Между прошлым и будущим

Отмена марафона «Лиссабон – Дакар – 2008». Геополитический анализ причин и возможные последствия произошедшего

С момента своего создания в 1978 году «Дакару» порой приходилось лавировать, старательно избегая «горячих точек» африканского континента (из-за политической напряженности или террористических угроз организаторы время от времени вынуждены были использовать другой маршрут), но вот отменена гонка была впервые. Руководство ASO не посмело ослушаться французского правительства, официально «не рекомендовавшего» пересекать границу Мавритании, и не отправило в эту страну караван в составе почти трех тысяч человек и тысячи автомобилей. И что самое удивительное, все это произошло без каких-то явных заявлений со стороны «Аль-Каиды» (по крайней мере на момент старта гонки о них ничего не было известно). Против возможной отмены гонки работал и тот факт, что мавританское правительство обещало организаторам «Дакара» задействовать для обеспечения безопасности марафона тысячи солдат. Однако официальные заявления сначала французского, а затем и испанского правительства фактически не оставили президенту ASO Патрису Клеру выбора (см.: стр. 10, « Дакар-2008»: хроника отмены»).

Сегодня на нашей планете осталось совсем немного больших приключений. А ведь еще не так давно окружающий нас мир казался настолько огромным, что в нем легко можно было отыскать места, где «не ступала нога человека». И люди этим пользовались... В 1909 году Роберт Эдвин Пири впервые добрался до Северного полюса, еще через пару лет экспедиция Руаля Амундсена побывала на Южном, а в 1953 году Эдмунд Хилла-ри совершил восхождение на Эверест... А затем появились приборы спутникового ориентирования, мобильные телефоны, Интернет, а Земля настолько «уменьшилась», что найти на ее поверхности нечто неизведанное стало практически невозможно. А еще на нашей многострадальной планете стало невыносимо тесно. Отсюда, наверное, все эти войны, противостояния и... терроризм.

Вопреки широко распространенному мнению, исламская террористическая организация «Аль-Каида» ополчилась вовсе не на африканский супермарафон. Угрозы были высказаны в адрес французских и испанских интересов в странах Магриба, но при этом « Дакар» (его проводит французская фирма ASO) стал идеальной мишенью. Именно благодаря его гипермедиатизации любые действия, затрагивающие интересы гонки, неминуемо оказываются в центре внимания СМИ.


ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАВРИТАНИЯ

Это африканское государство находится в северо-западной части Западной Африки, в пустыне Сахара и полупустынной зоне Сахеля. Сахель (араб. - берег, край), полоса (320-480 км) полупустынь и опустынен-ных саванн в Африке, переходных от пустынь Сахары к типичным ландшафтам Судана. Площадь свыше 4 млн км2. Границы сахеля в разные годы то расширяются, то сужаются в зависимости от количества выпадающих за год осадков. Мавритания омывается на западе водами Атлантического океана. Граничит на северо-западе с Западной Сахарой, на северо-востоке с Алжиром, на востоке и юго-востоке с Мали и на юго-западе с Сенегалом. Площадь -1030,7 тыс. км2, численность населения -2,48 млн человек... Большую часть территории Мавритании занимает низменная пустыня, на юге переходящая в полупустыню. Население Мавритании исповедует ислам и делится на две группы. На юге страны по р. Сенегал живут оседлые земледельческие народы (волоф, тукулер и сонинке), составляющие приблизительно 1/5 всего населения. Наибольшая плотность населения близ южной границы на правобережье Сенегала. Остальное население - скотоводы-кочевники - рассредоточено на обширных пространствах пустынь и полупустынь.



Краткий исторический экскурс

До 1989 года классические маршруты «Дакара» проходили через Алжир, Нигер (пустыня Тенере), Мали (в этой стране погиб основатель ралли Тье-ри Сабин), Буркина-Фасо (тогда еще - Верхняя Вольта) и Сенегал. Иногда они заворачивали в Мавританию и Кот-д'Ивуар. Надо сказать, что в те годы на Черном континенте достаточно реально было проложить любой, даже самый фантастический, маршрут, преодоление которого потребовало бы минимального риска. Однако в начале 90-х годов Алжир вступил в период вооруженного противоборства между правительством и группами исламистов (оно продолжается и по сей день). И даже несмотря на введение в 1993 году чрезвычайного положения, в этой стране продолжались нападения на государственных и общественных деятелей. Кстати, именно в 1993 году « Дакар» в последний раз пересек территорию Алжира. Активно насилие стало расползаться по Африке после войны в Персидском заливе. Но в это время марафон прокладывал свои маршруты через Ливию, Чад и Нигер. А затем, в 1994 году, в Нигере начались столкновения повстанцев-туарегов с правительственными силами. Понемногу в военные действия были втянуты Чад, Сьерра-Леоне, север Мали, а в последнее время и Мавритания. В результате всех этих событий, а также проникновения после 11 сентября 2001 года на эти территории «Аль-Каиды» искавший максимальных гарантий безопасности « Дакар» оказался прижатым к западному побережью Африки. Бескрайняя Сахара сжалась, как шагреневая кожа, и альтернатив не осталось.


ХРОНИКА ОТМЕНЫ «ДАКАРА-2008»

25.01.2007Салафистская группа проповеди и джихада (GSPC) меняет название и становится отделением «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (BAQMI).
11.03.2007Взрыв в интернет-кафе в Касабланке (Марокко). Ответственность за этот теракт берет на себя «Аль-Каида».
20.04.2007 Объявлен предварительный маршрут «Дакара-2008».
15.05.2007Проходит презентация «Дакара-2008» в Москве.
09.2007Появляется видеообращение Усамы бин Ладена, тогда как его заместитель Ай-ман аль-Завахири предупреждает, что французские и испанские интересы в Магрибе становятся главной целью «Аль-Каиды». Послание адресовано в частности BAQMI.
06.09.2007Террорист-смертник взрывает себя в толпе людей на главной улице города Бат-на на севере Алжира.
08.09.2007Взрыв начиненного взрывчаткой автомобиля на территории казарм береговой охраны в городе Деллис на северо-восточном побережье Алжира. Ответственность за алжирские теракты взяла на себя «Аль-Каида».
21.11.2007В Париже объявлен окончательный маршрут «Дакара-2008».
11.12.2007Взрывы в алжирской столице. Ответственность берет на себя отделение «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба.
24.12.2007Нападение на французских туристов неподалеку от города Алег на юге Мавритании. Четыре человека убиты, один ранен. По мнению мавританских властей, это преступление совершили лица, близкие к отделению «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (BAQMI).
27.12.2007Нападение на армейский пост в Эль-Галавийя на севере Мавритании.
27.12.2007Консультации директора «Дакара» Этьена Лавиня с мавританскими властями и поверенным в делах посольства Франции в Нуакшоте.
28.12.2007На сайте Министерства иностранных дел Франции появляется рекомендация французским гражданам воздержаться от поездок в Мавританию.
28.12.2007«Маршрут «Дакара» не меняется, так как мавританское правительство гарантировало безопасность», - сообщает пресс-коммюнике ASO.
03.01.2008Представитель французского правительства Л. Вокье заявляет, что «Министерство иностранных дел настоятельно не советует французам направляться в Мавританию», включая и тех, кто принимает участие в ралли « Дакар-2008».
04.01.200808:00 Остановлены административные и технические проверки.
04.01.200812:00 Официальное сообщение Этьена Лавиня об отмене «Дакара-2008»...

Почему был отменен « Дакар-2008»?

Казалось бы, все ясно: что произошло-то произошло. Но, говоря о будущем «Дакара», необходимо понять причины случившегося. Ведь организаторам придется вновь завоевывать доверие гонщиков и прежде всего любителей, которые понесли серьезные финансовые потери. А для начала можно попробовать ответить на вопрос: был ли « Дакар-2008» отменен из-за реальных угроз «Аль-Каиды» или здесь сыграли роль некие высшие государственные интересы? И чего же так опасалось правительство Франции, вынудившее организаторов отменить столь престижное спортивное событие? Официально такое решение объяснялось «непосредственными угрозами террористических движений против гонки». Видимо, эти угрозы показались организаторам и в самом деле серьезными, раз уж не было предложено никакой альтернативы. Впрочем, предложить таковую было действительно непросто, ведь большая часть маршрута проходила по территории Мавритании. А именно в этой стране посредством двух покушений заявила о себе «Аль-Каида», исламистская организация, руководство которой действительно не любит ни Францию Саркози, ни мавританский режим. Достаточно вспомнить сентябрьское заявление второго номера «Аль-Каиды», призвавшего мусульман региона «очистить» земли Магриба от французов и испанцев. Именно это, по словам Этьена Лавиня, и заставило французское правительство дать соответствующие рекомендации. «В прошлом году существовали угрозы ралли на севере Мали. Но эта группа была идентифицирована и локализована. Было известно, что они могли действовать на двух этапах. На этот раз угроза куда более глобальна, а риски - многочисленные... И даже те, кто 24 декабря на юге Мавритании убил четверых французских граждан, еще не были арестованы. На севере страны случилась и вторая резня - в отношении мавританских солдат. Затем коммюнике отделения «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба. И это не говоря обо всем том, чего мы не знаем».

В своем выступлении Лавинь упомянул и коммюнике BAQMI, в котором якобы шла речь о «Дакаре»: «Мне неизвестно его содержание, но в здании МИД Франции на набережной Орсэ оно имеется». В этом коммюнике, опубликованном в Интернете 29 декабря, BAQMI брала на себя ответственность за нападение на мавританских солдат и серию акций в Алжире, но не за убийство французов. Кстати, « Дакар» упоминался в нем исключительно в контексте: «Мавританский режим бросает в тюрьмы молодых мусульман, морит голодом свой народ и в то же время защищает своих хозяев, безраздельно поддерживает войну против джихада, моджахедов и обеспечивает неверным благоприятные условия для ралли». Таким образом, директору «Дакара» пришлось ссылаться на «государственные интересы, которые «не подлежат объяснениям и комментариям». Удивительно, но при этом французский МИД воздерживается от аналогичных рекомендаций своим гражданам, проживающим и работающим в соседнем с Мавританией Алжире (их просто призвали к бдительности), а ведь там угроза «Аль-Каиды» куда как более реальна...

Кстати, советами министерства пренебрегли 18 французских туроператоров, решивших сохранить Мавританию в своих программах. В совместном коммюнике, выпущенном на следующий день после отмены «Дакара», они утверждали, что не получали никаких дополнительных данных о нестабильности в Мавритании. Основным туристическим направлением для них по-прежнему остается Ад-рар на севере страны. То есть, по их мнению, риск преувеличен, хотя они и признают, что большинство клиентов аннулировали свои поездки в Мавританию. И вот еще что: в отличие от организаторов «Дакара» эти турагентства заявили, что не понимают позицию МИДа, который «настоятельно не рекомендовал» французским гражданам отправляться в Мавританию после убийства четырех французских туристов 24 декабря 2007 года...


САЛАФИСТСКАЯ ГРУППА ПРОПОВЕДИ И ДЖИХАДА (GSPC)

Под именем Салафистской группы проповеди и джихада эта исламистская террористическая группировка была создана в 1998 году после распада Вооруженной исламской группы (GIA). По разным данным группировка насчитывает от 300 до 800 человек, базирующихся в основном на востоке Алжира, а также имеет сторонников в ряде стран Африки, Ближнего Востока. По информации французских секретных служб, она состоит из 500 вооруженных людей, из которых 400 базируются в Алжире, и сотня перемещается в зоне сахеля между Мавританией, Мали и Нигером. Кроме ряда терактов на севере Алжира эта организация в июне 2005 года взяла на себя ответственность за нападение на военный пост Лемхейти в Мавритании. В сентябре 2006 года Айман аль-Завахири, правая рука Усамы бин Ладена, сообщил об официальном присоединении группировки к «Аль-Каиде». 25 января 2007 года GSPC получила новое название - «Аль-Каида» в странах исламского Магриба (BAQMI), якобы с согласия Усамы бин Ладена. Для самофинансирования GSPC практикует рэкет и контрабанду.



* Салафизмом (от ас-салаф ас-салих - праведные предки) принято называть движение за возвращение к истокам веры, основное в учении салафистов - неукоснительное соблюдение Корана и призывы к джихаду. В настоящее время салафисты представляют собой «международную бригаду джихада». (Джихад - араб. - священная война, война за веру; буквально - усердие, рвение).


Нападение на туристов

Накануне католического Рождества на юго-востоке Мавритании трое неизвестных расстреляли из автоматов пятерых французов, остановившихся на обочине в окрестностях города Алег (250 км к юго-востоку от Нуакшота). Четверо из них скончались на месте, а пятый (73-летний глава семьи) был ранен в ноги. По горячим следам мавританская полиция арестовала восемь человек, подозревавшихся в пособничестве, однако сами нападавшие скрылись в направлении Сенегала. Три приграничные страны - Мавритания, Сенегал и Мали -развернули дополнительные силы безопасности, а армия последней усилила охрану своих границ. Несмотря на то, что никакая организация не взяла на себя ответственность за этот акт, по мнению мавританских властей, террористы причастны к алжирскому отделению «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба. Французский премьер-министр Франсуа Фийон осудил «трусливый акт» и выразил свою «поддержку» близким жертв. К поиску убийц подключились соседние страны и французские спецслужбы.

Крупные силы были развернуты на юге Мавритании, севере Сенегала и в Мали. В течение дня Мали также усилило наблюдение за двумя тысячами километров своей границы, тогда как мавританские следователи расширили периметр поиска на весь восток страны. По данным источника, близкого к следствию, убийцы, прежде чем напасть на семью Толле, якобы пытались атаковать другую группу туристов, но не решились из-за многолюдности. Девять человек (среди которых две женщины, шофер такси, лодочник и продавец автомобиля, использовавшегося для нападения), подозреваемых в пособничестве нападавшим, допрашивались 6 и 7 января. И именно по их показаниям были установлены предполагаемые убийцы. Как рассказал таксист, они были вооружены и приказали отвезти себя к Богэ вдоль пограничной между двумя государствами реки Сенегал.

Но вот после двухнедельного преследования 11 января в два часа ночи в гостинице столицы Гвинеи-Бисау (то есть в 700 км от места нападения) были задержаны двое подозреваемых-Сиди уль-Сидна «Абу Жендел» (28 лет) и Улд уль-Сиди Шабарну «Муслим» (26 лет). И действительно, вскоре они признались в убийстве четырех французов. Первый из задержанных еще в 2006 году обвинялся в террористической деятельности, а второй недавно угнал автомобиль у российского дипломата в Нуакшоте (поеле чего бежал, а его жена, пытавшаяся продать автомобиль под чужим именем, была арестована). На допросе подозреваемые заявили, что лишили жизни «неверных и союзников американцев» и не сожалеют о содеянном. Тем временем Интерпол объявил международный розыск Маруве Мохамеда Хабиба, также подозреваемого в убийстве французских туристов.


ТРУДНЫЕ ГОДЫ (угрозы «Дакару» с момента его основания)

1991 Париж - Триполи - Дакар (9186 км, Франция, Ливия, Нигер, Мали, Мавритания, Сенегал). На девятом этапе гонки Тилиа - Гао в Мали убит водитель грузовика технической помощи команды Citroen Шарль Кабанн. Его смерть связывали с вооруженным конфликтом между малийской армией и туарегами. Но убийцы так и не были найдены. В результате были отменены два следующих этапа до Нема.
1992Париж-Сирт- Кейптаун (12 427 км, Франция, Ливия, Нигер, Чад, ЦАР, Камерун, Конго, Ангола, Намибия, ЮАР). Из-за угроз повстанческих групп в Чаде отменен девятый этап между Нгигми и Нджаменой (438 км движения конвоем).
1993Париж - Танжер - Дакар (8877 км, Франция, Марокко, Алжир, Мавритания, Сенегал). Марафон в последний раз пересекает Алжир. Эта африканская страна становится слишком опасной из-за угроз террористов.
1996Гранада - Дакар (7579 км, Испания, Марокко, Мавритания, Гвинея, Сенегал). На этапе Фум-эль-Хассан - Смара при пересечении спорной зоны между Марокко и «Фронтом Полисарио» на мине подорвался грузовик Mercedes. В результате инцидента погиб водитель Лоран Геген.
1997 Дакар - Дакар (8049 км, Сенегал, Мали, Нигер, Мавритания, Гвинея, Сенегал). Столкновения между туарегскими племенами заставили организаторов сократить маршрут шестого этапа Гао - Тауа.
2000 Дакар - Каир (7863 км, Сенегал, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Ливия, Египет). Из источников в разведке Франции поступила информация, что группа, близкая к исламской вооруженной алжирской армии, интересовалась маршрутом гонки. Угроза теракта остановила гонку в Ниамее, вынудила отменить пять этапов в Нигере и перебросить весь караван (155 автомобилей, 76 грузовиков, 147 мотоциклов и 1635 человек) на транспортных широкофюзеляжных самолетах Ан-124 в Себха (Ливия). Операция по наведению воздушного моста обошлась более чем в $ 4,5 млн. Президент Нигера, прибывший во Францию с рабочим визитом, заявил, что за вооруженную группировку приняли экспедицию кувейтского генерала. Последний якобы охотился рядом с границами Алжира и Мали и имел в своем распоряжении более десятка внедорожников, грузовики-цистерны и в качестве сопровождения - транспортер переднего края ни-герской армии, оборудованный тяжелым пулеметом.
2001Париж- Дакар (10 219 км, Франция, Испания, Марокко, Мавритания, Мали, Сенегал). Перед стартом гонки агентство AFP получило коммюнике Министерства информации Са-харской Арабской Демократической Республики, сообщавшее, что «Фронт Полисарио», к которому организаторы гонки не обратились за разрешением на проезд, возлагает на Марокко ответственность за нарушение договора о прекращении огня и считает себя свободным от всех обязательств в отношении действующего перемирия. Представители Народного фронта за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро заявили, что сделают все возможное, чтобы помешать участникам «Дакара» пересечь Сахару. Впрочем, в ответ на призыв Организации африканского единства угроза не была реализована. Неприятный инцидент произошел разве что на этапе Смара (Западная Сахара) - Галауйя (Мавритания). Автомобиль техпомощи под управлением португальца Жозе Эдуардо Ри-бейро отклонился от трассы и подорвался на мине. Пилоту грозила ампутация ноги.
2004Клермон-Ферран - Дакар (9506 км, Франция, Испания, Марокко, Мали, Мавритания, Буркина-Фасо, Сенегал). Будучи информированным о передвижениях трудно контролируемых банд, руководство гонки, следуя рекомендациям французского МИДа и вопреки попыткам малийской стороны развеять опасения, отменило два этапа - десятый (между Нема и Мопти) и одиннадцатый (между Мопти и Бобо-Диуласо). Участники на автомобилях и грузовиках отправляются по связке из Нема в Бобо-Диуласо, а для мотогонщиков организован воздушный мост.
2007Лиссабон - Дакар (7915 км, Португалия, Испания, Марокко, Мали, Сенегал). По рекомендации Министерства иностранных дел Франции два этапа в Мали между Нема и Томбукту (1213 км) заменены петлей вокруг Нема (366 км). Кстати, о возможной угрозе газета Le Monde сообщила еще до того, как был официально объявлен маршрут марафона.

Нападение на военных

Между тем в цепи событий, предшествующих отмене «Дакара», значится еще одна трагедия... Трое мавританских военных погибли в засаде, организованной вооруженными людьми на северо-востоке страны. Нападавшие не были идентифицированы, но при этом премьер-министр Зейне уль-Зейдан назвал их «террористами». О том, как произошло нападение на военный пост Эль-Галавийя, известно немного. Якобы около полудня 27 декабря 2007 года были замечены два автомобиля, приближавшиеся к расположению военной части. Предполагая, что это контрабандисты, командир поста отправил на перехват патруль на двух автомобилях. Однако военные были обстреляны, а атаковавшие скрылись. Капитан мог организовать преследование, но вместо этого он более двух часов ждал инструкций. В конце концов ему просто сообщили, что к поиску приступили другие части. Чем вся эта история закончилась, в открытых источниках не прослеживается. Но вот что бы мне хотелось отметить: это нападение, как и предыдущее - на базу Лемхейти, случившееся в июне 2005 года и стоившее жизни 15 солдатам, было совершено на севере страны - в районе, где активно орудуют контрабандисты, и ответственность за него также взяла организация GSPC (ставшая с тех пор BAQMI).

После отмены Похоже, что террористы не оставили Францию и после отмены «Дакара-2008». Например, на одном из интернет-сайтов (Al-Ekhlass), которым якобы иногда пользуется «Аль-Каида», появились угрозы в адрес мэра Парижа Бертрана Де-ланое. Указывались и другие объекты возможных терактов, такие, например, как Эйфелева башня и квартал Дефанс. И хотя спецслужбы сочли эти заявления недостаточно серьезными (как, впрочем, и перехваченные португальскими авиадиспетчерами переговоры, в которых также речь шла о взрыве главной достопримечательности Парижа), в столице Франции был сохранен высокий уровень антитеррористического плана Vigipitate и усилена охрана мэра. Американский центр, отслеживающий сообщения «Аль-Каиды», также перехватил обращение на использующемся исламскими радикалистами всего мира сайте Al-Ekhlass фанатика, призывающее нанести удар по символическим местам Парижа - Эйфелевой башне, кварталу Дефанс, Елисейским Полям и аэропорту «Руасси». Цель - вызвать падение «режима» Николя Саркози. При этом вдова одного из руководителей «Аль-Каиды» Карима Межати в интервью, опубликованном 21 января газетой Parisien/Aujourd'hui en France, утверждает, что террористическая угроза для Франции, «ставшей приоритетной целью, отныне очевидна». Таким образом, она предупреждала, что «Франция будет наказана» за «свою лояльность Америке».

P.S. Не исключено, что в будущем маршрут легендарного африканского ралли пройдет через Тунис, Ливию, Египет или вообще переместится в... Южную Америку. За последние 30 лет мир очень сильно изменился. Планета по имени Земля стала заметно меньше, а насилие захлестнуло нашу жизнь. Примером чего, собственно, и стал несостоявшийся « Дакар-2008».

текст: Константин КОМКОВ
фото: Константин КОМКОВ
Мария ГОРШКОВА
из архива


Роже КАЛЬМАНОВИЧ
Директор по внешним связям и безопасности ралли. Интервью от 4 января

« Дакар» не умер

Вопрос: Директор по спорту France TELEvisions Даниэль Билалиан объявил на Europe 1 об отмене «Дакара» до того, как это сделала ASO?
Р.К.: Все дело в часе разницы между португальским временем (GMT) и французским. Поэтому Билалиан, знавший об этом заранее (ведь France TELEvisions является партнером «Дакара»), выступил раньше ASO. Но, увы, это ничего не меняет...
Вопрос: Рассматривали ли вы иные варианты, кроме отмены «Дакара» ?
Р.К.: « Дакар» - самое большое ралли в мире, и мы не желали эрзац-гонки. Поскольку мы не могли заменить 17 гоночных дней 17 гоночными днями, мы предпочли отмену.
Вопрос: Эти предупреждения контрастируют с тем, что вам сказали во время вашей последней поездки в Мавританию...
Р.К.: Мавританские власти дали нам все гарантии безопасности. И они были одобрены посольством Франции. Но Министерство иностранных дел сообщило нам, что существует иная форма угрозы. До этого момента мы опасались классических угроз, таких, как похищения, требования выкупа. Но хорошо информированные лица в МИД сообщили нам о том, что существовала более глобальная угроза. Средства, задействованные Мавританией, - это одно, а террористическая угроза - это другое.
Вопрос: Вам были направлены конкретные угрозы?
Р.К.: Мы не получали прямых угроз, но министерство иностранных дел объяснило нам, что были заявления BAQMI (Branche d'AI Qaidaau Maghreb), которые не распространялись через Интернет. Они угрожали Мавритании и соответственно ралли.
Вопрос: На других «Дакарах» вы планируете сокращать число этапов в Мавритании?
Р.К.: Риск покушения заставил нас пересмотреть многое, но ASO - серьезная организация, и « Дакар» не мертв.
Вопрос: А если говорить об экономической стороне? Можете ли вы сказать о затратах и потерях?
Р.К.: Я не занимаюсь экономическим аспектом, но могу сказать, что, чтобы организовать « Дакар», необходимо 12 миллионов евро, не считая расходов на телевидение и страхование гонки. Половина из этих средств тратится в Африке. Конечно, мы компенсируем все, что заказали (это как минимум), а также заявочные взносы участникам.



Жан-Клод МОРЕЛЛЕ («ФЕНУЙ»)
Участник первых 13 «Дакаров», создатель Тунисского ралли, «Ралли Фараонов», «Ралли Пирамид» и спортивный директор «Дакара-1994».

Можно ли починить « Дакар»?

Сразу после отмены «Дакара-2008» Жильбер Сабин заявил: «Они сломали игрушку моего Тьери». И с ним нельзя не согласиться. Действительно, что «игрушка сломана», сомнений нет. Можно добавить, что и туристическому имиджу Мавритании нанесен серьезный ущерб. А поспешная отмена ралли фактически стала победой «Аль-Каиды». Ее угроза не могла быть сюрпризом. И странно слышать от патрона AS0, что он контролировал ситуацию, но «произошло что-то, о чем я никогда не узнаю». А еще меня беспокоит тот факт, что кое-кто, разочаровавшись в «Дакаре», отвергает одним махом и Африку, и Сахару. Не стоит открещиваться от континента, который мы так любили и который, к счастью, многие продолжают любить.

В Сахаре в 2008 году существуют огромные совершенно безопасные пространства песка, жители и правительства, готовые принять нас. Что касается дальнейшего? Можно ли починить игрушку? Ответ будет получен после того, как объявят новый маршрут, что не самое сложное. Ведь предстоит заново завоевывать доверие участников, телевидения, спонсоров, и это в тот момент, когда даже велосипедный Тур-де-Франс переживает непростые времена и не очень ясно, кто принимает решения во владеющем этими спортивными событиями (а также газетами I'Equipe, le Parisien и др.) холдинге Амори (Amaury). Патрон Филипп Амори ушел из жизни год назад, наследницами стали жена и дочь. Но их голосов пока не слышно. Возможные направления - Сахара через Тунис, Ливию и Египет, но после случившегося такому маршруту легко помешает любая угроза. Организуемый Рене Метжем марафон TransOrieniale. Большая гонка в Аргентине. Похоже, последние два направления пользуются предпочтением организаторов, FIA и основных автомобильных команд, которые думают о том, чтобы продавать автомобили в России и Америке. Даже если они и клянутся спасти дух «Дакара».



Андрэ ДЕССУД
Руководитель команды Team Dessoude

Проиграли все

Вопрос: Как вы реагировали на столь запоздалое решение об отмене гонки?
АД: Безопасность превыше всего.
Вопрос: То есть вы из тех, кто поддерживает решение организаторов?
АД: Если бы мне был дан выбор в свете рисков, которые существовали, я бы сам принял решение не стартовать. Я отвечаю за 60 человек и не могу себе позволить подвергнуть их риску.
Вопрос: Каковы экономические последствия отмены гонки для вашей команды?
АД: Проблема в том, что мы получили деньги за услуги, которые не в состоянии были оказать. А значительную часть этих средств мы уже потратили.
Вопрос: Все ли ваши экипажи готовы участвовать в новых проектах?
АД: По первой реакции все заинтересованы. Но при этом мы уже потратили 20% нашего бюджета, то есть необходимо организовывать новую финансовую схему.
Вопрос: Кое-кто из участников пытался выставить счета ASO?
АД: Мы очень внимательно изучили регламент и поняли, что он хорошо написан... В случае отмены гонки организаторы просто обязаны вернуть участникам заявочные взносы, то есть то, что они и делают. Не существует страховки для подобного случая.
Вопрос: По вашему мнению, есть ли у «Дакара» будущее?
АД: Думаю, что « Дакар» как внедорожный супермарафон, стартующий из Европы и финиширующий в Дакаре, закончился. Сегодня существуют серьезные проблемы в Алжире, Мали и Мавритании. К сожалению, в будущем придется рассматривать такие направления, как Южная Африка, Латинская Америка или Азия.



Мохамед ЗЕЙДАН УЛД СУЙЕД АХМЕД
Мавританский гонщик, в этом году собиравшийся уже во второй раз принять участие в «Дакаре»

Африка не понимает

Думаю, что « Дакар» в Африке, к сожалению, закончился. Будущее гонки на нашем континенте представляется мне очень ненадежным. Может быть, где-то еще в мире... Но это уже будет без меня. Меня разрывали противоречивые чувства, чтобы отважиться сказать такое. Меня обуревают ярость и грусть. Мне трудно понять причины отмены гонки. Тезис, связанный с убийством четверых французских туристов в Мавритании... Я в него во всяком случае не очень-то верю. К сожалению, это был изолированный бандитский акт. После этой драмы моя страна была готова мобилизоваться, сделать все, чтобы принять лучшим образом гонку. Тогда почему? Что-то не совсем ясно, от нас скрывают истинные причины. За этим решением стоял скрытый политический мотив. Какой именно? Я не знаю...

Что очевидно, так это то, что имидж Мавритании и мавританцев надолго пострадал. Африка, которую я только что пересек, чтобы стартовать в Лиссабоне, тоже в ярости. Африканцы не понимают. Они не понимают этих европейцев, которые уже многие годы пытаются разрушить гонку. Да, африканцы счастливы, что ралли проходит по их земле, что оно приносит деньги африканскому континенту. Представьте себе экономические последствия для поселков и деревень, где должна была пройти гонка. « Дакар» не разрушает Африку, это не экологическое бедствие. В Марокко есть только камни, в Мавритании есть только песок, и мы ничего не разрушаем. И потом, чаще всего мы проезжаем в необитаемых районах, а когда едем через населенные пункты, то это чаще всего связки по асфальту, по дорогам, открытым для автомобильного транспорта, как где угодно в Европе. Да, случались смертельные случаи среди населения, но организаторы приняли меры, чтобы обеспечить безопасность в пересекаемых деревнях. Конечно, гибли и участники, но это цена опасности любой человеческой деятельности. Жизнь доказывает, что можно умереть, занимаясь лыжами, играя в футбол. Тогда зачем указывать пальцем на « Дакар» больше, чем на какое-то иное соревнование? Наоборот, « Дакар» был уникальным приключением, моментом солидарности между людьми, собравшимися с разных краев света, почти что встречей большой семьи. Вместе с другими африканскими участниками мы тщательно готовились, у нас были большие планы, мы собирались померяться силами с великими чемпионами, перенять их опыт. Кстати, с каждым годом на «Дакаре» становилось все больше африканских участников. Образовалась настоящая команда, и мы были горды. И вот на всем этом поставлен крест. « Дакар», которого я ждал ежегодно, больше не существует. Да, моя мечта разбилась.



Семен ЯКУБОВ
Руководитель команды « КАМАЗ-мастер»

Это было серьезное решение

Было ли это решение AS0 принято под давлением французского правительства, уже не столь важно. По моему мнению, то, что они сделали, с полным правом можно назвать поступком ответственных и мужественных людей, которые, не посчитавшись с огромными убытками, во главу угла поставили безопасность. Совершенно очевидно, что решение шло вразрез с их интересами, они понесли огромные финансовые потери, а также сильно пострадал престиж гонки, которая в этом году отмечала тридцатилетний юбилей. Но опасность, из-за которой это было сделано, не виртуальна, а вполне реальна, осязаема, нам нередко приходилось сталкиваться с чем-то подобным, когда на «Дакаре» из-за вооруженных вылазок отменялись целые гоночные этапы, спортсменов расстреливали в упор, машины участников подрывались на минах. Случившееся мы восприняли как крушение надежд на возвращение команде пальмы первенства. Из России все уезжали с одним настроением - огромным желанием победить. И были остановлены в самом начале пути... Нам обидно, что мы не могли ответить на любовь болельщиков своим выступлением и теперь просто обязаны что-то предпринять, дабы потраченная ими энергия не ушла впустую. Поэтому наш коллектив сейчас проводит консультации с организаторами гонки. Есть этапы Кубка мира, которые никто не отменял, - Тунисское ралли Optic 2000, «Ралли Фараонов» в Египте, «Вызов пустыне» в Эмиратах. А также новая гонка «ТрансОриенталь», которая 12 июня стартует в Санкт-Петербурге, а 28 июня финиширует в Пекине. Ее проводит Рене Метж, организовавший в свое время марафон «Мастер-ралли».



Леонид НОВИЦКИЙ
Чемпион России, победитель Кубка России по внедорожным ралли

Но тогда это будет уже не « Дакар»...

Вопрос: Это должен был стать ваш третий « Дакар». На двух предыдущих ваш экипаж показал очень достойные результаты. Какие задачи вы ставили перед собой на этот раз?
Л.Н.: Мы очень ждали этот юбилейный « Дакар» еще и потому, что после предыдущегоосталась некая неудовлетворенность из-за отмены двух песчаных этапов в Мали, которые должны были быть изюминкой гонки. Организаторы обещали трудный марафон в песках, и мы готовились к нему очень серьезно. Кроме участия в этапах Чемпионата России выезжали тренироваться на гонку в Казахстан. Серьезно работали над техникой, и наш автомобиль был в хорошей готовности, «заточен» как раз под пески. Об этом свидетельствовали и результаты последнего этапа Кубка мира сезона 2007 года в ОАЭ, на котором мы заняли четвертое место. Была создана оптимальная структура технического обеспечения, мы даже заявили в категории Т4 грузовик под управлением опытного пилота Виктора Московских, который должен был обеспечивать нам поддержку на трассе. Словом, мы были готовы к тому, чтобы финишировать в первой десятке лучших гонщиков мира. Поэтому, наверное, не надо объяснять, что мы почувствовали, когда гонка была отменена.
Вопрос: Будете ли вы участвовать в следующем «Дакаре» ?
Л.Н.: Мы надеемся, что он состоится. И хотели бы верить в то, что его маршрут будет проложен в Африке, иначе это будет уже не « Дакар». Да, мы настраиваемся на участие, хотя нам и предстоит непростой период. Дело в том, что мы взяли на себя определенные обязательства перед спонсорами и должны согласовать с ними наши дальнейшие планы.
Вопрос: Какие тонки значатся в ваших планах на 2008 год?
Л.Н. Мы планируем участвовать в этапах Чемпионата России, начиная с гонки «Северный лес», и в этапах Кубка мира FIA по внедорожным ралли. Некоей альтернативой «Дакару» мог бы стать в этом году марафон Санкт-Петербург- Пекин, но, увы, конкретной информации о нем пока немного. Так что эта гонка в наших планах не значится. Среди возможных альтернатив «Дакару» можно назвать четыре этапа Кубка мира, но даже несмотря на то, что организаторы пытаются удлинить маршрут Тунисского ралли и проложить спецучастки в Ливии, настоящих гонок, сопоставимых по сложности маршрута, не так уж и много, и самая реальная из них- ралли Санкт-Петербург- Пекин.



ПРЕЦЕДЕНТЫ ИМЕЮТСЯ

Организация внедорожных ралли - дело куда как более сложное, чем может показаться на первый взгляд, особенно, если они проходят в нескольких странах. Необходимо учитывать большое количество внешних обстоятельств, в том числе и непреодолимой силы, которые невозможно ни предвидеть, ни предотвратить. Прецеденты отмены ралли-марафонов накануне старта имеются: так, в 1991 году из-за событий в нашей стране пришлось переносить на год супермарафон «Париж - Москва - Пекин», а в 1998 году из-за дефолта не состоялась гонка по маршруту «Москва - Ашхабад - Сочи», с заездом в Иран. Кстати, после этого «Мастер-ралли» долго избегало территории России. В том, что эти отмены были результатом форс-мажорных обстоятельств, сомневаться не приходится. А вот « Дакар» за свою тридцатилетнюю историю был аннулирован впервые. Думаю, все чрезвычайно разочарованы, за исключением разве что агрессивно настроенного против этого марафона лобби, считающего аморальным устраивать спортивный праздник в обездоленных странах и подсчитывающего не только доходы ASO, но и количество жертв «Дакара» и объемы углекислого газа, выбрасываемого в африканский воздух. « Дакар» отчасти пал жертвой собственной популярности: даже министры иностранных дел десяти стран Западного Средиземноморья (Португалии, Франции, Италии, Испании, Мальты, Марокко, Туниса, Алжира, Ливии и Мавритании), встретившиеся в конце января в Рабате, заявили о «своей решимости обеспечить необходимые условия для проведения этого ежегодного события в его обычном географическом пространстве».

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты