Земля Там, Внизу

Warn-ARB Outback Challenge – 2007. Австралия

О, Австралия, родина крокодилов, кенгуру, белых акул, пива Fosters и великого охотника Стива Ирвина! Здесь, в южных широтах, сливающаяся вода в раковине закручивается в другую сторону, привычные созвездия предстают в перевернутом виде, а солнце восходит совсем не там, где вы этого ожидаете. Но самое странное то, что подобные вещи не перестают поражать вас все время, пока вы здесь находитесь. Недаром Австралию называют Землей Там, Внизу. А еще здесь проходит одно из лучших в мире многодневных внедорожных соревнований – Outback Challenge (OBC).

В мае этого года я вновь отправился в Броукен-Хилл - крохотный шахтерский городок на краю великих австралийских пустошей, называемых «аутбэк». Эти земли суровы к любым пришельцам, будь вы участник соревнований или просто зритель. Расстояния между населенными пунктами здесь измеряют в дополнительных канистрах топлива, здешние пауки и змеи обожают заползать под тенты и в спальные мешки, а кенгуру имеют суицидальные наклонности и выпрыгивают из кустов прямо вам на капот как минимум раз в час. Что же касается местной погоды, то она непредсказуема, как кенгуру.

В этом году Австралия в полной мере показала свой необузданный нрав. Великую Красную пустыню (так называют эти места австралийцы) десять дней поливало как из ведра. Над Землей Там, Внизу непрерывно грохотали грозы, как будто на небесах кто-то одним махом решил отдать накопившийся долг. Да что там говорить — тяжелые, напитанные водой кучевые облака закрыли небо на второй день соревнований, и все шесть последующих дней Природа превращала овраги в реки... Оно, конечно, неожиданно, но, с другой стороны, здесь ведь собираются экипажи, готовые к борьбе в любых условиях. Или я что не понимаю?

На «небольшой» территории

В отличие от таких соревнований, как « Дакар» или Baja 1000, где спортсмены перемещаются по линейному маршруту из точки А в точку В, Outback Challenge проходит на ограниченной и относительно небольшой территории. Скажем, всего 100 тыс. км2... Вы уже, наверное, поняли, что «небольшая» она, конечно же, по меркам Австралии (страны, где территория одной скотоводческой фермы может превысить площадь средних размеров европейского государства). Так вот, на этой территории размечено несколько десятков спецучастков. Причем спортсмены не только должны преодолеть их за максимально короткое время, но и выполнить ряд специальных заданий («тасков»). Действительно,участникам соревнований такого рода требуется нечто большее, чем лишь великолепное владение машиной. В таких условиях ничуть не меньшее значение приобретают, например, навыки ориентирования в пустынной местности и умение управляться с лебедкой в глубокой грязи, в воде и на отвесных скальных склонах. Так что, вопреки распространенному мнению, в таких соревнованиях, как Outback Challenge, не всегда побеждает самый быстрый пилот.

Настоящий Outback

Поскольку, как я уже сказал, территория соревнований по общечеловеческим меркам достаточно обширна, 39 участников были разбиты на четыре группы в соответствии с результатами, показанными на прологе (гонка на искусственно подготовленной трассе на окраине Броукен-Хилла). В ходе этого предварительного соревнования автомобили участников в течение шести часов лавировали между воротами, карабкались по нагроможденным булыжникам, ныряли в грязевую яму и перебирались через специально построенную стену. Короче говоря, ярость этой гонки задала тон всей последующей неделе состязаний. И все-таки настоящий Outback Challenge начался только тогда, когда осела пыль над трассой пролога. Первым из 19 спецучастков (СУ) стала ночная гонка по руслу ручья Найн-Майл-Крик. Лучи галогенных прожекторов Hella, PIAA и Light Force пронизывали темноту, освещая частокол деревьев и песчаные валы, вынуждавшие машины участников совершать головокружительные прыжки. С финиша этого СУ четыре группы экипажей разъехались в четыре базовых лагеря, чтобы встретиться вновь только в финальный день соревнований.

Все свое беру с собой

Надо заметить, что участники Outback Challenge традиционно находятся в «автономном плавании на полном самообеспечении». И этот факт, равно как и прописанные в регламенте правила, заставляют понять: главное на этом австралийском соревновании -сберечь автомобиль. И на то есть две довольно веские причины: во-первых, победителем может оказаться экипаж, не занявший первого места ни на одном из зачетных СУ. А во-вторых, поскольку любая заявка на оказание посторонней помощи оборачивается для экипажа весьма солидным количеством штрафных очков, то команды вынуждены везти с собой изрядный груз запчастей. Нет, конечно, регламент допускает получение помощи или запасных частей от других участников, входящих в ту же группу, но поездка в город за муфтой свободного хода или карданным валом обойдется вам в 100 очков штрафа. Кроме того, штрафные очки начисляются за каждый сбитый во время гонки флаг или вешку, за нарушение техники безопасности при работе с лебедкой и множество других мелких проступков.

Болиды дорог общего пользования

Надо заметить, что участвующие в Outback Challenge автомобили, мягко говоря, мало похожи на болиды, выступающие в экстремальных соревнованиях по рок-кроу-лингу или на марафонских ралли-рейдах. И причина отличий кроется не только в особенностях этих соревнований. Дело в том, что в соответствии с правилами CCDA, Cross Country Driver's Association (австралийской ассоциации участников внедорожных гонок), все участвующие в ОВС машины должны быть допущены к движению по дорогам общего пользования! А это значит, что на них установлены нормальные фары головного света, сигналы поворотов, ветровое стекло, номерной знак и обычная страховка. Более того, на них нельзя устанавливать колеса диаметром более 36,5 дюйма, у них должны быть оригинальные рама и кузов, на котором должно остаться не менее 50% исходных металлических панелей. Но на этом ограничения и заканчиваются. Как следствие участники абсолютно свободны в выборе двигателя, трансмиссии и мостов.

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ OUTBACK CHALLENGE - 2007

Вам интересно, какую оснастку имели участники крупнейшего австралийского соревнования? Обратите внимание, что полученные мною сведения не претендуют на полноценное исследование и отражают данные только по тем командам, которые откликнулись на просьбу о заполнении импровизированной анкеты. И тем не менее

Шины

Еще недавно шины марки BFGoodrich домини ровали на внедорожных трассах Австралии. Однако наш опрос показал, что на этом поле появились новые сильные игроки. Подавляющее большинство участников предпочли шины марок Simex и Pro Сотр. а добрый старый BFGoodrich отодвинулся на третью позицию

Simex15
Pro Comp 11
BFGoodrich5
Maxis 5
Mickey Thompson 1
Silverstone 1


Бедлоки

Если у вас нет бедлоков, то лучше остаться дома и сэкономить массу времени, которое вы неизбежно потратите на ремонт шин. В мире существует огромное количество марок этого устройства, и участники Outback Challenge использовали чуть ли не все. Из распространенных мне удалось идентифицировать Walker Evans, Staun, Second Air и JPC.


Лебедки

За исключением одного экипажа, использовавшего лебедку Superwinch, все участники Outback Challenge оснастили свои машины лебедками марки Warn.


Лебедочные тросы

Похоже, времена меняются. Синтетические лебедочные тросы, появившиеся несколько лет назад, благодаря малому весу, удобству использования и безопасности стали практически стандартным элементом оборудования.

Стальной трос 4
Синтетический трос 28


Блокировки межколесных дифференциалов

ARB Air Locker 34
Pro- Lock 1
В этой области также наблюдалось засилье одного брэнда.



Бензин или дизель?

Несмотря на массу преимуществ, предоставляемых дизельными моторами, бензиновые двигатели доминировали на Outback Challenge в соотношении пять к одному!


Шноркель

Этот «девайс» не просто придает грозный вид авто мобилю. В ситуациях, когда вам приходится соревноваться в густой пыли или преодолевать глубокие броды, его наличие или отсутствие может стать решающим, так что абсолютно все участники ОВС имели на своих автомобилях установленный шноркель. Он был либо самодельный, либо фирменный, но статистики по маркам мне собрать не удалось.

GPS

Даже если вы в совершенстве владеете работо с секстантом и умеете ориентироваться по звез дам, в современных условиях вам все равно понадобится спутниковая система навигации.

Garmin 19
Magellan11
Eagle 1
Range Tracker 1
Nuvii 1
Большинство из участников предпочли приборы Garmin и Magellan. Что же касается победителей соревнования, то они прокладывали свой путь по прибору никому не ведомой марки Nuvii.



Автомобиль

В течение многих лет на Outback Challenge безоговорочно доминировали Nissan и Toyota. Этот год не стал исключением, однако в спор вмешались внедорожники Ford.

Nissan 18
Toyota 5
Ford 5
Range Rover 2
Suzuki 2
Jeep 2
Daihatsu 1
Но если рассматривать лишь верхнюю часть итоговой таблицы результатов, то картина будет выглядеть несколько иначе.
Nissan 11
Toyota 4
Suzuki2
Range Rover 2
Ford 1
Что же касается победителей, то первое место в абсолютном зачете досталось Suzuki Samurai, а серебряные и бронзовые призеры выступали на Nissan Patrol.


Доступный класс

Поскольку на трассах ОВС участникам постоянно приходится сталкиваться с огромным разнообразием гоночных условий (от скоростных заездов в песчаной пустыне до рок-кроулинга и ориентирования в болотах), то для достижения наилучших результатов машины должны иметь правильно подобранный баланс мощности двигателя, достаточную длину ходов подвески и, конечно же, блокировки дифференциалов. Помимо всего этого, трансмиссия просто обязана обладать солидным запасом прочности, которого должно хватить на все семь дней непрерывных издевательств над механизмами. Кстати, в этом году из общего зачета Outback Challenge был выделен специальный класс автомобилей, получивших название Trophy Class. Выступающие в этом зачете машины по своему внешнему виду и техническим характеристикам еще ближе к стандартным. Например, мосты и компоненты трансмиссии можно усиливать, но они должны быть именно теми, что поставляются с завода и входят в стандартную комплектацию. Количество и расположение амортизаторов может быть любым, использование нестандартных упругих элементов подвески также разрешено, но точки крепления рессор или рычагов не должны отличаться от заводского варианта. Главная задача введения нового зачетного класса - сделать легендарную внедорожную гонку более доступной. Кстати, хотите - верьте, хотите - нет, но многие из участников зачета Trophy Class обошлись без специальных трейлеров для перевозки «боевых» машин. Они просто-напросто приехали на гонку на своих боевых «болидах», а после окончания соревнования собрали пожитки и тем же способом отпра-вились в обратный путь.

Извращенный ум организаторов

По моему глубокому убеждению при планировании спецучастков Outback Challenge в полной мере проявилось извращенное чувство юмора главных организаторов соревнования. Посудите сами - за семь дней гонки экипажам предстояло проехать несколько тысяч километров и пройти 19 спецучастков, расположенных в шести весьма удаленных друг от друга районах. Типичный вечер на Outback Challenge выглядел следующим образом: солнце садится за горизонт, на небе проступают по-южному яркие звезды... Но у участников нет времени на созерцание, ведь их уже послали на стокилометровый маршрут, из которого они должны будут вернуться в совершенно другое место. А в промежутке им предстоит найти десять точек с заданными GPS-ko-ординатами. Вы спросите, какие правила при этом действуют? А никакие! Просто найдите десять точек и вернитесь, вписавшись в лимит времени. Между тем точки разбросаны на территории, «перечеркнутои» невидимыми в темноте канавами и промоинами, усыпанной способными пробить колесо камнями и заросшей непролазными кустарниками. Те, кому повезет вернуться в лагерь до двух часов пополуночи, получат право на отдых в течение четырех часов (за это время нужно успеть заправить машину, поесть и поспать). Но это при условии, что автомобиль не требует ремонта. Если же он «требует» (а разве бывает иначе?), то на все работы участникам отводятся те же четыре часа. И выполняются эти работы исключительно силами экипажа! А в шесть утра маршалы готовы предоставить участникам следующие двадцать часов «развлечений».

Цена победы

Как уже было сказано в самом начале статьи, в этом году природа решила сыграть с участника-ми по особо жестоким правилам. Пошел дождь, и условия начали стремительно ухудшаться: сухие русла превратились в ревущие потоки, окружающие подъездные дороги были закрыты местными властями, а некоторые из спецучастков стали попросту недоступными. Не зря же за девять лет своей истории австралийский Outback Challenge завоевал славу одного из сложнейших многодневных соревнований мира, сам финиш на котором является уделом сильнейших. В этом году в стартовом протоколе значились в основном австралийские экипажи, за исключением двух команд, прибывших в Австралию из Таиланда. Впервые участвовавшие в Outback Challenge тайцы привезли с собой два подготовленных Suzuki Samurai. И когда последний автомобиль пересек финишный створ последнего СУ, оказалось, что гости из Юго-Восточной Азии сумели преподнести «осии» сюрприз: братья Сомтоб и Банто Фучсовансакуи не только добрались до подиума, но и получили на нем первое место! Еще одним сюрпризом стало то, что победивший в зачете Trophy Class Робби Маттисон сумел занять 11-е место в общей классификации, опередив многих участников на глубоко модифицированных машинах. О чем это говорит? О том, что талант и упорство в достижении цели являются ценными качествами не только в привычном нам Северном полушарии, но и на удивительных со-ревнованиях, проходящих на Земле Там, Внизу.

Чемпионы из Таиланда братья Сомтоб и Банто Фучсо-вансакуи доставили в Австралию свой подготовленный Suzuki Samurai по воздуху. Это был самый легкий и самый маломощный автомобиль среди всех заявленных (объемом двигателя 1977 см3). Модификации чемпионского Suzuki Samurai свелись к усилению рамы и мостов и работе с подвеской. Да, братья Фучсовансакуи не были первыми ни на одном из СУ. Однако они выступали настолько стабильно, что увезли домой в Таиланд главный приз и золотые медали Outback Challenge - 2007.

P.S. В последнее время австралийское соревнование Outback Challenge активно «экспортируется» на другие континенты. Например, с прошлого года аналогичные состязания проводятся в Северной Африке (см.: Буря в пустыне. 0RD. 2007. №6).

текст: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
фото: Крис КОЛЛАРД
OFF ROAD IMAGES
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты