Прирастать Сибирью

Репортаж с омской выставки военной техники, технологий и вооружения

Вот уже несколько десятилетий Омск и Новосибирск ведут негласный спор за звание столицы Сибири. Оба являются крупными научными центрами с сетью учебных заведений и НИИ, а их промышленная структура включает предприятия самых современных направлений (электроника, космические аппараты, авиация. Сложившийся паритет нарушает, пожалуй, лишь военная выставка, регулярно проходящая в городе… Омске.

Начало городу у слияния двух рек -Оми и Иртыша - положила крепость, заложенная в 1716 году и ставшая форпостом на южной границе русских земель в Западной Сибири. К середине XIX века Омск стал главным городом Сибирского казачьего войска и центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Очередной виток развития начался в 1894 году, когда через область прошла Транссибирская магистраль. Еще через полвека, во время Великой отечественной войны, в городе оказались многие эвакуированные из западной части страны конструкторские бюро и предприятия. В послевоенные годы промышленность Омска развивалась ускоренными темпами, и вскоре по многим показателям город вошел в «первую пятерку» страны. Но неожиданно наступивший капитализм прекратил «почивание на лаврах». Стало ясно, что научный потенциал города не гарантируют лидерства, надо еще и уметь бороться за потенциального клиента.

Тогда, в 1996 году, все начиналось более чем скромно: всего 120 предприятий-участников, причем по большей части местных, омских. Тем не менее общий уровень показанных разработок был настолько высоким, что отозвался шквалом статей в профессиональной прессе и немедленным ростом числа участников и гостей на последующих выставках. И в этом нет ничего удивительного, ведь на первой омской выставке показывали технику, не имеющую аналогов в мире. Одна демонстрация танка «Черный орел» наделала столько шуму, что иностранные специалисты потянулись в Сибирь косяками. Да и гражданские машины выглядели не менее удивительно: амфибии на воздушной подушке для МЧС и нефтяников, «шагающие» платформы с оборудованием для работы в заболоченной тундре, самодельные снегоболотоходы на автомобильных агрегатах и совсем уж экзотическое сверхпроходимое транспортное средство на полусферических колесах - вот лишь несколько экспонатов прошедших лет.

...А умище-то я куда дену?

Если кто помнит, была в советское время такая организация -Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. Так вот, уже в новые времена Омская область одной из первых в стране восстановила ее работу (критическую массу коллективного разума было трудно удержать в сотоянии покоя). Восстановили и правильно сделали: например, в этом году посетителям BTTB был продемонстрирован в действии «гуманитарный» миномет ГАЛ, разработанный руководителем НТЦ при ФГУП «Полет» Вячеславом Котельниковым. Он может применяться как нелетальное спецсредство для пробивания дверей и стен при освобождении заложников (отсутствие вышибно-го заряда делает его безопасным в замкнутом объеме). Причем в отличие от боевых собратьев ГАЛ использует для метания не заряд взрывчатого вещества, а сжатый воздух или другой газ. То есть «зарядить» для выстрела его можно обычным автомобильным насосом, а при использовании баллона со сжатым воздухом скорострельность достигает 20 выстрелов в минуту! В качестве забрасываемого груза используются контейнеры весом до 6 кг с различной «начинкой»: огнетушители, вода, медикаменты, трос и т.д. Кстати, такая штука не помешала бы и в условиях бездорожья: например, трос через реку перебросить (дальность стрельбы - 800 м)... Еще одна разработка Котельникова - контейнер «Шанс». Он представляет собой трехкилограммовую емкость с законсервированным в негорючей жидкости тросом. Под одной крышкой - карабин для крепления «Шанса» внутри дома, а под другой - петля с замками для крепления на запястья рук. При проектировании этого спецсредства длина троса рассчитывалась на спуск со стандартной шестнадцатиэтажки (скорость снижения вдвое ниже, чем при прыжке с парашютом).

Омский приборостроительный завод им. Козицкого, специализирующийся на производстве микропроцессорного радиооборудования, разработал устройство защиты бортовой сети (УЗБС) для автомобилей с различными типами двигателей. Устройство предохраняет от короткого замыкания и, как следствие, пожара. В ближайшее время УЗБС начнут устанавливать на все выпускаемые КамАЗы, существует и модификация для легковых автомобилей. Сибирская государственная автодорожная академия представила на своем стенде электрические подогреватели для моторного масла, топлива и охлаждающей жидкости, позволяющие достаточно быстро «привести в чувство» машину на любом морозе. Достаточно заметить, что люди, оснастившие свою технику полным комплектом подогревателей, круглый год катаются на летнем дизтопливе!

Распределение мощности

Что в этом году удивило в автомобильной части экспозиции, так это полное отсутствие продукции Уральского автозавода. Возможно, новые хозяева предпочитают не распылять усилия и концентрируются на «домашней» выставке аналогичного профиля в Нижнем Тагиле. КамАЗ же, напротив, не упустил случая показать линейку новых грузовиков. Причем автомобили КамАЗ-6560 (8x8) и КамАЗ-65224 (6x6) являются не просто обновленными серийными моделями, практически это совершенно новые машины, лишь имеющие внешнее сходство с предшественниками. Кстати, четырехосный грузовик оборудован гидравлическим краном-манипулятором для ускорения процесса погрузки-выгрузки. Еще более «радикально» разгружается КамАЗ-6350 с системой «Мультилифт» МЛ10.10: освобождаясь от кузова вместе с содержимым в конечной точке маршрута, автомобиль готов выехать за новым грузом.

Не столь однозначно положительно воспринимается бронеавтомобиль КамАЗ-43269 (бронированная патрульная машина «Выстрел»). Автомобиль, создававшийся на шасси двухосного грузовика, утратил в процессе эволюции раму (конструкторы сочли, что вполне достаточно несущего кузова). Броневик разрабатывали по заказу погранвойск, но пограничники до сих пор не закупили ни одной машины. В итоге КамАЗ-43269 оказался в подразделениях охраны Минатома и... береговых частей ВМФ, где используется при сопровождении колонн с опасными грузами. Естественно, что в эксплуатации бронемашина на серийных автомобильных агрегатах дешевле, чем «избыточный» в данной ситуации БТР-80, но завод-то хочет «протолкнуть» их и в армию, надеясь на солидный заказ и соответствующее финансирование. Как бы для контраста рядом с БПМ стоял совершенно мирный внедорожник «Бархан- КамАЗ», построенный на практически аналогичных агрегатах. Машину собрали в единственном экземпляре не на автозаводе, а на соседнем предприятии по выпуску топливной аппаратуры. Справедливости ради надо заметить, что на полигоне обе машины ни в чем не уступали грузовикам, преодолев все препятствия.

Полигон

В поселке Светлый под Омском располагается 242-й учебный центр Воздушно-десантных войск, поэтому нет ничего удивительного, что его тренировочную базу попытались приспособить для демонстрации возможностей боевой техники и оружия. С каждой новой выставкой на поле добавлялись препятствия. Апофеозом стала постройка вододрома для плавающей техники объемом в 30 тыс. м3 воды. Причем бассейн не выкопали, а именно построили, насыпав стены и выложив внутреннюю поверхность плитами. «Обновить» полосу препятствий полигона было поручено омским авто- и мотокроссовикам. Бодрой колонной они выскочили на поле и понеслись на препятствия. Я подозреваю, что на тренировке все складывалось удачнее, но перед многотысячной толпой грех было не ударить в грязь лицом. Первый мотоциклист так, собственно, и сделал, не справившись с управлением на кромке грязевой ванны. Для закрепления усвоенного его сверху окатил волной коллега, а затем и пронесшиеся УАЗы. Второй мотокроссмен добрался только до следующего грязевого озерца и, упав посередине, посвятил остаток времени спасению себя и мотоцикла из скользкой жижи. У четырехколесных покорителей танковых препятствий выступление прошло более гладко, не считая УАЗа под номером... 13. После неудачного приземления у машины «отломилось» переднее колесо, и перекошенный ульяновский внедорожник покинул арену, загребая тремя «конечностями».

Первыми на огневом рубеже оказались хозяева поля - десантники. Подвергшаяся «обстрелу» колонна БМД-3 отразила «нападение» и «уничтожила» условного противника ответным огнем. Затем в дело вступили инженерные машины. Мостоукладчики МТУ-90 на гусеничном шасси и ТММ-6 на колесном в течение нескольких минут навели переправы, прочность которых позднее была опробована танками.

Броня крепка...

Тяжелый бронетранспортер на базе устаревшего среднего танка Т-55 демонстрируется в Омске начиная с самой первой выставки. Для своего времени идея была очень хороша: тысячи «пятьде-сятпяток» все равно шли в металлолом, а так появлялся шанс получить высокозащищенное средство доставки пехоты (Израиль со своим «флотом» устаревших танков так и поступил). Но денег на этот проект у государства тогда не нашлось. В промежутках между выставками БТР-Т эксплуатировался как «такси», развозя специалистов КБ транспортного машиностроения по полигону. Развозил, пока наконец не попался на глаза одному генералу войск химзащиты. И тут выяснилась главная беда «химиков»: оказывается, штатной машиной огне-метчиков до сих пор является БМП-2, давно переставшая служить адекватной защитой экипажу (тем более в компании с взрывоопасным грузом). «Химический» генерал оказался человеком дела: выбил денег под новую тему, и КБТМ спроектировало и построило боевую машину огнеметчи-ков БМО-Т на шасси танка Т-72. Она уже несколько лет находится в серийном производстве, а на открытом показе оказалась впервые. Теперь интерес стали проявлять и сухопутные войска. Еще одна машина «химиков» -тяжелая огнеметная система ТОС-1 - носит, по странному стечению обстоятельств, имя «Буратино». Человек, давший ей это название, обладал весьма специфическим чувством юмора, поскольку ТОС-1 обладает страшной разрушительной мощью - от ее ракет с объемно детонирующими головными частями нельзя спастись ни в окопе, ни в бункере, а ее собственный экипаж укрыт танковой броней.

...и танки наши быстры

Наиболее зрелищными в программе показа стали заезды танков. Например, нижнетагильский Т-90 с 1000-сильным дизелем и омский Т-80УК с газовой турбиной мощностью 1400 л.с. выступали один за другим и на огневом рубеже, и на трассе для вождения. Т-90, стоявший на площадке перед выставочным комплексом, до Омска побывал в командировке в Алжире. Базовая модель дорабатывалась в соответствии с требованиями заказчика, в частности, на башне установлен непривычный для нашей техники кондиционер. Еще одно пожелание, как правило, предъявляемое зарубежными военными, - так называемые «асфальтоходные» гусеницы. В Омске разработали траки универсальной конструкции, подходящие как Т-80, так и Т-90, снабженные быстросъем-ными резиновыми «башмаками». «Обувь» оказалась настолько удобной и долговечной, что, например, южнокорейские танкисты, эксплуатирующие Т-80У, не снимают их вовсе. Оба наших танка обладают практически одинаковыми огневыми возможностями, поражая цели на дальности до 5 км управляемыми ракетами. Такого оружия в арсенале зарубежных боевых машин пока нет. На высоком уровне находится и защита. Индийцы перед принятием Т-90 на вооружение расстреляли одну из машин и убедились в надежности брони. По энерговооруженности, то есть соотношению массы машин и мощности их двигателей, наши танки опять в числе лидеров. В соревновании друг с другом на первое место выходит «восьмидесятка». На одних и тех же препятствиях заметно, что газотурбинный танк движется быстрее. Кроме того, в арсенале омичей припасен фирменный трюк: разогнавшись, танк прыгает с трамплина и в полете делает выстрел. Этот номер никто повторить до сих пор не берется! Помимо зрительных «спецэффектов», раз за разом выполняемыи прыжок подтверждает надежность работы всех систем танка в любых условиях. Конечно, можно предположить, что прыгающие танки имеют неполный боекомплект и заправку, но, даже сэкономив 2-3 тонны, от оставшихся 43 никуда не деться. По крайней мере, толчок от удара при приземлении машины ощущаешь подошвами даже на расстоянии в добрых полкилометра.

Апгрейд с выездом к заказчику

В свое время Советский Союз вооружил полмира, и во многих странах наша техника служит до сих пор. Для тех, кто пока не в состоянии полностью поменять танковый парк на машины нового поколения, КБТМ разработало программы модернизации средних танков Т-55 и Т-62. Переоборудование касается всех элементов конструкции - от замены двигателей и гусениц до установки комплексов управляемого оружия. Причем для проведения работ не обязательно перевозить танки обратно в Россию. Можно организовать весь процесс на базе заказчика. Интерес к этой теме есть, и число иностранных гостей ВТТВ увеличивается с каждым разом. В этом, собственно, и состоит задача любой выставки - привлечь внимание потенциальных заказчиков к своей продукции. Вероятно, в Омске этому научились. По объему иностранных инвестиций в промышленность область вышла на третье место в стране.

текст и фото: Андрей АКСЕНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты