Японская топонимика

Международный токийский автосалон. Репортаж с родины транспортных покемонов

«Не бросать же хороший товар только оттого, что рынок не созрел для него». Мне кажется, что этот афоризм Марка Твена, вложенный им в уста янки при дворе короля Артура, подошел бы в качестве эпиграфа к репортажу с Токийского автосалона. В какой-то момент мне даже начинало казаться, что из всех представленных экспонатов самих японцев интересуют только самодвижущиеся конструкции, похожие на покемонов, сбежавших из крупнейшего токийского магазина игрушек «Хакухинкан», – конструкции, которые способны не хуже ежегодных отчетов Ассоциации японских автомобильных производителей JAMA поведать о росте парка, экологических проблемах и стесненности уличного движения Японии.

Вы только представьте, сегодня по территории этого островного государства раскатывают почти 76 млн автомобилей, из которых 57,5 млн - легковые. Прибавьте к этому количеству еще 1,77 млн мотоциклов. А теперь, внимание: на сегодняшний день все население Страны восходящего солнца, включая грудных младенцев и глубоких стариков, составляет 127,4 млн человек.

Транспортные покемоны

Вот уже пятый год подряд производство легковых автомобилей в Японии уверенно подбирается к десятимиллионному уровню, которого оно почти достигло в 1990 году. Затем индустрия свалилась в кризисной горячке, едва не приведшей к летальному исходу некоторых компаний (например Mitsubishi Motors). Интересно, что спад производства почти не отразился на продажах внутри страны. Наибольший прирост - 6,4% - показывают продажи машин «кей-класса» (в переводе с японского «кей» - легкий). Не потому ли именно на этот сектор сегодня направлено основное внимание разработчиков? А вот транспортные «покемоны» трудно отнести и к автомобилям, и к мотоциклам. Названия этим транспортным средствам современная классификация еще не придумала. Но вместе с тем возникает резонный вопрос: почему японское общество «не заметило» индустриального кризиса? Ответ находится в тех же статистических выкладках JAMA. Просто японцы стали приобретать больше машин на вторичном рынке. Как следствие автопарк «постарел»: если в 1997 году средний возраст легковой машины составлял 5,14 года, то сегодня эта цифра выросла до семи! Отрада коллекционеру и горе нашему моряку-дальневосточнику.

Для полноты картины остается добавить информацию о полноприводных машинах. Отдельной статистикой по внедорожникам JAMA не занимается. Особняком рассматриваются только полноприводные минимодели, среди которых могут оказаться как внедорожники, легковушки «кей-клас-са» с дополнительным приводом на заднюю ось, так и характерные для Японии минивэны 4x4. Пик продаж приходился на 1997 год -1,62 млн штук, из которых 1.1 млн - это полноразмерные машины. Вплоть до 2004 года продажи уменьшались, а затем вновь стали постепенно расти, достигнув к дню сегодняшнему уровня 1.2 млн (636 тысяч - машины 4x4 нормального размера).

О машинах нынешних и завтрашних

Toyota Land Cruiser 200 стоял на салоне неожиданно буднично. Его даже не включили в списки новинок. При этом маркетинговая политика Toyota лично мне остается непонятной: в Японию не привезли уже дебютировавшего на американском рынке «близнеца» этого внедорожника Lexus LX570. А вот в павильоне, где разместили коммерческий транспорт, отделение Toyota Auto Body показало... ралли-рейдовое исполнение Land Cruiser «сотой» серии. Кстати, именно это подразделение компании Toyota продолжает сегодня и выпуск знаменитой «семидесятой» серии Land Cruiser. Столь же обыденно, как и TLC 200 (хотя и чуть более подробно), была представлена публике очередная модель на Global Platform от компании Mitsubishi -полноприводный минивэн Delica D:5 (самый близкий «родственник» - кроссовер Outlander). Интересно, что в Японии Delica D:5 существует и в строго переднеприводном варианте. И, напротив, довольно популярный у нас минивэн Grandis в Японии продается во внедорожной версии Sport Gear (подключаемые задние колеса и увеличенный до 170 мм дорожный просвет).

Что же касается компании Suzuki, то в Токио она лишь обозначила свои приоритеты, показав автомобиль, которому предстоит стать флагманом модельной линейки - самым большим кроссовером в истории фирмы. Эта модель названа Kizashi 2, а ее дизайн перекликается с формой прототипа Kizashi, показанного в сентябре 2007 года на автосалоне во Франкфурте. Правда, близко к новому кроссоверу не подпускали. Да и смотреть-то толком было не на что: стекла автомобиля были наглухо затонированы (верный признак скорого появления серийного образца). В общем, на сегодняшний день о машине известно разве что под ее капотом будет стоять 3,6-литровый V6, являющийся самым крупным (опять же) двигателем за всю историю компании.

Subaru, а точнее Fuji Heavy Industries (в каталогах компания значится именно на букву F), в первую очередь показывала новую Impreza. Стандартный автомобиль был дополнен спортивной модификацией WRX STI и версией Beams Edition. На ближайшее будущее запланировано и начало выпуска универсала повышенной вместимости Exiga. Машины, которая по единодушному мнению русско- и англоговорящей прессы была зачислена в наследники Legacy. Но вот странное дело: глава представительства Subaru в России Петр Созинов решительно не согласился с таким предположением. По его мнению, автомобиль, прототипом которого выступает Exiga, никогда не покинет территориальных пределов японского рынка. Я же со своей стороны могу лишь сказать, что показанный семиместный прототип оснащен новейшей динамической системой стабилизации DC3, а по количеству телекамер снаружи и мониторов слежения внутри Exiga напоминает Центробанк.

И совсем уж странное событие произошло незадолго до открытия автосалона. Компания Nissan зазвала иностранную прессу (именно так - на бейджике писалось: foreign press) в свой научно-технический центр в Аичи, где позволила «пощупать» новый кроссовер Murano. В результате этого визита возникло два вопроса. Во-первых, почему новинку не позволили фотографировать, а во-вторых, по какой причине ее не привезли на выставку?

Свой «внедорожный» налет на Токио совершили и западные фирмы. Ну что тут скажешь, на мой взгляд, презентация Hummer Н2 спустя столько лет после дебюта выглядела просто жалко. Напротив, ударно сработал Ford: модифицированный под руководством австралийца Поля Гибсона Escape Expression имеет все шансы на вторую жизнь на рынках Юго-Восточной Азии. Да и 296-сильный пикап Explorer Sport Trac европейцу не часто удается увидеть.

О названиях «картриджей»

Ни для кого не секрет, что японцы обожают давать витиеватые названия. Не просто «Хризантема», а «Хризантема, расцветшая унылой осенней порой у подножия Фудзиямы». Ну и все остальное в том же духе. Не обойдены древней традицией и автомобили. Например, экспериментальный вездеход компании Daihatsu называется Mud Master-C. Что-то вроде «компактного профессионала для грязи». Кстати, для поклонников офф-роуда появление такого автомобиля на крупной международной выставке - как бальзам на душу. Рама, подключаемый передний мост с демультипликатором, портальные мосты с редукторами внешнего зацепления и 16-дюймовые шины с протектором, напоминающим зубы бегемота. А теперь главное: дорожный просвет этого монстра составляет 370 мм! Кстати, перед разработчиками этого вездехода стояла достаточно нетривиальная задача: с одной стороны, требовалось обеспечить максимальную проходимость, а с друой - постараться не вылезти за габариты «кей-класса» (длина -до 3400 мм, ширина - до 1480 мм, а высота - до 2000 мм). Автомобиль создавался на основе компактной модели Daihatsu Hijet. Но, увы, несмотря на то, что кажется, будто Mud Master-C подобрал под себя колеса, удержать его в рамках «кей-класса» не удалось: вездеход раздался «в плечах» до 1600 мм. Но показатели геометрической проходимости получились завидные: угол въезда – 33 градуса, съезда - 43 градуса, а угол рампы-50 градусов.

Daihatsu Mud Master-C - автомобиль-«картридж». Эта тема набирает в Японии популярность. Требуются незначительные переделки, чтобы переоснастить такой автомобиль в соответствии с пожеланиями заказчиков, будь то горнолыжники, любители понырять с аквалангом или прохватить на маунтин-байке (при создании вездехода консультировались с известным велогонщиком Райта Судзуки). Сняв заднюю часть крыши, из фургона вездеход можно превратить в пикап, и тут область его применения расширяется. Трансмиссия машины оборудована РТО - отбором мощности на электрогенератор, с помощью которого предлагается запитывать лебедку или... кран.

Похожий проект есть и у компании Suzuki. Не рискну в точности перевести на русский его название. X-Head - что-то вроде «замороченный на всю голову» или же «тот, у кого в голове сплошное бездорожье». В «замороченном» тоже применены боковины, откидывание которых открывает взору отсеки, которые можно напичкать всем, чем захочется (идея такой компоновки пришла от пожарных автомобилей). В общем, возможны варианты. Например, перед посетителями салона машина предстала в образе транспортера кроссовых мотоциклов... Получилось здорово, хотя цельность могучего образа нарушают 1,3-литровый двигатель и другие агрегаты от Suzuki Jimny.

Навстречу сюрпризам

Зачем лететь через пять часовых поясов в Токио? Например, чтобы узнать, что внедорожник Daihatsu Be-go таковым в Японии не является! В каталоге он значится только заднеприводным. Но при этом компания Toyota, которая, как известно, владеет фирмой Daihatsu, продает под своей маркой ее полноприводный аналог - модель Rush. А еще на японском рынке предлагается кроссовер Vanguard, напоминающий RAV4. Автомобиль длиннее RAV4 на 235 мм, а база больше на 100 мм. За счет этого в салоне умещаются не пять, а семь человек. Под капотом Vanguard установлен 3,5-литровый V6 (мощность-280 л.с, крутящий момент -344 Нм). А широко известный у нас кроссовер Lexus RX400h продается под маркой Toyota Harrier. Но ту же машину можно встретить в Токио и под оригинальным брендом. Да-да, несмотря на то, что эту марку создавали исключительно для внешних рынков, с 2005 года продукция Lexus официально представлена и в Японии. Причем японцы зовут эти машины «рексусами», поскольку не выговаривают буквы «эль».

Пока под маркой Lexus в Японии продаются только легковые модели, но вскоре к ним прибавится и кроссовер, фигурировавший на Токийском автосалоне как Lexus LF-Xh. Что ж, на здешнем рынке, похоже, действуют свои собственные правила. Никакого Nissan Qashqai -только Dualis. Хорошо еще, что Murano и X-Trail остались сами собой, а все колеса у них по-прежнему ведущие. Что же касается Suzuki Vitara, то здесь она значится как Escudo. Не слишком пока популярный в России SX4 лишился привода на задние колеса. Любитель внедорожной топонимики обнаружит в залах Токийского салона и компактный вездеход Mazda AZ-Offroad с очевидными генами Suzuki Jimny или пикап Mitsubishi Triton, знакомый нам как Nissan Navara. Собственно, этими маркетинговыми парадоксами репортаж можно и завершить. А в заключение скажу так: в любом случае это было интересно...

текст и фото: Денис ОРЛОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты