В гостях у Влада Цепеша

Transilvania Adventure Trophy. Румыния

При упоминании Румынии большая часть населения планеты Земля вспомнит... Дракулу – трансильванского графа, ставшего вампиром. Кстати, по вампирским меркам этот персонаж не такой уж и старый – Дракула был «рожден» в конце XIX века воображением ирландского писателя Брэма Стокера. Но, с другой стороны, реальный прообраз чудовища, князь-воевода Валахии Влад Цепеш увидел свет еще в XIV веке. Как бы то ни было, а изысканно-аристократическая фигура Дракулы и по сей день является излюбленной темой для создания фильмов ужасов. Впрочем, в наши дни Румыния известна не только как вотчина «жизнелюбивого» графа. Трансильвания пользуется особой популярностью и у поклонников офф-роуда всей Европы. Дело в том, что в этой гористой местности проходит Transilvania Adventure Trophy – внедорожное приключение, с которым могут сравниться лишь немногие европейские мероприятия подобной направленности.

История проведения Transilvania Adventure Trophy сложна и запутана. В свое время это мероприятие «базировалось» на территории Украины, но по ряду организационных причин оно перебралось в Хорватию и сменило название сначала на Super Transilvania, а затем -на Croatia Trophy. Но несколько лет назад румынский внедорожный клуб Off-Road Adventure Romania решил возродить некогда популярное соревнование.

Отмечу, что времена политической нестабильности в Румынии остались далеко позади, и на сегодняшний день экономика этой страны является одной из самых динамично развивающихся в Европе. Особенно хорошо это видно в больших городах, где как грибы растут офисы и заводы крупнейших компаний. Но обратной стороной экономического роста стала активная миграция сельского населения в крупные города. Люди едут туда в поисках работы, оставляя брошенные крестьянские дома, в результате чего отдаленные горные районы почти обезлюдели. А это как раз те места, где поклонники офф-роуда могут заниматься своим любимым делом без малейшего опасения вызвать неудовольствие местных властей и населения.

Не Croatia Trophy

Нередко меня спрашивают: а чем, собственно говоря, отличаются Croatia Trophy и Transilvania Adventure Trophy? Если исключить погодный фактор (дожди могут сделать оба соревнования весьма экстремальными), то с технической точки зрения трассы Croatia Trophy сложней. Здесь значительно чаще приходится использовать лебедку, да и самим участникам нередко приходится действовать на пределе своих физических возможностей. На Transilvania Adventure Trophy (или сокращенно - TAT) требовалось преодолевать значительно более длинные дистанции и больше заниматься ориентированием. При этом в зависимости от уровня подготовки машины экипаж мог выбирать между относительно простыми и более сложными внедорожными трассами. Существует две зачетные группы - Open и Extreme (выступать в любой из этих групп можно на внедорожнике, мотоцикле или ATV). В соревновании участвуют команды, состоящие из двух машин. На старт зачета Open можно выйти и на абсолютно стандартном автомобиле, но для зачета Extreme требуется серьезный уровень технической подготовки. При этом, будучи не столь технически сложным соревнованием, как Croatia Trophy, ТАТ претендует на массовость. И действительно, в этом году в Румынию приехали команды из 12 европейских стран.

К началу соревнования жизнь в городе Дева, ставшем главным нервным центром ТАТ, била ключом. Многие команды заканчивали технические приготовления прямо на месте. Например, бельгийские гонщики Гонзо Ван, Ден Боген и Стивен Кулз, работая днем и ночью, «достроили» свой Daihatsu Taft непосредственно на площади перед отелем. Причем работа была завершена буквально перед официальным стартом.

150 метров

Пролог проходил в непосредственной близости от городка, и посмотреть на гонку собралось огромное количество зрителей. Участникам предстояло пройти трассу длиной всего в... 150 метров. Но организаторы припасли несколько «сюрпризов». Так, машины зачета Open направлялись к груде старых покрышек, которую им предстояло преодолеть, а участникам зачета Extreme сначала нужно было форсировать огромную яму, заполненную жидкой грязью. Участок со старыми покрышками и сам по себе оказался крепким орешком: шины складывались под машинами участников самым непостижимым образом. Что делает в таких случаях не слишком опытный водитель? Естественно, нажимает на педаль газа. А поскольку в таких условиях это является не самым правильным решением, то вскоре организаторам пришлось пустить в дело буксирные стропы.

Следующим препятствием стал проход между двумя кучами песка, пересеченный траншеей. Это место оказалось очень зрелищным: автомобили вывешивались и высоко задирали в воздух левое переднее колесо. Справившись с этим препятствием, участники должны были подняться по влажному травянистому склону, вскоре превратившемуся в некое подобие наклонного катка. Затем трассы зачетов вновь расходились: машины Open отправлялись штурмовать дюну и ведущую к финишу промоину, а зачету Extreme нужно было перебраться через бренные останки двух автомобилей, доставленных с ближайшей свалки.

Чтобы не сорвалось

Когда же участники зачета Open справились с прологом, настала очередь мотоциклистов и водителей ATV. Большая часть из них была заявлена в зачет Extreme, а это значило, что им предстояло пройти через грязевую ванну. К этому моменту трасса была раскатана настолько, что никому из мотоциклистов не удалось пройти ее до конца. Кроме того, это заняло несколько больше времени, чем предполагалось. Все шло к тому, что старт первого СУ мог сорваться. И организаторы приняли решение изменить трассу, несколько облегчить спортсменам жизнь и направить их в обход грязевой ванны. Наконец, уже ближе к вечеру, на центральной площади города был дан официальный старт, и участники, расположившиеся в стартовом протоколе в соответствии с показанными на прологе результатами, отправились на первый ночной СУ длиной 63 км. Финиш этого спецучастка располагался в конце длинного спуска рядом с первым базовым лагерем, и лидирующие экипажи должны были достичь его ранним утром следующего дня.

Чем дальше, тем живописнее

В первый день гонки главной проблемой для большинства экипажей стало ориентирование на местности. Оно и понятно, большинство жителей густонаселенной Европы (коими, как я уже говорил, и были участники ТАТ), как правило, просто не сталкиваются с этой проблемой. Конечно, вышедшие на старт довольно быстро постигли науку интерпретации напечатанных в роудбуке знаков и инструкций. Но поначалу им пришлось довольно туго. Жирная линия, которая, по идее, должна бы означать настоящую дорогу, на деле оказывалась едва заметной колеей. Еще большей загадкой стали пунктирные линии, поскольку они могли обозначать.. . место, по которому несколько лет назад прошла одна-единственная машина. Зато, возможно, в порядке компенсации, трассы день ото дня становились все более живописными.

аждый день участникам ТАТ было необходимо преодолевать от 70 до 90 километров. Винчев-ка была самым обычным делом для зачета Extreme, хотя чем опытнее был экипаж, тем реже ему приходилось разматывать трос. Самым запоминающимся участком второго дня оказался 500-метровый крутой подъем по скальному каньону, усыпанному валунами. Большей части участников здесь пришлось прибегнуть к помощи лебедки, и только самые опытные спортсмены сумели подняться своим ходом.

Особенности командного зачета

К третьему дню соревнований определились лидеры. Ими стала интернациональная австрийско-венгерская команда. И тому были достаточно веские основания: Jeep Wrangler венгерского экипажа Ксаба Борос и Михали Эйгнер был просто великолепно подготовлен. Парни оснастили свою машину портальными мостами и заменили оригинальный мотор на 1.9 TDI от Volkswagen. Но особенно примечательные изменения были внесены в тормозную систему. На машине стояла автоматическая коробка, и в салоне нашлось место для двух дополнительных... педалей, каждая из которых связана с тормозным цилиндром одного из задних колес. Получилась работоспособная система, позволяющая обойтись без блокировки дифференциала. Свой вклад внесла и манера вождения. Например, на затяжном скользком спуске, где большинство команд предпочло сползать на лебедке, венгры просто съехали вниз! Ближайшими их преследователями стала команда из Голландии: Петер ван дер Ваарден - Ренс-Йен Веенстра и Бернд Эйнтинг - Люк Потгейтер. В течение первых двух дней голландцы показывали вторые результаты, но на третий день их начали донимать технические проблемы.

Собственно говоря, разнообразные поломки являются неизбежными спутниками участников любого трофи-рейда, и умение их устранять входит в правила внедорожной игры. К счастью, организаторы приняли это обстоятельство во внимание. Например, фатальная поломка одной из двух машин означает, что команда выбывает из соревнования. Но если участники сумеют найти команду, в которой также осталась только одна машина, то они могут сформировать новую команду и стартовать на следующий спецучасток.

14 «ушей»

Наиболее примечательным местом СУ четвертого дня оказался семисотметровый участок, проходивший по руслу реки. Сконцентрировавшись, голландская команда сумела записать в свой актив луч-шее время прохождения этого СУ. Спецучасток оказался очень сложным: всю ночь шел сильный дождь, и это перевело соревнование в новое измерение. Например, абсолютно безобидные травянистые склоны превратились в скользкие «катки». Вскоре после старта голландцы столкнулись с проблемой: на одной из их машин сломалась рулевая тяга.

Помимо всего прочего, этот день был исключительно богат на перевороты: судьи насчитали 14 «ушей»! Тем не менее все оценили трассу как «великолепную» и «исключительно интересную». Крутые подъемы и спуски, протяженные броды через горные реки, скоростное вождение и экстремальные обгоны в узких коридорах, живописные каньоны и густые горные леса - все это оставило у участников незабываемые впечатления.

Очередь у скалы

Был в гонке и еще один запомнившийся эпизод: на одном из участков трасса переваливала через скалу, которую нужно было преодолеть при помощи лебедки. И тут очень многие попали в весьма затруднительное положение... И все бы ничего, если бы вследствие этого более опытным спортсменам, идущим «на результат», не пришлось ждать, пока их соперники справятся с проблемами. В итоге организаторы были вынуждены остановить гонку: стемнело, пошел сильный дождь, и упражнения на высоте стали слишком опасными. В результате лишь австрийско-венгерская команда, две команды на ATV и один мотоциклист сумели прорваться через скальное препятствие, уйти вперед и добраться до официального финиша. Но произошло это уже далеко за полночь. Дождь шел всю ночь, а утром... организаторы приняли решение отменить последний СУ и занялись эвакуацией оставшихся в горах машин.

Послесловие

Несмотря на погодные катаклизмы, у хозяев были основания для ликования: три призовых места в зачете Open заняли румынские команды. Неплохо выглядела Румыния и в зачете Extreme: два экипажа на Mercedes G-class сумели вырвать бронзовые награды. Второе место досталось голландской команде, выступавшей на Land Rover Defender, и, наконец, золотые медали Transilvania Adventure Trophy уехали в Венгрию и Австрию: Ксаба Борос и Михали Эй-гнер ( Jeep Wrangler), а также их товарищи по команде Бернгард Хофштеттер и Пауль Деметр (Suzuki Samurai) были неудержимы. Интересно, что бы сказал по этому поводу воевода Влад Це-пеш - Дракула?..

текст и фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты