение силового агрегата

Итак, перейдем к пункту «а» – поперечное смещение двигателя. Распирая между собой раму и двигатель,мыполучиммаксимально возможный ход силового агрегата на подушках до встроенного в них ограничителя. Таким образом мы имитируем возможное смещение мотора под действием сил инерции, неизбежно возникающих при «пробоях» подвески. Ну а воплотить в жизнь задуманное нам поможет обыкновенная гидравлическая растяжка. Закрепив одну из ее скоб за ребраКПП, а другой опершись о раму, мы сдвигаем мотор вправо почти на сантиметр! Производимзамер: смещение 8ммзасчитано и задокументировано. То есть фактически мы имеем остаток зазорамежду поддономи вилкой крестовины в жалкие 6 мм. Ладно, приступаем к следующей фазе испытаний…

Поперечное смещение моста и… контакт

Вышеупомянутый пункт «б», ставший следующим этапом в экспериментах с Defender, представлял собой «пробой» подвески в «повороте» или, говоря другими словами, поперечное смещение переднего моста. Для осу ществления задуманного нам предстояло нагрузить мост и раму в одной горизонтальной плоскости, но при этом в противоположных направлениях. И снова в ход идет гидравлическая растяжка. Это нехитрое приспособление помогает нам создать достаточное усилие для того, чтобы сместить мост относительно кузова. Упираемся в раму через основательную проставку одним концом, а в мост другим, таким образом провоцируя сжатие резиновых сайлент-блоков тяги Панара. Давить здесь приходится сильнее, но при этом создаваемые нами усилия все-таки меньше реальных сил, возникающих при пробое подвески на вираже. И тем не менее смещение моста составляет 7 мм!

То есть: 14 – 8 – 7= -1. Выходит, вилка крестовины на один миллиметр «погрузилась» в поддон? Есть контакт! И, заметьте, это без учета благотворного влияния на зазор уже имеющейся вмятины (ее глубина примерно два миллиметра). Более того, «контакт» произошел даже без изгиба тяги Панара! Выходит, что при наличии исправного (неповрежденного) поддона один пробой подвески в левом повороте (или даже небольшой ход подвески на сжатие в том же левом повороте, но на более высокой скорости или в колее) может привести к полному обездвижению автомобиля и, возможно, повреждению двигателя!

Он старый и неконтактный

Стоп, за всеми этими «смещениями», «контактами» и «сложными арифметическими выкладками» (см. выше) мы чуть было не забыли о еще одном участнике следственного эксперимента. И то правда, не бросать же хорошее дело на полдороге. Тем более, что и нагрузочная система блоков еще не разобрана… На подъемник заезжает Land Rover Defender 2006 модельного года (так называемый «старый»). Двигатель TD5. Так, смотрим… Позвольте, а что тут, собственно, сравнивать? Defender с TD5 обладает настолько большим зазором между двигателем и передним мостом, что даже без экспериментальных подтягиваний лебедкой к платформе ясно, что никакого контакта не предвидится.

Но делать нечего: ради чистоты опыта все-таки сжимаем подвеску. В результате получена следующая картина: критичное для модели 2007 года расстояние от вилки крестовины до двигателя здесь достаточно велико (даже если мерить от вала до защиты мотора). Но при этом стоит отметить и то, что в силу конструктивных особенностей TD5 смещен вперед. То есть вилка крестовины приходится не на масляный поддон, а на разъем КПП и силового агрегата. Но, повторяю, даже при самых худших условиях движения контакт в этом месте просто невозможен.


Алексей ИСАЕВ
Технический эксперт ORD

Левый руль, правый руль… А есть ли разница? (часть вторая)

Когда мы в ходе теста пробили масляный поддон двигателя, то я решил, что эта проблема лишь адаптированных к правостороннему движению новых Defender. Но в ходе сегодняшнего эксперимента стало ясно, что ситуация еще более неприятна. Для контакта оказалось достаточно упругих перемещений в подвеске силового агрегата и сайлент-блоках тяги Панара. Видимо, заменяя реальные испытания виртуальными, Ford решил покуситься на лавры Mercedes…Вспомните знаменитый «лосиный» тест A-Klassе, который перед этим рекламировали как первый Mercedes – чьи «испытания» проводили на компьютере. Реальность почемуто иногда не вписывается в рамки стандартной математической модели. Ошибки бывают у всех. Важно другое: как производитель отреагирует на проблему и насколько оперативно устранит последствия. Mercedes отреагировал быстро и, не считаясь с расходами, внес изменения в конструкцию. Что же будет в данном случае, до конца непонятно. Land Rover под руководством Ford вел очень мягкую гарантийную политику по отношению к своим клиентам, посмотрим, как скажется на этом аспекте смена владельца компании…


Сага о поддонах

Теперь, когда мы выяснили причины случившегося, посчитали смещения и сделали выводы, пора поговорить о… взаимоотношениях производителя и потребителя. Отметим, что на сегодняшний день случаи пробоя поддона или обнаружения на нем насечек нередки. Российские форумы в Интернете не то чтобы завалены сообщениями о повреждениях поддонов, но тема эта затрагивается регулярно. Интересно, а какова ситуация в мире? Логичный ход: поиск в Сети сразу же дает результат. Обсуждение проблемы пробитого поддона на новых Defender идет на форумах любителей Land Rover по всему миру! Например, Club Land-Rover Todo Terreno de Espana бьет тревогу уже давно. Американцы с ввезенными «серыми» дилерами дизельными Defender пытаются путем сварки самостоятельно решить вопрос.

Но вернемся в Россию... Проведя этот эксперимент, мы лишний раз доказали три вещи. Во-первых, философское «нет в мире совершенства» (для понимания этого вообще не было нужды загонять машины на подъемник). Во-вторых, мы не ошиблись при подведении теоретической базы (правда, на деле ситуация оказалась еще хуже, и – в меньшей степени – она затрагивает и праворульныеDefender). И, в-третьих, если вы – владелец Defender 2007 года, обратите внимание на ситуациюс опасной близостьюглавного масляного резервуара и вилки крестовины.Проблема требует решения даже в том случае, если на вашем автомобиле еще нет следов контакта!

P.S. Когда этот номер уже верстался, мы наконец-то получили официальное заявление от представителя Land Rover. В Салихалле об этой проблеме знают… В официальном сервисном бюллетене от 28 января 2008 года компания Land Rover предлагает замену масляного поддона на «усовершенствованный». Ну что ж, похоже, что «лед тронулся, гос-пода присяжные заседатели»... Нам же со своей стороны остается надеяться, что эта публикация привлечет дополнительное внимание к данной проблеме не только официальных лиц Land Rover, но и владельцев этого легендарного внедорожника. Не хочется, чтобы новый Land Rover Defender успел «заслужить» славу машины, способной подвести в трудной ситуации.

Редакция благодарит компанию « Jeep - Спорт Моторс Груп», тел.: (499) 794-3338, за помощь в подготовке материала.

текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Александр ДАВИДЮК

Александр МЕДВЕДЕВ

Директор сервисного центра Land Rover компании Major Auto

Модифицированные поддоны уже в пути!

Ситуация с повреждением поддона картера двигателя крестовиной стала для нас сюрпризом. Land Rover делает Defender исключительно как автомобили для бездорожья, и мне странно, что они так промахнулись. Но, с другой стороны, это и понятно. Когда Land Rover перешел в руки Ford, который никогда не уделял достаточного внимания полноценным внедорожникам, и появилась эта недоработка в конструкции. Двигатель сам по себе отличный. Но здесь они просто не подумали. Они не учли, что подвеску на бездорожье может пробивать до сжатия бамп-стопов. Мы со своей стороны предлагаем всем пользователям Defender 2007 кардинальное решение проблемы: замену поддона картера. Я так понимаю, что все новые машины должны уже идти с поддонами новой формы, а с теми, которые мы продали со старыми поддонами, будем поступать следующим образом: во-первых, усиливать контроль на ТО за царапинами на картере, и во-вторых, как только увидим, что человек эксплуатирует машину на бездорожье, сразу же будем предлагать его поменять. Поддоны нового образца уже заказаны, и на момент выхода журнала владельцам останется подождать несколько недель и просто приехать к нам и поменять поддон на новый. Мы обязательно оповестим наших клиентов о прибытии поддонов и о возможности замены.

Сервисная акция 303-Q034
ТемаПовреждение поддона картера только для военных модификаций автомобиля во Франции и Пакистане
Общие сведенияПри движении по бездорожью возможно повреждение поддона картера двигателя вилкой крестовины
Дата публикации20 декабря 2007
Модельный год2007
Модель Defender Puma Diesel
Диапазон VINLD 737328 – LD 749126
Модель Defender Puma Diesel CKD
Диапазон VINLD 067047 – LD 067562
Окончание срока дейстия31 декабря 2009
Замена запчасти на No.LR 007598 (масляный поддон)
Количество1
Замена запчасти на No.1013938 (пробка поддона)
Количество1

Сервисный бюллетень 303-01 LTB00110
Дата публикации29 января 2008
ТемаЖалобы на шум из-под автомобиля во время езды по бездорожью
Общие сведенияВо время движения по бездорожью владельцы могут слышать шум, производимый во время контакта поддона двигателя и вилки крестовины
Модель Defender (LD) 2.4 Puma Diesel
Диапазон VIN7A732615 и дальше
Замена запчасти на No.LR 007598 (масляный поддон)
Количество 1


На основании приведенных выше таблиц любой владелец автомобиля Land Rover Defender 2007 года выпуска с указанным диапазоном номеров VIN может обратиться на сервисную станцию Land Rover и произвести замену поддона картера двигателя.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты