Эх, дороги...

«Дорогами войны». Московская, Смоленская и Тверская области

Осенние дожди шли вот уже неделю, Не успокоилась природа и в день старта - осадки продолжали орошать окрестности села Малинки. А в голове роились мысли.., 65 лет назад здесь шли ожесточенные бои за окончательный перелом в войне, Тогда на этом участке немцев отбросили от Москвы, но фронт задержался на несколько месяцев. В тщетных попытках продолжить наступление советские солдаты гибли целыми дивизиями. Не зря же эти места считаются вотчиной отрядов, занятых поиском останков погибших воинов,

Большинство участников, жаждущих «боя за освобождение России от ненавистных захватчиков», прибыли на предстартовую поляну накануне ночью. После чего они еще долго, греясь у лагерных костров и прячась от дождя под натянутыми тентами, обсуждали планы предстоящего десанта на передовую линию «фронта». А между тем молниеносность «военной операции», которая месяцами разрабатывалась в штабе командования гонкой, была под угрозой срыва. Этому способствовали два обстоятельства: разбитые вдрызг лесные дороги и тяжелая техника, которую предстояло протащить буквально на себе на протяжении 50 км. Причем как назло ни одной коротко-базной машины в рейд не попало, в прорыв шли 14 длиннобаз-ников, поддерживаемых мотоциклистами, выступавшими вне зачета. Страшно было всем, даже бывалым разведчикам, заявившимся в категории «Спорт». Но дезертиров пока не наблюдалось. Бойцы были веселы, хотя ощущение тревоги витало в воздухе. И тут для поднятия боевого духа командующий гонкой Петр Артищев предпринял нестандартный тактический ход. По его приказу на «передовую» (то есть в район старта) был доставлен... ящик водки. Фронтовые (предстартовые) 100 грамм сделали свое дело, и машины вылетали со старта, как реактивные снаряды легендарной «Катюши».

Без пропуска нельзя

Первой стартовала категория «Рейд». Таким образом на «рейдовиков» выпала роль штрафных батальонов. Они пробивали дорогу, путались в легенде, но в конце концов без особых задержек справлялись с маршрутом. Следом стартовала категория «Спорт». В ней было заявлено семь хорошо подготовленных и опытных экипажей, среди которых можно было увидеть даже призеров серии GP Russia. Через десяток километров бойцам предстояло пересечь «линию фронта», проходящую в районе села Аржаники. Последний раз в этих глухих местах фашистов видели в 1942 году, но никто и не предполагал, что история может повториться... Представьте лица участников гонки, когда среди непролазного заболоченного леса подъезжающие экипажи остановил заградительный отряд немецких солдат времен Великой Отечественной войны! Угрожая оружием, люди, облаченные в форму вермахта, настойчиво требовали «аусвайс». После тщательной проверки документов и получения отметки шлагбаум пропускал одну машину за другой. Но поскольку лично у меня заветного пропуска не было, то дело приняло совсем нешуточный оборот, дошло даже до предупредительных выстрелов в воздух! В общем, прорваться на нейтральную территорию мне удалось, лишь воспользовавшись небольшим замешательством «немцев».

Дезертиров расстреливать без суда

Неожиданно болота кончились, и началась холмистая местность. В дело пошли лесовозные колеи с перемежающимися спусками и подъемами. Эта «гремучая смесь» практически остановила продвижение экипажей. Но перед тем, как «встать», участникам пришлось пройти еще одну проверку. Через восемь километров после немецкого заслона бойцы трофи-рейда «Дорогами войны» добрались до КП-2, где на их пути встали советские солдаты, вооруженные винтовками и автоматами. Участники были несказанно рады. Наивные, они не знали, что все части и подразделения Советской армии еще в июле 1942 года получили приказ Сталина № 227 о расстреле на месте дезертиров и трусов... Конечно, в реалиях дня сегодняшнего у участников все-таки была возможность отметиться на КП и по грунтовке вернуться в лагерь. Но все решили биться до последнего...

Лил дождь, через шлагбаум в темную чащу леса уехали уже 12 экипажей, когда назад из леса вырулил Pajero Sport. Боевой расчет КП-2 тут же встал в готовности выполнить приказ вождя... Но обошлось. Пилоту вернувшегося экипажа удалось избежать «расстрела» благодаря очевидным фактам: клиренса у машины явно недостаточно, а резина и вовсе оказалась шоссейной. А тем временем на самой трассе происходили и вовсе драматические события. Сгущались сумерки, моросил дождь, а дистанция была пройдена лишь наполовину, причем за «кормой» осталась наиболее легкая ее часть.

Встреча с партизанами

Спустя некоторое время машины сконцентрировались в попытке переехать глубокую глинистую ложбину, заполненную водой (позже ее окрестили «труба»). Нужно было проехать по кромке, не сваливаясь в болото справа и в лужу слева. Без лебедки сделать это не удалось никому. И тут в лесу появились... партизаны из Волоколамска. Это нигде не зарегистрированное подразделение перемещалось на трех УАЗах и одном прототипе-монстре. Трудно было сказать, на чьей стороне были эти парни... Стартовых взносов не платили, 100 грамм не принимали, а в бой рвались так, что клочья грязи летели во все стороны. На круг форсирование «трубы» заняло около четырех часов. Уже в темноте, дождавшись, когда последний экипаж вырвется из ее вязкого плена, я сел на хвост Toyota Land Cruiser 105 и буквально через час был на финише.

Разведка -это нехорошо!

Как оказалось, лучшее время в рейде (три часа) у экипажа Максима Вальковича, выступавшего на TLC 78 (следующая машина финишировала только через пять с половиной часов). Но недолго экипаж-победитель ходил в героях. На следующее утро пришедшая второй Людмила Борисова подала протест, где говорилось, что Валькович еще два месяца назад участвовал в... разведке этой самой трассы и, следовательно, имел серьезное преимущество в гонке. Протест был принят. Одно непонятно. В следующий раз, когда участники поедут опять по этой же трассе, они тоже будут иметь преимущество перед вновь прибывшими?

В категории «Спорт» события развивались следующим образом: машины ехали по той же трассе, что и участники группы «Рейд», но постоянно были вынуждены отклоняться для взятия контрольных точек, расположенных в самых труднопроходимых местах вдоль маршрута. Лучший результат таков: из шестидесяти точек взяты 24. В общем, вы уже поняли, что всю трассу «спортсмены» так и не прошли. Более того, они даже не дошли до КП «Немцы» и КП «Русские»...

P.S. На мой взгляд, формат гонки оказался очень удачным. «Стандарт» едет по легенде, а «Спорт» движется следом, но с элементами ориентирования. Расчет организаторов оказался точным, «спортсмены» так и не догнали «рейдовиков». Но главное, конечно, не в этом - наиболее интересная особенность соревнования «Дорогами войны» - это вполне достоверная реконструкция облика немецких и русских солдат времен Великой Отечественной войны, организованная Центром гражданского и патриотического воспитания «Запад». В любом случае попытка использовать трофи-рейд как инструмент изучения истории Великой Отечественной не может не вызывать уважения.

Трофи-рейд «Дорогами войны»
Рейд
1БОРИСОВА Людмила / ИВАНОВ СергейTLC 80Москва
2ВОРОБЬЕВА Елена / АЛИМОВ Тимур / ДЖУНЖУРОВ ИльяTLC 80Москва
3СТЕКЛЯННИ КОВ Иван / ОМАР ВадимTLC 105Москва
Спорт
1ЖУКОВ Федор / ТОПАЛОВ ИльяTLC 70Москва
2ЛЕОНОВ Леонид / ЗЕЧЕВИЧ Марк Nissan PatrolМосква
3ПРОСКУРИН Игорь / ВАСИЛЬЕВ Александр УАЗМосква

текст и фото: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты