Тверской парк культуры и отдыха

Знакомство с будущим офф-роуд полигоном и кубок клуба Camex

Запомните этот маршрут, дорогие поклонники офф-роуда. Сначала по трассе Москва – Санкт-Петербург до объездной дороги вокруг Твери, затем уходите на Лотошино. Проезжаете еще километров десять, до деревни Пушкино. Место приметное – около дороги полуразрушенная церковь с колокольней. Напротив нее поворачиваете на узкую асфальтовую дорожку. Проезжаете пару километров – и вы на месте... Только не спрашивайте меня, что нам там делать. Если все пойдет, как задумано клубом Camex, то настоящим поклонникам внедорожного спорта по этому маршруту предстоит проехать не один, не два и даже не три раза.

Как вам кажется, если когда-нибудь случится чудо и Россию опутает сеть роскошных дорог, сможем ли мы с вами забыть о лебедках, хай-джеках и грязевой резине? Уверен, что нет! Ведь с изобретением автомобиля не исчез конный спорт, а фехтование и стрельба из лука не были перечеркнуты появлением огнестрельного оружия. В этом смысле весьма показательным является опыт Центральной Европы. Там и сегодня хватает любителей помесить грязь, несмотря на то что найти эту самую «грязь» с каждым днем становится все более проблематично. Но при этом европейский опыт во весь рост ставит вопрос о том, где, собственно, трофисты будущих времен смогут предаваться любимому занятию. Ведь пройдет какой-нибудь десяток лет, и российские поклонники бездорожья будут со светлой грустью вспоминать времена, когда, чтобы найти экстремальное бездорожье, достаточно было просто съехать с асфальта в понравившемся месте. Увы, путь, по которому идет офф-роуд (и как спорт, и как хобби) в любой развитой стране, приводит к единственно возможному способу существования. Ездой по бездорожью можно заниматься только «в специально отведенных для этого местах». Да что там компактная и перенаселенная Европа! Взгляните, что происходит в такой, мягко говоря, немаленькой стране, как США: в Америке все меньше становится полностью открытых территорий. Более того, под вопросом находится даже существование знаменитого маршрута Rubicon Trail! Собственно, зачем ходить за примерами так далеко? Еще несколько лет назад внедорожные соревнования можно было проводить в непосредственной близости от Москвы, а то и в пределах ее границ. Ныне же московские клубы предпочитают организовывать свои мероприятия за пределами области. Слишком сложно стало согласовывать их проведение с местными властями и природоохранными органами. И, чует мое сердце, ситуация будет только ухудшаться. Вы спросите а есть ли способ решить эту проблему? Конечно. Причем известен он уже достаточно давно: организация «специально отведенных для этого мест», более известных как «офф-роуд парки».

Так оно все и начиналось...

Необходимость создания офф-роуд парков в России тоже можно считать вполне назревшей, и определенные шаги в этом направлении уже предпринимались. Одна из первых попыток создания подобного комплекса была предпринята в 2002 году компанией Povars Off Road, которая на месте котлована, образовавшегося при строительстве горнолыжного комплекса «Сорочаны» в 50 км от Москвы по Дмитровскому шоссе, начала строительство «Парка Экстрим». Первоначально там планировались внедорожные трассы для разных дисциплин, трасса для мотокросса и обслуживающая инфраструктура. В 2004 году там проводился зимний этап Чемпионата по ралли-рейдам. Увы, сейчас там практически не осталось автомобильной составляющей, хотя мотоциклисты используют «Парк Экстрим» весьма активно. Проводятся даже международные соревнования по мотокроссу.

Испытать себя на бездорожье имеют возможность и потенциальные покупатели VW Touareg на спецтрассе в Ильинском. Помимо грязи, бродов, крутых спусков и подъемов их ждут ресторан, пруд с карпами и другие радости жизни. Более длительное погружение в офф-роуд могут пережить клиенты Hummer Academy, которым предлагается целое путешествие. Есть небольшой полигон и у школы Land Rover Experience. Но все же еще пару месяцев назад я бы написал, что ни одного полноценного офф-роуд парка в России нет и, кажется, не предвидится. И очень хорошо, что я не успел написать ничего подобного. Потому что моя поездка на весьма обычное клубное соревнование в Тверь предварилась экскурсией по территории первого в России офф-роуд парка (он пока еще не имеет собственного названия).

А началось все с того, что в Твери появился новый клуб под названием Camex(читается как «Ка-мекс»). Его председателем стал чемпион России 2007 года по джип-триалу Владимир Казак, а в роли главного организатора выступил обладатель Кубка этого года Дмитрий Ситников. Но, как известно, добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем только добрым словом, а деньги и энтузиазм могут много успешнее решать проблемы, чем энтузиазм, не подкрепленный финансовой составляющей. Так вот, свою деятельность молодой клуб начал с того, что приобрел в собственность 600 гектаров земли и стал ее активно обустраивать... До завершения работ, конечно же, еще очень и очень далеко, но уже теперь Дима Ситников с гордостью знакомит меня со своими владениями: «Вот здесь мы строим полигон для триала. Условное название - «Колизей». Здесь будут трибуны и все типы препятствий, в том числе и искусственные скалы. Это скоростная внедорожная кольцевая трасса для спринта (на нынешних соревнованиях она уже частично задействована). Вот там - болота, вот там - ручьи с бобровыми плотинами. Здесь мы планируем построить трассу для мотокросса и гонок на квадроциклах. А вот этот прямик через год превратится в отличную трассу для драг-рейсинга. Чуть в стороне хотим построить крытый картодром и асфальтовую трассу для кольцевых гонок. То есть мы не собираемся замыкаться на внедорожном спорте. В наших планах создать единый центр технических видов спорта, где собирались бы любители самых разных автомобильных и мотоциклетных дисциплин - от драг-рейсинга до триала и трофи-рейдов». Да, что и говорить, планы у клуба наполеоновские. Но с учетом объема работ, проделанных командой Camex всего за несколько месяцев, назвать все вышесказанное маниловщиной язык не поворачивается.

Борьба за визуализацию процесса

Любой клуб начинает свою деятельность с того, что проводит свое собственное соревнование. Не стал исключением и Camex. Но у активистов клуба была более сложная задача: не просто провести соревнование в одном из уже ставших привычными форматов, а найти подходы к тому, как проводить подобные мероприятия на специально подготовленной для этого территории. И главное, чтобы соревнование получилось зрелищным. Ведь не секрет, что проблема трофи-рейдов заключается в том, что эта дисциплина интересна только для... участников. Причем это вовсе не потому, что на трассах не происходит ничего интересного. Просто у зрителей нет возможности что-либо увидеть. Уехали машины в лес на поиск контрольных точек, а потом вернулись... На что тут смотреть? Последнее время организаторы соревнований все-таки осознали остроту этой проблемы. И им, и спортсменам нужны спонсоры, а спонсоры не склонны давать деньги на то, что нельзя увидеть. Следствием этого осознания стало то, что теперь на большинстве крупных соревнований хотя бы представители прессы могут рассчитывать на то, что они хоть изредка, но будут пересекаться со спортсменами на маршруте. Но до привлечения массового зрителя на трофи-рейды еще очень и очень далеко. Собственно, пути решения этой проблемы (вместе с обычной для клубных соревнований проблемой привлечения новых участников) и должен был нащупать первый Открытый кубок клуба Camex.

Участников было мало

В итоге выбрали следующую схему: сразу после старта участники двух зачетных категорий «Профи» и «Стандарт» движутся по узким коридорам и на глазах у зрителей преодолевают несколько препятствий (в том числе брод через заболоченный ручей и часть еще недостроенного «Колизея»). После чего экипажи уходят в свободный поиск контрольных точек. Когда участники трофи-рейда окончательно скроются из вида, на кольцевой трассе спринта должны будут начаться заезды «полированного» класса - стандартных автомобилей, - в которых может принять участие любой желающий. Настораживало только количество участников:всего 5 экипажей в категории «Профи» и 7 -в категории «Стандарт».

Сразу же после старта стало ясно, что организаторы недооценили участников и сделали первый отрезок слишком простым. Машины (особенно «Профи») буквально проскакивали его за считанные минуты. «Оперативности» способствовал и тот факт, что коридор получился довольно широким, и спортсмены могли с легкостью объехать наиболее засадные места. Первый брод тоже оказался не слишком сложным, хотя некоторым из обладателей стандартных машин здесь все же пришлось размотать лебедку.

Говорят, довольно интересно было на «Колизее» - но, увы, туда я опоздал: пока я наблюдал за действиями экипажей категории «Стандарт», подготовленные машины быстренько справились со скользким крутым подъемом. Так что я съездил в лес, посмотрел, как штурмуют броды на бобровых плотинах подготовленные машины. А когда вернулся в зону старта, здесь как раз начались заезды «полированного» класса. Ничего не могу сказать: шоу удалось на славу, да и борьба получилась острой.

Специальные препятствия

Смеркалось. Туман, скрывающий очертания деревьев в окружающих полигон перелесках, становился все гуще, и вот уже в финишном коридоре одна за одной начали появляться машины класса «Профи». Здесь организаторы приготовили участникам несколько сюрпризов: выкопанные экскаватором грязевые «емкости». Одна из них оказалась «ловчей ямой» -по крайней мере, никто из претендентов на победу не смог пройти ее ходом. Ситуацию ухудшало то обстоятельство, что ближайшее дерево, за которое можно было зацепить трос, находилось метрах в пятидесяти, так что экипаж Антона Бекнева из команды «Мощщ» сперва решил не возиться с удлинителями, а использовать хай-джек в качестве якоря. Увы, напитанная влагой земля отказывалась держать вбитый в нее «гвоздь». Другое шоу развернулось при обратном проходе через «Колизей»: Jeep Cherokee, которым управлял Максим Лапшов, чуть не перевернулся при выезде из котлована. Но все закончилось хорошо: автомобиль просто вывесился, задрав в небо колесо и продемонстрировав свой уникальный мост с колесными редукторами от трактора МТЗ. В итоге Лапшов оказался третьим, Бекнев - вторым, ну а победил в зачете «Профи» Игорь Румянцев на прототипе УАЗ.

В классе «Стандарт» победу праздновал Алексей Малышев. Приз за победу среди «автомобилей с диаметром колеса не более 820 мм» получил Михаил Кукушкин на УАЗ-469. Это тоже была «пристрелка на будущее»: в следующем году пройдет серия Fedima Cup Russia, и в ней будут принимать участие машины именно с таким ограничением по предельному размеру резины.

P.S. Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на неизбежные организационные огрехи (главным я считаю недостаточное внимание, уделенное спортивной составляющей соревнования), первый блин у клуба Camexполучился отнюдь не комом. И еще: я был в Твери, я видел росток будущего. И, право слово, это будущее вовсе не показалось мне мрачным.

Владимир КАЗАК
Президент клуба Сатех

Это лучше, чем казино

У этого полигона очень хорошие перспективы. Самое главное, что земля эта - частная, и ни по какому другому назначению, помимо развития автоспорта, использоваться не будет. У нас есть желание сделать настоящий центр технических видов спорта. Здесь будут проложены разные типы трасс, с различной степенью сложности, так что проводить в этом месте можно будет соревнования любого уровня. Главная наша идея заключалась в том, чтобы приблизить события и зрелищные моменты тро-фи-рейда к зрителям. Это не совсем получилось. Но мы планируем все трассы сделать таким образом, чтобы все происходило на глазах зрителей. Условия это позволяют: здесь есть и вода, и болота, и глина, и мы свободны в строительстве искусственных препятствий. В идеале должна получиться многочасовая кольцевая гонка. Обязательно вставим и какой-то триальный кусочек, чтобы машины могли не только в болоте побарахтаться, но и на экстремальном рельефе полазить, в том числе и по искусственным препятствиям. Но помимо подготовленных машин и опытных спортсменов мы обязательно будем привлекать и вовлекать людей на стандартных автомобилях, которые просто могут приехать и попробовать себя на трассе. Если людям это понравится - значит, они начнут строить машины, выступать в следующих классах. Это будет как бы школа для новичков, но дающая точное представление о том, что же такое внедорожный спорт. Я уже сегодня слышал в VIP-зоне: «Класс, такой драйв, так понравилось... Чем в казино деньги просаживать, я лучше машину построю и буду тут с вами носиться». В общем, людей реально зацепило.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты